скачать рефераты

МЕНЮ


История развития документа и письменности

История развития документа и письменности





КУРСОВАЯ РАБОТА

По Документоведению

Тема:

История развития документа и письменности

Оглавление


Введение

Глава 1 Теоретический анализ возникновения письменности и появления документа

1.1 Возникновение письменности

1.2 Развитие Греческой письменности

1.3 Древние рукописные книги

Глава 2. Понятие и значение документа в управленческой деятельности

2.1 Особенности делопроизводства в России

2.2 Столбовое (приказное) делопроизводство

2.3 Коллежское делопроизводство

2.4 Исполнительное делопроизводство

2.5 Делопроизводство в России в XX в

Заключение

Список используемой литературы

Введение


Ведь прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но читали и гадали с помощью черт и резцов. Когда же крестились, то пытались записывать славянскую речь римскими и греческими письменами, без порядка. Но как можно хорошо написать греческими буквами? И так было многие годы. Потом же бог человеколюбец, который правил всеми не оставляет человеческого рода без знания, но всех приводит к познанию и спасению, помиловал род славянский и послал им святого Константина Философа, названного Кириллом, мужа праведного и истинного. И создал для них тридцать письмен и восемь, одни по образцу греческих письмен, другие же в соответствии со славянской речью. С первой буквы начал, как в греческой азбуке: они ведь начинают с «альфы», а он с «аз». И так обе начинаются с «аз». И как те создали азбуку, подражая еврейским письменам, так и он греческим. У евреев же первая буква «алеф», что значит «учение». И когда приводят ребенка для обучения, говорят ему учись, а это – «алеф». Сказания Черноризца храбра «О письменах»

Управленческая деятельность любой организации базируется на информации. Информация может передаваться устно, при помощи бумажных носителей или электронных средств. Большая часть информации (до 98%), используемой в управлении, оформляется в виде документов, что необходимо для осуществления контроля исполнения, решения спорных вопросов, анализа и исследования управления с целью повышения его эффективности и т.д. Документ в управлении выступает одновременно и как предмет труда управленческого работника, и как его результат.

Слово «документ» в переводе с латинского означает «свидетельство», «способ доказательства». Документ – это материальный объект с закрепленной на нем информацией для передачи ее во времени и пространстве. Основным материальным носителем является бумага. Документ выполняет следующие функции: информационную, организационную, коммуникативную, воспитательную.

Важнейшей среди названых функций является информационная функция. В документе фиксируются факты, события, явления практической и мысленной деятельности человека.

Документ обладает организационной функцией. С помощью документа обеспечивается воздействия на группы людей для организации и координации их деятельности. Внешние связи предприятий и организаций обеспечивает коммуникативная функция документов.

Документ несет юридическую функцию, поскольку его содержание используется как доказательства при рассмотрении спорных вопросов сторонами деловых отношений.

Наконец, документ выполняет воспитательную функцию. Он дисциплинирует исполнителя, требует повышенного уровня образовательной подготовки, а хорошо оформленный документ воспитывает эстетический вкус управленческих кадров, повышает престиж организации в глазах деловых партнеров.

В древней Греции для письма использовали стило – палочку, заостренную с одного конца. Писали на восковых дощечках. С обратной стороны к стило прикреплялась лапка, которая заглаживала, то есть стирала ошибки.

Наши далекие предки писали также свинцовой палочкой, которая оставляет бледно-серого цвета буквы. Их легко можно было стереть хлебной мякотью или пемзой. Во Франции в XV веке был изобретен «Парижский» карандаш, или «соус». «Соус» готовился так: в сажу добавлялся угольный парашек и очень слабый клей.

Гусиное перо, а иногда воронье, павлинье, лебединое применяли для письма, уже начиная с VII века.

Для письма использовались такие предметы как бамбуковые листья, папирус, глина, песок, дерево, камни и многое другое. Самым древнем же средством письма являлся пергамент.

