скачать рефераты

МЕНЮ


Инвестиционная политика

p> В настоящее время есть некоторые положительные тенденции, связанные с ходом накопления и развития фондового рынка. Рынок ГКО является важной статьей финансирования инвестиционных социальных программ. Общая капитализация рынка, определяемая суммарной величиной ценных бумаг, находящихся в обращении, исходя из их курсовой стоимости, выросла более чем в 100 раз.

Все большее влияние на рынке ценных бумаг завоевывается муниципальными облигациями, принято предложение о том, что налогообложение на муниципальные облигации должно быть таким же, как на государственные казначейские обязательства. Очень важным является
416 вопрос гарантий по ценным бумагам - гарантами выступают правительство и муниципальные органы, имеется позитивный опыт, когда гарантами становятся акционерные общества.) Так, например, АО "ГАЗ" выступает гарантом получения квартир за счет использования средств от областного нижегородского жилищного займа для долевых вложений в недостроенные объекты.

Для улучшения механизма фондового рынка необходимо осуществить следующие основные мероприятия: эмиссию ценных бумаг с уровнем дивиденда, превышающим инфляцию; разработку методов стимулирования конкуренции инвестиционных фондов, компаний и банков с целью большего вложения ими средств в акции приватизированных предприятий; развитие выпуска облигационных займов в целях финансирования программ развития жилищного и муниципального строительства; проведение инвестиционных конкурсов.

'• Важным источником инвестиций могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, уровень которых сегодня из-за криминализации занижен в 1,5-3 раза. Другим источником является неучтенная прибыль банков (центрального и коммерческих), финансовых компаний, предприятий торговли и промышленности: доходы ЦБ и КБ по валютным операциям, выдача беспроцентных ссуд сотрудникам банков, махинации со сроками уплаты налогов при трансакциях, имитация неплатежеспособности в целях задержки платежей и использования мобилизуемых за счет этого средств, использование подставных лиц и компаний при осуществлении коммерческих операций, незаконные расчеты в наличных, в том числе СКВ Торговля "с рук", "челночный" и "палаточный" бизнес давно превратились в эффективный способ осуществления теневых операций и отмывания "грязных" денег, канал "утечки капитала". Принятие действенных мер по пресечению уклонения от уплаты налогов, создание системы мер, делающих невыгодным и невозможным теневой бизнес, позволили бы значительно увеличить налоговые поступления.

Современные российские экономические проблемы, особенно в сфере инвестиционных процессов2, во многом обусловлены либерализмом, взятым в качестве теоретической модели перехода к рынку, лишь одним из направлений западной экономической мысли. Исторический опыт подтвердил, что либерализм оказался экономическим учением с узким историческим кругозором, далеко отставшим от таких современных течений, как институционализм, эволюционизм и другие.

И не случайно процесс распада прежней системы по либеральным рецептам стал сопровождаться хаотическим возникновением псевдорыночной среды Вместо организации, соответствующей рыночной инфраструктуре, создания эффективной системы гражданского, хозяйственного и финансового законодательства предприятия были брошены в неуправляемую стихию произвольно складывающихся персонифицирован-
27. Заказ №1542.

417

ных отношений В этих условиях они оказались вынуждены изыскивать способы выживания, будучи изначально абсолютно неприспособленными к такого рода проблемам. Лишившись административных средств прикрытия и рычагов воздействия на внешнюю среду, предприятия вынуждены были изобретать способы привлечения ресурсов для своей деятельности.

Ущербность реального статуса российских предприятий проявлялась в том, что их обязательства не признавались в качестве обращающихся документов и не принимались в качестве средства платежа. Этим, в частности, объясняется отсутствие у нас вексельного обращения, на которое приходится большая часть долгового финансирования бизнеса в западных странах.

Обеспечение инвестиционной активности предпринимательской деятельности означает, что если объем инвестиций в развитие производства начинает увеличиваться, ускоряется обновление производственного аппарата, увеличиваются вложения в развитие исследований и опытно-конструкторских разработок, по крайней мере, не сокращается доля бюджетных ассигнований на развитие фундаментальной науки в ВВП, замедляется или прекращается вовсе отток отечественного капитала за границу и т.д., то реформы идут в правильном направлении. Если же этого нет, то нет и созидательной, творческой сути реформ.

