скачать рефераты

МЕНЮ


Изучение коммуникационных связей на Омской таможне

В первом разделе Кодекса «Организация таможенного управления» очень четко были определены цели деятельности. Основная — фактический контроль за выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли, исторически традиционная — взимание сборов и дополнительная — совершение всех других таможенных операций. Управление таможенным делом на всей территории СССР принадлежит НКВП, осуществляющему эту задачу через входящее в его состав Главное таможенное управление.

Шире уточнялись полномочия ГТУ: разработка вопросов таможенной политики, участие в разработке проектов международных договоров и конвенции в части, касающейся таможенно-тарифного дела; разработка проектов таможенных тарифов и разрешение вопросов, связанных с их применением, издание в подлежащих случаях, по соглашению с Наркомфином СССР и другими заинтересованными ведомствами правил, инструкций и прочих распоряжений по таможенному делу; надзор за выполнением таможенными учреждениями законодательных постановлений и административных распоряжений; разработка мероприятий по борьбе с контрабандой и иными нарушениями таможенным постановлений и наблюдение за их осуществлением; разрешение дел о контрабанде и о нарушениях таможенных постановлений по жалобам на решения таможен, не входящих в районы отделений Главного таможенного управления и т.д.

В главе о центральных таможенных органах также подробно определялись полномочия состоящего при НКВТ таможенно-тарифного комитета, функции уполномоченных НКВТ при СНК союзных республик в области таможенного дела и компетенция местных таможенных учреждений. Не предусматривалось в ТК СССР создание районных инспекторских управлений.

Во время Великой Отечественной войны деятельность многих таможен была прекращена или прервана. На севере напряженно продолжали работу Муромская и Архангельская таможни. На Каспийском море и по сухопутной границе, не являющейся зоной военных действий — от Черного моря до Тихого океана, активно работали таможни, пропускавшие внешнеторговые грузы, осуществлявшие контрольно-инспекторские функции, оперативную работу и борьбу с контрабандой

После Великой Отечественной войны работа советских таможен была подчинена главной задаче — восстановление народного хозяйства.

Огромную роль в развитии советской таможенной системы в последние годы сыграли демобилизованные офицеры и солдаты-фронтовики, пришедшие на работу в таможенные органы из армии. Почти все они постепенно закончили высшие учебные заведения, возглавляли местные таможенные учреждения, работали в аппарате Главного таможенного управления.

В 1964 году был принят Таможенный кодекс СССР, который подтвердил, что управление таможенным делом в СССР относится к ведению Министерства внешней торговли и осуществляется через входящее в его состав Главное Таможенное управление. Таможенные учреждения стали осуществлять контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли и совершать таможенные операции, вести борьбу с нарушениями таможенных правил и контрабандой.

К ведению Главного таможенного управления относилось управление местными таможенными учреждениями, давало им руководящие указания и контроль за выполнением местными таможенными учреждениями законодательства и правил по таможенному делу, разрабатывает вопросы таможенной политики; участвовало в разработке проектов международных соглашений в части, касающейся таможенного дела, подготавливало проекты таможенных тарифов и решение вопросов, связанных с применением таможенных тарифов: рассматривало жалобы на решения таможен и действия должностных лиц таможенных учреждений, а также проверка в порядке надзора местных таможенных учреждений

По кодексу 1964 года местными таможенными учреждениями являлись таможни и подчиненным им таможенные посты. Сведения, реорганизация и ликвидация таможен и таможенных постов производилась Министерством внешней торговли

Важной правовой основой для деятельности таможенных учреждений СССР явился принятый 24 ноября 1982 г. закон «О государственной границе СССР». Этот закон неоднократно подчеркивал роль таможенных учреждений и закрепил их участие и взаимодействие с пограничными войсками в охране границы.

Реформой таможенного дела в СССР явилось создание в 1986 году Главного управления государственного таможенного контроля. Оно учреждалось как самостоятельный орган государственного управления и приобрело статус союзного ведомства.

Положение о главном управлении государственного таможенного контроля, утвержденное постановлением Совета Министров от 13 июля 1987 года определяло функции и порядок деятельности этого органа. Это управление несло ответственность за состояние и совершенствование таможенного контроля, усиление борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил, эффективное применение таможенного тарифа.

Основными структурными единицами ГУГТК являлись управление и отделы. Компетенция управлений носила комплексный характер и полномочия одного управления тесно переплетались с полномочиями других.

Что касается местных таможенных учреждений, то таможни и таможенные посты по их дислокации можно было разделить на пограничные и внутренние. По специфике характера деятельности местные таможенные учреждения можно было подразделить на сухопутные, воздушные. морские (речные).

Увеличение числа международных перевозок и рост объема международного пассажирского сообщения обусловил в 1987-1990 гг. значительный рост количества местных таможенных учреждений.

Приняты в 1991 г. Таможенный кодекс легализовал фактически сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов.

