скачать рефераты

МЕНЮ


Исследования в современном управлении

Исследования в современном управлении

СОДЕРЖАНИЕ


1.  ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УПРАВЛЕНИИ.................. 5

1.1 Предпосылки исследования систем управления................................... 5

1.2 Системный анализ как средство исследования систем....................... 10

1.3 Становление системности.................................................................... 16

1.3.1 Общие тенденции............................................................................. 16

1.3.2 Общая теория систем....................................................................... 19

1.3.3 Эволюция представлений об энтропии........................................... 21

1.3.4 Кибернетика Винера........................................................................ 24

1.3.5 Синергетика...................................................................................... 26

1.4 Заключительные замечания................................................................. 30

1.5 Вопросы для самопроверки:............................................................... 32

2.  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ                                            34

2.1 Общие определения............................................................................. 34

2.2 Определение системного анализа........................................................ 35

2.3 Cистема и ее свойства.......................................................................... 38

2.4 Системы и их виды............................................................................... 45

2.4.1   Модель состава системы................................................................ 45

2.4.2   Виды и типы систем....................................................................... 48

2.5 Вопросы для самопроверки:............................................................... 52

3.  СИСТЕМНОСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ................................................... 53

3.1 Этапы становления механизма управления........................................ 53

3.2 Модель механизма управления и эволюция живой природы........... 62

3.3 Сходство процессов управления и познания...................................... 67

3.4 Заключительные замечания................................................................. 69

3.5 Вопросы для самопроверки:............................................................... 70

4.  УПРАВЛЯЕМЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ СВОЙСТВА........................... 71

4.1 Управляемые системы.......................................................................... 71

4.2 Особенности управляемых систем...................................................... 80

4.3 Классификация систем......................................................................... 89

4.4 Организационные системы.................................................................. 92

4.4.1 Уникальность................................................................................... 96

4.4.2 Отсутствие формализуемой цели существования........................... 96

4.4.3 Отсутствие оптимальности.............................................................. 97

4.4.4 Динамичность................................................................................. 100

4.4.5 Неполнота описания...................................................................... 100

4.4.6 “Активность” системы (наличие свободы воли)........................... 103

4.5 Вопросы для самопроверки:............................................................. 104

5.  ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА.......... 105

5.1 Логическая основа системного анализа............................................ 105

5.2 Формирования целей......................................................................... 108

5.2.1   Анализ проблем........................................................................... 108

5.1.2   Анализ целей................................................................................ 109

5.1.3   Вопросы детализации при анализе проблем и формировании целей  111

5.1.4   Некоторые проблемы формирования целей............................... 114

5.1.5   Критерии при формировании целей........................................... 118

5.3 Пути достижения поставленных целей.............................................. 121

5.4 Потребные ресурсы для достижения целей...................................... 126

5.5 Вопросы для самопроверки:............................................................. 127

6.  СТРУКТУРИЗАЦИЯ В СИСТЕМНОМ АНАЛИЗЕ                                   129

6.1 Методы структуризации.................................................................... 129

6.1.1 Деревья взаимосвязей.................................................................... 129

6.1.2 Основные принципы структуризации........................................... 134

6.2 Примеры построения деревьев целей............................................... 142

6.2.1 Общие вопросы построения деревьев........................................... 142

6.2.2 Дерево целей экономической проблемы....................................... 144

6.2.3 Дерево целей социальной проблемы............................................ 145

6.3 Построение дерева мероприятий...................................................... 146

6.4 Основные проблемы применения метода структуризации.............. 151

6.5 Вопросы для самопроверки:............................................................. 156

7.  МЕТОДЫ ЭКСПЕРТНОГО ОЦЕНИВАНИЯ.                                   157

7.1 Некоторые особенности экспертных оценок.................................... 157

7.2 Анкетные методы............................................................................... 160

7.3 Метод Дельфы.................................................................................... 169

7.4 Вопросы для самопроверки:............................................................. 172

8.  КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ДЕРЕВЬЕВ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ   174

8.1 Дерево целей...................................................................................... 174

8.1.1 Построение дерева целей............................................................... 174

8.1.2 Расчет коэффициентов относительной важности.......................... 175

8.2 Дерево мероприятий.......................................................................... 179

8.2.1 Особенности построения дерева мероприятий............................. 179

8.2.2 Семейства в дереве мероприятий.................................................. 180

8.1.3 Численная оценка дерева мероприятий........................................ 182

8.3 Вопросы для самопроверки:............................................................. 191

9.  МЕТОДЫ СЕТЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ                 192

9.1 Основные понятия и определения..................................................... 192

9.1.1 Возникновение и становление метода........................................... 192

9.1.2 Основные определения.................................................................. 194

9.1.3 Графическое представление расписаний работ............................ 197

9.2 Анализ сетевого графика................................................................... 201

9.2.1 Понятие критического пути........................................................... 201

9.2.2. Методы определения критического пути...................................... 203

