скачать рефераты

МЕНЮ


Конкуренция в инновационной деятельности

Организация производства достаточного количества железобетонных изделий для всех видов гражданского и промышленного строительства может в значительной степени снизить потребный объем инвестиций в развитие производства строительных материалов, в строительство и развитие топливно-энергетической базы.

Необходимо отметить, что произойдет некоторое увеличение производства по тем видам материалов, которые широко используются в индивидуальном строительстве. Этот сегмент рынка представляет интерес в связи с высокими темпами индивидуального строительства в последнее время.

Белгородская область входит в первую пятерку регионов России с наиболее высокими темпами роста жилищного строительства. Это обусловлено в первую очередь высокоразвитой производственной базой промышленности строительных материалов области. ОАО "Завод ЖБК-1" является базовым предприятием по реализации областных программ промышленного и жилищного строительства и благоустройства населенных пунктов области. Высококвалифицированные кадры, политика активного технического перевооружения, проводящаяся уже ряд лет, позволила войти заводу в число 30 лучших предприятий промышленности строительных материалов России.

Производственный потенциал отрасли создавался для удовлетворения потребностей различных отраслей народного хозяйства страны.

В состав промышленности строительных материалов в настоящее время входят 15 отраслей, объединяющих более 10 тысяч предприятий. Практически все предприятия отрасли приватизированы. Доля продукции промышленности строительных материалов в общем объеме внутреннего валового продукта Российской Федерации составляет более 3%, а в стоимости основных промышленно-производственных фондов – около 4%.

В структуре производства продукции отрасли преобладают сборные железобетонные и бетонные конструкции и детали, стеновые материалы, цемент и нерудные строительные материалы.

В структуре затрат промышленности строительных материалов топливно-энергетические ресурсы составляют около 20%, а по отдельным отраслям и более. Зача­стую отечественные технологии производства основных видов строительных материалов характеризуются в несколько раз более высокой энергоемкостью, чем технологии, применяемые в промышленно развитых странах.

С 2001 г. в промышленности строительных материалов отмечается устойчивый рост производства практически по всем основным видам продукции. Перспективы развития промышленности строительных материалов и строительной индустрии неразрывно связаны с ростом объемов строительства жилья и повышением его доступности для широких слоев населения, причем рост потребности в строительных материалах обусловлен не только потребностью непосредственно на строительство нового жилья и создание соответствующей инфраструктуры, но и опосредовано на их текущие и капитальные ремонты.

Промышленность строительных материалов имеет высокий потенциал в отношении возможностей роста производства, но часть заявленных мощностей находится в неудовлетворительном состоянии и требует замены. Имеющееся отставание обусловлено, главным образом, низким техническим уровнем предприятий промышленности строительных материалов и износом парка технологического оборудования и в отдельных случаях вызвано необеспеченностью отрасли необходимыми видами ка­чественного сырья и исходных материалов. Созданные новые производства, в том числе и на импортном оборудовании, используются не на полную мощность.

На данный момент уделяется постоянное внимание совершенствованию технической политики, направленной на обеспечение безопасности, надежности зданий и сооружений, повышение конкурентоспособности строительных материалов, конструкций и изделий.


1.3. Характеристика рынка


В настоящий момент "Завод ЖБК-1" выпускает около двух тысяч видов изделий. Профильной продукцией является железобетон. До последнего времени основной объем продаж железобетона приходился на рынок Белгородской области. Это связано с большой долей транспортной составляющей в цене продукции. Транспортировка продукции на расстояние свыше 100-150 км. от места производства делает ее неконкурентоспособной по цене при наличии в местах потребления производителей аналогичной продукции. В силу чего рынок можно рассматривать как региональный, а межрегиональными товарными потоками пренебречь.

Рынок имеет ярко выраженные сезонные колебания. Разница между объемом продаж по месяцам года достигает 40%. Минимальный объем сбыта наблюдается в зимние месяцы в связи со спадом строительной деятельности. В данный период имеет место увеличение товарных запасов, которые позволяют удовлетворить резкий скачок спроса в апреле-мае в начале строительного сезона. Максимум сбыта приходится на летние месяцы. Существенное падение продаж происходит в октябре-ноябре в связи с завершением общестроительных работ на объектах и переходом к отделочным работам для большинства индивидуальных застройщиков и значительной части строительных организаций.