В 1993 г. был принят новый таможенный кодекс, который действует и по сегодняшний день


2.2 Общая характеристика Омского таможенного органа


Создание таможенных органов — исходное начало и условие осуществления таможенного дела, его организационного обеспечения. Таможенный кодекс Российской Федерации относит к ним Государственный таможенный комитет Российской Федерации, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

Таможенные органы в структурном и функциональным отношении образуют единую, целостную систему. Эта система строится с учетом тех же принципов, на которых основывается таможенное дело в России: единства таможенной политики, единства таможенной территории, единства таможенного законодательства, единство тарифного регулирования, сочетания его с мерами экономической политики.

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации.

Таможенные органы и другие учреждения таможенной службы являются неотъемлемой составной частью системы государственных органов исполнительной власти. Принадлежность таможенных органов к этой системе подчеркнута отнесением их к правоохранительным органам, приданием им военизированного характера. Это нашло свое отражение в структурном построении и усложнении функций таможенных органов. А также данное положение нашло свое закрепление в статье 8 Таможенного кодекса, в которой говорится о том, что таможенные органы являются правоохранительными органами.

Однако система таможенных органов имеет свои особенности, свою целенаправленность, которые придают ей большую самостоятельность. Они проявляются, прежде всего, в структуре таможенных органов, определяющей специфику отношений координации и субординации между ними и внутреннюю организацию таможенной системы в целом. ГТК России как федеральный орган исполнительной власти осуществляет непосредственное руководство таможенными органами и таможенным делом. Среди его основных задач — организация и совершенствование таможенного дела в стране. Он наделен полномочиями по созданию, реорганизации и ликвидации региональных таможенных управлений и таможен, а также подведомственных предприятий, учреждений и организаций. Такие же полномочия в отношении таможенных постов отнесены к компетенции региональных таможенных управлений.

ГТК России уделяет, в пределах совей компетенции нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами и иными государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями страны, независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами.

Статья 8 Таможенного кодекса говорит о том, что никакие государственные органы, кроме Президента, парламента и Правительства, не вправе принимать решения затрагивающие компетенцию таможенных органов, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в деятельность этих органов, которая соответствует таможенному законодательству страны.

Отличительные особенности таможенной службы подчеркивают также ее атрибуты и символы. Так, таможенный кодекс закрепляет положение о том, что таможенные органы Российской Федерации и находящиеся в их распоряжении морские и речные суда имеют флаг. Автотранспортные средства и воздушные суда, находящиеся в распоряжении таможенных органов РФ, имеют опознавательный знак.

Положение о знаках отличия применяются также к руководителям и специалистам таможенных лабораторий, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений ГТК России.

Таможенный кодекс 1993 года закрепил положение о том, что таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы РФ, составляющие единую систему, в которую входят:

Государственный таможенный комитет РФ;

Региональные таможенные управления РФ;

Таможни РФ;

Таможенные посты РФ.

Региональные таможенные управления РФ входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляют руководство таможенным делом на территории региона деятельности (подведомственного региона) под непосредственным руководством Государственного таможенного комитета РФ. Создание, реорганизацию и ликвидацию Управления осуществляет ГТК России.

В непосредственном подчинении Управления находятся расположенные на территории подведомственного региона таможенные органы, за исключением таможенных органов, непосредственно подчиненных ГТК России. В оперативном подчинении Управления находятся входящие в систему ГТК России и расположенные на территории подведомственного региона таможенные лаборатории, учебные заведения и другие организации, за исключением организаций и учреждений, непосредственно подчиненных ГТК России.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Таможенным кодексом РФ, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными и иными правовыми актами ГТК России.

ГТК России может определять специфические особенности деятельности отдельных управлений.

Региональное таможенное Управление имеет большой объем задач. Основными задачами Управления являются:

- реализация таможенной политики Российской Федерации на территории подведомственного органа;

- разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер. направленных на обеспечение единства таможенной территории Российской Федерации;

- разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение экономической безопасности РФ в части, относящейся к таможенному делу;

- обеспечение в подведомственном регионе защиты экономических интересов РФ в пределах компетенции таможенных органов;

- организация таможенного дела в подведомственном регионе;

- обеспечение соблюдения единообразного применения и осуществления контроля за исполнением в подведомственном регионе законодательства Российской Федерации, правовых актов Президента и Правительства о таможенном деле и других законодательных и иных правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ, нормативных и иных правовых актов ГТК России;

- разработка и реализация в пределах своей компетенции мер по совершенствованию таможенного оформления и таможенного контроля;

- организация и осуществление в подведомственном регионе борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, с нарушениями таможенных правил;

- руководство. обеспечение, координация и контроль за деятельностью нижестоящих таможенных органов;

- обеспечение, координация и контроль за деятельностью организация системы ГТК России в части, определяемой специальными нормативными актами ГТК России;

- содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, юридических и физических лиц;

- учет потребностей подведомственного региона в сфере таможенного дела, принятие в пределах своей компетенции мер, направленных на удовлетворение таких потребностей;

- разработка и реализация программ развития материально-технической и социальной базы таможенных органов.

Таковы основные задачи деятельности Регионального таможенного управления.

