Исследования в современном менеджменте
Предметами исследования могут быть проблемы, задачи и вопросы,
возникающие при построении, функционировании и совершенствовании СУ, при
использовании в них соответствующих методов, принципов, процессов, отношений,
элементов, подсистем и прочих составляющих системы.
В частности, могут исследоваться вопросы, связанные с реализацией
общих функций управленческого цикла: прогнозирования, планирования, организовывания,
координирования, регулирования, мотивирования, контроля, вопросы, связанные с
процессом разработки, принятия и реализации управленческих решений и т.п.
Например, при изучении СУ ОАО «Молот» предметом исследования являются
процессы и отношения в СУ ОАО.
В рамках нашего учебного курса объектом исследования является система управления, а проблемы,
возникающие в этой системе, являются предметом исследования.
1.7 Виды
и характеристики исследований
Исследования могут быть
разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее
подходящий вид исследования к определенной деятельности.
Наиболее распространенным
является деление исследований на такие виды, как:
- фундаментальные и
прикладные;
- количественные и
качественные;
- уникальные и
комплексные.
Упорядочить всю
совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического
анализа. Она представляет собой дихотомическое представление различных типов
исследований, выделенных по различным критериям (табл.1.1.). Критерии отражают
основные характеристики исследования и его практические потребности.
Табл.1.1.
Участие персонала
|
Организованность
|
Цель исследования
|
Степень
научности
(методологическое обеспечение)
|
Информационное
обеспечение
|
Ресурсы
|
Время
|
Индивидуальное
|
Спонтанное
|
Практическая
|
Эмпирическое,
прагматическое
|
На основе
внутренней информации
|
Незначительные
|
Непродолжительное
|
Коллективное
|
Организованное
|
Научно-
практическая
(образовательная)
|
Привлечение
научного
аппарата
|
Концептуальное информационное
обеспечение
|
Значительные
|
Продолжительное
|
Исследования различают по
участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными,
либо коллективными.
Например,
при
проведении системного анализа важное значение приобретает коллектив
исполнителей. В состав группы по проведению системного анализа должны входить:
• специалисты в области системного анализа — руководители группы и
будущие руководители проектов;
• инженеры по организации производства;
• экономисты, специализирующиеся в области экономического анализа,
а также исследователи организационных структур и документооборота;
• специалисты по использованию технических средств и компьютерной
техники;
• психологи и социологи.
По степени
организованности они могут быть спонтанными или организованными.
По цели можно выделить исследования
практические и научно-практические (образовательные).
Есть исследования,
предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого
результата - прикладные, но есть исследования, ориентированные на перспективу,
обновление знаний, повышение образовательного уровня - научно-практические.
Можно строить
исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат
научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть
эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и
ближайший, непосредственный результат, а могут носить научно-теоретический
характер, если они позволяют выявить тенденции, закономерности в развитии
каких-либо процессов, явлений.
Важным критерием
типологического выбора исследования является и критерий информационного
обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но
более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной
внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и
разрабатывать более эффективные рекомендации.
Различаются исследования
по использованию ресурсов, и времени их проведения. Бывают исследования незначительные
по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие требующие значительных затрат
ресурсов.
По времени проведения
исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные
(непрерывные).
В зависимости от решаемых задач различают три основных типа исследования:
разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным) —
наиболее простой тип исследования, имеющий целью получить оперативную
информацию.
Разновидностью разведывательного социологического исследования
является экспресс-опрос, задача которого — выявить отношение людей к актуальным
событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения). Опросы к тому
же могут быть массовыми (опрашиваются все управленческие работники или все
исполнители) или экспертными (опрашиваются только компетентные в данном вопросе
специалисты).
Описательное исследование — более сложный тип исследования, предполагающий
получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом
явлении.
Аналитическое исследование — самый глубокий тип исследования, ставящий своей
целью не только описание изучаемого явления, но и выяснение
причинно-следственных связей между его характеристиками. Разновидность
аналитического исследования — это эксперимент, который служит не столько
методом сбора информации, сколько проверкой выдвинутой гипотезы.
Процесс совершенствования управления всегда предусматривает выбор
того или иного типа исследования. Это позволяет получить больший эффект.
В практике управления
встречаются все эти типы исследований.
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо
учитывать при его проведении и организации. Основными из них являются:
•
методология
исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и
методов исследования;
•
организация
исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и
ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях;
• ресурсы исследования — комплекс средств и
возможностей (информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих
успешное проведение исследования и достижение его результатов;
• объект (система управления,
относящаяся к классу социально-экономических систем) и
• предмет исследования (конкретная
проблема, разрешение которой требует проведения исследования);
•
тип
исследования,
отражающий своеобразие всех характеристик;
•
потребность
исследования
— степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль
управления;
•
результат
исследования
— рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению
проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий;
•эффективность
исследования
— соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и полученных
результатов.