К примеру, во времена раскопок на греческом острове Крит археологи нашли небольшой диск, покрытый крохотными изображениями людей, кустами, птицами, рыбами. Ученые определили, что диску 4000 лет. Естественно рисунки были не очень четкие, отрывистые и не ясные, но со временем они превратились в настоящее искусство. Скорее всего, благодаря древним рисункам появилась не только письменность, но также и такое искусство как живопись.

Данная курсовая работа предназначена для совершенствования знаний в области «Документационного обеспечения управления», «Документоведения», а также для более углубленного изучения истории возникновения письменности и появления документа.

Работа содержит многочисленное количество информации как по специальности «Документационное обеспечение управление», так и по истории возникновения письменности и появление документа.

Данная работа представляет собой собранный материал для более углубленного познания истории развитии документа и письменности. В работе представлены таблицы, ссылки, рисунки и многое другое.

Документ – он же «свидетельство» или «способ доказательства» является не менее важной частью курсовой работы. Документ – результат отображения фактов, событий, предметов, явлений объективной деятельности и мысленной деятельности человека. Он создается посредствам письма, графики, рисунка, фотографий звука - и видео записи.

Благодаря письменности появился не только документ, но и способ общения между людьми, способ изложения мысли.

Выбор темы помогает узнать не только интересные факты, но также просвещает в области появления письменности, как нашей истории, так и истории других наций и сословии.

Цель данной исследовательской работы: изучить условия, принципы, факторы, особенности развития письменности.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1.Определить сущность понятий «документ» и «письменность» и рассмотреть основные профессиональные определения, постоянно встречающиеся в истории развития письменности.

2.Проанализировать исторические документы и определить особенности развития письменности на территории различных государств.

Предметом исследования являются письменные источники. Объект- исследование способа, процесса, формирования и развития письменности.

Проблема развития письменности описывается специалистами недавно. Интерес к ней сегодня увеличивается. Появилось много работ по данной проблеме. Среди них: М. И. Автократова, В.И. Буганов «Сокровищница документов прошлого» и многие другие работы актуальные в наше время.

Глава 1 Теоретический анализ возникновения письменности и появления документа

1.1 Возникновение письменности

 

Наиболее древнейшие египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы богам и хозяйственные записи. Самые ранние памятки художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н. э. Вероятно, существовали и более древние тексты, но они не сохранились.

Возникновение египетской письменности относятся к XXX в. до н. э. Особенности государственного устройства требовали введения значительного делопроизводства, что способствовало распространению письменности. Несмотря на сложность иероглифического письма, уже в этот древнейший период грамотными были не только жрицы, писцы и вельможи – о распространение грамотности свидетельствуют письменные указания строителям, начертанные на камнях тогдашних построек. Постепенно на основе старой иероглифической письменности вырабатываются скоропись, известная позднее как иератическое письмо. Затем, около 700 г. до н. э., из прежней деловой скорописи появилось новое письмо – демотическое (народное).

В целом раннюю культуру Двуречья исследователи обозначают как Шумеро – Аккадскую. Двойное название связанно с тем, что Шумеры и жители Аккадского царства говорили на разных языках и имели разную письменность.

Аккадский язык ученые относят к семитской ветви афразийских языков. Аккадская письменность представлена словесно – слоговой клинописью. Древнейшие памятники аккадской письменности, выполненные на глиняных табличках, относятся к XXV в. до н. э.

Шумерская письменность намного старше. Она очень декоративная и, как полагают исследователи, берет начало от рисунков. Впрочем, шумерские придания говорят о том, и до возникновения рисуночного письма здесь существовал еще более древний способ фиксации мысли – завязывание узелков на веревке и зарубки на деревьях. Со временем рисуночное письмо видоизменилось: от полного, достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходят к их неполному, схематическому или символическому изображению. Это шаг в перед, однако, возможности такой письменности по-прежнему оставались ограниченными. Так, для многих сложных понятий вообще не существовало своих знаков и даже для того, чтобы обозначить такое привычное и понятное всем явление, как дождь, писцу приходилось соединять символ неба – звезду и символ воды – рябь. Такое письмо называют идеографическо-ребусным. Записи делались на глиняных плитках или табличках: на мягкую глину нажимали углом прямоугольной палочки, и линии на табличках имели характерный вид клиновидных углублений. В целом вся надпись представляла собой массу клинообразных черточек и поэтому клинообразную письменность принято называть клинописью. Самые первые шумерские клинописные таблички относятся к середине IV тыс. н. э. Это древнейшие в мире письменные памятники.

