скачать рефераты

МЕНЮ


Инновационный менеджмент в Украине

11.  Монетарные диспропорции, показателем которых выступает низкий уровень коэффициента монетизации, что приводит к нарушению рыночного баланса и равновесности, информационное искажение цен рынка. Высокие процентные ставки рынка тормозят развитие инвестиционно-инновационных процессов.

12.  Невозможность решения актуальных социальных проблем за счет инноватизации экономики, формирования сильного инновационного сектора и выхода на этой базе на более высокий уровень стандартов жизни общества, а также путем инновационной поддержки старой традиционной экономики.

Большое число трудностей и барьеров, тормозящих инноватизацию экономики, наталкивает на необходимость поиска путей их преодоления. В деятельности компаний выделяют следующие проблемы:

-          на практике подтверждается тезис о том, что сложность ситуации в украинской экономике заключается в низких темпах концентрации и интеграции капитала, т.е. не используется ключевое преимущество модели функционирования крупного производства;

-          сегодня промышленность Украины представляют уникальные наукоемкие предприятия, которые характеризуются мощным производственным, научно-технологическим и особенно интеллектуальным потенциалом;

-          наблюдается тенденция некоторого снижения темпов основных экономических показателей и установлены главные причины, определяющие данную ситуацию:

а) макроэкономические:

-          низкие темпы развития экономики Украины в целом, что создает неэффективную среду для развития отдельных предприятий;

-          отсутствие соответствующих государственных механизмов для регулирования процесса повышения инновационности развития;

-          отсутствие реально действующего законодательства в сфере формирования и стимулирования развития корпоративных структур в целом и интегрированных инновационных структур в частности;

б) микроэкономические:

-          в большинстве случаев отсутствие четкой системной стратегии развития предприятия, разработанной на основе современной научной методологии;

-          отсутствие инновационной стратегии как главной составляющей в общей стратегии развития;

-          низкий уровень информационного обеспечения процесса управления предприятием, т.е. отсутствие единой концепции и стратегии информатизации предприятия на основе информационно-коммуникационных технологий.

В результате – осложнение процесса системного сбора, обработки и анализа информации по всем функциональным зонам предприятия, как следствие:

-          невозможность осуществления мониторинга важных процессов для подготовки управленческих решений на всех уровнях;

-          сосредоточенность руководства на производственной деятельности и недостаточное внимание к научно-технологическим и инновационным процессам, как того требует специфическая особенность наукоемкого предприятия;

-          отсутствие практики внедрения современных методов организации деятельности, а именно – реинжиниринга, бюджетирования, системы сбалансированных показателей, управления рисками, технологического маркетинга и других, которые позволяют повысить результативность управления предприятием и обеспечить эффективное использование его научно-технологического потенциала и повышение конкурентоспособности;

-          неэффективность действующей системы стимулирования труда, и особенно – низкий уровень мотивации творческой активности работников;

-          отсутствие практики внедрения принципов корпоративного управления предприятием, что не позволяет использовать в полной мере преимущества корпоративной формы собственности, например, по управлению стоимостью предприятия и осуществлению его капитализации, внедрению корпоративной культуры в современные методы управления;

-          несистематическая и методологически непродуманная работа по управлению объектами промышленной собственности, что в условиях наукоемкого производства и мощного научно-технологического потенциала предприятия должно оказывать содействие его инвестиционной привлекательности и обеспечивать увеличение рыночной стоимости;

-          отсутствие интегрированной деятельности ведущих служб предприятия (в частности, маркетинга, службы внешнеэкономической деятельности, служб НИОКР и экономических подразделений) по повышению технологического уровня производства через механизмы технологического прогнозирования и технологического маркетинга и др.

