скачать рефераты

МЕНЮ


Исследование систем управления

p> Статистические наблюдения - хронометражное установление научно- обоснованных норм.

Группировка и классификация - включает многомерные группировки и классификации.

Индексные методы широко используются в экономических и социально- экономических системах (индекс цен и т.п.).

(5, 6, 7) - область методов МАИС.

Задачи, решаемые с помощью статистических методов :
. Методы статистического контроля качества :

= вероятность получения годных изделий на выходе объекта управления

= контроль качества для анализа информационных потоков
. Методы измерения риска :

= ожидаемое значение при соответствующей вероятности риска
. Задачи определения и разрешения неопределенности :

H0 = log(m)

H0 - начальная энтропия m - состояний системы

H = -Px*log(Px)

Меняется основание log ( меняется множество.

H = H0 , если равновероятные исходы, т.е. все Px = 1/m

Чем больше неопределенность, тем важнее единица информации о состоянии системы.
. Методы нормального распределения статистики.

. Марковские процессы (марковские цели).
Это случайный процесс, когда при известном значении случайной величины ((t)
= ((t) = S , при t > t (в последующий момент), случайные величины не зависят от значений ((u), при u1 - очень высок, но не осуществим из-за колоссального количества информации

б) r = 4


HбНб [за счет обособления функций в а и b]

Линейно-функциональное управление.

В рамках линейного и функционального управления объекты связаны через
2 инстанции, а смешанные вопросы в рамках линейного и функционального руководства связаны только через центральный орган.

г)

Процедура разделения функций может продолжаться сколь угодно долго, например, для трех параллельных управлений а, b, c с центральным управлением в центре d. В соответствии с этим получим Нг>Нв, поскольку только функция координации Ra осуществляется через 1/4 часть, т.е. Rc=1/4,
( роль координационного центра уменьшается, увеличивается роль самостоятельных центров.

Однако эффект снижается из-за худшей централизации по сравнению с вариантом а).

( д) Придание самостоятельности органам управления

Hд>=На

Наилучшим образом проблема целостности системы решается, если объекты управления вступают в непосредственные связи на своем уровне, т.е. через одну инстанцию.

Если бы такие связи не вступали в противоречие друг с другом, то потенциал самоуправления был бы в 2 раза выше, чем На и тем больше, чем меньше доля централизованного управления.

е)

Разрешение противоречия через 3 - а - 1, 2 - а - 1.

Конфликтная ситуация между объектами 2 и 3.

Лекция 12 24.04.97

Закономерности образования орг. структур.

R + Ra =1 задачи, решаемые задачи, решаемые самостоятельно централизованно

1. Прямое управление невозможно из-за большого объема информации.
2. Потенциал управления (эффективность управления) - возможность принимать необходимое и достаточное количество управленческих решений в зависимости от технической оснащенности - тем меньше, чем больше уровней управления, т.к. часть объектов оказывается связанной между собой удвоенным числом инстанций.
3. Для снижения "чиновничьего шума" в линейной организации строят иерархию не по древовидному виду, а по смешанному типу.
4. При чрезмерном увеличении функциональных звеньев эффект управления снижается из-за ухудшения централизованного управления (координации).
5. Проблема связанности системы управления наилучшим образом решается, если элементы непосредственно контактируют на своем уровне.

6. Из-за противоречий, которые решаются централизованно, потенциал самостоятельного управления снижается.

Вопрос 3 : Правила оптимизации орг. структур СУ.

1. Максимально развивать непосредственные связи между объектами управления, пока они не вступают в противоречие друг с другом.
2. По мере возможности уменьшать число уровней централизованного управления.
3. Добиваться максимальной общей связанности даже за счет снижения потенциала маломощных объектов управления.
4. Группировать службу управления таким образом, чтобы взаимосвязи между ними требовали минимального согласования в центральных органах.

Пути реализации вышеперечисленных правил :
1. Создание неформальных структур
2. Создание большего количества звеньев - вертикальная интеграция : сокращает число уровней управления; горизонтальная интеграция сокращает число звеньев в каждом уровне.

