скачать рефераты

МЕНЮ


История развития менеджмента

Выделяют два типа рисков:

а) политические (функция действия факторов институционального уровня макросистемы и прогнозируемого субъектом состояния релевантной социальной системы в долгосрочной перспективе);

б) ситуативные (связанные с действием случайных факторов, большинство которых не поддается контролю). Действие факторов динамической окружающей среды, конституирующих феномены риска и неопределенности, заметным образом может влиять на процесс диффузии инновации и его конечные результаты.

В связи с этим исследователи настаивают на том, что вопрос - в совершенствовании методов определения результатов инновационных процессов. Самой высокой степенью риска характеризуются нововведения, связанные с новыми областями знаний. Неопределенность может быть онтологической ("в чем новизна данного объекта?"), технической ("можно ли это произвести?") и маркетинговой ("можно ли будет продать это новшество?") Неопределенность порождает борьбу интересов социальных групп, а любой процесс социальных нововведений - явление политическое. Вот почему фаза инициирования социальных нововведений и инновационного процесса часто связана с феноменами социального конфликта и коллективного торга .


22.    Вопросы развития национальной инновационной системы в России в программах социально-экономического развития РФ на 2003-2005г.г. и 2006-2008 г.г. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020г. Этапы инновационного развития

Национальная инновационная система (НИС) Российской Федерации в качестве непременного условия своего развития предполагает создание на территории страны зон инновационного развития, в которых концентрируются мобильные высококвалифицированные кадры, для нормальной жизни и работы которых должна быть создана комфортная среда. К тому же ключевым фактором развития НИС становится доступность рынков информации и финансов, а потому — плотность контактов, коммуникационная близость центров принятия решений. Таким образом, развитие российской НИС должно осуществляться на базе региональных модулей, что требует федерального вмешательства в региональное развитие, в том числе необходима:

разработка и реализация программ развития закрытых территориальных образований, их эффективной интеграции в экономическую и социальную жизнь территорий, в которых они расположены с уровнем бюджетной обеспеченности населения ЗАТО не ниже достигнутого в 2005 году;

государственная поддержка наукоградов, число которых достигло в Российской Федерации семи, а также размещение по территории России центров трансферта технологий;

определение мест размещения в регионах Российской Федерации высших учебных заведений, выполняющих функцию исследовательских университетов, проводящих фундаментальные исследования на приоритетные для государства направления развития науки и технологий и обеспечивающие интеграцию научной и образовательной деятельности. Данные образовательные учреждения ("системообразующие" и "общенациональные" университеты) должны размещаться в первую очередь в регионах, выполняющих функцию опорных ("локомотивов роста") для России и оказывающих наибольшее мультипликативное влияние на другие регионы. Естественно, что при отборе данных регионов должен учитываться образовательный и инновационный потенциал территорий;

определение параметров федеральной поддержки региональных программ по созданию своих модулей НИС (развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности — технопарков, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов).

создание на территории Российской Федерации особых экономических зон (технико-внедренческих и промышленно-производственных). Начиная с 2006 года осуществить подготовку (проектирование) создания на территории страны данных зон, а с 2007 года реализовать программы по их правовому выделению и инфраструктурному обустройству.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г.Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

предлагается проведение следующих мероприятий на государственном уровне, которые бы способствовали ускорению развития малого инновационного бизнеса на ранних стадиях развития:

• увеличить объем средств, выделяемых на "посевное" финансирование в разках существующих государственных программ на федеральном и региональном уровнях; в том числе в рамках программ МЭРТа по развитию региональных венчурных фондов и Российской Венчурной Компании, Федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" и других;

• развернуть новые государственные программы, направленные на финансирование малых инновационных компаний ранних стадий развития, в том числе на основе создания государственных и государственно-частных фондов "посевного" инвестирования, осуществление соинвестирования совместно с бизнес-ангелами и венчурными фондами;

• осуществить меры, направленные на стимулирование крупных корпораций инвестировать в малые инновационные компании ранних стадий на основе создания совместных фондов "посевного" инвестирования, целевых корпоративных фондов, а также размещать заказы у малых инновационных предприятий.