Наиболее проблемными сферами деятельности остаются маркетинговая политика и управление финансами и инвестициями. Препятствиями для развития бизнеса являются: отсутствие стратегии развития у предприятий - они имеют потенциал, позволяющий занять лидирующее положение на рынке, но не могут четко определить приоритетность выполнения бизнес-мероприятий для достижения конкурентных позиций; у акционеров и менеджеров нет четко сформулированного и одинакового видения будущего предприятия.

Наиболее значимыми, по оценкам самих руководителей предприятий, являются проблемы в сфере управления финансами и инвестициями: предприятиям хронически не хватает финансовых ресурсов для развития бизнеса. В то же время данные бухгалтерского учета слабо используются в процессе управления. Система планирования, контроля и анализа в финансовой структуре не сформирована в полном объеме, а представлена в виде отдельных элементов и частей, не интегрированных в единую систему, Это не позволяет рационально управлять всеми имеющимися ресурсами в масштабе предприятия, определять запас финансовой прочности предприятия.

В связи с этим необходимо: привести организационную структуру в соответствие с приоритетами инновационного развития и технологического прогнозирования; разработать системный механизм взаимодействия государства с корпоративным сектором экономики.

Руководству предприятий следует шире привлекать специалистов научных учреждений, которые могут предложить свои услуги в форме консультаций, разработок научно обоснованных концепций, методологий, методик, научного сопровождения проектов по организации инновационно-инвестицион-ной деятельности на предприятии.

В настоящее время ученные выделяют ряд факторов, тормозящих инновационную деятельность. Это отсутствие финансирования, отсутствие денежных средств у заказчика, высокие кредитные ставки банковских учреждений, значительные расходы, связанные с нововведениями, не совершенство законодательной базы в налоговой сфере, трудности с сырьем.


6. Направление инновационного менеджмента Украины


Перед государством встает задача сформировать такой хозяйственный механизм, который бы обеспечивал перераспределение ресурсов из устаревших и бесперспективных производств в производственно-технологические комплексы современного технологического уклада, концентрацию ресурсов в точках его роста, модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе распространения новых технологий. Решению этой задачи должны быть подчинены приватизационная, налоговая, финансовая и денежно-кредитная политики, регулирование внешней торговли, политика цен и доходов.

Необходимо предпринять следующие шаги:

1.       Начать проводить действенную государственную политику, направленную на приоритетное научно-технологическое развитие Украины, которую до сих пор только декларировали.

2.       Создать управляемую инновационную модель развития государства путем утверждения национальных приоритетов (для Украины их должно быть не более пяти). На этой основе необходимо начать стратегические программы развития, которые объединят собственные научные разработки, собственное кадровое сопровождение, отечественный производственный сектор и бизнес.

3.       Усовершенствовать государственное управление инновационной деятельностью, повышая уровень координации всех составляющих инновационного процесса, интегрирования отраслевых сегментов управления инновационной деятельностью, передав соответствующие функции одному, надотраслевому центральному органу исполнительной власти.

4.       Завершить формирование единого законодательного поля инновационной деятельности путем внесения дополнений в принятые ранее свыше ста законодательных актов и нормативных документов и их согласования [ , с. ].

Очень важно урегулировать вопрос о предоставлении налоговых и таможенных льгот технологическим паркам и свободным экономическим зонам. При этом механизмы государственной поддержки инновационной деятельности должны быть существенным образом упрощены в формальной части.

Второй вид инновационной деятельности, относится к так называемым массовым инновациям, которые в развитых странах охватывают до 90% общих объемов высокотехнологичного бизнеса. Такой вид деятельности (в форме научных парков) не требует предоставления никаких льгот со стороны государства и основывается исключительно на объединении интересов органично неразделимых групп участников. Это высокотехнологические компании, конкурирующие на внутренних и внешних рынках, конкурентоспособные научные группы, обеспечивающие эти компании постоянным потоком ноу-хау, факультеты и кафедры университетов, готовящие для них качественный человеческий капитал, инвестиционные и венчурные фонды, которые подпитывают инновационный процесс, бизнес-структуры, которые выводят инновационную продукцию на рынки. В данной модели государство лишь устанавливает правила такой деятельности в виде законов и нормативных актов и контролирует их выполнение.