Принципы построения оргструктуры СУ :
1. комплексность - охват всех целей, функций управления
2. профилактичность - прогнозирование, планирование (в основном долгосрочное) и построение краткосрочных планов
3. оптимальность - возможность построения модели, которая позволяет оптимизировать оргструктуру
4. оперативность - управляющее решение не должно запаздывать
5. надежность - бесперебойная работа системы управления, ее живучесть
6. гибкость - способность функционировать в условиях переменных целей и производственных ситуаций

S ( {L, П, О, Т, С, К}
(((((((((((((((( s ( {l, п, o, t, c, к} - одновариантность системы, негибкая

L - трудовые ресурсы
П - производственные ресурсы
О - оборотные средства
Т - технологии
С - внешняя среда
К - природные факторы

7. непрерывность - увеличение числа решаемых управленческих задач
8. типовость - унификация принимаемых решений, использование стандартных приемов
9. принцип новых задач : рутинные, традиционные, системные, оптимизационные задачи

Вопрос 4 : Система показателей структурного анализа СУ.

1. виды оргструктур :

. линейная структура (мелкие предприятия)

. функциональная структура (функциональное делегирование полномочий)

. линейно-функциональная структура (традиционна для РФ)

. матричная структура или координационная

. дивизиональная структура (принцип диагональных самостоятельных структур - штабы)

. программно-целевые структуры (предусматривают формирование структуры по программам)
8. состав органов управления :

. одноранговая структура

. многоуровневая структура

. многозвеньевая структура

Звено - самостоятельная ячейка на данном уровне управления, наделенная определенной функцией управления

12. количественные параметры.


. специализация труда в аппарате управления - закрепление за работниками, подразделениями, службами, органами, управлениями определенных видов деятельности, работ, функций или объектов управления. Закрепление функций осуществляется с помощью регламентирующих документов (должностные инструкции, штатное расписание, технологические карты и т.д.).

Степень специализации измеряется ( доля специальных функций, выполняемых службой в общем объеме работ службы ( rc = Rсп/R, Rсп - специализированные задачи, R - общее количество задач.

. централизация СУ - построение СУ и организация ее функционирования так, что существует постоянно действующая и достаточно устойчивая связь каждого звена управления с центральным органом управления .

Степень централизации - концентрация власти на вышестоящем уровне - доля функций управления, решаемых на верхнем уровне.

[pic]

Ra - трудоемкость на верхнем уровне.

[pic] - количество уровней в СУ

[pic] - количество звеньев на данном уровне управление

Построение структур СУ :
1. Определение объектов управления и характера выполняемой управленческой работы и ее объем. Этапы, виды, постановка задач СУ.
2. Распределение работы между отдельными позициями менеджмента (группа задач, имеющая одно функциональное назначение)
3. Классификация позиций менеджмента и построение на этой основе логических групп управления (принцип ориентации - выявление ориентирующего звена - по видам работ).

Факторы, учитываемые при построении СУ :
1. Стратификация - число уровней управления.
2. Формализация - на сколько система будет бюрократична.
3. Централизация - иерархия доведения решений до исполнителя.
4. Сложность структуры.

Методы организационного развития :
1. Методы улучшения межгрупповых отношений - создание параллельных организаций работ; неформальные группы.
2. Методы социотехнического подхода - автономные рабочие группы на уровне исполнителей; участие персонала в принятии решений; переструктуризация работы - обновление кадров и ротация функций; изменение и обогащение содержания труда - привнесение творческой струи в каждую работу; улучшение качества трудовой жизни (микроклимат).

Лекция 13 06.05.97

Анализ функциональной структуры СУ.

План.

1. Понятие ФС СУ и ее характеристика.

2. Последовательность анализа функций.

3. Методы и показатели функционального анализа.

Вопрос 1 : Понятие ФС СУ и ее характеристика.

ФС СУ - состав и соотношение между отдельными специализированными подразделениями в области подготовки обоснования управленческих решений.

ФС СУ подразделяется по призраку выполняемых функций :
. функциональные подсистемы
. обеспечивающие подсистемы
. целевые подсистемы

Функциональные подсистемы выделяют по функциям управления, имеющим единую, целевую направленность.