• провести работы по поддержке и развитию бизнес-ангельского сектора -сектора частных инвестиций в проекты посевной стадии - за счет создания благоприятных условий для перехода в этот сектор капитала из других отраслей экономики через формирование адекватных для этой задачи нормативных, правовых, налоговых и имиджевых условий. Развитие бизнес-ангельского сектора видится приоритетным направлением

данной политики, поскольку бизнес-ангелы, в большей мере, чем управленцы государственных, региональных и корпоративных "посевных" фондов, участвуют в процессе создания новых компаний, передают инновационным компаниям навыки ведения бизнеса и деловые связи, острее чувствуют рыночную конъюнктуру.

Реализация вышеописанного списка мер должна привести к сбалансированному развитию инновационного сектора и закладыванию прочных основ для формирующейся экономики знаний.


23.    Менеджмент и учет особенностей формирования новой модели европейского бизнеса


Европейский капитализм пережил радикальную трансформацию в конце ХХ в. Страны Старого Света начали реорганизовывать свои социально-экономические модели. Наиболее значительным изменениям подвергся финансовый сектор. Благодаря введению евро и распространению так называемой англосаксонской модели (т. е. англо-американской модели капитализма) , в которой рынки капитала играют ведущую роль, европейский капитализм трансформируется. В 1980-е гг. Европа представляла собой мозаику из самых разных моделей капитализма. В Германии компании финансировались большей частью сильными банками; в итальянском бизнесе доминировали несколько семей; в Испании - несколько корпораций; главным капиталистом во Франции было государство. Оно зачастую становилось не только единственным клиентом, но также владельцем и банкиром ведущих компаний страны. У всех этих моделей была одна общая черта - все они функционировали без рынка; прямое финансирование, связывающее инвестора и компанию без участия посредника, играло незначительную роль. Франкфуртская, Парижская, Миланская и Мадридская фондовые биржи были мини-рынками, не оказывавшими значительного влияния на развитие бизнеса.

Прозрачность в сфере корпоративного управления и бухгалтерской отчетности требуется от всех публичных компаний. При принятии решений главное соображение, которым руководствуются директора компаний, - акционер должен получить прибыль. Англосаксонская модель управления, ориентированная на достижение максимальной эффективности в краткосрочной перспективе, получила массовое распространение. "Основной бизнес", "опционы на акции", "добавленная стоимость" - теперь эти выражения постоянно на слуху.


24.    Стратегия кластерного развития и менеджмент нового европейского бизнеса. Виды кластерных структур

Стратегия базируется на следующих принципах:

- партнерство с частным сектором; - направленность инвестиционных и инновационных предложений на повышение конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в несырьевых отраслях промышленности;

- государственная финансовая и иная поддержка реализации проектов, направленных на модернизацию промышленности, гласность и транспарентность процедур по ее оказанию;

- комплексный характер мер государственной поддержки отраслей, обеспечивающих развитие цепочки добавленных стоимостей;

- обеспечение равных конкурентных условий и здоровой конкурентной среды;

- нацеленность индустриальной политики на формирование конкурентных преимуществ.

В мировой практике сложились следующие основные формы стимулирования малых инновационных предприятий, в том числе и в рамках кластерных промышленных систем: прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50 % расходов на создание новой продукции и технологий (Франция, США и другие страны);предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция);целевые дотации на научно-исследовательские разработки (практически во всех развитых странах); создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды); безвозмездные ссуды, достигающие 50 % затрат на внедрение новшеств (Германия); снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей (Австрия, Германия, США и др.);отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии (Австрия); бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин (Нидерданды, Германия).