Другая система отношений возникает между местными органами власти и инновационными средами, осуществляющими массовую инновационную деятельность. Поскольку такие среды регионально ориентированы (в отличие от технологических парков), они создают дополнительные интеллектуально наполненные рабочие места именно для конкретного региона и привлекают инвестиции в этот регион. Поэтому местная власть заинтересована в тесном сотрудничестве с научными парками, которое может осуществляться в форме совместного учреждения этих инновационных сред, управление ими, выделение им необходимых помещений, участков земли для развития и тому подобное.

5.       Осуществить комплекс мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной науки и образования. Возвращение Украине роли мощного генератора новых знаний, производителя конкурентоспособных видов техники и высоких технологий и выхода с этой продукцией на внутренний и внешний рынки. Эти два сектора должны пересмотреть свои задачи, структуру и главные принципы деятельности в соответствии с мировыми требованиями и потребностями общества.

Можно назвать еще ряд важных составляющих модели инновационного развития государства, таких как возрождение высокотехнологичных производств и конструкторско-инженерных школ, создание разветвленных финансовых сетей и фондового рынка и тому подобное. Но все они сработают лишь при условии консолидации страны, когда будут осуществлены последовательные шаги для формирования общественного сознания граждан с целью четкого понимания, кто мы и какой путь должны преодолеть. Это означает, что без решительной и целенаправленной государственной политики, без стимулирования человеческой активности, достичь указанного будет невозможно.

Свиженко В.А., директор Департамента научно-технологического развития МОН Украины подчеркивает необходимость и важность уточнения приоритетов научно-технического развития и инновационной деятельности и кардинально нового подхода к их определению, как пирамиды приоритетов. В этой связи большое значение имеет государственная программа прогнозирования научно-технологического и инновационного развития.

Особенно важны также заинтересованность и вовлеченность бизнес-среды в развитие научно-технического потенциала (в этом контексте имеет решающее значение становление и развитие инновационного венчурного предпринимательства, поддержать которое должно государство). Необходимо введение соответствующих адекватных государственных программ, направленных на улучшение инвестиционно-инновационного климата и повышение эффективности инновационной деятельности. Эти программы должны быть нацелены не на «процесс», а на «результат».

Государственная поддержка инновационных проектов корпоративного сектора должна осуществляться на селективной основе. Государство должно поддерживать те инновации, которые внедряются на производстве высших технологических укладов или улучшают ресурсную базу экономики. Переход к устойчивому развитию в Украине возможен при условии переориентации научно-технического прогресса на создание ресурсно-, энерго- и водосберегающих технологий. Основным приоритетом должно стать использование наукоемких технологий с постепенным вытеснением ресурсоемких, а также с соответствующим изменением приоритетов в структуре внешней торговли – от преобладания экспорта природных ресурсов до увеличения доли экспорта высококачественной наукоемкой продукции.

Следует все активнее создавать технопарки, технологические инкубаторы, инновационные производства, прежде всего в приоритетных отраслях (радиоэлетронная и приборостроительная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, тяжелое машиностроение, судо- и самолетостроение, химическая промышленность, а также «потребительские отрасли»).