С этой целью необходимо обеспечить эффективное управление экономикой.
Это означает повышение исполнительской дисциплины, обеспечение стабильно высокого уровня сбора налогов и податей, полной ответственности государства по всем своим финансовым и иным обязательствам, бюджетной дисциплины, создание эффективной системы бюджетного федерализма, проведение эффективной технической политики, направленной на поддержку и развитие научного, производственного и кадрового потенциала, конкурентоспособных производств в области высоких технологий и т.д.
• Эффективный механизм инвестиционной деятельности немыслим без включения механизмов экономических издержек производства, блокирования роста цен и обеспечения на этой основе повышения конкурентоспособности отечественной продукции, прекращения спада, с последующим наращиванием объемов производства, снижения инфляции до допустимого уровня и расширения возможностей для реализации первоочередных социальных и научно-технических программ.

Составными частями инвестиционной политики являются: налоговая политика; дотационный механизм; бюджетная политика; антимонопольное регулирование; денежно-кредитная политика; институциональные преобразования. Все эти части надо рассматривать как единое целое. Выхватывая что-то одно, нельзя прийти к позитивному результату - выводу страны из кризиса, последующему росту производства, стимулирова-
418 нию инвестиционных процессов. Ниже раскрываются исходные принципы формирования нового экономического механизма. Их детализация и конкретизация явятся предметом специального изучения .

Налоги - одно из самых важных государственных ограничений, влияющих на стремление людей работать эффективно и вкладывать капитал в развитие производства. Действующая российская налоговая система - классический пример обратного. Поставив в невыгодное положение работающее население и делая продукцию дорогостоящей, эта система ограничивает участие людей в производстве материальных благ и духовных ценностей. В такой экономике никогда не будет достаточных ресурсов для эффективных преобразований.

Продолжается политика интенсивного обложения налогами труда или, более точно, того, во что он обходится производителям и обществу в целом
(заработная плата, различного рода начисления на заработную плату, налог на добавленную стоимость и прибыль и т.д.). Между тем ясно, что важны такие налоги, которые не являются ценообразующими, т.е. не вызывают увеличения себестоимости и цен, не допускают автоматического их перекладывания на плечи потребителя по всей воспроизводственной цепи и тем самым сдерживают инфляцию. Указанному условию не удовлетворяют любые налоги, прямо или косвенно связанные с различными вариантами обложения заработной платы. По тем же соображениям неприемлем и налог на добавленную стоимость. Указанные налоги в условиях монополизированной и технологически отсталой экономики способствуют искусственному росту цен и тем самым, как показывают модельные расчеты, приводят к резкому усилению инфляции.

По критериям мирового рынка, значительная часть российской обрабатывающей промышленности неконкурентоспособна. Несмотря на это, и здесь сохраняется старая система налогов. В результате в структуре затрат на производство конечной продукции обрабатывающего комплекса налоги составляют около 40%. Не следует удивляться, что по многим видам промышленной продукции внутренние цены вплотную подошли к мировым, а в отдельных случаях их уже перешагнули. И это при сравнительно низком ее качестве.

Для того чтобы обеспечить России эффективное развитие, необходим переход к принципиально иной системе налогообложения. Главным источником доходов бюджета должны стать налог на прибыль и различные его модификации. Налоги такого типа не "ложатся" на себестоимость и взимаются лишь с рентабельных производств, в силу чего незначительно влияют на инфляцию. Ставку налога на прибыль в этом случае можно было бы повысить до 45-50%. В последующем мог быть осуществлен переход к более эффективным формам обложения прибыли.
Вначале это могли бы быть фиксированные, вне зависимости от объема выпускаемой продукции, отчисления от прибыли в бюджет. Такого рода

платежи не подрывают заинтересованности производителей в увеличении прибыли и одновременно позволяют распределять налоговую нагрузку в соответствии с реальными возможностями производителей. Это особенно важно в случае природоэксплуатирующих отраслей, условия работы которых весьма индивидуальны.

Определенную часть перспективных предприятий вообще можно было бы освободить от всех налогов, т.е. поставить их в условия "налогового рая" А там, где этого делать не следует, надо использовать обложение прибыли в заранее фиксированных размерах, не зависящих от объема производства. В результате затраты на производство продукции обрабатывающей промышленности могли бы существенно снизиться, а ее конкурентоспособность - резко возрасти
Отмена ряда традиционных налогов улучшит инвестиционный климат в стране, создаст серьезный стимул для иностранных инвесторов, для притока валюты в страну. Это также благоприятно повлияет и на снижение инфляции, будет способствовать стабилизации курса рубля.

