скачать рефераты

МЕНЮ


Использование нормативного метода при принятии управленческого решения

В табл. 3.9 указаны доли и емкость как ЗАО «Белгородский цемент», так и его основных конкурентов.

Таблица 3. 9

Доли и емкость предприятий на цементном рынке России


Предприятие

Производство цемента

за 2004 г. (тыс. т.)

Доля в общем объеме, %

ЗАО «Белгородский цемент»

1712, 7

4, 54

ОАО «Осколцемент»

2218, 8

5, 88

ОАО «Мальцовцемент»

3591, 3

9, 5

ОАО «Себряковцемент»

1614, 0

4, 28

ОАО «Липецкцемент»

1487, 0

3, 9

Другие предприятия

27162, 5

72, 06

ВСЕГО

37690, 1

100



Для наглядного изображения построим диаграмму.

Рис. 3. 3. Доли предприятий на цементном рынке России


Характеризуя внешнюю среду предприятия, необходимо также проанализировать сбытовую деятельность предприятия.

ЗАО «Белгородский цемент» относится к трем ведущим предприятиям-экспортерам, обеспечивающих более 70% общероссийских поставок.

Крупнейшие предприятия-экспортеры цемента:

·        ОАО «Спасскцемент»

·        ЗАО «Белгородский цемент»

·        ОАО «Новоросцемент»

Основные страны-получатели цемента: Китай, Украина, Испания, Казахстан, Венгрия.

Выгодное географическое расположение предприятия (42 км от российско-украинской границы) позволяют успешно проводить экспортно-импортные операции. Кратчайший путь к портам Азовского и Черного морей, в Европу транзитом через Украину дает возможность экспортировать свою продукцию с наименьшими затратами по доставке партнерам. Налаженные производственные связи с экспедиторскими фирмами и портами дают нам возможность доставлять продукцию по требованию партнеров по всему миру.

Специалисты отдела маркетинга и внешнеэкономических связей и отдела сбыта оформляют все необходимые документы, связанные с отгрузкой и доставкой продукции по назначению.

Наиболее крупными потребителями цемента ЗАО «Белгородский цемент» являются белгородские предприятия, производящие строительные материалы на его основе.

Например, на ОАО «БелАЦИ» каждый год поставляются более 16% цемента. Также сбыт цемента осуществляется в Московский регион, Смоленскую, Курскую и др. области (таблица 3.10).

Таблица 3. 10

Наиболее крупные потребители цемента ЗАО «Белгородский цемент»


Предприятия

Потребление, т.

доля, %

ОАО «БелАЦИ», г. Белгород, ул. Мичурина

300000

16,5

ОАО «Белгородский завод ЖБК-1», ул. Коммунальная 5

20000

1,1

ОАО «Белгородстройдеталь», ул. Мичурина

15000

0,8

Мостотряд – 18, г. Москва ул. Земляной вал

10000

0,55

Мостотряд – 90, Московская область, г. Дмитров

8000

0,45

Дмитровский ЖБК, Московская область, г. Дмитров

9000

0,5

ЗАО «Смоленский завод ЖБИ-2», г. Смоленск

19000

1,04

ОАО «Курский завод КПД», г. Курск

8000

0,45

Магазин ЗАО «Белгородский цемент»

 36000

2

Прочие

1399 800

76,6

Итого

1824 800

100


Продажа цемента частным лицам производится посредством ДО "Родничок" и ДО "Рекорд-Центр", непосредственно на площадке завода, через торговые сети г. Белгорода и области. Еще одним каналом сбыта является магазин «Белгородский цемент». Если потребителем является предприятие, то доставка цемента производится навалом в закрытых железнодорожных вагонах.

В ЗАО "Белгородский цемент" основными формами стимулирования сбыта являются средства массовой информации (газеты, местное телевидение), наглядная агитация (рекламные щиты) и участие в международных выставках.

 

3. 4 SWOT – анализ


Проведем оценку внешних и внутренних факторов, оказывающих наиболее существенное воздействие на предприятие методом SWOT-анализа. В рамках этого метода выявим и оценим собственные сильные и слабые стороны, а также определим возможности и угрозы, содержащиеся во внешней среде. Для этого необходимо построить таблицу 3. 11.