Из-за сложности с получением информации об объеме продаж по видам продукции по предприятиям возможно проведение рыночного анализа по объему производства. Следует оговориться, что для небольших предприятий данные показатели практически одинаковы, так как они работают под конкретный заказ. Крупные предприятия для обеспечения стабильной загрузки производства вынуждены создавать складские запасы. Серийный тип производства позволяет сделать это без угрозы не найти покупателя на продукцию. Указанное обстоятельство приводит к тому, что колебания в объеме производства в целом на рынке менее значительны, чем колебания продаж.


1.4. Анализ конкурентов


Исходя из того, что "Завод ЖБК-1" является многопрофильным предприятием, то анализ конкурентов проведем по отдельному виду выпускаемой продукции – сборному железобетону.

Положение ОАО "Завод ЖБК-1" среди производителей сборного железобетона в г. Белгороде представлено в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Конкуренты ОАО "Завод ЖБК-1" среди производителей сборного железобетона в г. Белгороде


Наименование предприятия

Объем реализации ЖБИ, %

1

ОАО "Завод ЖБК-1"

57

2

ОАО "Стройдеталь"

30

3

ОАО "Энергострой бетон ЖБИ-4"

6

4

ЗАО "Прогресспромстрой"

3

5

ЗАО "Бетонкомплект"

4


Итого:

100


Положение ОАО "Завод ЖБК-1" среди производителей сборного железобетона в Белгородской области представлено в таблице 1.2.

Таблица 1.2.

Конкуренты ОАО "Завод ЖБК-1" среди производителей сборного железобетона в Белгородской области


Наименование предприятия

Объем реализации ЖБИ, %

1

ОАО "Завод ЖБК-1"

27

2

ОАО "Стройдеталь"

14

3

ОАО "Энергострой бетон ЖБИ-4"

3

4

ОАО "Домострой ЖБИ-3" (п. Строитель)

27

5

ОАО "КМАпроектжилстрой" (г. Ст. Оскол)

7

6

ЗАО "Прогресспромстрой" (г. Нов. Оскол)

13

7

ОАО "Масловопристаньский ЖБК-1"

3


Итого:

100


На территории области действуют 20 предприятий железобетонных изделий и конструкций. Основными центрами производства строительных материалов на территории области являются: Белгород, Шебекино, Старый Оскол, Губкин. Уразово, Алексеевка, Строитель.

В настоящее время ОАО "Завод ЖБК-1" является монополистом в производстве высококачественных элементов благоустройства в Белгородской и прилегающих областях (Курская, Воронежская). Появление серьезных конкурентов в ближайшее время затруднено значительными финансовыми вложениями для внедрения производства, отсутствием подходящей технологической базы и опыта в данной технологии. Иностранных конкурентов в силу специфики продукции нет.

1.5. Потребители продукции ОАО "Завод ЖБК-1"


Потребителями продукции завода являются ПМК, СУ, частные лица города Белгорода и Белгородской области. Всего у предприятия 150 потребителей. В таблице 1.3 приведены данные об основных потребителях завода "ЖБК- 1".

Таблица 1.3.


Потребители продукции ОАО "Завод ЖБК – 1"

Название предприятия

Вид продукции

1

Белг.МПМК-3

железобетон, блоки, тов. бетон, раствор

2

АО "Монолитбелгородстрой"

железобетон, блоки, тов. бетон и раствор

3

ПКЦ "Белгородстрой"

железобетон, блоки, тов. бетон и раствор

4

АО "Белстроймонтаж"

железобетон, блоки, тов. бетон и раствор

5

Индивидуальные лица

все виды продукции


Характеристика потребителей строительных материалов, выпускаемых заводом, выглядит следующим образом:

Частные лица (8-11%). Продукция используется, главным образом, для застройки земельных участков, постройки коттеджей, гаражей. Продукция приобретается обычно за наличный расчет.

Строительные организации различных форм собственности (65-75%). Продукция используется при строительстве промышленных и жилых зданий. Оплата ведется по безналичному расчету.

Предприятия, фирмы, организации различных форм собственности (15-20%). Продукция применяется при строительстве зданий. Оплата производится согласно условиям договора.

Продукция ОАО "Завод ЖБК-1" используется при строительстве жилых и промышленных зданий, в качестве конструкций для инженерных сооружений.

1.6. Анализ основных технико-экономических показателей предприятия


Таблица 1.4.


Наименование показателя

Ед. изм.

2004 г.

2005 г.

1. Товарная продукция

т.р.

758411

953688

2. Объем производства продукции в натураль-

ном выражении:




- сборный ж/бетон

м3

104841

91521

- блоки

м3

17826

19018

- "Хенке"

м3

46832

56182

- "Хесс"

м3

73535

84427

- бетонные смеси

м3

317337

344190

- в т.ч. товарный бетон

м3

73453

96175

- товарный раствор

м3

41790

38303

- арматура товарная

тн

823

1130

3. Выручка от продаж без НДС

т.р.

