Исследования в современном менеджменте
Выполнение этих требований определяет необходимость специального
подбора и подготовки исследователей, поскольку от результатов их деятельности в
значительной степени зависит эффективность работы предприятия. Подготовка таких
специалистов осуществляется заблаговременно и сопровождается стажировкой
исследователей в процессе разработки новой модели системы управления.
Каждый
менеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, которое
определяется особенностью деятельности и условиями, в которых она
осуществляется. Современные условия управления – это, прежде всего, потребность
в исследованиях. Эта потребность реализуется в самых различных проявлениях -
организации, методологии и пр. Но одним из последствий реализации этой
потребности является возникновение менеджеров, которых можно назвать менеджерами
исследовательского типа.
Их особенность - обостренное внимание
исследовательскому подходу к решению всех проблем, разработке управленческих
решений. Но в более детальном представлении можно выделить следующие черты
менеджера исследовательского типа:
1) Проблемное
видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно.
2) Умение
превентивно, т.е. тогда, когда они еще в зародыше, ставить проблемы.
3) Системное
и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития
управляемого объекта.
4) Умение
воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от
собственных или даже противоположные им.
5)
Способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации.
6) Развитая
психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценку.
7)
Способность к имитации функций различных членов коллектива.
8)
Психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они
проявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором проницательности является
психодиагностика.
9)
Инновационность и безинерционность мышления, способность выйти за границы
формального, привычного, проверенного, традиционного.
10)
Аттрактивность - способность привлекать людей к совместной деятельности не
прибегая к средствам материального или административного принуждения.
11)
Способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий
деятельности или переходе к решению принципиально новых задач.
12) Умение
делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера.
13)
Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение
людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем «ухода в
тень», умением обратиться за советом и помощью.
Все эти свойства
существуют не каждое само по себе, и не в разрозненной хаотической
совокупности, а в системе взаимодействия. Именно это и характеризует менеджера
исследовательского типа.
1.4 Сущность исследования
Любое понятие, которым мы
оперируем, должно иметь определение.
В философском словаре дается определение:
«Исследование, характерный
для науки … способ производства нового знания, который предполагает явную
фиксацию цели и средств познания, ориентируется методологическими нормами
воспроизводимости результатов, их доказательности и объективности» [Философский
энциклопедический словарь.- М.: Сов. Энциклопедия, 1989.].
В энциклопедическом
социологическом словаре понятие «исследование» определяется следующим образом:
«Исследование – вид
систематической познавательной деятельности, направленный на получение новых
знаний, информации и т.д., на изучение определенных проблем на основе
специальных стандартизированных методов (эксперимент, наблюдение) и т.д.»
[Энциклопедический социологический словарь. – М.: ИСПИ РАН, 1995.]
В общем случае исследование может пониматься как научный труд или
научное изучение рассматриваемого предмета, какого-либо объекта (явления) с
целью определения закономерностей его возникновения, совершенствования,
развития и получения новых знаний. По существу, это один из основных видов
познания.
Вместе с тем исследование можно трактовать как вид познавательной
деятельности отдельного человека или группы, коллектива исследователей, позволяющий
на основе определенных теорий, методов и приемов познания изучить и оценить
сущность, особенности и тенденции развития явлений, определить особенности и
тенденции перехода из одного состояния в другое, получить и применить новые
знания в теории и на практике.
Это в полной мере относится к исследованию теории и практики управления,
которое связано как со специализированной научной функцией, так и с
практической профессиональной работой в различных областях и сферах деятельности
человека (менеджмента, экономики, производства, искусства, образования и т.п.).
Таким образом, исследование представляет собой процесс изучения
какого-либо объекта и получения новых знаний. Необходимость и значение любого
исследования определяется его потребностью и остротой рассматриваемой проблемы
для общества. В связи с тем, что итоги научных исследований являются важнейшими
составляющими производительных сил, их роль в деятельности человека в настоящее
время нельзя переоценить.
Результаты научных исследований освобождают человека от неинтересного,
тяжелого, повторяющегося труда, позволяют заниматься творческой работой, в том
числе профессиональной научной деятельностью. Стремление заниматься творческой
работой у человека заложено природой, так как результаты творчества позволяют
облегчить человеческую жизнь, сделать ее более интересной и в конечном итоге
продлить существование человека как вида. Развитие творческой деятельности и
научной мысли человека привело к тому, что наука стала основной движущей силой
научно-технического прогресса и развития всей современной цивилизации.
Развитие наук в настоящее время идет все более и более по прагматичному
пути, что существенно повышает практическую роль исследований в деятельности
человека. Сейчас настало время широкого использования достижений самых
различных научных отраслей знаний, которые были получены при дифференцированном
развитии наук. Это, в свою очередь, приводит к интеграции научных дисциплин, обусловившей
возникновение таких наук, как теория систем, теория управления, кибернетика,
бионика, инноватика и др. Именно на стыке наук и в интегрированных областях
знаний все чаще делаются новые научные открытия.