Таблица 3. 11

Угрозы и возможности, сильные и слабые стороны



Возможности

Угрозы


1.        Снижение затрат на производство;

2.        Расширение рынков сбыта;

3.        Инвестиции на обновление и модернизацию оборудования;

4.        Внедрение новых технологий;

5.        Повышение имиджа фирмы;

6.        Выход на новые рынки;

7.        Заинтересованность партнеров в сотрудничестве;

8. Развитие сервисных услуг.

1.        Организационно-экономические риски;

2.        Экономическая нестабильность, высокая инфляция по стране;

3.        Высокие налоги на результаты деятельности хозяйствующих субъектов;

4.        Слабая законодательная база;

5.        Ужесточение государственного регулирования;

6.        Демографический спад по стране;

7.        Падение потребительского спроса.

Сильные стороны



1.        Высокий объем выпуска;

2.        Большой ассортимент;

3.        Высокое качество продукции;

4. Выгодное географическое расположение;

5. Устойчивые связи с потребителями;

6. Возможность производить продукцию на уровне мировых стандартов качества;

7. Имеется собственная сырьевая база.

I

II

Слабые стороны



1.        Высокая энергоемкость производства;

2.        Высокие цены;

3. Моральный и физический износ оборудования;

4. Недостаточные маркетинговые исследования;

5. Текучесть кадров;

6. Отрицательное влияние производства на экологию области;

7. Не очень высокий уровень мотивации труда.

III

IV


Из имеющихся в SWOT-таблице данных, составим четыре блока стратегий, характеризующих взаимоувязку факторов внешней и внутренней среды предприятия:

I. Силы и возможности;                  

II. Силы и угрозы;       

III. Слабости и возможности;

IV. Слабости и угрозы.


Силы и возможности

1.                 Предприятие ЗАО «Белгородский цемент» занимает большой удельный вес на цементном рынке области, кроме того, имеется возможность расширения рынков сбыта;

2.                 Возможность производить продукцию на уровне мировых стандартов качества, кроме того, марки цемента предприятия сертифицированы в Украине, Венгрии, Польше, Словакии, Эстонии;

3.                 Известность и надежность предприятия подкрепляется, кроме того, экономическим ростом в области и увеличением деловой активности;

4.                 Продукция завода хорошо известна строительным компаниям России, кроме того, имеется заинтересованность зарубежных партнеров в сотрудничестве;

5.                 Выгодное географическое расположение, кроме того, возможность успешно проводить экспортно-импортные операции.


Силы и угрозы

1.                 Высокая инфляция по стране вынуждает предприятие ежегодно повышать цены на продукцию, однако, экономия на масштабе производства позволяет ему удерживать цены на приемлемом для потребителя уровне;

2.                 Высокие ставки налогов тормозят развитие многих предприятий страны, однако, устойчивое финансовое состояние ЗАО «Белгородский цемент» позволяет ему получать прибыль даже в таких неблагоприятных условиях;

3.                 Высокий объем выпуска, однако, в стране наблюдается большой демографический спад.


Слабости и возможности

1.                 Высокая энергоемкость производства, но на предприятии активно ведется внедрение новых технологий;

2.                 Относительно высокие цены производимой продукции, но снижение затрат на производство ведет к снижению себестоимости;

3.                 Деятельность предприятия оказывает отрицательное влияние на экологию области, но обновление и модернизация оборудования позволят уменьшить экологические проблемы.

Слабости и угрозы

1.                 Производство предприятия отличается немалой энергоемкостью, к тому же, по стране идет рост цен на нефть и энергоносители;

2.                 Достаточно высокие цены, к тому же, ожидается падение потребительского спроса;

3.                 Текучесть кадров на предприятии и, к тому же, усиливающийся демографический спад в целом по стране отрицательно влияют на деятельность предприятия.

Из SWOT – анализа видно, что слабыми сторонами предприятия являются высокая энергоемкость производства, достаточно высокие цены на производимую продукцию, отрицательное влияние производства на экологию области и др. Но всего этого можно избежать, используя имеющиеся у предприятия возможности, а именно: обновление и модернизации оборудования, внедрение новых технологий, снижение затрат на производство, заинтересованность партнеров в сотрудничестве.