Украина имеет все предпосылки для создания и утверждения инновационной модели развития экономики. Это – и высокий научно-технический, кадровый и интеллектуальный потенциалы, и развитая учебно-научная система, наличие отраслевых всемирно известных научных школ, структурно разветвленных научных комплексов и ряда наукоемких высокотехнологических секторов. Однако стратегическая ошибка, допущенная на старте рыночного реформирования отечественной экономики, которая состояла в определении Украины как экономически и научно-технически неразвитого государства, привела к тому, что страна фактически начала двигаться в направлении демонтажа накопленного инновационного потенциала. С 2000г. ситуация несколько улучшилась: прекратилось резкое сокращение количества предприятий, внедряющих инновации, и их доли в общем количестве промышленных предприятий; несколько активизировался процесс освоения новых видов техники и внедрения технологических процессов; возникли определенные реальные наработки в законодательной базе. Для ускорения процесса утверждения в Украине инновационной модели развития экономики необходимо усиление государственного влияния на развитие инновационной деятельности. К первоочередным мероприятиям в этой сфере относится увеличение финансирования инновационной деятельности и содействие развитию малых и средних инновационных предприятий.


7. Характеристика инновационной деятельности в работе Детско-юношеской спортивной школы г. Армянска


Основополагающую роль в подготовке спортивного резерва в сборные команды Украины по видам спорта играют, как и прежде, спортивные школы.

Детско-юношеская спортивная школа г. Армянска является внешкольным учебным заведением и обеспечивает возможность получения каждым ребенком необходимых, научно-обоснованных знаний о здоровье и способах его укрепления, методики организации досуга и направленно на формирование у детей физического, социального и духовного здоровья, совершенствование физической и психической подготовки для ведения активной продолжительной жизни и профессиональной деятельности. Физическое воспитание обеспечивается соответствующими достижениями, медицинским обслуживанием, педагогическими кадрами, материально-технической, правовой, нормативной, информационной базой и бюджетным финансированием. Учебно-воспитательный процесс обеспечивает материальная база спорткомплекса ДЮСШ, которая включает спортивный и тренажерный залы, плавательный бассейн, стадион и мини стадион с искусственным покрытием, а так же спортивные базы общеобразовательных школ города, где работают тренера-совместители. Учебный процесс обеспечивает 39 человек из них: 3 человека – администрация школы, 20 хозяйственный и обслуживающий персонал, 16 чел. тренера-преподаватели из них – 12 чел. совместители. Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, климатические факторы, закаливание, меры по формированию здорового образа жизни, которые способствуют сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья детей. ДЮСШ Учебный процесс осуществляется на основании программ по виду спорту и годового плана работы школы. В школе профилируется 9 видов спорта: футбол, баскетбол, волейбол, плавание, каратэ, шахматы, настольный теннис, легкая атлетика, общая физическая подготовка (ОФП). Весь тренерский состав имеет высшее образование, основные работники различные квалификационные категории.

В настоящее время в учебно-воспитательном процессе делается акцент на формирование гармонически развитой личности. Многолетний учебно-тренировочный процесс состоит из 4 этапов подготовки: спортивно-оздоровительного, начальной подготовки, учебно-тренировочного, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

Основными задачами в сфере детско-юношеского спорта являются:

-          формирование здорового образа жизни, развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижение уровня спортивных успехов сообразно способностям;

-          вовлечение максимально возможного числа детей и подростков в систематические занятия спортом;

-          воспитание физических, морально-этических и волевых качеств;

-          улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие;

-          повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов;

-          профилактика вредных привычек;

-          привлечение к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных АР Крым и Украины.

Основные принципы деятельности ДЮСШ:

-          доступность занятий спортом, равенства возможностей всех учащихся в получении дополнительного образования спортивной направленности;

-          непрерывность и преемственность процесса спортивной подготовки;

-          дифференцированного подхода к развитию массового спорта, спорта высших достижений, к организации учебно-тренировочного процесса с установкой на разностороннюю физическую подготовленность.

Методологической основой научно-технологического обеспечения подготовки резерва являются принципы:

-          целесообразной минимизации объемов тренировочных нагрузок;

-          непрерывного контроля состояния спортсмена в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;

-          целевой направленности тренировки юных спортсменов на высшее спортивное мастерство;

-          соразмерности развития физических качеств юных спортсменов;

-          индивидуализации процесса подготовки;

-          профилактики травм и заболеваний на этапах интенсивной тренировки и соревнованиях.