Обеспечивающие подсистемы выделяют по признаку функций, обеспечивающих условия реализации решений, вырабатываемых в функциональных подсистемах.

Целевые подсистемы выделяют по признаку целей, на реализацию которых они направлены.

.

Матричная модель ФС СУ.
| |Функциональные |Обеспечивающие |
|п/с |подсистемы |подсистемы |
|п/с | | |
|Целевые | | |
|подсистемы | | |

Функциональны подсистемы :
1. подсистема управления технической подготовкой производства, УТПП
2. технико-экономическое планирование, ТЭП
3. оперативное управление производством, ОУП
4. управление сбытом и финансовой деятельностью
5. управление материально-техническим снабжением
6. управление организацией труда и з/п, УОТиЗП
7. управление персоналом, УП
8. управление маркетингом, УМ

Обеспечивающие подсистемы :
1. информационное обеспечение, ИО
2. техническое обеспечение, ТО
3. программное обеспечение, ПО
4. организационно-экономическое обеспечение, ОЭО
5. правовое обеспечение, ПрО

Целевые подсистемы :
1. управление основным производством, УОП
2. управление вспомогательным производством, УВП
3. управление качеством, УК
4. управление социальным развитием коллектива, УСКР
5. управление охраной окружающей среды, УООС

Классификация функций по следующим признакам :
1. по зависимости от объекта управления :

. основные :
|прогнозирование |Осуществляются в каждой |
|планирование |производственной системе;|
|организация |инвариантны к конкретным |
|контроль |Ф подсистемам; |
|координация |обеспечивают |
|учет |управляемость |

. конкретные : постоянно действующие операторы; предназначены для изменения значения одного выходного параметра объекта управления
4. по признаку содержания управленческого труда :

5. управление технической подготовкой производства, УТПП

6. технико-экономическое планирования, ТЭП

7. оперативное управление производством, ОУП

8. управление сбытом и финансовой деятельностью

9. управление материально-техническим снабжением

10. управление организацией труда и з/п, УОТиЗП

11. управление персоналом, УП

12. управление маркетингом, УМ
13. по признаку объекта управления :

. управление предприятием в целом

. управление подразделением

. управление цехом

. управление бригадой

. управление участком

. управление рабочим местом
20. по видам деятельности :

. экономические или хозяйственные

. социальные

. организационные
24. по признаку однородности работ :

. общие : линейные функции линейного руководства

. специальные : по отдельным сторонам деятельности

. обслуживающие
28. по целям деятельности :

. управление основным производством, УОП

. управление вспомогательным производством, УВП

. управление качеством, УК

. управление социальным развитием коллектива, УСКР

. управление охраной окружающей среды, УООС

Функция управления - относительно обособленное направление управленческой деятельности, осуществляющее управленческое воздействие.

Цель анализа функциональной структуры СУ :
1. выявление возможностей концентрации однородных работ в рамках определенных подразделений
2. углубленная специализация функциональных служб
3. рационализация разделения труда между функциональными подразделениями разных иерархических уровней

Функциональные подсистемы характеризуются :
1. специфическим объектом управления (процессом управления)
2. специфическим субъектом управления (осуществляет координацию управления)
3. входами и выходами
4. внутренней, сравнительно замкнутой информационной системой
5. особый круг задач, решаемых в данной подсистеме

Вопрос 2 : Последовательность анализа функций.

Последовательность анализа функций :
1. определяется полнота охвата функций всеми подразделениями СУ

|Работа, i |УТПП |ТЭП |ОУП |
|1 |+ |+ |+ |
|2 | | | |
|3 | | | |
|4 | | | |

2. степень соответствия структуры функциональных служб содержанию работы СУ
3. уровень концентрации работ в функциональных подразделениях

[pic] - трудоемкость работ j-го подразделения

4. уровень специализации работ функциональных подразделений =

|трудоемкость по i-ой функции в j-ом |
|подразделении |
|общая трудоемкость по i-ой функции в СУ |

( [pic]

5. соотношение централизованного и децентрализованного выполнения работ в функциональном подразделениях
6. степень соответствия функциональной подсистемы общим критериям построения системы управления (централизация, концентрация, специализация, гибкость, прямоточность, информационная обеспеченность, экономическая эффективность)

Эффективность административно-технического персонала :

[pic] ; [pic]

7. сопоставление действующей функциональной структуры с регламентируемой
(типовые, стандартные структуры)

Вопрос 3 : Методы и показатели функционального анализа.

