скачать рефераты

МЕНЮ


Конкурентоспособность предприятия

Конкурентоспособность предприятия















КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: Конкурентоспособность предприятия

 


Оглавление


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КОНКУРЕНТНОСТИ

1.1 Конкуренция как основная сила развития предприятия

1.2 Конкурентоспособность предприятий на современном этапе

1.3 Этапы анализа конкурентоспособности предприятия

ГЛАВА 2. аспекты формирования стратегий повышения конкурентоспособности

2.1           Виды стратегий

2.2                        Факторы, влияющие на выбор стратегии повышения конкурентоспособности предприятия

ГЛАВА 3. Реализация конкурентных стратегий

3.1 Подходы к реализации конкурентных стратегий

3.2 Процесс реализации конкурентных стратегий и оценка результатов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ



Введение


Обеспечение конкурентоспособности объективно является основной стратегической задачей любого предприятия. Известно, что уровень конкурентоспособности определяется большим числом факторов, соответственно, могут быть выделены и различные направления в решении этой задачи.

Экономический кризис серьезно усложнил реализацию производственно-экономических программ предприятий. Но одновременно, обострив конкурентную борьбу, кризис показал исключительную роль активной рыночной политики предприятия при постоянно возрастающей эффективности его деятельности. Фундаментальный подход к реализации этих требований и, соответственно, к обеспечению конкурентоспособности базируется на освоении новых эффективных форм организации производственного процесса фирмы и методов производственного менеджмента.

В настоящее время, чтобы выжить в конкурентной борьбе, предприятия и организации осваивают новые виды услуг, новые формы бизнеса, выдвигают на первое место не только своих сотрудников, но и борются за каждого клиента. Изучается рынок, осуществляется сбор необходимой информации, которая анализируется, после чего разрабатываются стратегии освоения рынка.

Таким образом, актуальность выбранной автором темы, посвященной проблемам конкурентоспособности, обосновывается необходимостью оперативного и эффективного применения инструментов конкурентоспособности, а также управления ими на современном предприятии.

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение теоретических основ, принципов и моделей совершенствования конкурентоспособности предприятий на современном уровне.

Для достижения поставленной цели работы необходимо решить задачи:

-                   Рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности и конкурентности предприятий.

-                   Изучить аспекты формирования стратегий конкурентности современных предприятий.

-                   Проанализировать подходы к реализации конкурентных стратегий, процесс реализации и оценку его результатов.

Объектом исследования в данной курсовой работе является конкурентоспособность и конкуренция предприятий - многогранная стратегия современного предприятия.

Под предметом исследования понимаются аспекты конкурентоспособности, факторы, оказывающие влияние на выбор стратегии и методы реализации конкурентных стратегий современного предприятия.

В первой главе дипломной работы рассмотрены теоретические основы конкурентоспособности и конкурентности предприятия, а именно: конкуренция как сила развития предприятия, непосредственно Конкурентоспособность предприятий на современном этапе, а также факторы оценки конкурентоспособности.

Вторая глава курсовой работы раскрывает некоторые принципы стратегий повышения конкурентоспособности предприятий, виды стратегий, а также определяет факторы, влияющие на выбор стратегии повышения конкурентоспособности.

В третьей главе рассмотрены подходы к реализации конкурентных стратегий, процесс их реализации и оценка конечных результатов.

Практическая значимость данной работы заключается в анализе состояния и применения методики повышения конкурентоспособности современного предприятия. При проведении данного прикладного исследования были получены глубокие знания в области повышения конкурентоспособности предприятий.

Методологическую и теоретическую основу данной работы составили переводные труды западных ученых, а также труды ведущих российских ученых в области экономики и финансового менеджмента, таких как Веснин В.Р., Виханский В. Р., Наумов А.И., Портер М., Феоктистова Е.М., и другие.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КОНКУРЕНТНОСТИ


1.1    Конкуренция как основная сила развития предприятия


Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства. Это - общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов. В экономике конкуренция выполняет ряд функций: выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара; сводит конкретный труд к общественно необходимому; содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.

Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.

Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства. В РФ началом создания антимонопольного законодательства стал Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 года № 948-1. Этот закон определил недобросовестные методы конкуренции, а именно:

-                   распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту;

-                   введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа

 и места изготовления товара, его потребительских качеств и свойств;

-                   некорректное сравнение субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых/реализуемых товаров;

-                   самовольное использование товарного знака, фирменного наименования.

В законе предусматривается и ответственность за его нарушение - применение штрафных санкций, уголовная ответственность.

Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов. В силу специфического положения монополий в экономике России силой, способной им противостоять является государство. Государственная политика, ставящая пределы и определяющая правила поведения на рынке, должна быть нацелена на усиление регулирующей роли государства в области тарифной политики, ограничения неконтролируемой частной монополии государственной монополией, изменения направления рентных доходов в пользу государства, на согласование действий федеральных и региональных решений.