Усилия администрации ДЮСШ и педагогического коллектива прежде всего направлены на приобщение детей к активным занятиям физкультурой и спортом.

При традиционном подходе в качестве основных целей и задач этой работы признаются: оздоровление (сохранение и укрепление здоровья), физическое совершенствование (формирование определенных физических качеств, двигательных умений и навыков), а также выявление, отбор и подготовка спортсменов, способных успешно выступать и побеждать в соревнованиях различного уровня, прежде всего на чемпионатах АР Крым, Украины, Мира. Хотя в качестве приоритетных декларировались первые две задачи, но реально нередко именно последняя задача выступала на переднем плане.

Применение инновационных форм в ДЮСШ для спортивной подготовки предусматривает:

-          смещение акцента (в рамках массовой физкультурно-спортивной работы с населением) с последней задачи на решение первых двух, особенно на задачу оздоровления, укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения;

-          перехода от такой системы этой работы, которая ориентирована на формирование лишь определенных физических качеств, жизненно необходимых двигательных умений и навыков, к системе, дающей человеку глубокие знания о своем организме, средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранения и укрепления здоровья, а также формирующей у него потребность в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, в активных занятиях физическими упражнениями и спортом.

-          вовлечение в регулярные занятия спортом подрастающее поколение;

-          создание эффективной системы организации и проведения первенств по видам спорта, включая Спартакиады школьников.

В ДЮСШ используется инновационный подход, который ориентирует учебно-воспитательный процесс на всестороннее развитие личности и ее самоопределение во время творческого овладения двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью. Прежде всего, ставится задача, опираясь на теорию и историю физической культуры и спорта, гигиены, психологии, физиологии, биомеханики, сформировать у детей и молодежи целостное представление о физической культуре как элементе общей культуры человека. В качестве второй важной задачи физического воспитания рассматривается творческое усвоение способов двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

В рамках совершенствования физического воспитания в школе важное значение придается созданию конкретных вариантов учебных программ с учетом особенностей интересов учащихся и профессиональных возможностей преподавателей. Она состоит из двух частей – базовой (обязательной) и вариативной (дифференцированной). Базовая часть программы предлагается в качестве основы "общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры". Ею должны овладевать все учащиеся независимо от индивидуальных отличий. Вариативная часть обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, специализации учителя и интересов учащихся. Содержание вариативной части программы определяется ДЮСШ. Рациональное сочетание базовой и вариативной частей содержания учебной программы позволяет снять существующие противоречия между интересами общества и индивида, повышает значимость физической культуры в воспитании здорового образа жизни, более полно удовлетворяет потребности детей и молодежи в самопознании и самосовершенствовании, создает большие возможности для творческих поисков нетрадиционных форм организации физического воспитания, реализации принципов гуманизации в педпроцессе. Отмеченные общие подходы к организации учебно-воспитательной работы в школе отражаются на конкретной организации учебных занятий.

В числе ведущих тенденций построения учебных занятий по физическому воспитанию можно отметить усиление их образовательной направленности. Разработаны программы повышения физкультурной грамотности детей и молодежи, формирования и углубления их знаний о своем организме и физическом состоянии, различных его параметрах: о состоянии здоровья, физической подготовленности, телосложении, о различных средствах воздействия на них и методике использования этих средств, о здоровом образе жизни, его компонентах и путях формирования и т.д.

