История развития документа и письменности
Глава 2. Понятие и
значение документа в управленческой деятельности
Документ возник, прежде
всего, как способ фиксирования информации для придания ей юридической силы (от
латинского доказательство свидетельство). Документ – результат отображения фактов,
событий, предметов, явлений объективной деятельности и мысленной деятельности
человека. Он создает по средствам письма, графики, рисунков, фотографий, звука
- и видеозаписи. Документ изготовляется на специальном материале (бумаге,
фотопленки и т.п.). Чтобы документ имел юридическую силу, процесс его создания
регламентируется и осуществляется по установленным правилам. Это подчеркнуто и
в определении термина «документ» в законе об информации, информатизации и
защите информации: «документированная информация (документ) – зафиксированная
на материальном носителе информации с реквизитами, позволяющими ее
идентифицировать.
Как носитель информации
документ выступает в качестве неприметного элемента внутренней организации
любого учреждения, предприятия, фирмы, обеспечивая взаимодействие их частей.
Информация является основанием для принятия управленческих решений, выступает
как доказательство их исполнения и источник для обобщения, а также как материал
для справочно-поисковой работы. В управленческой деятельности документ – это
еще предмет и результат труда, так как принятое решение записывается,
закрепляется в документе.
Все формы управленческой
деятельности выражаются в соответствующих документах: планирование – в
подготовке различных планов, учет – виде составления и обработки
статистической, бухгалтерской и оперативно-технической документации;
руководство – в издании распорядительных документов; инструктирование – в
выпуске инструкции, методических указаний; контроль – в сборе сведений в
письменном виде и т.д. Таким образом, документация, будучи тесно связанна со
всеми формами управленческой деятельности, используется аппаратом управления в
качестве сбора и средства реализации возложенных на его функции. Кроме того,
документирование во многих случаях является обязательным, предписывается
законом и актом государственного управления.
2.1 Особенности
делопроизводства в России
Делопроизводство
(«вершение дел») в России прошло ряд этапов своего становления. Письменные
документы, дошедшие до нашего времени, показывают, что уже в X в. в древнерусском государстве была
определенная культура подготовки документов (договоры с Византией 911 и 945
гг., купчие грамоты и другое). Слово «дело» как собрание документов
употреблялось уже в середине XVI в.
Первым к началу XVII в. в России сложилось приказное делопроизводство.
Приказами в то время именовались органы государственной власти. Документы имели
форму свитка, составляющего иногда в длину десятки и даже сотни метров.
При Петре I было введено коллежское делопроизводство,
более прогрессивное по сравнению с приказным. Коллегиями назывались центральные
учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. В
коллегиях были созданы канцелярии, введена должность секретаря, сложилась
журнальная форма регистрации документов.
В начале XIX в. коллегии были заменены
министерствами, коллегиальность в руководстве сменилось единоначалием.
Сложилась исполнительное («министерское») делопроизводство. Появились бланки
служебных документов, в каждом департаменте для хранения дел создавались
архивы, началось внедрение механизации конторского труда.
В годы советской власти
было разработано делопроизводство, характерное для централизованного (государственного)
управления народным хозяйством. В практике делопроизводства был установлен
единый порядок документирования, внедрены стандартные требования к форме и
структуре документов. Установлен типовой состав информационных элементов
документов (реквизитов). Была предпринята попытка внедрения Единой
государственной системы делопроизводства (ЕГСД). В целях применения средств
вычислительной техники в ряде отраслей осуществлялось освоение унифицированных
систем документации, позволяющих одновременно использовать их и при
традиционных методах обработки документов.
В настоящее время сложившаяся
система делопроизводства в России развивается с учетом специфики рыночных
отношений и массовой компьютеризации управления.
2.2 Столбовое
(приказное) делопроизводство
На раннем этапе развития
Древнерусского государства и в период феодальной раздробленности (до конца XV в.) государственных учреждений еще
не существовало. Становлению учреждений еще не существовало. Становлению
учреждений и системы делопроизводства в них предшествовал период возникновения
и развития документирования, т.е. документационного оформления явлений частной
и общественной жизни людей. Управленческие функции выполняли чаще всего
отдельные должностные лица или органы, осуществляющие свою деятельность либо
вообще без сотрудников, либо с очень ограниченным штатом чиновников. В этих
условиях единая система еще не в полной мере была востребована самой системой
управления.