25.    Возможности участия российского бизнеса в Паневропейских исследовательсих программах. Особенности участия в Седьмой Рамочной программе НИОКР С

Результат совместной работы Представительства Европейской Комиссии в России, посольств стран-членов ЕС в России и Министерства образования и науки Российской Федерации, в которой представлены наиболее важные элементы обширного научно-исследовательского пейзажа Россия-ЕС. Задача Справочника – показать насколько богаты, разнообразны и всеобъемлющи отношения России и ЕС в области науки, и как много возможностей существует в сфере научного сотрудничества. В нем представлена информация об основных соглашениях, программах и институтах, составляющих основу научного сотрудничества Россия-ЕС на уровне 27 стран-членов ЕС и на уровне Европейского Союза в целом, обзор существующих механизмов поддержки научного сотрудничества ЕС, стран-членов ЕС и России, а также общие сведения о ряде панъевропейских и международных научных организациях.

В отличие от 6-й Программы, концентрирующей усилия на создании и структурировании единого инновационного пространства, в 7-й Программе основной акцент будет сделан на стратегических тематических направлениях с учетом интересов частного бизнеса. Предусмотренное удвоение единого исследовательского бюджета станет "локомотивом" увеличения расходов на НИОКР как в государственном, так и частном секторах.

Благодаря активизации сотрудничества в Западной Европе на базе панъевропейских программ ("Рамочная программа НИОКР ЕС", "Эврика"), "технологических платформ", международных бизнес "дорожных карт" образуются межнациональные исследовательские сети. Уже сформировался межстрановой европейский кластер новейших технологий, представляющий собой инновационный "коридор", протянувшийся от "Силиконового нагорья" в Ирландии через "Лондонский треугольник", Париж к Северной Италии с ответвлением в страны Северной Европы. В дальнейшем он может получить продолжение на страны – новые члены ЕС.


26.    Роль государства в европейских странах в поддержке инновационной деятельности

Основными направлениями государственной поддержки инновационной деятельности в Казахстане являются: стимулирование инновационной деятельности путём создания организационных и экономических условий, в том числе обеспечивающих привлечение инвестиций для реализации государственной инновационной политики; определение приоритетов инновационного развития; формирование и развитие инновационной инфраструктуры; участие государства в создании и внедрении инноваций; продвижение отечественных инноваций на внешние рынки; международное сотрудничество в сфере инновационной деятельности, включая трансферт технологий, приоритетная ориентация науки на научно-техническое обеспечение инновационного развития экономики страны, администрирование бюджетных программ по финансированию фундаментальных и прикладных НИОКР, формирование рынка научно-технической продукции; формирование системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности, включающей средние и высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку и переподготовку профессиональных, инженерных, научных, управленческих кадров; последовательное формирование инновационной инфраструктуры, включающей предприятия, производящие инновационную продукцию, организации, способствующие и создающие инновационные предприятия и производства, технологические парки, бизнес-инкубаторы, специальные конструкторские и технологические бюро и т. п.; формирование системы выхода на внутренние и внешние рынки высокотехнологической продукции отечественного производства. Создание условий, системы льгот для отечественных производителей экспортной и высокотехнологической продукции; формирование законодательной базы прямого действия для инновационного развития, в том числе защищающей интересы и интеллектуальную собственность разработчиков, изобретателей и инициаторов проектов и программ.

27.    Менеджмент бизнеса в условиях единого исследовательского пространства ЕС

В настоящее время наблюдается два активных процесса: 1) формирование единого научного и технологического пространства ЕС; 2) активное развитие единого научного пространства России и Беларуси, развитие научно-технологического сотрудничества стран СНГ.

Эффективность этих процессов во многом будет определяться их координацией. Так, 6-я Рамочная программа ЕС (бюджет – 17,5 млрд. евро) выделяет следующие важнейшие направления:

- защита окружающей среды и создание экосистем (2,12 млрд.евро);

- аэрокосмос (1,1 млрд.евро);

- наука о жизни, геномика и биотехнология для здравоохранения (2,26 млрд.евро);

- создание информационного общества (3,6 млрд.евро);

- нанотехнологии, нанонауки, "интеллектуальные" многофункциональные устройства и производственные процессы (1,3 млрд.евро) и др.