Для решения этой задачи вносятся изменения в программы занятий на тренировке, включение в нее разнообразной информационной, пропагандистской, разъяснительной работы с детьми и молодежью по вопросам физической культуры и здорового образа жизни. Проводятся в определенном сочетании теоретические и практические занятия (80% от всей программы) тренером, медработником, завучем, инструктором-методистом на темы: «Физическая подготовленность и здоровье», «Биомеханика движений», «Модели движений», «Двигательные навыки», «Социальные навыки», «Формирование положительной самооценки», «Достижение индивидуального совершенства». Так, изучение темы «Физическая подготовленность» предполагает ознакомление учащихся с различными компонентами, составляющими понятие «физическая подготовленность» – сила, скорость, выносливость, гибкость и т.д., их взаимосвязью с системами организма человека и способами контроля за состоянием здоровья: по изменению артериального давления, объема легких, частоты сердечных сокращений и т.д. Тема «Биомеханика» включает изучение характеристик движения при бросках мяча руками, ударах по мячу ногами, прыжках и т.п. На занятиях по теме «Модели движения» учащиеся получают задания для изучения и практического знакомства с определенными видами движений, а затем демонстрируют их в классе. Отдельные виды движений изучаются группами учащихся, которые с помощью видеокамеры делают записи для объяснения и демонстрации этих движений. Во время изучения тем «Социальные навыки» и «Формирование положительной самооценки» учащиеся участвуют в решении предлагаемых проблем в ходе организуемых дискуссий. Тема «Достижение индивидуального совершенства» предусматривает изучение истории олимпизма и разработку индивидуального плана физической активности на основе личных интересов и запросов. Тренировочный процесс осуществляется комплексно с эффективным применением материально-технической базы спорткомплекса и включает использование тренажерного зала, плавательного бассейна, стадиона и спортзала.

Все эти мероприятия предусматривают у учащихся помимо монотонных спортивных занятий формирование широкого круга знаний в области физической культуры и здорового образа жизни: знания о влиянии занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, работоспособность; о гигиенических правилах при выполнении физических упражнений; о закаливании водой и воздухом; о режиме дня и двигательном режиме; о правилах и формах занятий физическими упражнениями, доступными видами спорта в свободное время; знаний о личной гигиене сна, питания, труда и отдыха; о влиянии занятий физическими упражнениями (гимнастикой, легкой атлетикой и т.д.) на системы дыхания, кровообращения, центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат и т.д.; о компонентах физической культуры личности; о развитии волевых и нравственных качеств в процессе занятий физкультурой и спортом; об основных приемах самоконтроля в ходе этих занятий и др. [

Новые подходы к содержанию занятий ориентируют не только на двигательную подготовку учащихся, но и на развитие личности, на индивидуальное восприятие учебного материала. Нагрузка подбирается в зависимости от подготовленности занимающихся. Специальное время отводится для выполнения упражнений, выбранных по их желанию. Такой подход стимулирует приобретение ими навыков выполнения упражнений в процессе самостоятельных занятий.

Акцентируется внимание на положительные качества и достижения учащихся, на удовлетворение их потребности в самоутверждении и общении. Решение этих задач предполагает отход от жесткой регламентации занятий, повышение их эмоциональной насыщенности, максимальное разнообразие форм, методов и средств физического воспитания, широкое использование наглядных и технических средств.

Значительное внимание уделяется поиску новых форм и методов тестирования учащихся. Для инновационных подходов к тестированию детей характерен акцент на показатели прироста индивидуальных результатов. Исходят из того, что тестирование должно побуждать учащихся добиваться более высокого уровня физической подготовленности, не вызывать отрицательного отношения к занятиям спортом, помогать создать у детей положительный психологический настрой. Тесты носят информационный характер, дают учащимся представление о текущем уровне их физической подготовленности и рекомендации по его повышению.

В ходе поиска инновационных подходов к организации учебных занятий с детьми и подростками учитывается особая значимость и привлекательность для них игровой деятельности. Подвижные игры позволяют решить целый комплекс важных задач в работе с детьми и подростками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические качества, но также умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.

Применение инновационных подходов в организации учебно-воспитательного процесса способствует формированию органически развитой личности, улучшению здоровья ребенка, повышению умственной работоспособности.


[1] Инновационный менеджмент, справочное пособие; Наука, Санкт-Петербург,1997.


Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.