9.2.3. Резерв времени работы.................................................................. 207

9.2.4 Ранний и поздний сроки выполнения работ................................. 211

9.3 Табличная запись результатов расчёта сетевого графика............... 212

9.4 Другие виды графического представления графиков работ........... 213

9.4.1 Варианты графического представления сетевого графика.......... 213

9.4.2 Диаграмма Ганта........................................................................... 214

9.5 Анализ и оптимизация сетевого графика.......................................... 216

9.6.  Заключительные замечания............................................................. 218

9.7 Вопросы для самопроверки:............................................................. 219



1. ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

 

Эффективное управление конкретными объектами невозможно без анализа и исследования систем и процессов управления. Основной целью данной главы является объяснение необходимости исследования систем управления, применяющихся в нашей реальной жизни. Основным инструментом исследования систем управления на данный момент является системный анализ и поэтому в данной главе показаны этапы поступательного развития системных представлений и системных исследований, которые привели к формированию системного анализа. Здесь же показано становление некоторых сопутствующих системному анализу направлений (общая теория систем, кибернетика, синергетика).


1.1     Предпосылки исследования систем управления


В семье появился ребенок. Вместе с ним в дом вошло множество новых забот и новых тревог. Необходимо приобрести кроватку, коляску, детское белье. Родители тревожатся о том, чтобы ребенок рос крепким и здоровым. Начинают думать о том, где он будет учиться. Со временем приходят заботы о том, где он будет жить и где будет работать. Ясно, что здоровье ребенка зависит от медицинского обслуживания. Его успешная учеба зависит от качества обучения в школе и т.д.

Если вас спросить, какое отношение к этим заботам и тревогам имеет исследование систем управления, то, скорее всего, вы просто удивитесь. На первый взгляд, нет никакой явной связи между этими заботами и какими-то исследованиями.

Постараемся разубедить вас в этом. Для того, чтобы ребенок мог своевременно получать квалифицированное медицинское обслуживание, главный врач близлежащей поликлиники не только должен быть квалифицированным специалистом, но также уметь успешно решать задачи управления: рационально организовать работу персонала, подобрать кадры, позаботиться об оборудовании, поставке медикаментов и т.п. Руководители города также для этой цели должны решать много задач и проблем, связанных с определением необходимого числа детских поликлиник, больниц, их места расположения. Для этого они должны уметь анализировать и прогнозировать рост города и всех его структурных образований, представлять его перспективные потребности. Если они допустят ошибки при анализе такой сложной системы и при принятии решений, т.е. примут необоснованное решение, то окажется, либо объемы медицинского обслуживания недостаточны, либо произведены неоправданные затраты. Ясно, что и первое, и второе - плохо. В первом случае ребенок не получит своевременной медицинской помощи, во втором - излишние затраты в одном месте приведут к нехватке ресурсов в другом, например, для строительства детских садов, школ, жилых домов. Если они примут решение несвоевременно, не оперативно, то в нужный момент ребенок не сможет получить необходимой помощи.

Заботы и тревоги о ребенке имеют прямое отношение к соответствующему министерству и министру, в ведении которого находится медицинская промышленность. Он должен, управляя более сложным объектом, учитывать гораздо большее количество факторов, определяющих все стороны деятельности медицинской промышленности, и в конечном счете принимать такие решения, которые обеспечили бы, в том числе, и своевременный выпуск и поставку лекарств в объеме, удовлетворяющем наши потребности. Нетрудно представить, как сложно заранее с глубоким предвидением обосновать и принять рациональные решения.

Без особых пояснений ясно, что благополучие нашего ребенка зависит от многих руководителей, осуществляющих управление достаточно сложными системами и объектами.

Теперь ответьте на вопрос, всегда ли подобные заботы разрешались без затруднений? Не дожидаясь вашего ответа, мы можем с уверенностью сказать, что он будет отрицательным. Не всегда приходил своевременно врач, приходилось ждать очереди в поликлинике, не сразу удавалось получить место в детском садике, были трудности с квартирой и т. д.

При этом Вы невольно отождествляли руководителей с результатами управления в обществе. Действительно, в рассмотренном примере успешность решения всех проблем зависит от качества организации, функционирования и управления соответствующими системами в нашем обществе. От этого зависит благополучие каждого члена общества, условия его жизни, быта и отдыха, условия и успешность его труда. Общим для множеств разнородных процессов, протекающих в обществе, является зависимость успеха от качества анализа этих процессов и взаимосвязей между ними и от качества управления ими.

Таким образом, на вопрос о том, как улучшить условия вашей жизни, можно дать общий ответ, что необходимо совершенствовать системы управления в нашем обществе и повышать качество управленческих решений, принимаемых на всех уровнях управления. Это будет правильный вывод.

