скачать рефераты

МЕНЮ


Инвестиционная политика

p> - создание системы контроля за движением курса рубля, проведение систематических валютных интервенций с целью предотвращения резких перепадов в динамике валютного курса, стимулирующих инфляционные ожидания и подрывающих валютную эффективность внешней торговли, целевой ориентации этой деятельности на уровень курса, обеспечивающего конкурентоспособность большей части отечественной продукции;

- распространение конвертируемости рубля по текущим операциям на текущие операции нерезидентов в целях стимулирования спроса на внутреннем рынке и расширения внешнеторгового оборота, укрепления рубля, нормализации условий деятельности иностранных предприятий на внутреннем рынке,

- введение реального валютного контроля с целью предотвращения вывоза капитала.

Важным следствием перечисленных мер по стабилизации денежно-кредитной сферы станет вовлечение во внутрихозяйственный оборот значительных капиталов, хранящихся сегодня за рубежом в форме депозитов в иностранной валюте, общий объем которых, по имеющимся оценкам, превышает 20 млрд долл.
В значительной степени источником этих капиталов стала эмиссия кредитов на рефинансирование коммерческих банков, которые затем ссужались посредническим структурам, переводившим деньги в иностранную валюту и спекулировавшим на валютных операциях. Столкнувшись с необходимостью возврата полученных от государства кредитов, коммерческие банки вынуждены будут сократить кредитование торговых операций, что повлечет за собой привлечение на эти цели средств с валютных депозитов, выведенных из внутрихозяйственного оборота. Таким образом, удастся существенно расширить возможности финансирования народного хозяйства, организовав возвращение капитала в страну. При этом важно также ввести ограничения на срок хранения на валютных счетах иностранной валюты, получаемой в результате текущих операций, сначала шестью, а затем тремя месяцами. На этой основе можно также предпринять меры по постепенному вытеснению валютных счетов и переходу к стопроцентной продаже валюты. В переходный период важно предусмотреть одинаковый режим рублевых и валютных счетов с конвертацией последних для текущих расчетов.

Важное значение в оздоровлении финансовой системы имеет проведение в жизнь более эффективной политики макроэкономического регу-
424 лирования денежно-кредитного обращения О макроэкономической функции кредита наши представления пока усеченные: большинство высказываемых соображений не простирается далее традиционной темы "кредитная эмиссия государства- темпы инфляции". И в самом деле, о чем еще говорить, если практически львиная доля кредитных операций -это дымовая завеса прежнего государственного финансирования предприятий, причем в гораздо более расточительной форме. Развитие всего спектра видов и функций кредита сдерживается вялыми институциональными продвижениями в данной области. В этой связи особо вредно сказывается отсутствие реального обеспечения долгосрочных кредитов сделок (под залог недвижимости). В этом пункте, заметим, макроэкономическая проблема кредитного потенциала экономики (ныне ничтожного) смыкается с проблемой эффективного управления собственностью.

Еще один фундаментальный сюжет в связи с кредитом - задолженность населения в макробалансе активов и пассивов экономических агентов.
Финансовые активы населения (депозиты в Сбербанке и в других банках, облигации госзаймов) - существенный компонент общественных сбережений в контексте макроэкономических условий инвестиционного потенциала экономики
Между тем этим активам (соответственно пассивам государства и банков) нет сколько-нибудь заметного противовеса в виде долговых обязательств населения, формируемых, скажем, через продажу товаров в рассрочку, займы на строительство индивидуального жилья под ключ и т.д. Эта односторонняя вовлеченность населения в кредитные отношения существенно ограничивает спектр эффективных вариантов и возможностей макроэкономического развития, увеличивает инфляцию, тормозит ход рыночных преобразований в экономике.

^Особое значение для российской экономики в последние годы приобретает структурно-инвестиционная политика Под структурной политикой понимается система мер, направленных на планомерную перестройку структуры общественного производства в соответствии с прогрессивными сдвигами в науке, технике и технологии с учетом общественных и индивидуальных потребностей.

Обычно выделяют следующие формы структуры капитальных вложений: а) воспроизводственная структура капитальных вложений: техническое перевооружение, реконструкция действующих предприятий, новое строительство; б) технологическая структура капитальных вложений: здания, сооружения, передаточные устройства, силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы, вычислительная техника, транспортные средства; в) отраслевая структура; г) территориальная структура.
| Экономика России находится на пути рыночных преобразований, что сближает нашу страну с общемировыми тенденциями. Народное хозяйство России совершает, по сути, поворот к противоположной системе.