1.8 Основные составляющие
исследования
В общем виде состав и порядок работ практически любого исследования
может быть следующим:
1)
сбор
информации и выявление проблем;
2)
определение
конкретного объекта и предмета исследования;
3)
постановка
целей и задач исследования и определение критериев их достижения;
4)
определение
«границ» внутренней и внешней среды и осуществление структуризации исследуемой
системы (в том числе разработка ее экономико-математической модели);
5)
накопление
и предварительный анализ фактического материала и формулирование на его основе
первичных предположений (рабочих гипотез);
6)
анализ
имеющейся информации и определение причин возникновения проблемы, ее содержания
и характеристик;
7)
выявление
влияющих на проблему факторов и их связей;
8)
выявление
следствий из сформулированных предположений и определение на их основе предполагаемых
результатов;
9)
сбор
фактов и данных, необходимых для оценки точности сделанных на их основе гипотетических
предположений;
10)
определение
условий, путей и методов решения задач;
11)
формулирование
исходных гипотез;
12)
теоретический
анализ исходных гипотез;
13)
планирование
и организация экспериментов;
14)
проведение
эксперимента;
15)
анализ
и обобщение полученных результатов;
16)
проверка
исходных гипотез на основе полученных фактов;
17)
окончательная
формулировка новых законов, закономерностей, фактов, тенденций, объяснений,
обоснований и (или) научных прогнозов.
Прикладные исследования, как правило, включают этап внедрения
полученных результатов.
1.9 Принципы исследования
Принципы
рассматриваются как
исходные положения теории, руководящая идея, начальная фаза систематизации
знаний, а также как содержательное обобщение, основанное на анализе фактов, при
этом факты в свою очередь служат постоянной проверкой правильности уже
установленных принципов. В теории управления под принципом понимается и
основное правило организации управления. Примером тому могут быть знаменитые
принципы А. Файоля и Э. Деминга.
Применительно к исследованию СУ понятие «принципы» можно рассматривать
в виде основных правил, положений, руководящих идей и норм, определяющих
направления проведения и процессы организации познавательной деятельности,
которых должны придерживаться исследователи и специалисты. Вместе с тем следует
отметить, что те или иные принципы необходимо использовать строго в зависимости
от целей, методологических подходов и применяемых методов исследования.
По
мнению Фрейдиной Е.В., к ключевым принципам построения методологии и
инструментария исследования систем управления следует отнести четыре группы
принципов [Фрейдина Е.В. Исследование систем управления: учеб. пособие/ под
ред. Ю.В.Гусева.- М.: Изд-во «Омега-Л»,2008.]
Рис. 1.1
1) Общесистемные
принципы, выстраивающие логику построения конфигурации системы, а также логику
отношений и связей между элементами системы и системы с внешней средой. К ним
относятся целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды,
иерархичность, управляемость, коммуникационность, единство анализа и синтеза,
множественность описания каждой системы.
Целостность
— принципиальная
несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов, а
именно:
-
свойство системы как целого не является суммой свойств элементов;
-
свойство системы зависит от свойств и взаимовлияния элементов в процессе
функционирования системы;
-
элементы, объединенные в систему, могут терять ряд свойств, присущих им вне
системы;
свойство целостности связано с целью, для которой создается
система.
Структурность
— возможность описания
системы через установление ее структуры посредством отображения совокупности
элементов и связей, действующих между ними. При этом поведение системы зависит
не столько от поведения отдельных элементов, сколько от свойств ее структуры.
Взаимозависимость
системы и среды — одно
из условий существования системы. Система формирует и проявляет свои свойства в
процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным объектом.
Открытость системы, сращивание со средой наглядно проявляются в биологических,
экологических, экономических, социальных, политических и других системах. И
если не осуществлено конфигурирование системы, т.е. не выделена граница между
средой и специальным образованием, то понятие системы распространяется на всю
среду.
Иерархичность
— структурная
организация сложных систем, состоящая в разбиении (декомпозиции) системы на
страты (уровни) и упорядочении взаимоотношений (взаимодействия) — от высшего
уровня к низшему. Иерархичность, или иерархическая упорядоченность, — один из
первых принципов построения сложных систем, подразумевающий подготовку системы
к целенаправленной деятельности, к управлению.
В
системах, наделенных иерархической структурой, происходит децентрализация
управления. Подсистемы или элементы нижнего уровня получают в свое распоряжение
право принятия решений и неизбежно приобретают цель и определенную автономность
относительно друг друга. Разрастание иерархической структуры представляет собой
не бесконечный процесс и по той причине, что в системе назревают противоречия
между частным и целым. Этим обусловливаются постоянные проблемы установления
оптимальной меры централизации и децентрализации и оптимального распределения
функций и задач между иерархическими уровнями системы.