Показатели функционального анализа :
1. коэффициент полноты охвата функций управления :

[pic] - количество работ проводимых в аппарате управления соответственно фактически и по нормативу.

2. коэффициент неполноты выполняемых фунций :

[pic] ; Rн - количество работ, незакрепленных ни ха одним подразделением

3. коэффициент дублирования работ

[pic] ; RД - количество работ, закрепленных за несколькими подразделениями

Особым направлением анализа ФС является изучение организации работ по обслуживанию функционального аппарата управления.

I вид структуры II вид структуры III вид структуры

Лекция 14 08.05.97

Исследование управления посредством социально-экономического эксперимента

План.

1. Понятие и виды экспериментов в ИСУ.

2. Социально-экономический эксперимент как инструмент поиска новых средств достижения поставленных целей.

3. Социологические исследования и тестирование в управлении.

Вопрос 1 : Понятие и виды экспериментов в ИСУ.

Принцип Питера Л. : порочность иерархической системы. В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности.

Законы группового поведения :
1. закон неопределенного оптимума - восприятие людьми внешних воздействий различно и часто непредсказуемо, например, управляющий и работник
2. закон неадекватности отображения человека человеком - человек не может постичь другого человека
3. закон неадекватности самооценки - человек сам себя не познает до конца
4. закон расщемления смысла управленческой информации - то, что разработано на верхнем управленческом уровне (приказы), имеет тенденцию изменяться по мере снижения от одного иерархического уровня до другого
5. закон самосохранения - ведущим мотивом социального поведения человека является сохранение личного статуса, достоинства, уважения и т.д.
6. закон компенсации - поддерживает человека на определенном уровне, компенсируя его психологические, социальные и умственные недостатки

Эксперимент - пробы, опыт, общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных связях между явлениями и процессами.

Эксперимент - критерий истинности гипотез.

Социальный эксперимент - метод научного познания, основанный на создании специальных для изучения изменения характеристик социального объекта под управляющим воздействием.

Если соц. эксперимент сопровождается экспериментом в области экономики, то они в комплексе представляют собой соц-экономический эксперимент.

Управленческий эксперимент - пробное внедрение управленческого нововведения с целью оценки возможный последствий.

Вопрос 2 : Социально-экономический эксперимент как инструмент поиска новых средств достижения поставленных целей.

Социально-экономический эксперимент ставит задачи :
1. отработка более действенных методов или систем материального стимулирования и мотивации
2. уточнение распределения прав и ответственности в СУ
3. совершенствование порядка взаимодействия действий в СУ
4. задачи коммуникации или смыслового взаимодействия
5. задачи инженерной психологии - возможности и потенциал органов человеческих чувств
6. задачи взаимодействия человека и машины
7. задачи нововведения и проблемы их внедрения

Схемы постановки эксперимента :
I. Классическая схема постановки соц-экон эксперимента
|Подразделение |Результат функционирования |Зафиксированные|
| |подразделения | |
| |до эксперимента|после |изменения |
| | |эксперимента | |
|1. Экспериментирующее |Э - текучесть |Э' |Э' - Э |
| |кадров | | |
|2. Контрольное (работает без |К |К' |К' - К |
|эксперимента) | | | |
|Эффект эксперимента |(Э' - Э) - (К' - К) |

II. Корректирующая схема постановки соц-экон эксперимента или квази- эксперимент

Основные характеристики корректируемого эксперимента :

1. вводится усиление контроля путем введения двух групп подразделения, экспериментирующих и сравнения - для улавливания искажающего эффекта, на который воздействует сам процесс доэкспериментного измерения.

