скачать рефераты

МЕНЮ


Инновационный менеджмент в Украине

6.       Осуществление трансферта технологий. Наиболее распространенными в мире коммерческими формами трансферта технологий являются патентно-лицензионная торговля правами на объекты промышленной собственности; формирование заинтересованными партнерами совместных предприятий; с получением нового оборудования и технологий; сдача в аренду (лизинг) техники, воплощающей в себе новую технологию; экспортно-импортные операции по оборудованию, товарам и услугам, воплощающими в себе технологии их изготовления.

Государство может поддерживать НИС способами: льготное налогообложение, прямое бюджетирование, предоставление кредитов, организация венчурных фондов и содействие их развитию.

Теоретическая организационная модель НИС охватывая сферы генерации, распространения, применения, коммерциализации знаний как совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государственной инновационной политики – включает ряд подсистем.

Основу НИС составляет подсистема генерации знаний, которая представляет собой совокупность научно-технических организаций государственного и частного секторов, выполняющих фундаментальные, прикладные исследования и разработки: государственные научные центры, академические и отраслевые институты, университеты, вузы, подразделения заводской науки, конструкторские бюро, создающие интеллектуальный продукт, образцы новой продукции и технологий.

Подсистема образования и профессиональной подготовки и переподготовки кадров включает в себя университеты, вузы, колледжи, другие учреждения среднего и профессионального образования, а также систему организации переподготовки и повышения квалификации кадров, включая подготовку и переподготовку кадров для инновационной деятельности и т.д.

Подсистема инновационной деятельности, производства и реализации продукции и услуг включает в себя малые, средние и крупные предприятия, отраслевые и региональные инновационно-технические центры, а также концерны, корпорации и финансово-промышленные группы, торговые (дилерские) сети, центры сервиса, сети ремонта и обновления продукции и т.д.

Подсистема технологической инфраструктуры охватывает центры поддержки инновационного предпринимательства, технопарки, телекоммуникационные сети, бизнес-инкубаторы и бизнес-инновационные структуры, консалтинговые и инжиниринговые фирмы, информационные центры и центры трансфера технологий, систему научно-технических коммуникаций, включая систему научно-технической информации, демонстрационные залы и т.д.;

Подсистема финансовой инфраструктуры, включающая организационные и правовые механизмы финансирования и ресурсного обеспечения всех стадий инновационного цикла, включая инвестиционные компании, банки и другие финансовые структуры, инвестиционные и инновационные фонды, венчурные фонды, бюджетное финансирование, если задачу (заказ) ставит государство.

Подсистема информационной инфраструктуры охватывает информационные ресурсы, технологии и системы, информационно-телекоммуникационные сети, рынок ИКТ, опосредующие и соединяющие все сегменты НИС.

Подсистема управления и регулирования включает:

-          нормативно-правовой блок, содержащий совокупность законодательных актов, норм, правил и ведомственных инструкций, определяющих формы, условия и методы взаимодействия занятых инновационной деятельностью организаций между собой и с другими организациями, а также правовые акты в области внешнеторгового, налогового, таможенного регулирования;

-          блок управления (менеджмента) и регулирования, включающий государственный, отраслевой, сетевой, матричный, вертикальный механизмы интеграции всех подсистем и элементов НИС на основе новейших управленческих и информационных технологий.

Ядром всей инновационной сферы является производственное предприятие. Его технологический уровень, конкурентоспособность продукции (и по функциональному совершенству и по цене), эффективность производства, позиции на рынке, стабильное финансовое положение определяют устойчивый и возрастающий спрос на знания, на новые технологии, продукты, методы и системы управления.

Основным содержанием инновационной деятельности субъектов (компонентов) инновационной системы является:

-          проведение анализа и формирование прогноза направлений научно-технологического и инновационного развития экономики с учетом реальных условий рыночного спроса;

-          развитие инфраструктуры инновационной системы;

-          вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;

-          технологическое переоснащение производства для выпуска инновационной продукции;

-          проведение экспертизы разработок, оказание консультационных, информационных, юридических или иных услуг по выводу инновационной продукции на рынок.

Инновационная деятельность базируется на приоритетах, которые формируются в сфере коммерциализации результатов исследований и разработок во взаимодействии с предпринимательским сектором экономики исходя из национальных интересов страны и с учетом мировых тенденций развития науки и технологий.


3. Инновационный менеджмент


Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов Украины. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие.

В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и т.п., что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями – инновационный менеджмент.

Инновационный менеджмент – это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций. Инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций.

Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает[1]:

-          разработку планов и программ инновационной деятельности;

-          наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;

-          рассмотрение проектов создания новых продуктов;

-          обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;

-          проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;

-          обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;

-          создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства продукции.

Инновационный менеджмент основывается на:

-          поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации;

-          организация инновационного процесса для данной инновации;

-          процесс продвижения и реализации инновации на рынке.

Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Выбор стратегии – важнейшая составляющая цикла инновационного менеджмента. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов. Стратегия является отправным пунктом теоретических и эмпирических исследований. Организации могут различаться тем, насколько их руководители, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования нововведений. Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что оно будет принято к внедрению в организации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства значение стратегических и финансовых целей возрастает. После достижения поставленной цели стратегия прекращает свое существование.

Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.

Инновационный менеджмент можно рассматривать как систему управления предприятием. С этой точки зрения, система инновационного менеджмента состоит из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления).

Субъектом управления может быть один или группа работников, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Объектом управления являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций. Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством передачи информации. Эта передача информации и представляет собой процесс управления.

Инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления.

Различают два типа функций менеджмента инноваций: функции субъекта управления и функции объекта управления.

Функция субъекта управления включает:

1.       Функцию прогнозирования – охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей.

2.       Функцию планирования – охватывает весь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их на практике.

3.       Функцию организации – сводится к объединению людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе каких-либо правил и процедур.

4.       Функцию регулирования заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической систем в случае, когда эти системы отклоняются от установленных параметров.

5.       Функцию координации – означает согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов.

6.       Функцию стимулирования – выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций.

7.       Функцию контроля – заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций и т.п.

К функциям объекта управления относятся:

–          рисковое вложение капитала;

–          организация инновационного процесса;

–          организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.

Функция рискового вложения капитала проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с большим риском. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению инноваций.

Организационные структуры инновационного менеджмента – это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.

Научная организация – организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки являются основным видом деятельности. Научные исследования и разработки могут быть основной деятельностью для подразделений, находящихся в составе организации (учреждения, предприятия, фирмы). Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организации в той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы собственности.

В соответствии с рекомендациями Руководства Фраскати в Украине действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ представленная в таблице 1.

Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам. Для рыночной экономики характерно распространение рыночных отношений на все хозяйственные сферы. Поэтому инновация рассматривается как товар. Американская практика организации поисковых исследований породила своеобразную форму предпринимательства – рисковый (венчурный) бизнес.

Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках, производстве новой продукции. Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий.

Таблица 1. Секторы науки (деятельности)

Сектор

Содержание

Государственный

Организации министерств и ведомств, которые обеспечивают управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок; здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т.п.).

Некоммерческие организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию.

Предпринимательский

Все организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в цепях продажи, в том числе находящиеся в собственности государства.

Частные некоммерческие организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации.

Высшее образование

Университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса.

Научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем или управлением или ассоциированные с высшими учебными заведениями.

Организации, непосредственно обслуживающие высшее образование (организации системы Госкомитета по высшему образованию).

Частный некоммерческий

Частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору.

Частные индивидуальные организации.


Венчурные фирмы, как правило, неприбыльны, так как не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам – эксплерентам, патиентам, коммутантам.

В процессе формирования НИС имеет место так называемые «узкие места системы», которые можно условно разделить на два вида. Первый вид – это разрывы инновационного процесса, уменьшающие пропускную способность системы при передаче нового знания от одной стадии инновационного процесса к другой. Другой вид «узких мест» проявляется в низкой пропускной способности каналов связи между элементами инновационной системы и окружением, ограничивающим вхождение в инновационный процесс потоков ресурсов. Этот вид основывается на дисбалансе между существующим спросом на ресурс со стороны агентов инноваций и недостаточным предложением со стороны поставщиков ресурса. Процесс инноватизации часто заходит в тупик именно из-за нехватки разнообразных имеющихся ресурсов (финансово-кредитных, информационных, кадровых), которые неэффективно расходуются в производствах, базирующихся на традиционных технологиях, с низким уровнем рентабельности. Ресурсные барьеры как другой вид «узких мест» НИС можно преодолеть с помощью институтов венчурной финансирования, которые снижают риски капитала, переходящего к инвестициям в новейшие высокорисковые проекты.

Процесс устранения «узких мест» может быть значительно более динамичным, если государство возьмет на себя ряд задач по содействию развития институтов-посредников в ресурсном обеспечении инновационной деятельности (институтов венчурного капитала, институтов экспертизы и управления инновациями и т.п.); создаст серьезные стимулы для агентов экономики и инноваций по продвижению инноваций; займется организацией ввоза технологий, оборудования, других необходимых для НИС ресурсов; станет инициатором формирования таких организационных структур как технополисы, технопарки, инновационные бизнес-инкубаторы, инновационные центры, агентства трансферта технологий, которые функционируют в качестве эффективных интеграторов инновационного процесса.

Инновационный менеджер должен хорошо разбираться в специфике покупателя товара, сложившейся ситуации на рынке, точно, оперативно и достоверно предвосхищать возможные кризисы. Организационная схема управления фирмами зависит от их особенностей.

4. Характеристика национальной инновационной системы Украины


С начала 2002 года в Украине вопросы формирования инновационной политики стали объектом постоянного внимания руководства страны. В частности, определенный в Послании Президента Украины к Верховной Раде Украины 2002 год «Европейский выбор» стратегический курс на интеграцию Украины в ЕС базируется на инновационной модели развития экономики, что требует формирования и проведения эффективной государственной политики. Эта модель – как система целенаправленных мер органов государственной власти по обеспечению инновационной структурной перестройки экономики – становится стержневой составляющей внутренней и внешней политик Украины.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.