Постепенное накопление
традиции в сфере документирования вело к формированию круга профессиональных
специалистов в области создания и обработки документов. Первоначально их состав
пополнялся за счет церковных псаломщиков и дьяконов. Параллельно стали
вырабатываться устойчивые образцы обращений и завершений в документах,
формуляры, т.е. типовые устойчивые формы отдельных наиболее распространенных
документов, которые и становились своеобразными «пособиями» по
делопроизводству.
Устанавливаются приемы
засвидетельствования документов и их составления. Документы начинают проходить
написание – чернописи, редакции и беловика. Устанавливаются такие элементы, как
скрепы, печати, мосты (подписи на склейках), элементы защиты информации от
несанкционированного доступа на стадии ее хранения и использования.
С образованием
централизованного государства, центром которого стало Московское княжество,
начинает складываться и аппарат его государственного управления, необходимый
хозяйственной и политической жизни любо государства. Одновременно на основе
обычаев формируется и система документационного обеспечения этого аппарата.
Высшим государственным
учреждением стала боярская дума, сложившаяся из эпизодически собиравшихся
князем совещаний бояр и «Ближних людей» для решения вопросов государственного
значения. В целом полномочия думы были неопределенны и безграничны.
«Офисы» того времени,
называвшиеся приказными избами, или призами, формировались под практические
потребности по разрешению отдельных вопросов государственного управления.
Именно поэтому период становления и развития государственного делопроизводства
принято называть приказным периодом – по названию первых государственных учреждений
– приказов. Этот период охватывает время с XV по XVII
в.
В делопроизводстве
приказов использовалась достаточно древняя «столбовая техника делопроизводства»
- собирался свиток из подклеенных друг к другу листов – столбец, столбик.
Составленные части столбца назывались «поставами», так же или мостами
назывались и сами места склейки листов. Столбец мог быть и одним
многостраничным документом, а мог включать совокупность документов по
какому-либо признаку – географическому, корреспондентскому, вопросному.
Процедура подготовки
документов в приказном делопроизводстве включала следующие основные этапы:
1) Поступления документа на
рассмотрения;
2) Подготовка дела к «докладу»;
3) Рассмотрение и решение дела;
4) Оформление документа, содержащего
решение.
Видовой состав документов
приказного делопроизводства не был особенно разнообразным, все существовавшие в
тот период документы группируются в несколько основных видов: грамоты,
приговоры, наказы, доклады, памяти, оттиски, челобитные. Однако внутри каждого
вида существовало множество разновидностей. Таким образом, история
делопроизводства в XVI - XVII вв. показывает, что связи с
созданием системы центральных и местных учреждений образуется и система
делопроизводства, складываются кадры служащих, поваляются устойчивые формы
документов, приемы их составления, хранения и учета.
2.3 Коллежское
делопроизводство
Отсутствие в приказном
делопроизводстве установленного законом единообразного порядка, точных форм
письменных документов, конкретных сроков их исполнения, громадной число
учреждений, запутанность их взаимоотношений между собой и в управлении
территориями побудили правительство искать новые формы государственного
устройства.
После переработки
иностранных (шведских) образцов появляются учреждения нового типа и нормативное
обеспечение, точно определяющие их состав, организацию, компетенцию и
делопроизводство. Прежние учреждения – приказы – были заменены коллегиями,
канцеляриями, конторами, ратушами.
Первоначально каждая
коллегия руководствовалась своим регламентом, затем законодательной основой
реформы стал «Генеральный регламент», утвержденный Петром I в 1720г. «Генеральный регламент»
ввел систему делопроизводства, получившую название коллежской по названию типа
учреждений. Доминирующее значение в этих учреждениях получил коллективный
способ принятия решений присутствием коллегии.
Следует отметить
особенность регистрации документов в коллежной системе делопроизводства,
которая заключалась в том, что регистрация сопровождала документы в течение
всего процесса производства дела, а после – и в архиве. Все пакеты,
адресованные в адрес коллегии, сдавались дежурному чиновнику, который
расписывался в получении и, не распечатывая, передавал в присутствие.