Многие считают, что
исследования – это задача
научного работника, а в повседневной работе у менеджера для исследований нет ни
времени, ни необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование
является главным фактором успеха, а если выражаться по научному, - главным фактором
повышения эффективности управления.
Исследования позволяют
увидеть,
- где находятся резервы?
- что мешает развитию?
- чего надо опасаться?
- что надо поддерживат?.
Развитие профессионализма
в различных областях
деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного
элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не
связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это
фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например,
об исследовании операций.
В связи с этим можно
построить определение
понятия «исследование» через его основные признаки:
Исследование – это вид
деятельности человека, включающий:
а) фиксацию целей
исследования (имеющихся проблем);
б) выбор подходящих
средств познания (методов исследования);
в) распознавание проблем
и ситуаций с помощью выбранных методов исследования;
г) определение происхождения проблем и
ситуаций (причин);
д) выявление свойств, содержания,
закономерностей поведения и развития объектов исследования;
е) установление места этих проблем и
ситуаций в системе накопленных знаний;
ж) нахождение путей, средств и
возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в
практике ее разрешения.
В реальной практике эти
признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем степень
профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.
Обобщая выше сказанное
сформулируем окончательное определение искомого понятия.
Исследование
– это вид систематической познавательной деятельности, направленный на получение новых
знаний, информации о каком- либо объекте (явлении), на изучение определенных
проблем на основе фиксации целей, путей и средств познания, выбора специальных
стандартизированных методов с
целью применения полученных новых знаний в теории и на практике.
Исследование – это вид деятельности с более
богатым содержанием, чем скажем, анализ, проектирование или диагностика.
Исследование проблемы или
ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или
проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и
классификация, и построение показателей, и многое другое. Исследование
представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.
В практике управления
широко используется понятие исследование операций – прикладное направление
кибернетики, используемое для решения организационных (в т.ч. экономических)
задач (распределения ресурсов, управления запасами, упорядочения и согласования
и др.).
Главным методом при этом
является системный анализ целенаправленных действий (операций) и объективная (в
частности, количественная) сравнительная оценка возможных результатов этих
действий [Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1982.].
Современное управление,
отражающее особенности и
условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в
большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует
динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала
и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности
управления.
Что же чаще всего
становится предметом исследования систем управления? На практике исследуются
функции, цели, структуры управления, процесс принятия управленческих решений,
кадровое и информационное обеспечение управления и др. (см. Лекции по «ИСУ»,
тема7).
Так, например, исследование
систем управления включает исследование основных функций управления
- предвидение
(прогнозирование),
- планирование,
- организовывание,
- координирование (регулирование),
- мотивирование
(активизация, стимулирование),
- контролирование.
Основные функции являются
основой реализации конкретных функций управления (конкретные управленческие
действия) и решений задач и остаются едиными на всех уровнях иерархии системы
управления, изменяясь лишь по содержанию и объему работ. Выделение конкретных
функций управления осуществляется на основе функционального процесса разделения
и специализации труда.
Применительно к СУ функция управления
- это свойство системы, которое посредством связи воздействует на
объект управления для достижения какой-либо цели;
- это действие (работа), осуществляемое системой (ее компонентом)
для достижения определенных целей.
Методологическая взаимосвязь функций управления и управленческих
решений осуществляется через виды управленческих работ и управленческих связей.
Право принимать управленческие решения является условием распределения прав,
обязанностей, ответственности в процессе выработки, принятия и реализации
управленческих решений.
Виды управленческих работ – это основа разработки операций и процедур
в процессе управления. Это позволяет определить трудоемкость (объем работ по
функциям).
Операция – это простой вид управленческих действий, а процедура -
порядок осуществления этих действий.
Управленческие связи, носящие информационный характер, конкретизируют
управленческую работу, материализуют ее. Определение связей дает количественные
и качественные характеристики (показатели) для оценки функции управления и
управленческих решений.
По отношению к исследуемому объекту функции управления могут внешними
и внутренними.
Внешние функции управления направлены на реализацию внешних связей объекта
со смежными и вышестоящими СУ, а внутренние — на реализацию внутренних связей
объекта между функциональными подразделениями как одного уровня, так и разных
иерархических уровней.
Любая функция, как действие или работа, осуществляется частью или
всей СУ. При этом она должна быть достаточной и полезной для достижения
чего-либо.
В ходе исследования СУ определяется не только число и характер выполняемых
функций, но и их достаточность и качество их выполнения.
Главными обычно называют функции, непосредственно направленные на
достижение определенной цели (функции, для которых создан исследуемый объект и
отражающие сущность его поведения).
Основными называют функции, которые необходимы для реализации
главных функций.
Остальные функции (обеспечивающие осуществление основных и дополняющие
их) — вспомогательными.
По своей полезности функции можно подразделить следующим образом:
-полезные, отражающие сущность, назначение и определяющие работоспособность
объекта;
-бесполезные (излишние), не отражающие сущность объекта, не влияющие на
работоспособность и приводящие к увеличению затрат на его содержание;
-вредные (излишние), не отражающие сущность объекта, его назначение, отрицательно
влияющие на работоспособность и приводящие к увеличению затрат на его содержание.