ЗАО «Белгородский цемент» - одно из лучших предприятий цементной отрасли России, высокое качество его цементов ставят завод в ряд ведущих мировых производителей. Естественно, что у предприятия имеется ряд сильных сторон. К их числу можно отнести большой ассортимент производимой продукции, высокое качество продукции и постоянное его улучшение, выгодное географическое расположение завода вблизи Российско-Украинской границы, что позволяет успешно проводить экспортно-импортные операции, возможность производить продукцию на уровне мировых стандартов качества.

ЗАО «Белгородский цемент» хорошо известен строительным компаниям России, а также в 45 странах мира. В настоящее время предприятие предлагает на рынок около 2 млн. тонн высококачественной продукции. Ее применяют при строительстве жилых и административных зданий, метрополитенов, аэродромов, гидротехнических сооружений, мостов, телебашен и других ответственных сооружений.

4.                 Диагностика проблем


В ЗАО «Белгородский цемент», как и во многих других предприятиях цементной промышленности, существуют некоторые проблемы, связанные с общим развитием предприятия. В данной главе предполагается проанализировать эти проблемы, а особое внимание будет уделено диагностике и анализу проблем.

Проблема возникает тогда, когда есть отклонение существующего результата или процесса от стандарта. Проблем всегда больше, чем возможностей их решения. Поэтому нужно определить приоритетные проблемы.

Основная проблема, которая будет рассмотрена в данном разделе – это падение прибыльности предприятия ЗАО «Белгородский цемент».

Для решения поставленной проблемы используем методику построения "дерева проблем". «Дерево проблем» показывает несколько подпроблем, решив которые можно снять генеральную проблему. Но решить все проблемы сразу невозможно. Достаточно сконцентрировать внимание на одной из них, чтобы способствовать разрешению другой – основной.

                                                                  



         







Рис. 4. 1 Дерево проблем


На рисунке 4. 1 приняты следующие обозначения:

0 – Падение прибыльности предприятия

1 – Неэффективное использование предприятием основных производственных фондов

1. 1 – Высокая степень физического износа оборудования

1. 2 – Моральный износ оборудования

2 – Уменьшение сбыта продукции

2. 1 – Высокая отпускная цена на цемент, установленная ОАО «Евроцемент груп»

2. 1. 1 – Высокая себестоимость цемента

2. 1. 2 – Рост инфляции в стране

2. 2 – Слабая рекламная компания

2. 3 – Сокращение строительных работ

3 – Высокие энергозатраты и большой удельный расход топлива

3. 1 – Производство цемента «мокрым способом»

3. 2 – Увеличение тарифов естественных монополий

После формирования проблемы необходимо найти приоритетность, которую можно определить с помощью метода оценки приоритетов проблем. Данный метод позволяет определить приоритет проблем с точки зрения важности, неотложности и тенденций развития (ухудшение, улучшение) организации или ее управленческой подсистемы.

Приоритеты определим при помощи соответствующей таблицы экспертных оценок (таблица 4. 1). Проблемы оцениваются по 10-балльной системе.

Таблица 4. 1

Экспертные оценки проблем


Проблема

Важность проблемы

Неотложность проблемы

Тенденции развития проблемы

1

2

3

4

1.        Высокая степень физического износа оборудования

7

7

2.        Моральный износ оборудования

7

5

3.        Высокая себестоимость цемента

10

8

4.        Слабая рекламная компания

4

3

5.        Сокращение строительных работ

5

5

6.        Увеличение тарифов естественных монополий

8

6


Для диагностики проблем также можно использовать метод графа проблем, который также используется для определения приоритетности проблем. Он начинается с построения матрицы проблем, при помощи которой, используя экспертные оценки, определяются причинно-следственные связи между проблемами (табл. 4. 2).

Таблица 4. 2

Матрица проблем


Проблема

1

2

3

4

5

6

Сумма причин

1.        Высокая степень физического износа оборудования

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.