425
Начал реализовываться вариант смешанной экономики. В этих условиях речь идет не о косметической правке экономики, а о ее глубинном структурном изменении^/ Структура российской экономики формировалась в течение десятилетий для реализации совершенно особых целей. Она была ориентирована, в первую очередь, на военное производство. К началу реформы в России действовало около 5 тыс. военных предприятий, на которых работало примерно
7 млн человек. Эти предприятия обслуживало большое число дополнительных производств.

В настоящее время в структуре российской экономики наметился ряд негативных тенденций, таких, как: опережающий спад производства в обрабатывающих отраслях; утяжеление структуры экономики за счет увеличения доли энергосырьевых отраслей: существенный и продолжающийся рост энергоемкости народного хозяйства; увеличение в валовой продукции доли промежуточной продукции и запасов; резкое сокращение объемов капитальных вложений, ускоренное старение производственного аппарата и увеличение масштабов скрытого выбытия мощностей; значительное сокращение уровня использования производственных мощностей по всем видам продукции; высокие темпы падения производства массовых продовольственных товаров; неблагоприятные изменения в структуре экспорта и импорта. В результате стремительно формируется сырьевая ориентация российской экономики и утрачивается значительная часть научно-технического потенциала.

Основным направлением реализации структурно-инвестиционной политики в современных условиях Правительство РФ считает переключение ресурсов государства с поддержки старых, бесперспективных производств на стимулирование роста более эффективного частного сектора, в том числе приватизированных предприятий. Это означает: сокращение дотаций, субсидий, льготных кредитов и замещение их инвестициями в высокоэффективные проекты; направление возрастающего объема госинвестиций на долевое участие в реализации инвестиционных проектов совместно с частными инвесторами, тесную увязку второго этапа программы приватизации с задачей стимулирования частных инвестиций; мобилизацию средств мелких вкладчиков, населения, через различные категории институциональных инвесторов, включая надежные инвестиционные фонды и банки, пенсионные фонды и страховые компании, поддержку усилий предприятий по привлечению средств путем вторичной эмиссии акций, а также выпуска иных ценных бумаг.

Для структурной перестройки в России особое значение приобретают иностранные инвестиции, хотя климат для них остается крайне неблагоприятным.

В этих условиях структурная политика должна, в первую очередь, способствовать сохранению существующего экономического потенциала как основы будущих структурных преобразований экономики России.
426
Общеэкономическая задача структурной политики - поддержание макроэкономического равновесия в рыночном хозяйстве.
< С точки зрения экономической теории в структурной политике можно выделить ряд факторов, которые обусловливают ее важность для последующих лет развития России: смену социально-экономической модели развития, в которой первостепенную роль для структурного регулирования играют другие экономические закономерности, прежде всего ценовой механизм рынка, основанный преимущественно на соотношении спроса и предложения, постепенный поворот экономики России к внешней сфере, отказ от установки на
"закрытость".'

В краткосрочном аспекте приоритетными направлениями структурной политики и селективной поддержки являются те отрасли народного хозяйства, упадок которых значительно усиливает возможность экономического краха, социально- политического кризиса. К таким приоритетам структурной политики и селективной поддержки предприятий необходимо отнести: гарантированное обеспечение продовольствием и медикаментами всего населения на минимально необходимом уровне; обеспечение населения, предприятий и организаций топливом и энергией для их жизнедеятельности, обеспечение населения жильем; обеспечение нормальной работы инфраструктуры экономики; поддержка науки, образования.

Кроме того, необходимо иметь в виду следующее фундаментальное положение, на котором заострил внимание в ежегодном послании Федеральному Собранию в
1997 г. Президент РФ Б.Н.Ельцин: «Структурная перестройка экономики, включая реорганизацию убыточных предприятий, будет сопровождаться значительным увеличением подвижности рабочей силы на рынке труда. Для того чтобы это не обернулось массовой безработицей, должна быть подготовлена развернутая инфраструктура рынка труда, система переподготовки кадров, трудоустройства, помощи безработным... Особую опасность представляет неразвитость инфраструктуры, обслуживающей рынок труда, при проведении структурной перестройки на так называемых градообразующих предприятиях».

К среднесрочным и долгосрочным целям структурной политики с учетом фактической структуры российской экономики можно отнести: а) потребительский комплекс: расширение специализированных производств потребительских товаров, развитие легкой промышленности (модернизация производства, освоение новых технологий и материалов, увеличение количества и многообразия товаров), жилищное и социально-культурное строительство
(достижение приемлемого уровня обеспеченности жильем и социально- культурными объектами); б) науку и образование: развитие тех направлений, которые обеспечивают реализацию отраслевых приоритетов, а также проведение пер-

427 спективных исследований, подготовку кадров для новой структуры экономики: в) машиностроение: производство прогрессивных видов оборудования, электронной техники, средств автоматизации и связи, трансформация и перевод ряда технологий военного производства в гражданское: г) электроэнергетику: разработку и освоение новых источников энергии, экологически чистое ее производство: д) химию: производство новых синтетических материалов, заменяющих природное сырье или обладающих качественно новыми свойствами.