Одной из основных задач в ходе исследования СУ является выявление
излишних (несвойственных, бесполезных, дублирующих) и, конечно же, вредных
функций управления, что позволяет повысить его эффективность.
1.5 Цель исследования
В зависимости от предмета исследования СУ формулируется цель исследования.
Любое исследование эффективно лишь тогда, когда достигнуты установленные
цели исследовательских работ при соблюдении других условий (сроков и затрат). В
связи с этим первостепенное значение имеет тот смысл, что заложен в содержание
понятия «цель».
Следует отметить, что понятие цели трактуется во многих
литературных источниках неоднозначно, например:
•
идеальное
представление желаемого результата деятельности;
•
идеальный
образ того, чего человек или группа людей хотят достичь, поскольку цель — это
то, что еще будет или должно быть, т.е. лишь возможное состояние объекта;
•
осознаваемый
руководителями и исполнителями необходимый результат деятельности, имеющий
количественное и качественное определение, вытекающее из перспективных и социально-экономических
законов, а также требований, возникающих внутри самой организации;
•
конечное
состояние результата, на достижение которого направлена деятельность организации;
•
то,
что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом
направленных действий;
Таким образом, термин «цель» следует воспринимать как желаемое и
выраженное:
1) количественно (сколько);
2) качественно (что) будущее состояние объекта, имеющего;
3) срок достижения (когда);
4) ответственного исполнителя (кто);
5) ограничения по ресурсам (чем).
Комплексное обоснование цели в условиях ужесточения конкуренции
приобретает ключевое значение, поскольку формулирование цели без необходимых
обоснований может привести к потерям на стадии ее реализации, во много раз
превышающим экономию, полученную ранее. Кроме того, правильно сформулированные
цели могут выступать как эффективный инструмент исследования.
Применительно к исследованию наиболее предпочтительно рассматривать
цель как желаемый новый исследовательский результат состояния предмета определенного
объекта исследования, выраженный качественно и (или) количественно,
преимущественно с указанием сроков его достижения, исполнителей и ресурсов.
Очевидно, что цель не может быть тождественна будущему результату
исследования, а потому ее достижение носит вероятностный характер.
1.6 Объект и предмет исследования
Объект исследования в общем случае — это
- какие-либо организации, либо их объединения (трест, корпорация,
холдинг, отрасль и др.), имеющие систему управления (СУ),
- отдельные системы и подсистемы, которые образуются в данной организации
в процессе ее функционирования (социальные, экономические, технические,
организационные, производственные, научные, политические, культурные, кадровые
и др.),
- совокупность элементов, из которых состоят эти системы и подсистемы,
т.е. это то, что требует наличия системы управления (СУ).
- структуры организаций (порядок взаимосвязей элементов);
-внутренняя и внешняя среда, в которой функционирует данная организация;
Например, при исследовании ОАО «Молот» объектом является непосредственно
само ОАО, а при исследовании СУ жилищно-коммунальным хозяйством города объектом
становится рассматриваемый город.
Внутренняя среда может характеризоваться составом элементов объекта
исследования:
-ресурсных (материально-техническая база, включающая предметы и
средства труда, трудовые ресурсы, информация, финансовые ресурсы),
-организационных (технология, методы и системы управления, организационная
структура),
-результатов функционирования объекта, например в виде продуктов и
услуг.
Состояние внутренней среды объекта может оцениваться также ее потенциалом.
Информация о внутренней среде необходима исследователям для уточнения целей
организации (в том числе социальных), определения внутренних возможностей и
потенциала, на которые организация может рассчитывать в конкурентной борьбе.
Внешняя среда включает окружение исследуемого объекта, т.е. все то, что не
входит непосредственно в него, но с ним взаимодействует и на него влияет.
Выделяют как минимум два уровня внешней среды:
-микросреда — ближайшее окружение, непосредственно влияющие на объект (среда
прямого воздействия, т.е. поставщики, акционеры, трудовые ресурсы, законы,
структуры государственного регулирования, профсоюзы, потребители, конкуренты) и
-макросреда — дальнее окружение, косвенно влияющее на объект (среда косвенного
воздействия, т.е. факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного
воздействия, но опосредованно влияют на функционирование объекта исследования —
состояние экономики, НТП, социальные, культурные, политические изменения,
групповые интересы внешних структур, изменения в других странах,влияющих на
предприятие, и т.п.).
Внешнюю среду могут характеризовать:
-взаимосвязанность факторов внешней среды,
-уровень взаимосвязи, с которой изменение одного фактора
воздействует на другие;
-сложность, определяемая числом внешних факторов, на которые объект
исследования может реагировать;
-подвижность — относительная быстрота изменения внешней среды
объекта;
-неопределенность — функция количества и относительной точности
информации по конкретному фактору внешней среды; нестабильность — частота
изменений.
Очевидно, что исследователям необходимо объективно выявлять воздействие
на организацию факторов как внутренней, так и внешней среды и адекватно их учитывать.
Предмет исследования в общем случае — это то, на что направленно
внимание исследователя и что является содержанием научного изучения,
рассмотрения, познания и разрешения.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|