Более весомой в новой системе должна стать и доля налога на имущество физических и юридических лиц. Усиление такого рода налогов явится, несомненно, более эффективной мерой, чем увеличение налогового бремени на фонд текущего потребления, как это предлагается делать многими сторонниками нынешней системы налогообложения.

Безусловно необходимыми уже в самое ближайшее время являются меры по реализации новой таможенной политики. Главной ее задачей также должны стать снижение инфляции и увеличение объемов производства. При разработке ввозных пошлин по широкой номенклатуре товаров можно было бы воспользоваться очень простым правилом, вытекающим из модельных расчетов Если по той или иной позиции импорт конкурирует с внутренним производством, то он должен составлять не более 5% от внутреннего производства. Когда доля импорта меньше 5%, ввозные пошлины целесообразно снижать, когда больше 10% - повышать. Весьма реальной может оказаться ситуация, когда в первый момент после введения новых импортных пошлин внутренние цены резко возрастут.
Однако в дальнейшем за счет снижения темпа инфляции они будут более низкими. Необходимо понимать, что между сиюминутным и долговременным эффектами имеется очевидное противоречие. Предпочтение при выборе направлений экспортно-импортной политики, конечно же, должно быть отдано долгосрочной стратегии развития. Именно такая политика может претендовать на роль антиинфляционной.

Макроэкономический механизм должен включать и хорошо продуманную систему дотаций. Мнение, что дотации - это всегда вычет из бюджета и рост инфляции, в корне неверно. Все зависит от того, каков дотационный механизм, где, когда и с какой целью он включается, Расчеты подтверждают, что только при определенном сочетании налогов с
420 дотациями могут быть преодолены монополистическая инфляция и спад производства. Причем все это можно сделать в рамках рыночной идеологии, без прямого регулирования цен и доходов

Существует много механизмов дотационного регулирования. Как показывают макроэкономические исследования, наиболее адекватной задачам борьбы с инфляцией и спадом производства является система прямого дотирования продукции, реализуемой производителями. Государство в этом случае предоставляет им дополнительные средства пропорционально объемам реализации. Цена продукции для производителей соответственно возрастает, а цена для потребителей может остатьс ! неизменной или даже более низкой.

Такой дотационный механизм позволяет добиться высокой загрузки производственных мощностей и обеспечить резкое приближение к сбалансированному бюджету. Дело в том, что высокорентабельные производители одновременно являются и хорошими налогоплательщиками. Они вносят в бюджет высокие доходы, общая сумма "которых оказывается достаточной для покрытия всех бюджетных расходов, в том числе и дотационных.

Но в этом случае через бюджет перетекают большие суммы, существенно превышающие традиционные государственные расходы. Это, конечно, сильно усложняет дело. Но так поступать на самом деле и нет необходимости.
Практически механизм дотаций мог бы быть организован гораздо проще
Производители могут взаимодействовать с бюджетом по итоговым показателям, т.е. платить или получать разницу между налогами и дотациями. Важно лишь, чтобы они знали: дотация исчисляется в прямой пропорции к реализуемой продукции, а налог платится в заранее задаваемой сумме Это и будет их побуждать к борьбе за увеличение объемов реализации, а не только по прибыли. В этих условиях повышать цены уже будет просто невыгодно.

Аналогичный механизм можно и нужно применять в отношении инвестиций.
Расчеты подтверждают, что использование такого специфического дотационно- налогового механизма, по крайней мере, для природно-эксплуатирующих отраслей, наиболее эффективный способ преодоления монополистической инфляции, создания условия для нормального функционирования экономики переходного периода.

Необходимо, прежде всего, изменить точку зрения на роль государственных расходов. Обычно принимают во внимание лишь то, что экономия бюджетных средств снижает инфляцию. Но при этом не учитывается, что несравнимо больший ущерб наносится производству. От низких пенсий и заработков в бюджетной сфере, снижения масштабов жилищного и дорожного строительства страдают не только конкретные люди, но и экономика в целом. Разумные государственные расходы - один из рычагов преодоления кризиса.
421

Макроэкономические исследования наглядно подтверждают, что борьба с инфляцией путем сокращения государственных расходов малоэффективна В этом случае за каждый процент инфляции нужно платить тремя процентами спада производства. Снижение государственных расходов вдвое сокращает дефицит бюджета на пять пунктов. Такая малая зависимость объясняется сильным спадом производства при указанном сокращении госрасходов. Это почти полностью поглощает выигрыш от их экономии. Напротив, некоторое увеличение госрасходов может оказаться крайне желательным, так как благодаря этому удается более полно использовать производственные мощности, поднять производство и уровень жизни населения. Причем при относительно небольшом приросте инфляции.