2. оба эти подразделения не подвергаются измерениям, что позволяет получить эффект в чистом виде

3. при расчете эффекта за основу берется значение параметров второго экспериментального подразделения после внедрения управленческого нововведения

4. данные о первоначальных параметрах второго подразделения приравниваются к среднеарифметическому значению первых двух групп, тогда искажающий эффект измеряется разницой изменений в параметрах первой и второй группы сравнения

Схема корректируемого эксперимента.
| |Подразделение |Результат функционирования |
| | |подразделения |
| | |до эксперимента |после эксперимента|
|1-я |Экспериментальное подразделение |Э1 |Э1' |
|группа|№1. |C1 |C1' |
| |Группа сравнения №1. | | |
|2-я |Экспериментальное подразделение |- |Э2' |
|группа|№2. |- |C2' |
| |Группа сравнения №2. | | |
| |Эффект эксперимента |Э2' - (Э1 + С1)/2 |
| |Искажающий эффект измерения |(С1' - C1) - [ C2' - (Э1 + С1)/2 ] |

Вопрос 3 : Социологические исследования и тестирование в управлении.

Социологические исследования проводятся с целью выявления социальных последствий управленческих нововведений.

Гальтон (в 1870-ых годах на основании проделанных социологических экспериментов предложил теорию группировки идей по качеству интеллекта.

На основе этой теории можно тест (?).

Ревизия тестов - выправление фактической кривой распределения по тесту в соответствии с нормальным законом распределения.

Лекция 15 13.05.97

Оценка потенциала или рейтинга СУ

План.

1. Основные показатели СУ фирмой

2. Порядок оценки рейтинга СУ

3. Анализ рейтинга и выработка рекомендаций по его повышению

Вопрос 1 : Основные показатели СУ фирмой.

Если FC' велики, то организация работает неэффективно.

Уничтожение бюрократии достигается изменениями в правилах управления, а не заменой менеджеров и управляющих.

Рейтинг СУ - интегральная оценка СУ, отражающая организационно- техническое исполнение СУ.

Задачи, решаемые при оценке рейтинга :
1. определение того, насколько данная СУ удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ней (оперативность, гибкость, эффективность)
2. на сколько уровень ее научно-технического исполнения отвечает современным возможностям
3. выявление соответствия подсистем и компонентов создаваемой или действующей СУ сформированным на данном этапе развития в соответствии базовым показателям (?)

Требования, предъявляемые к показателям :
1. каждый показатель должен характеризовать совокупность элементов, от которой зависит рейтинг системы
2. каждый показатель должен поддаваться количественной оценке
3. число показателей для определения рейтинга должно быть ограничено
4. для измерения значений показателей должна применяться безразмерная шкала
(?)
5. показатели должны стимулировать внедрение наиболее эффективных вариантов
СУ

Ri - группы показателей
1. R1 - уровень принимаемых управленческих решений
2. R2 - уровень используемой информационной базы
3. R3 - уровень обеспечивающих подсистем
4. R4 - уровень функциональных структур СУ
5. R5 - уровень технологии принятия решений
6. R6 - уровень социальной базы СУ

R1 = {ri} :
. r1 - научная база принятия решений
. r2 - методы и модели, используемые при решении задач
. r3 - учет степени риска (обоснованы ли решения с точки зрения риска)
. r4 - оперативность принимаемых решений
. r5 - число ошибочных решений, принимаемых менеджером
. r6 - эффективность принятия решений

[pic]

. r7 - новизна и перспективность решения (чем долговременней эффект, тем лучше)

R2 = {ri} :
. r1 - наличие нормативно-справочной базы
. r2 - наличие автоматизированной базы данных (АБД)
. r3 - степень интенсивности использования банка данных
. r4 - степень доступа к банкам данных сотрудников СУ
. r5 - влияние информационной базы на установление коммуникации между пользователями : до 68% - для специалистов, до 95% - для высшего управляющего звена
. r6 - эффективность АБД

[pic]

R3 = {ri} :
. r1 - уровень механизации и автоматизации обеспечивающих подсистем
. r2 - уровень методического и математического обеспечения
. r3 - уровень программного обеспечения
. r4 - уровень организационного обеспечения (рациональный уровень централизации, специализации, концентрации функций, гибкости, управляемости, исполнительности)
. r5 - уровень экономического обеспечения
. r6 - уровень кадрового обеспечения