В коллежском
делопроизводстве существенные изменения претерпевают формы документов. Для
многих их них разрабатываются «генеральные формуляры» - образцы, по которым
следовало их составлять. Также в коллежском делопроизводстве из текста
выделяется и становится самостоятельным элементом формуляра документа дата, во многих
документах она пишется теперь под текстом с левой стороны листа: Сентября 16
дня 1746 года». Сама дата с того же 1700 г. переведена на летоисчисление не от Сотворения мира, а на 5508 лет позже, от Рождества Христова.
В делопроизводстве
появились совершенно новые названия документов: векселя, облигации, рапорты,
журналы, протоколы, корреспонденция и др. Между собой коллегии переписывались
промемориями, в подведомственные места направляли указы, получая от них
рапорты.
В целом делопроизводство
коллегий характеризуется значительным увеличением письменной работы и
формальностей. Однако даже значительно увеличенные по сравнению с приказами
штаты канцелярских чиновников не в силах были справляться с обилием дел.
XVII в. в развитии делопроизводства – это
усиление на законодательном уровне регламентации всех сторон деятельности
канцелярии и учреждения в целом, формирование и закрепление общих
административных начал деятельности учреждений, их структуры и штатной
численности.
2.4 Исполнительное
делопроизводство
«Общее учреждение
министерств» от 25 июня 1811 г. стало основным законодательным актом,
определившим организацию и порядок работы центральных учреждений более чем на
век. Он четко установил «предмет ведения государственных дел» министерств. Им
были определены единообразная структура министерств, порядок их взаимоотношений
в другими учреждениями.
Министерство возглавляет
министр, а в его отсутствие – единственный заместитель (товарищ министра).
Министры и товарищи министров назначались императором и были ответственны
только перед ним.
Рабочий аппарат министров
состоял из департаментов. Они делились на отделения, отделения – на столы. В
каждом департаменте также создавался совещательный орган из директора
департамента и начальников отделений – общее присутствие.
Получили окончательное и
единообразное устройство канцелярии как специальные подразделения, где было
сосредоточенно все «письмоводство» (т.е. делопроизводство).
«Общим учреждением министерств»
устанавливался единообразный порядок «производства дел» во всех учреждениях и
их структурных подразделениях. Весь процесс делопроизводства стал
подразделяться на следующие этапы:
1)
порядок
вступления дел;
2)
движение их, или
собственное так называемое производство;
3)
отправление дел;
4)
ревизия;
5)
отчеты.
Таким образом, были
выделены основные этапы работы с документами: организация приема документов,
направление на исполнение и исполнение, регистрация документов и контроль за их
исполнением, отправка документов.
В исполнительном
делопроизводстве сложился и определенный порядок составления документов. Во
многом он также регламентировался законодательством.
До 60-х гг. XIXв. был распространен коллежский
порядок составления документов. Он особенно строго соблюдался (и соблюдается
сейчас) в судебных учреждениях. Коллежский порядок документирования заключается
в том, что в начале документа повторяется вся предыстория вопроса. Позже этот
порядок был заменен составлением справки, в которой давались краткие извлечения
из всех документов с указанием их даты и номера. Такая справка получила
название экстракта.
Законами устанавливались
определенные правила составления всех разновидностей документов. В документе
выделялись: заглавие, содержание, или «расположение обстоятельств дела»,
подпись, скрепа, особенные пометки, бланковые и конвертные надписи. Каждая
часть должна была быть соответствующим образом оформлена.
В XIX в. Документы стали изготавливаться
на бланках. Бланком назывался лист, в левом верхнем углу которого делались
«бланковые записи»: наименование ведомства, учреждения, структурной части
учреждения, от которой исходил документ, дата отправления документа, номер его
по журналу исходящих документов, заголовок к документу. Бланки вначале были рукописными,
а вскоре их сменили типографские бланки и штампы с бланковыми записями.
В исполнительном
делопроизводстве особым этапом объявлялась ревизия дел, т.е. проверка
исполнения документа.
В исполнительном
делопроизводстве устанавливается более четкая организация хранения документов.
Основным признаком группировки документов в дела оставался предметно-вопросный;
корреспондентский и географический признаки применялись при оформлении дел с
перепиской. По номинальному и авторскому признакам группировались внутренние
документы.
2.5 Делопроизводство в
России в XX в
Современные российские
технологии документационного обеспечения управления развивались постепенно,
уходя корнями в традиции предшествующих периодов.