Сложившиеся реалии требуют изменения стратегии и методов реформирования экономики, перехода к курсу, обеспечивающему реформирование экономики с минимальными издержками - необходимо обратить особое внимание на производство, его стабилизацию и оживление в сочетании с мерами финансовой стабилизации, провести технологическое перевооружение и структурную перестройку производства. Основой экономической политики должно стать создание условий для инвестиций на макро- и микроуровне. Реализация структурной политики предопределяет необходимость перехода к целенаправленной государственной политике по восстановлению инвестиционного процесса в российской экономике.

В настоящее время актуальным является приостановление процесса деиндустриализации экономики, переориентация ее структуры на ресур- сосберегающие технологии и производства с высокой добавленной стоимостью, расширение за этот счет конкурентоспособного сектора промышленности, способного эффективно работать на конечного потребителя. Ошибочные представления о характере посттоталитарного монополизма привели к непродуманной промышленной политике. Предпринимаемые в промышленной сфере меры носили и носят до сих пор, скорее, спорадический, чем системный характер. Опыт российских экономических реформ свидетельствует в пользу положения о том, что реформы, не подкрепленные активной структурной политикой, способны привести к утрате Россией имевшихся технологических позиций на мировой арене.

Эти обстоятельства обусловливают перемещение промышленной политики в экономических реформах на первый план. Сегодня в промышленности России насчитывается около 30 тысяч средних и мелких предприятий, крупных же типа концернов - лишь единицы. На долю последних приходится не более 12% общего объема промышленного производства В США лицо промышленности определяют 300-
400 крупнейших корпораций. Они выпускают около половины промышленной продукции. Именно с появлением корпоративного звена возникла столь необходимая для рыночной экономики устойчивость. "Ответственным" за это оказался не монетаризм, а совсем другой механизм, перекочевавший в

428 капиталистическую экономику из советской Это плановые методы управления производством

Но в отличие от СССР рыночная экономика "замкнула" план на среднем уровне, ограничив выход как на верхний (макроэкономический), так и на нижний (микроэкономический) уровень управления. В результате получилась достаточно эффективная конструкция. Корпорации, аккумулируя большой объем ресурсов и продукции, стали выступать в качестве своеобразных ретрансляторов сигналов макросистемы в параметры рыночного регулирования на уровне отдельных предприятий в сфере среднего и мелкого бизнеса.

Среднее звено в российской промышленности только начало формироваться в конце 80-х годов. Но этот процесс был приостановлен спонтанной либерализацией и приватизацией. Реформаторы так и не сумели правильно оценить его роль и место в общем механизме управления. В корпорациях они увидели лишь одну сторону, связанную с примитивным представлением о монополизме, а потом упустили другую возможность создания крупных промышленных структур, способных взять на себя решение задач согласования рыночных и плановых механизмов управления в рыночной экономике В результате принятый курс приватизации крупной промышленности привел к разукрупнению предприятий и объединений, разрыву технологических цепочек, что в конечном счете привело к снижению эффективности производства, особенно конкурентоспособности на мировом рынке.

На этом фоне вызывает замечания проводимая в России политика так называемой большой приватизации. Большинство намеченных к приватизации и уже приватизированных предприятий способны к эффективному функционированию только в рамках более крупных организационно-технологических образований. В течение ближайшего времени они будут испытывать серьезный недостаток финансовых ресурсов, необходимых для модернизации производства, перехода к выпуску новой продукции, переобучения персонала и т.д. Неизбежно столкновение между "ваучерными" собственниками и теми, кто вносил реальные деньги. Иначе говоря, приватизированные предприятия еще долго будет лихорадить. Мировой опыт показывает, что требуется три-четыре оборота прав собственности для того, чтобы активы нашли своего настоящего владельца.

Необходимо создавать современную рыночную экономику. А это значит, что упор должен быть сделан на формирование недостающего сегодня среднего звена в структуре российской экономики. Оно олицетворяется крупными промышленными корпорациями или финансово-промышленными группами (ФПГ). Именно в лице
ФПГ промышленность России получила бы мощные производственные комплексы, которые могли бы достойно выдержать конкуренцию, обеспечить необходимые условия для перехода к экономике открытого типа.