Управляемость
— это способность
системы для достижения поставленной цели направлять (планировать,
организовывать, регулировать и контролировать) на основе познания и
использования объективных закономерностей свое развитие, своевременно вскрывать
противоречия и разрешать их, преодолевать негативные внутренние и внешние возмущения,
осуществлять подготовку и принятие решений. В работе [60] отмечается, что
управляемость системы по своей содержательности сходна с понятием достижимости:
обе характеризуют возможность выполнения задачи управления — достижения цели.
Коммуникационностъ.
Организационная система
не изолирована от других систем, а связана множеством информационных каналов со
средой, представляющей собой сложное и неоднородное образование. При выделении
объекта из среды идентифицируются его связи, им придается ориентированность,
частота обмена «сигналами», сила их воздействия и др. Получение и обработка
информации о состоянии среды — сложная исследовательская задача. Коммуникация
необходима и для осуществления связи между структурными единицами организации,
чем достигается ее целостность как системы.
Единство
анализа и синтеза —
принцип, лежащий в основе процесса познания любого объекта реальности; он
подразумевает неразрывность анализа и синтеза в процессе мыслительной
деятельности. Анализ формирует исходные знания для исследования и предполагает
расчленение объекта, системы, явления на составные части, каждая из которых
изучается отдельно. Синтез противоположен анализу, но неразрывно связан с ним.
Синтез — это соединение, интеграция различных элементов, сторон предмета в
единое целое, в систему.
Множественность
описания каждой системы. В
силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует
построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь
определенный аспект системы.
2) Общие принципы исследования, служащие основами
познавательного процесса. К ним относятся объективность как адекватное
отображение объекта исследования, воспроизводимость (повторение),
доказательность (верификация) и точность.
3) Принципы исследования систем, характеризующие
систему как структурированный информационный фрагмент некоторой реальности,
определяющий пространство ее познания;
Принципы
исследования систем основываются на принципах общей теории систем. К ним
относятся: структурирование, системность, идентификация, абстракция,
формализация.
Структурирование
представляет собой
расчленение системы на «элементарные» (структурообразующие) единицы (элементы,
объекты) и установление между ними отношений, подтверждающих целостность
системы. Подходы к структурированию системы весьма разнообразны и определяются
признаком, выбранным исследователем для группирования однородных и
распознавания различающихся между собой объектов. В качестве признака могут
быть использованы: вид функциональной деятельности, уровни и циклы управления,
виды функций и процессов управления и др. Полученная при этом некоторая
структура отображает относительно устойчивый аспект системы и может рассматриваться
как ее структурная модель.
Системность
— это исследование
объекта с двух взаимосвязанных позиций. Первая позиция заключается в том, что
исследуемый объект рассматривается как система; вторая позиция определяет
окружение системы как внешнюю среду, представляющую собой сложную систему.
Между системой и внешней средой действуют двусторонние связи, наполненные
сигналами. В основу принципа системности положены взаимозависимость системы и
среды и единство анализа и синтеза. При исследовании внутренней среды организации
системность проявляется в синтезе структурных и функциональных элементов, параметров
и факторов, определяющих эффективность ее функционирования.
Идентификация
(отождествление) —
определение тождественности всей системы или ее элемента принятому аналогу или
замещение реального объекта формальным объектом, его моделью. Под
идентификацией понимается и установление конкретного воздействия факторов на
систему. В кибернетике идентификация объектов управления — выбор класса
математической модели, критерия соответствия модели и объекта, а также
построение модели по реализации его входных и выходных сигналов.
Широкое
применение принципа идентификации в управлении связано с возрастающим
использованием научного менеджмента, развивающего аналитический стиль управления.
Согласно
принципу множественности описания каждой системы, модель изучаемой реальности
служит основным инструментом исследования. Любая модель — это абстракция
реальной системы.
Абстракция
— это формирование
образа реальности посредством отвлечения и пополнения. Отвлечение упрощает, а
пополнение усложняет образ реальности. В качестве инструмента упрощения или
пополнения в модели выступают идентификация и структурирование, которые
предшествуют абстракции.
Формализация
— это отображение образа
реальности с использованием формальных языков, а именно языка математики,
логики, семиотики, что позволяет освободиться от обращения к интуитивным
представлениям и перейти к более строгим выводам, утверждениям. Результаты
форматизации — это прежде всего математические, имитационные, семиотические
модели изучаемой реальности, а также различного вида алгоритмы, искусственные научные
языки и др.
4) Принципы кибернетики, отражающие
фундаментальные основы изучения целенаправленного поведения системы, независимо
от объекта его приложения.
К общим
принципам кибернетики как науки о единстве процессов управления, независимо от
объекта их приложения, относят: обратную связь, черный ящик, внешнее
дополнение, преобразование информации, целенаправленность управления и
эквифинальность.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|