После октябрьского
переворота 1917г. для работы в учреждениях были привлечены профессиональные
революционеры, рабочие, солдаты и прочие не имеющие специального образования
кадры. Уровень документационного обеспечения понизился, а любая власть
объективно нуждается в укреплении и упорядочении своего положения. Она не может
стабильно существовать в условиях беспорядочного управления с неподготовленными
сотрудниками аппарат управления. Необходимо было упорядочить процессы
документирования.
Для этого стали
использовать опыт работы предшественников, ведь рядом с новыми руководителями
на своих рабочих местах оставались и многие царские чиновники. Так, при
создании «Положения о письмоводстве и делопроизводстве» за основу был принят
аналогичный по наименованию и содержанию документ военного ведомства 1911г.
изменения в проекте были незначительными: исключение устаревших канцелярских
шаблонов при составлении текстов документов, рекомендации по уменьшению
форматов бумаги в целях ее экономии и т.п., но работа не была доведена до
конца.
Для улучшения качества
оформления документов 2 марта 1918 г. было принято постановление « О форме
бланков государственных учреждений». В нем перечислялись обязательные реквизиты
бланков документов, много внимания уделялось упрощению и рационализации делопроизводства
8 декабря 1918 г. было издано постановление «О точном и быстром исполнении
распоряжений центральной власти и устранения канцелярской волокиты».
Интересные и
перспективные разработки проблем делопроизводства велись также в
Государственном институте техники управления (1926г.). изучение вопросов
приходило по следующим основным направлениям:
1) документооборот
учреждений и методы его оптимизации;
2) способы регистрации
документов, выработка рациональных методов учета документации;
3) контроль исполнения
документов;
4) хранение документов.
Предлагаемая новая
система делопроизводства основывалась на общих принципах, во многом актуально
звучащих и сегодня:
5)
организация
делопроизводства должна быть единой для всего учреждения;
6)
регистрация
документов должна быть однократной и производиться в самой упрощенной форме;
7)
отказ, где
возможно, от регистрации вообще;
8)
число инстанций,
через которые проходит каждый документ, сокращается до минимума;
9)
справочная работа
обеспечивается с наименьшей затратой времени;
контроль исполнения
документов должен быть проверкой по существу, не носить формальный характер;
10)
наблюдение,
руководство и ответственность за постановку делопроизводства возлагается на
определенное лицо.
В 1928г. Государственным
институтом техники управления совместно с архивной службой были изданы «Правила
постановки архивной части делопроизводства в государственных, профессиональных
и кооперативных учреждениях и предприятиях РСФСР», в которых давались
рекомендации по составлению перечней документов и дел, циркулирующих в
учреждениях, и правила их уничтожения (для документов с истекшими сроками
хранения).
В 1931 г. был издан проект «Общих правил документации и документооборота». В нем был аккумулирован
передовой практический опыт, накопленный к тому времени различными ведомствами
и организациями, обобщены исследования отечественных и зарубежных ученых.
В 1963г. архивная служба
выпустила «Основные правила постановки документальной части делопроизводства и
работы архивов учреждений, организаций, предприятий СССР», которые на
протяжении многих лет были руководящим материалом (единственным),
способствовали упорядочению деятельности служб документации и архивов.
В 1966г. в рамках
архивной службы был учрежден Всесоюзный научно-исследовательский институт
документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), которому поручалась разработка
Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД). В подготовке проекта
«Основных положений» ЕГСД приняли участие: НИИ труда, ВНИИ оргтехника. Институт
государства и права Академии наук СССР, ВНИИ стандартизации. В 1973 г. «Основные положения! ЕГСД были одобрены Госкомитетом СССР по науке и технике и рекомендованы
министерствам, ведомствам и организациям для использования.
Утвержденная в 1988 г. начальником Главного архивного управления «Государственная система документационного
обеспечения управления (ГСДОУ). Основные положения. Общие требования к
документам и службам документационного обеспечения» до настоящего времени
остается основным нормативным документом по организации делопроизводства нашей
стране. Необходимо отметить, что при неоднократных переизданиях ГСДОУ
редактировалась, актуализировалась, из нее изымались и добавлялись отдельные
положения.
В конце 1980-х гг.