Впоследствии принцип картинной письменности стал заменяться принципом звуковой стороны слова. Появились сотни знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующим гласными буквам. Они использовались в основном для обозначения служебных слов и частиц.

Письменность была великим достижением Шумеро-аккадской культуры. Она была заимствована и развита вавилонами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописью пользовались в Сибири, древней Персии, других государствах. В середине II тыс. до н. э. клинопись стала международной системой письменности: ее знали и использовали и использовали египетские фараоны. В середине I тыс. до н. э. клинопись становится алфавитным письмом.

Долгое время ученые считали, что язык шумеров не похож не на один из известных человечеству живых языков или мертвых, и поэтому вопрос по происхождению народа оставался загадкой. К настоящему времени генетические связи шумерского языка все еще не установлены, но большинство ученых предполагают, что этот язык также как и язык древних египтян и жителей Аккада, относится к семито-хамитской языковой группе. Именно шумеры, по мнению современных востоковедов, являются родоначальниками знаменитой Вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первую в человеческой истории поэму – «Золотой век»; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры – авторы первых древнейших в мире медицинских книг – сборников рецептов. Они первыми разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории людей рыбного заповедника в первые письменно зафиксировали тоже шумеры.

Современные представлении о жизни древнего Китая основываются на письменных источниках, многие из которых были составлены в самые ранние периоды китайской истории. Известно, что уже в XV в. до н. э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма, не насчитывавшая более 2000 иероглифов. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры: так, II в. число иероглифов составило более 10 тыс.; а в III в. более 18 тыс. Введенное в это время единообразное для всей страны легло в основу современной китайской письменности. Тогда же появились первые китайские словари. Постоянные перемещения больших масс людей приводили к смешению и выравниванию диалектов, складывался единый устный древнекитайский язык. На рубеже новой эры был составлен самый древней из словарей, организованный по тематическому принципу. Развитию языка и письменности способствовало переход от письма на узких бамбуковых дощечках к письму на шелке натуральными красками специальной кисточкой, изобретение которой приписываю Мын Тяню. Великим изобретением было изготовление бумаги, производство которой началось в 105 г. н. э. Ее варили из древесной кары, тряпья, конопли. Автор этого крупнейшего в истории человечества открытия был чиновник Цай Лунь. Примерно тогда же была создана тушь.

1.2 Развитие Греческой письменности

Вероятнее всего, в IX в. произошло событие, ставшее решающим для греческой культуры: через посредство финикийцев греки приняли семицкий алфавит, усовершенствовав его путем добавления нескольких знаков для обозначения нескольких знаков для обозначения гласных. Древнейшие документы, написанные Синицким алфавитом относятся XIII в. до н. э. (надпись из времен царя Ахирама из библ.), а наиболее известный памятник этой письменности – надпись времен моавийского царя Меши около 850г. до н. э. Алфавит был консонантным, т.е. не имел знаков для гласных звуков. Как и со всеми культурными благами, заимствованными с Востока, греки поступили с алфавитом творчески и преспасобели его к нуждам своего языка, использовав лишние для них финикийские знаки для обозначения знаков. Так из финикийских букв «алеф» и «хэ» возникли греческие «альфа» (a) и «эпсилон» (ε). Это и было решающим шагом к созданию более совершенного и полного греческого алфавита, который, в свою очередь, имел ряд вариантов.