Как и всякое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Положительные стороны конкуренции: конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности; конкуренция требует совершенствовать технику и технологии; конкуренция стимулирует повышение качества товара; конкуренция заставляет снижать затраты (и цены); конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар; конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса; конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав); конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции: при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику; многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.

Существует шесть видов конкуренции:

-                   функциональная конкуренция - базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

-                   видовая конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

-                   предметная конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

-                   ценовая конкуренция - снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

-                   скрытая ценовая конкуренция бывает двух видов: продажа личного товара по цене конкурента; снижение цены потребления товара

-                   незаконные методы: антиреклама товаров конкурентов; производство товаров имитаторов (подделка)

Содержание конкуренции раскрывается в понятиях «конкурентного» и «неконкурентного» рынков. При рассмотрении основных видов конкуренции применительно к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка: чистая (совершенная) конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия; чистая монополия. Возможности покупателей и продавцов равны только при чистой конкуренции. При всех остальных типах рынков влияние продавцов оказывается больше влияния покупателей, достигая минимума при чистой монополии.

Подводя итог рассмотрению понятия «конкуренция» на современном этапе, следует заключить, что конкуренция - это борьба между товаропроизводителями, поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.


1.2    Конкурентоспособность предприятий на современном этапе


«В современной экономике, для того, чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают вас от потенциальных или реальных конкурентов».[1]

Прежде всего, нужно заняться профессиональной подготовкой своего персонала. Особое внимание здесь следует уделить изучению дисциплин по стандартам, регламентам, сертификатам и пр. Далее необходимо выстроить на предприятии единую систему управления качеством ресурсов, продукции или услуг. Причем основной упор сделать на качестве менеджмента с тем, чтобы не допускать дефектов в производимой продукции или услуге и привлекать полноценные человеческие и финансовые ресурсы. Подобные системы менеджмента качества должны охватывать не только производственную, но и финансовую деятельность предприятия. Наконец, нужно сделать прозрачную систему финансовой отчетности. Для этого необходимо подготовить поколение бухгалтеров, способных заниматься тем, чем занимаются в настоящее время финансовые директора, то есть управлять активами и их справедливой рыночной стоимостью.

В современном экономическом мире конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:

-                   качество продукции и услуг;

-                   наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;

-                   уровень квалификации персонала и менеджмента;

-                   технологический уровень производства;

-                   налоговая среда, в которой действует предприятие;

-                   доступность источников финансирования.

Чтобы определить первоочередные меры по реформированию предприятия, следует определить причины потери его конкурентоспособности.

Существуют и другие важные требования, выполнение которых повышает конкурентоспособность, а именно - рост качества и снижение цены продукции независимо от того, где эта продукция продается - на отечественном или внешнем рынках. Во многом на цену товара или услуги сейчас влияет стоимость обязательной или добровольной международной сертификации.

Далее конкурентоспособность менеджмента и продукции предприятия базируется на доступе к заемным средствам, успешной производственной и торговой деятельности, высокой квалификации персонала.

И наконец, идеальное предприятие должно осуществлять полноценный бухгалтерский учет и внешний аудит своей финансовой деятельности, в соответствии с требованиями стандартов финансовой отчетности.

Что касается конкурентного поведения рыночных субъектов, то существует несколько их типов:

-                   креативное - поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;

-                   приспособленческое - учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;

-                   обеспечивающее - поведение, направленное на сохранение позиций.

«В условиях рынка недостаточно опираться на интуицию, суждения руководителей и специалистов и прошлый опыт, а необходимо получать адекватную информацию до и после принятия решений. На характер принимаемых решений оказывает влияние большое количество факторов. И главное даже не в количестве, а скорее в непредсказуемости большинства из них. Поведение конкурентов, например, часто выходит за рамки традиционных схем. Ситуация усложняется тем, что система управления маркетингом функционирует в реальном масштабе времени»[2].

С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.

Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной. Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам. Конкуренция может принимать разные формы. Прежде всего, выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренции (Таблица 1).


Таблица 1

Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренции

Признаки

Внутриотраслевая

Межотраслевая

Субъекты

предприятия одной

отрасли

предприятия разных

отраслей

Объекты

лучшие условия производства и сбыта

сферы наиболее прибыльного вложения капитала

Предпосылки

различие индивидуальной стоимости однородных товаров

различие нормы прибыли в отраслях экономики

Результат

рыночная цена и рыночная стоимость на однородные товары

средняя прибыль и цена производства


В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т.д. Так появилась внутрифирменная конкуренция в части улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы.

В зависимости от способа поведения фирмы на рынке выделяют ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция - борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа по ценам ниже себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), лизинга (долгосрочного договора аренды), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого. Неценовая конкуренция - это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.