В принципиальном плане мы должны были бы изменить исходную логику формирования государственных расходов. Определяющим здесь должно быть требование соблюдения социально-экономических ограничений, без которых никакие реформы проводиться не могут. Важно, чтобы финансирование расходов бюджета осуществлялось независимо от поступления доходов, а в случае их недостаточности - за счет кредитов Центрального банка с последующим их погашением из поступающих доходов.

В условиях инфляции довольно сложно спрогнозировать реальную величину доходов. Для того чтобы субъективизм в этой важной сфере государственного регулирования был сведен к минимуму, следует утверждать расходную часть бюджета в неизменных ценах, ежеквартально устанавливая коэффициент индексации всех расходов. Особый вопрос о внебюджетных фондах. Здесь необходимо решительно отказаться от практики их формирования за счет дополнительного "обложения" себестоимости продукции. Источником их формирования должна стать прибыль.

Один из центральных вопросов бюджетной политики - бюджетный федерализм
Проводимая политика в целом направлена на усиление бюджетной самостоятельности регионов. Однако целостной концепции бюджетного федерализма до сих пор нет, хотя некоторые общие принципы и механизмы межбюджетных отношений широко обсуждаются. Россия стремится к плюралистическому обществу. Для достижения наилучших социальных и экономических результатов политическая власть в стране должна быть перераспределена в пользу тех уровней управления, в которых их решение наиболее эффективно. Для поддержки и развития депрессивных регионов необходимо предусмотреть создание на федеральном уровне резервного фонда финансовой помощи территориям.

Расстройство системы денежного обращения и кредита является важнейшим источником экономического и инвестиционного кризисов.

422
Причиной этого расстройства стала кредитная эмиссия ЦБ коммерческим банкам
(КБ) и Правительству РФ.

Для укрепления платежной дисциплины и повышения ответственности ЦБ за организацию денежно-кредитного оборота целесообразно ввести индексацию средств в расчетах за счет доходов ЦБ. Это сделает менее выгодным ведение расчетов между юридическими лицами в наличной форме. Но одной этой меры будет недостаточно, чтобы существенно улучшить денежное обслуживание участников воспроизводственного процесса Одновременно необходимо осуществить ряд специальных мероприятий.

Во-первых, необходимо ввести ограничения на использование амортизационных отчислений предприятий. Они должны расходоваться только на финансирование капитальных вложений. Для этого должен быть введен особый режим банковских счетов под амортизационные отчисления предприятий, средства которых должны расходоваться строго по целевому назначению.

Одновременно следовало бы продумать вопрос о временном изменении порядка формирования амортизации. На переходном этапе реформ было бы целесообразно отказаться от включения амортизации в состав себестоимости. Это тем более важно сделать, учитывая проведение периодической индексации амортизационных счетов. Амортизационные средства следовало бы формировать за счет дополнительной части прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий на эти цели. В отдельных случаях может оказаться оправданным и прямое покрытие капитальных вложений на реконструкцию и модернизацию производства за счет бюджетных средств, выделяемых целевым назначением для реализации той или иной федеральной программы. Для этого целесообразно было бы предусмотреть специальную строку в бюджетных расходах.

Во-вторых, должны быть устранены ограничения на приобретение банками и инвестиционными фондами реальных активов, включая контрольные пакеты акций производственных предприятий. Одновременно необходимо ввести жесткий контроль за соблюдением валютного законодательства, разрешающего покупку иностранной валюты только для импорта и предусматривающего полную репатриацию валютной выручки.

В-третьих, должны быть созданы дополнительные стимулы для расширения производства и предложения товаров путем использования различных мер по поощрению инвестиционной активности, рационализации государственного спроса и др. Стабилизация денежно-кредитной сферы во многом зависит от динамики валютного курса рубля. При его скачкообразных и непредсказуемых изменениях лихорадит не только финансовые рынки. Эффективность экспортных и импортных операций по многим товарам может резко изменяться. Это приводит к резким флуктуациям объемов внешней торговли, а следовательно, - спроса и пред-

423 ложения на внутреннем рынке. Поэтому регулирование динамики курса рубля - одна из важнейших задач экономической политики. Решение этой задачи представляется стержневым как с точки зрения повышения эффективности внешней торговли и создания нормальных условий для привлечения иностранных инвестиций, так и с точки зрения успешного антиинфляционного регулирования.
Оно требует усилий в следующих направлениях:

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.