Древнейшая его форма встречается на Крите, Мелосе и Тере. Далее можно выделить восточно-греческий алфавит в азиатской Ионии, Эолите, Аттике, на Кикладах и в Аргосе, а также заподно - греческий. Различие между последними двумя вариантами состояло в использовании буквы «хи» (x), которая в восточно-греческом алфавите обозначает гортанную аспирату «х», а в заподно - греческом – скопление согласных «кс». Окончательно победил в Греции вариант восточный, или ионийский (милетский), в котором еще в VII в. до н. э. начали применять финикийское «х» для обозначения долгого «этак родилась буква «эта» (η); еще на сто лет раньше был введен новый знак «омега» (ω). После принятия этого усовершенствованного варианта алфавита в 403 г. до н. э. в Аттике, в Афинах, его победа в греческом мире была обеспеченна. Напротив, в Италии верх взял западно-греческий вариант, принесенный туда колонистами из Халкиды, которые им пользовались. Добавим, что, хотя семитский алфавит заимствован греками, по-видимому, уже на рубеже X-IX вв. до н. э., письменность получила тогда еще очень ограниченное распространение. Старейшие греческие надписи, выполненные новым алфавитом, относятся к VIII в. до н. э.

Довольно развита и совершенна была древнеиндийская письменность, о чем свидетельствуют надписи Ашоки, относящиеся III в. до н. э. Труды Панине по создании грамматики санскрита в условиях значительной политической, экономической, этнической и культурной разобщенности странны трудно переоценить. Именно санскрит во многом помогал общению и пониманию самых различных народностей и племен. Отход от разработанных норм «Грамматики» Панине, со словарным запасом в 2 тыс. корней расценивался как вопиющее невежество. Исследование Панине позволили выявить состав языка, все правила которого он свел к 4 тыс. стихотворных формул, что в последствии, в середине XIX в., способствовало развитию в Европе сравнительного метода в языкознании.

Истории создания славянской азбуки такова: византийские монахи Кирилл и Мефодий (Болгария тогда входила в состав Византии) распространяли тогда христьянство среди народа юго-восточной Европы. Греческие богословские книги необходимо было перевести на славянские языки, но азбуки, соответствующий особенностям звучания славянских языков не существовало. Ее – то и задумали создать братья благо образованность и талант Кирилла делали эту задачу выполнимой. Учился Кирилл при дворе византийского императора и кроме родного, греческого, знал славянский, латинский, еврейские и арабские языки. Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими буквами. Некоторые из них схоронились в алфавите и по сей день – б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления – ять, юс, ижица, фита. И так, славянский алфавит состоял из 43 букв, близких по написанию к греческим. Каждая из них имела свое название: А – «аз», Б – «буки», (их сочетание образовалось слово «азбука»), В – «веди», Г – «глаголь», Д – «добро» и т. д. Буквы на письме означали не только звуки, но и цифры: «А» - цифру 1, «В» - 2, «Р» - 100. На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытесняли «буквенные». В честь своего создателя новая азбука получила название «кириллица». Пользуясь ею, Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык фрагменты Евангелия, Послания апостолов, Псалтырь и другие богословские сочинения. За огромные заслуги в распространении христьяства церковь причистела Кирилла и Мефодия к лигу святых. Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другая славянская азбука – глаголица. Она имела тот - же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием. Видимо, эта особенность и предопределила дальнейшую судьбу глаголицу: к XIII в. она почти полностью исчезла.

Мы привыкли считать создателем кириллице монаха Кирилла. Ученые долгое время не сомневались в этом. Однако сейчас большинство исследователей считают, что он создал не кириллицу, а глаголицу. До сих пор этот вопрос остается спорным в науки.


1.3 Древние рукописные книги

Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким. Материалом для них служил пергамент – кожа особой выделки. Лучший пергамент получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее отчищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили Пензой. После просушки с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу срезали на куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древний порядок брошюровки сохранился по сей день. Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов, на одну книгу требовалось от десяти до двадцати шкур животных – целое стадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV – XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей требовало определенного умения. Извлекали перо непременно из левого пера птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей, руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным, перочинным, ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.

Средневековые чернила, в отличии от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а просто говоря, ржавчины. В воду опускали куски старого железа, которая, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.