В связи с выработкой и реализацией новой концепции таможенного дела число региональных таможенных управлений растет.


Таблица 1

Динамика развития таможенных органов


2005

2006

2007

2008

2009

Региональные управления

2

4

12

15

15

Таможни

81

109

127

142

144

Таможенные посты

101

274

432

506



Создание этих управлений вызывалось потребностями: во-первых, активизации и развития внешнеэкономических связей на региональном уровне; во-вторых, приближения оперативного управления к таможням и их подразделениям; в-третьих, создания условий, позволяющих ГТК России строить свою работу на основе анализа и прогнозирования, стратегического планирования, реализации программ развития таможенного дела, его основных направлений, а также освободиться от текущих, мелких дел.

В конце 2005 г. были созданы три специализированных управления: капитального строительства объектов таможенных учреждений; Эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры и социального развития; материально-технического обеспечения таможенных учреждений.

Региональные таможенные управления осуществляют деятельность по организации применения средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений; контролируют правильность начисления и взимания таможенных платежей, осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно-важных для интересов РФ материалов, а также культурных, исторических и археологических ценностей: проводит таможенный контроль и таможенное оформление товаров и транспортных средств, обеспечивает соблюдение разрешительного порядка их перемещения через таможенную границу; организуют и координируют деятельность по борьбе с контрабандой, нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями в сфере таможенного дела; контролируют соблюдение при этом законности; координирует взаимодействие таможенных органов с другими правоохранительными органами; организует валютный контроль, выполняет функции агента валютного контроля; обеспечивает контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля, организует систему охраны объектов таможенной инфраструктуры, принимает меры по охране таможенной границы Российской Федерации; организует и ведет региональную таможенную статистику внешней торговли; лицензии и квалификационные аттестаты на осуществление деятельности в области таможенного дела; обеспечивает ведение реестров; осуществляет ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в пределах своей компетенции принимает решения по классификации товаров в соответствии с указанной номенклатурой; по согласованию с ГТК России осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, занимающихся вопросами таможенного дела; проводит контрольно-ревизионную работу; осуществляет мероприятия по совершенствованию единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Российской Федерации; проводит научно-исследовательские работы в области таможенного дела; организует кодификационную работу, обеспечивает таможенные органы региона, а также предприятия, учреждения и организации, подведомственные ГТК России и расположенные на территории региона, нормативными материалами.

Данные перечень не является исчерпывающим. Основной перечень дан в Общем положении о региональном таможенном управлении Российской Федерации.

Приоритетным направлением деятельности по формированию системы таможенных органов стало создание и дислокация таможен, организация и развертывание их работы.

Размещение таможен на территории страны связано как с маршрутами перемещения грузов, так и с концентрацией участников внешнеэкономической деятельности. В зависимости от места размещения таможен и других объектов на территории страны они подразделяются на пограничные и внутренние.

К пограничным таможенным органам относятся таможенные учреждения, расположенные в местах пересечения транспортными магистралями границы государства, а также в аэропортах, морских и речных портах с международным сообщением. К ним относятся и пункты пропуска (переходов) всех видов автотранспорта через границу страны. Преимущественно они осуществляют регистрацию и контроль за пересечением грузов через границу страны и таможенный контроль пассажиропотоков.

Таможни, их подразделения, расположенные в местах концентрации участников внешнеэкономической деятельности на таможенной территории страны и осуществляющие таможенное оформление грузов, таможенные сборы и другие таможенные процедуры непосредственно на местах, относятся к внутренним таможенным объектам. Такие объекты создаются при крупных железнодорожных узлах, промышленных и добывающих предприятиях, в административно-территориальных центрах.

Типология таможенных органов многообразна. Таможня и другие объекты, действующие на транспортных комплексах, в зависимости от характера контролирующих грузов, транспортных средств и осуществляемых операций, могут подразделяться на железнодорожные, морские, речные, авиационные.

Таможня — базовое звено таможенной системы. Функции ее сложны и многообразны. Продиктованы они тем, что на это звено возлагается центр тяжести всей работы по осуществлению таможенного дела. Реализации этих функций подчинена современная организационная структура таможни.

Таможня осуществляет свою деятельность под общим руководством Государственного таможенного комитета РФ и непосредственным руководством регионального таможенного Управления Российской Федерации, которому непосредственно подчинена таможня.

Но по решению ГТК России, отдельные таможни могут быть подчинены непосредственно ГТК России.

Территория региона деятельности (подведомственного региона) таможни также определяется ГТК России. Пределы подведомственного таможне региона могут не совпадать с административными границами субъектов Российской Федерации. территория подведомственного региона таможни. непосредственно подчиненной Управлению, определяется по представлению либо с учетом мнения Управления. Оно может изменять подведомственный регион непосредственно подчиненной таможни в порядке, который определяет Государственный Таможенный Комитет России. Создание, реорганизацию и ликвидацию таможен осуществляет ГТК России. Таможни, подчиненные непосредственно РТУ, создаются, подлежат реорганизации и ликвидации с учетом мнения Управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.