429

ФПГ способны оказать положительное влияние на развитие конкуренции.
Становление нескольких соперничающих групп в каждой из монополизированных отраслей будет означать переход от супермонополизма к олигопольной конкуренции. Тем самым была бы нарушена распространенная ныне тенденция к организации ассоциаций и холдингов, собирающих под своей крышей однотипные производства и тем самым воссоздающих прежний отраслевой монополизм.

ФПГ восполняет недостающие в настоящее время механизмы межотраслевого перераспределения ресурсов. Это должно благоприятствовать как межотраслевой, так и внутриотраслевой конкуренции. Соперничество между ФПГ приведет к их заинтересованности в оказании технологической, финансовой и прочей поддержки сотрудничающим с ними мелким и средним товаропроизводителям Следовательно, мощный импульс получит конкуренция на уровне мелкого и среднего бизнеса. В лице ФПГ государство получит сильных претендентов для участия в реализации государственных программ Появится шанс на размещение крупных госзаказов на действительно конкурсной основе.
Расширятся возможности для активизации рыночных механизмов с помощью регулируемого открытия экономики для иностранных конкурентов.

Объединение в рамках ФПГ технологически связанных предприятий, научных и проектных организаций создает условия для проведения согласованной технической и инвестиционной политики. ФПГ способны существенно улучшить инвестиционный климат в стране, уменьшить связанный с капиталовложениями риск. Наличие банка в группе позволяет быстро реагировать на изменения промышленной конъюнктуры и перераспределять финансовые ресурсы. ФПГ могут стать реальными центрами планирования. Объединение в рамках ФПГ крупных секторов экономики переводит значительный сегмент поставок между предприятиями с рыночных на трансфертные цены. Это, без сомнения, является фактором снижения инфляции. И, наконец, надо иметь в виду, что создание ФПГ явится мощным инструментом интеграции регионов, поскольку их влияние на экономическую политику местных властей будет усиливаться.

Для того чтобы обеспечить эффективное становление ФПГ, необходимо создать соответствующие экономические условия, снять ограничения, которые сегодня создают искусственные препятствия на пути появления мощных и конкурентоспособных ФПГ в российской экономике Прежде всего речь идет о снятии ограничений на перекрестное владение акциями; создании института трастового управления государственной собственностью и наделении ФПГ соответствующими правами; снятии ограничений по численности предприятий и персонала, входящего в ФПГ; снятии ограничений на долю банков в уставном капитале ФПГ; консолидированном распределении риска между ФПГ и государством на основе договора-подряда; возможности перехода в рамках ФПГ к консолидиро-
430 ванному бюджету, использовании трансфертных цен, передачи функций налогоплательщика головному предприятию и т.д.; решении вопроса о залоговом праве на пользование земельными и другими ликвидными активами; предоставлении государственных полномочий на внешнеэкономическую деятельность, не затрагивающую безопасность России.

На пути формирования ФПГ следует устранить элементы кампанейщины, отказаться от общих, унифицированных схем их формирования. В таком важном деле необходимы сугубо индивидуальный подход и разумная государственная поддержка, но для этого надо отрешиться от рыночных догматов, от наивного представления, что все в России обустроится само собой, что только с помощью рыночных методов можно решить задачу структурной перестройки. ФПГ должны рассматриваться, прежде всего, под углом зрения материальных носителей целевых установок государства в области его экономической политики. Важно поэтому, чтобы ФПГ начинались с реализации целевых федеральных программ. Это, конечно, не исключает и другие побудительные мотивы их формирования. Но каждый раз необходима объективная экспертиза, оценивающая целесообразность появления на российском и международном рынках новой отечественной ФПГ, эффективность ее функционирования в условиях жесткой мировой конкуренции.

В плане реализации сбалансированной инвестиционной политики на уровне
ФПГ следует учитывать, что каждое приоритетное направление реализуется в форме соответствующих программ. Помимо целевых установок каждая программа содержит специальный раздел, в котором дается обоснование экономическому механизму ее реализации. Он включает систему льгот и преференций - освобождение от налогов, льготное кредитование, прямые бюджетные ассигнования, систему временных финансовых дотаций, имущественную поддержку инвесторов и др. Каждая государственная программа подготавливается специальной правительственной комиссией в виде государственного заказа, который рассматривается и утверждается Федеральным Собранием. В федеральном бюджете выделяется специальная строка; "Финансирование важнейших государственных программ России". Головной исполнитель госзаказа, как правило, определяется на конкурсной основе, руководитель государственной программы утверждается в ранге заместителя председателя Правительства
России.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.