R4 = {ri} :
. r1 - организационно-технический уровень функций СУ
. r2 - степень централизации и специализации исполнения функций
. r3 - соответствие квалификаций исполнителей выполняемым функциям
. r4 - оперативность и качественность решений, принимаемых функциональными подразделениями

R5 = {ri} :
. r1 - уровень технических средств, используемых при принятии решений
. r2 - число научнообоснованных методов принятия решений
. r3 - степень новизны процедур принятия решений
. r4 - удовлетворение требованиям технологий принятия решений
(оперативность, ритмичность, непрерывность, сокращение длительности цикла принятия управленческих решений)

R6 = {ri} :
. r1 - уровень кадровой работы (текучесть кадров, динамика, состав, структура и квалификация кадров)
. r2 - социально-психологическая обстановка в коллективе
. r3 - стиль работы руководителя СУ
. r4 - оценка и стимулирование труда в СУ

[pic] ; р - реализованный, б - базовый

Rр = ((R1, R2, R3, R4, R5, R6)

[pic] , [pic] , 01 (( (высокий) а

1 2 3 4

"Чиновничий шум"

Rc с

Ra a Rb b - линейные звенья

1 2 3 4

Rc с r = 2 a - линейные b - функциональные

Ra a Rb b

Л Ф r = 4 r = 2

1 2 3 4

d r = 2

a b с r = 4

Л Ф1 Ф2 r = 4 r = 2

1 2 3 4

а r = 2

R + Ra = 1

R >> Ra

2 3

1 4 r = 1

а

2 противоречие

1 3

а

2 3

1 4

R = 1

а

1 2 3 4

Ra = 1

Пространственная модель ФС СУ

Функциональные подсистемы

обеспечивающие подсистемы

целевые подсистемы

Ф.О.

Ф.О.

Ф.О.

О.О.

О.О.

О.О.

Ф.О.

Ф.О.

Ф.О.

И.О.

Т.О.

Ф.О.

Ф.О.

Ф.О.

К.Ц.

Т.О.

И.О.

П.О.

%, прибыли

20 доля фирм

3 2 1 1 2 3

7% 24% 38% 24% 7%

- ОУ (технология, новые изделия)

- СУ

0 t1

СУ

ОУ

(субъект управления)


(объект управления)

Высшее звено Низшее звено

Степень детализации (ее увеличение)

Степень нажима

Виновен

чей выбор

чей инструктаж

чей контроль
А вот я нарисовал такую кривую руку (

Привет всем кто учит экзамены ( ЯРИК

Управленческое решение

Структурированные (детерминированные), т.е. имеющие однозначное соответствие выходных данных исходным данным.
Пример : типовые стандарты, правила, процедуры расчетно-аналитические методы стандарты поведения (этикет, деловая этика) оптимизационные методы графические модели

Неструктурированные, т.е. не имеющие такого соответствия.

Пример : опытные решения, т.е. решения основанные на опыте экспертные методы

Слабо структурированные УР :

Пример : программно-целевые методы системный анализ

беседы и опрос руководителей тестирование социограммы

1.Формулировка целей функционирования организации

2.Обзор данных о состоянии СУ и взаимодействующих с ней объектов

первичные и вторичные документы документопотоки и связи между ними органиграммы и информационные модели

3.Выявление проблем управления : состояние развития производства состояние развития СУ

составление карточки проблем системный анализ построение дерева проблем внутренний и внешний анализ пробьлем

4.Анализ выявленных проблем : взаимосвязи между проблемами причины их возникновения факторы, препятствующие решению проблем

схема взаимосвязи проблем (строится аналогично информационной модели) матрица взаимосвязей факторов, которая может быть построена на базе матрицы расстановки приоритетов

5.Выявление набора средств и методов решения проблемы СУ

морфологический анализ, с целью выявления для каждой проблемы вариантов ее решения

организационно-технический план по развитию СУ

6.Разработка мероприятий для достижения целей

задачи фирмы, стоящие перед производством задачи стоящие перед СУ схема взаимосвязи задач моделирование оргструктур выявление функционального состава служб специализация и централизация органиграммы процедур решения задач оценка риска

7.Формулировка целей функционирования организации


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.