878034

985035

4. Валовая прибыль

т.р.

269419

330463

5. Себестоимость проданных товаров

т.р.

608615

654572

6. Прибыль от продаж

т.р.

231207

289854

7. Прибыль до налогообложения

т.р.

188546

254000

8. Чистая прибыль

т.р.

129887

185573

9. Амортизационные отчисления

т.р.

16427

15887

10. Рентабельность продаж по прибыли от

продаж

%

26,33

29,43

11. Рентабельность продаж по прибыли до

налогообложения

%

21,47

25,79

12. Рентабельность продаж по чистой прибыли

%

14,79

18,84

13. Рентабельность активов по прибыли до

налогообложения

%

31,36

31,42

14. Рентабельность собственного капитала по

чистой прибыли

%

27,38

29,40

15. Фонд оплаты труда

т.р.

91377

114083

16. Среднесписочная численность

чел.

889

905

17. Производительность 1 чел.

т.р.

853,11

1053,80

18. Средняя заработная плата

т.р.

8677

10208

19. Среднегодовая стоимость ОФ

т.р.

124345

181729

20. Фондоотдача на 1 рубль ОФ

руб.

6,10

5,25


Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями. Относительными показателями является система показателей рентабельности.

Рентабельность продаж по прибыли от продаж.

Рпприб. от прод. = Прибыль от продаж / Выручка ∙ 100%

Рпприб. от прод. 2004 =231207 / 878034 ∙ 100% = 26,33%

Рпприб. от прод. 2005 =289854 / 985035∙ 100% = 29,43%

Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения.

Рпприб. до н/обл. = Прибыль до н/обл. / Выручка ∙ 100%

Рпприб. до н/обл.2004 = 188546 / 878034 ∙ 100% = 21,47%

Рпприб. до н/обл.2005 = 254000 / 985035 ∙ 100% = 25,79%

Рентабельность продаж по чистой прибыли.

Рпчист. приб. = Чистая прибыль / Выручка ∙ 100%

Рпчист. приб.2004 = 129887 / 878034 ∙ 100% = 14,79%

Рпчист. приб.2005 = 185573 / 985035 ∙ 100% = 18,84%

Рентабельность активов по прибыли до налогообложения.

Раприб. до н/обл. = Прибыль до н/обл. / СовАср/год ∙ 100%

Раприб. до н/обл.2004 = 188546 / ((485989+716326)/2) ∙ 100% = 31,36%

Раприб. до н/обл.2005 = 254000 / ((716326+900350)/2) ∙ 100% = 31,42%

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли.

Рскчист. приб. = Чистая прибыль / СКср/год ∙ 100%

Рскчист. приб.2004 = 129887 / ((409429+539259)/2) ∙ 100% = 27,38%

Рскчист. приб.2005 = 185573 / ((539259+723126)/2) ∙ 100% = 29,40%


Объем товарной продукции предприятия заметно вырос, разница по сравнению с 2004 годом составила 195277 тыс. руб., в процентном соотношении – увеличение на 3%. Соответственно это привело к увеличению выручки и, следовательно, прибыли от продаж. Все показатели рентабельности имеют тенденцию к увеличению, что также свидетельствует об улучшении качества производственной и сбытовой деятельности предприятия. Однако показатель фондоотдачи – отношения стоимости произведенной продукции к среднегодовой стоимости ОФ – снизился. На ОАО "Завод ЖБК-1" за прошедший год увеличилась численность работников, но заработная плата не только не осталась на том же уровне, а увеличилась в среднем на 1500 рублей в расчете на одного человека. В целом, проанализировав таблицу 1.4 можно сделать вывод, что деятельность предприятия развивается в прогрессивном ключе и все его основные показатели по сравнению с прошедшим 2004 годом заметно повысились.

2. Характеристика инновационной деятельности на ОАО "Завод ЖБК-1"


Более полувека среди предприятий строительной промышленности ОАО "Завод ЖБК-1" зарекомендовал себя как надежный партнер, гарант стабильности производственных и трудовых отношений. Большое количество благодарностей, грамот, дипломов, наград подтверждают, что корпорация по праву заслужила звание одного из лидеров строительной индустрии России.

Уверенно ориентируясь в современных рыночных условиях, предприятие проводит модернизацию производства, наращивает темпы выпуска продукции и качество оказываемых услуг.

1. Предприятие производит укладку тротуарной плитки по современным технологиям с использованием специальных вибромашин.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.