Продолжая рассуждения и справедливо отмечая, что управление в обществе осуществляют люди, можно прийти к выводу, что достаточно заменить слабых руководителей более способными и недостатки исчезнут. Это будет совершенно неправильный вывод. Трудности, с которыми мы сталкиваемся, носят не субъективный, а объективный характер. Устранить их простой сменой людей, ответственных за управление, нельзя. Основной причиной трудностей является огромное усложнение объектов управления. Действительно, резкое увеличение взаимосвязей таково, что любой руководитель объективно не может охватить и осмыслить весь поток сведений, поступающих к нему, оценить сложившуюся обстановку, найти и принять эффективное решение. Качество каждого конкретного решения, принимаемого руководителем, во многом зависит от той системы управления, в рамках которой оно разрабатывалось. Качество решения зависит и от того, насколько информационно оно обеспечено, в какой степени учтено влияние внешнего окружения и многое другое. Действительно, объективно, качество любого решения определяется эффективностью организации и функционирования соответствующей системы управления.

В начале 60-х годов было проведено много исследований по оценке степени усложнения процессов управления в экономике. Было выделено и сформулировано несколько причин, наиболее существенно влияющих на увеличение сложности задач управления.

1.   Увеличение выпуска промышленной продукции и расширение ее номенклатуры и ассортимента. Было показано, что в нашей стране объем выпуска промышленной продукции удваивается примерно каждое десятилетие, а номенклатура изделий выросла за послевоенные годы более, чем в десять раз. А ведь за каждым наименованием изделий стоит целый комплекс задач управления (создание новых отраслей и предприятий, определение потребностей, планирование объемов выпуска, материально-техническое снабжение и т.п.).

2.   Усложнение выпускаемых изделий и технологий их производства. Количественный рост выпуска продукции сопровождается совершенствованием ее качества, что приводит к усложнению изделий. Новые технологии базируются на внедрении новой техники, автоматизации производственных процессов. Все это усложняет организационное управление производством (фирмой, предприятием, отраслью).

3.   Увеличение частоты сменяемости выпускаемых изделий и технологий. Этот фактор является, с одной стороны, следствием научно-технического прогресса, а с другой стороны, он связан с возрастанием потребностей общества и отдельных потребителей и ужесточением их требований к качеству выпускаемой продукции и условиям работы на предприятии. В условиях перехода к рыночной экономике этот фактор увязывается с такими понятиями, как конкуренция, завоевание рынков сбыта, завоевание потребителей и т. п.

4.   Развитие специализации и кооперирования производства. Современный этап развития производства характеризуется усилением его концентрации и специализации на основе внедрения автоматизации и новых технологий. Специализация, в свою очередь, приводит к необходимости развития кооперирования между специализированными предприятиями (фирмами). Такая организация производства приводит к усложнению управления, как на уровне отдельного предприятия (фирмы), так и на уровне территории (город, область, республика).

5.   Необходимость экономии ресурсов и охраны окружающей среды. Этот фактор в нашей богатой природными ресурсами стране начал осознаваться позднее, чем в других странах. Для охраны материальных природных ресурсов и здоровья человека (трудового ресурса) необходимо разрабатывать безотходные, ресурсосберегающие, экологически чистые технологии; рационально добывать и использовать нефть, уголь, газ и другие источники энергии; сохранять леса, реки и другие природные условия нормальной жизнедеятельности человека. Понятно, что необходимость решения ресурсных и экологических проблем еще в большей степени усложняет управление на уровне региона и управление экономикой всей страны.

6.   Внедрение в экономику рыночных механизмов. Этот фактор, с одной стороны, является самостоятельным, так как рыночная экономика базируется совершенно на других принципах управления и регулирования, которые необходимо осваивать, внедрять и развивать. С другой стороны, этот фактор накладывается на каждый из вышеперечисленных факторов, и в результате они еще в большей мере влияют на усложнение задач управления.

Следовательно, необходимо искать пути оказания помощи руководителю, принимающему решения. Традиционный путь увеличения числа работающих в сфере управления и числа органов управления уже исчерпал себя. Проведенные исследования показали, что только к обработке информации для целей точного и полного решения всех задач управления необходимо привлечь такое количество специалистов, которое соизмеримо с населением всей страны. Эти исследования так же показали, что уже на тот момент (60-е годы) мы не располагали достаточным ресурсом для точного решения всех задач управления и, следовательно, они решались неполно и неточно, что приводило к неэффективным решениям и управлению. Единственный выход - используя мощную методологическую базу, создать аналитическое обеспечение процессов управления и создать средства повышения эффективности систем управления.


1.2 Системный анализ как средство исследования систем


В настоящее время признано, что мощным методологическим инструментом, обобщающим методологию исследования процессов управления в сложных природных и социально-экономических системах, является исследование систем управления. Исследование систем осуществляется методами, средствами и технологиями, объединяемыми такими направлениями, как системный анализ, системный подход, исследование операций, теория оптимального управления и др. Причем, необходимо сразу отметить, что системный анализ играет ведущую роль, поскольку является методологией, интегрирующей различные научные подходы и направления для исследования и анализа различных конкретных проблем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.