государственным стандартом вводится технология централизованного контроля за
составом создаваемых документов путем их внесения в табель форм, утверждаемый
руководителем организации (министерства, ведомства), но ее практическое
применение пока не тало повсеместным. Таким образом, традиционная всероссийская
технология процессов документационного обеспечения управления с XVIII в. Имеет следующие особенности:
11)
четко выраженный
вертикальный характер движения документов (руководитель – исполнитель-
руководитель) внутри организации;
12)
отслеживание
всего комплекса работ с документами в регистрационных журналах или машинописных
картотеках, куда заносятся все сведения о документах, их перемещениях,
резолюциях начальства, контроле сроков исполнения, отчетах и т.п.;
13)
ведение
централизованных регистрационно-контрольных и отчетных массивов (файлов,
картотек или журналов);
14)
для обеспечения
единого порядка обработки документов предусматривается создание
специализированных служб: управлений делами, секретариатов, канцелярий;
15)
относительно
небольшое разнообразие процессов делопроизводства и документооборота, их
высокая степень стандартизации;
16)
основы технологии
документационного обеспечения управления закреплены в государственных
нормативно-методических документах.
Основная проблема данной
технологии – централизованное оперативное отслеживание движения документов,
поскольку эта технологи требует как получения своевременной информации, так и
ведения объемных регистрационно-контрольных карточек. При этом делопроизводство
фактически отделено от работы с самими документами: руководители и исполнители
работают непосредственно с документами (или их копиями), а делопроизводительный
персонал отслеживает их действия с помощью регистрационных и контрольных
карточек.
Заключение
«…Книги наставляют и
научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах
книжных.
Это – реки,
наполняющие вселенную, это – источник мудрости, в книгах ведь неизмеримая
глубина; ими мы в печали утишаемся, они – узда воздержания».
«Повесть временных
лет» летописец Нестор.
В заключение данной
работы хотелось бы отметить, что письменность это не только источник общения
для человека, но также источник познания истории прошлого, способ получения
знаний, умений и успехов. Примером успеха являются такие знаменитые поэты и
писатели как А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Л.Н.Толстой и многие
другие.
В исследовательской
работе были рассмотрены такие понятия как «документ», «письменность», а также
даны основные профессиональные определения.
В курсовой работе
рассмотрены условия, в которых возникала письменность, и появлялся документ.
Определенны факторы, благодаря которым возникла письменность и развевалась, а
также особенности развития документа, его характерные черты и отличия от
данного современного документа.
В работе также были
представлены таблицы подтверждающие древность письма, а также примеры древнего
алфавита и т.д. Данные сведения позволяют восстановить картину прошлых времен,
проанализировать развитие письменности.
Список используемой
литературы
1.
ГОСТ Р 6.30 –
2003. Унифицированная система организационно-распорядительной документации.
Требования к оформлению и содержание стандартов. - М.: Госстандарт, 2003.
2.
Арасланова В.А.,
Фарнина Т.С. Методические указания по написанию курсовой работы для студентов
специальности 0611 «Документационное обеспечение управления и архивоведение». –
Улан-Удэ: издательство ВСГТУ, 2005 – 20с. (Усть-Илимский филиал)
3.
Басаков М.И.
Делопроизводство – изд. 3-е, доп. И перераб.- Ростов н/Д: Феникс 2006. – 192с.-
(зачетный экзамен)
4.
Кирсанова М.В.
Делопроизводство на малом предприятии: ( Учебно-практ. пособие) / М.В.
Кирсанова, Ю.М. Аксенов, В.Н. Колесников. – М.: Омега-Л, 2006 – 248с.
5.
Култорология,
История мировой культуры: под редакцией проф. А.Н. Марковой - М.: ЮНИТИ, 1998
6.
Красноречие
Древней Руси (XI – XVII вв.): Т.В. Черторицкий - М, - Сов. Россия 1987.
7.
Муравьев А.В.,
Плугин В.А. Сборник, документов для практических занятий по источниковедению
истории СССР, под редакцией И.Д. Ковальченко – М.: высшая школа 1980
8.
Орлов А.С.,
Георгиев В.А., Гиоргиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России с
древнейших времен до н.э.. Учебное пособие – М. «Проспект», 1999
9.
Панасенко Ю.А.
Делопроизводство: документационное обеспечение управления: Учеб. пособие. – М.:
Издательство РИОР, 2005. – 93с.
10. Скворцова Е.М. Теория и история
культуры, учебник для вузов. – М.: Юнити, 1999 – 406с.
Приложение
Пример древнерусского
письма 1700 г.
Страницы: 1, 2
|