Эти научные направления развиваются как в Беларуси, так и в совместных белорусско-российских проектах (например, разработка и создание "Скифа", мощного компьютера с высокими параметрами; разработка и создание космического аппарата "БелКА", способного проводить картографические и другие работы с высокой точностью, и др.) Достаточно активно проводятся в Беларуси исследования в области нанотехнологии и биотехнологии. Защита окружающей среды и создание экосистем являются первоочередной задачей как для Беларуси, так и для России, в т.ч. в контексте Чернобыльских проблем.

7-я рамочная программа научных исследований (2007-2013 гг.) имеет бюджет 64,28 млрд. евро, из которых на развитие инновационного потенциала направляется 6,6 млрд.евро, в том числе на развитие инфраструктуры –3,5 млрд.евро, поддержку инновационной активности малых и средних предприятий 1,68 млрд.евро, формирование "регионов знаний" – 140 млн.евро.

Программа конкурентоспособности и инноваций (Competitivenes and Innovation Programm) имеет бюджет 4,2 млрд. евро и одной из важнейших своих целей ставит создание транснациональных региональных сетей для развития Единой инновационной Европы (European Innovation Area).

В условиях формирования единого исследовательского пространства необходима координация проводимых исследований, что, как видно, имеет под собой объективную основу.

Развитие инновационных информационных сетей ЕС позволяет поднять организацию и управление инновационными процессами на качественно новый уровень. Подготовка специалистов должна проводиться в исследовательской среде, и развитие инновационной инфраструктуры позволяет эффективно обеспечить такой процесс.


28.    Вопросы охраны интеллектуальной собственности в странах Европы и ЕС и менеджмент бизнеса

Общий анализ источников регулирования авторского права показывает некоторое своеобразие произведений архитектуры как объектов охраны. В частности, как на международном, так и на национальном уровне защите подлежат не только архитектурные сооружения, но и относящиеся к ним планы, эскизы, чертежи и т. д. Необходимо отметить, что это разные объекты интеллектуальной собственности, которые также по-разному охраняются.

Обобщенный анализ показывает, что к основным вопросам, регулируемым на международном уровне, относятся:

1.                установление общих принципов охраны интеллектуальной собственности;

2.                установление перечня объектов интеллектуальной собственности, подлежащих охране;

3.                установление основных условий охраны.

Фактически можно говорить, что в международных договорах устанавливается базовый международный стандарт, своеобразный минимум регулирования и охраны авторских прав.

Для лучшего понимания принципа территориальности можно воспользоваться его обобщенной формулировкой, используемой в международных актах, — весь объем регулирования отношений по охране прав интеллектуальной собственности относится к внутреннему праву государства с учетом международных обязательств, принятых им на себя.

Безусловно, такое положение дел, нарушающее права автора, противоречит как здравому смыслу, так и логике права. Исправить его призваны международные договоры в области охраны прав интеллектуальной собственности, позволяющие унифицировать законодательства государств и тем самым расширить действие территориального принципа.

29.    Учет в менеджменте специфики источников финансирования инновационной деятельности в странах Западной Европы

Государство использует широкий арсенал прямых и косвенных мер по расширению новаторской работы, особенно в мелких и средних фирмах, при этом значение косвенных мер в 90-х годах усилилось.

К числу прямых мер можно отнести снижение "цены" капитала (использование общих систем субсидирования или льготного налогообложения НИОКР), а также облегчение доступа к нему (развитие венчурного капитала, фондовых рынков). В отличие от США в Западной Европе большее распространение получили низкопроцентные займы как средство стимулирования инновационной деятельности в промышленности. Либерализация финансовых рынков в 90-х годах дала возможность привлечь нетрадиционные источники финансирования, как институциональные (пенсионные фонды), так и частных лиц ("деловых ангелов"), заинтересованных в прямом инвестировании своего капитала в перспективные предприятия. В результате значительно вырос объем венчурного финансирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.