скачать рефераты

МЕНЮ


Корпоративное управление.Методическое пособие

p> За указанные выше нарушения федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, либо его региональным отделением, в соответствии со ст.12 данного закона, может быть наложен штраф на должностных лиц в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда, а на юридических лиц или индивидуальных предпринимателей - в размере до 10 000 минимальных размеров оплаты труда.

Решение федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг
(его регионального отделения) о наложении штрафа выносятся в форме постановления о наложении штрафа, являющегося исполнительным документом.
Штраф должен быть уплачен в течение 15 дней с даты получения нарушителем постановления о наложении штрафа. В случае неуплаты штрафа в указанный срок он может быть взыскан в соответствии с законодательством Российской
Федерации об исполнительном производстве. Укажем также и на то, что уплата штрафа не освобождает должностное лицо, юридическое лицо и индивидуального предпринимателя от исполнения обязанности устранить нарушение. Лицо, на которое наложен штраф, вправе обратиться в суд с заявлением об отмене или изменении постановления о наложении штрафа, причем постановление о наложении штрафа может быть обжаловано им в течение десяти дней со дня его принятия. Подача указанного заявления приостанавливает исполнение постановления о наложении штрафа на время его рассмотрения в суде.

Итак, на основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что правильная постановка ведения реестра акционеров, соединенная с наличием у акционеров общества необходимых знаний в данной области, является бесспорным залогом защиты прав собственности акционеров.

Нарушения законодательства при осуществлении учета прав собственности, отсутствие у лиц, ведущих реестр, элементарных знаний в данной области, в конечном итоге могут привести к возникновению крайне негативных хозяйственных рисков для самого акционерного общества, что влечет за собой недоверие к вложениям в ценные бумаги такого эмитента.

Полагаем, что в области учета прав собственности на ценные бумаги также необходимо проведение существенных «структурных» преобразований.

Прежде всего, они должны быть связаны с ликвидацией зависимости регистраторов от финансово-промышленных групп, являющихся их клиентами и/или акционерами. Зависимость регистраторов определяется двумя факторами: прямым или опосредованным участием эмитента (банка профучастника рынка ценных бумаг) в управлении регистратором и риском финансовой несостоятельности регистратора в результате возможной утери дохода, получаемого за ведение реестра.

Исходя из этого, важным является ужесточение требований к участию в уставном капитале регистратора и его органах управления, а именно:
. запретить совокупное участие в уставном капитале регистратора одного эмитента и его аффилированных лиц в объеме, превышающем 20%;
. ввести запрет на участие в органах управления регистратора лиц, прямо или косвенно связанных с вышеуказанными лицами (сотрудники, лица, входящие в органы управления, лица, владеющие их акциями);
. ввести обязательное регулярное раскрытие информации о структуре его аффилированных лиц, о существенных фактах и событиях и т.д.;

В целях снижения финансовой несостоятельности регистраторов необходимо также принять ряд мер, направленных на повышение их финансовой устойчивости:
. проводить политику, направленную на укрупнение регистраторов, с целью снижения их зависимости от эмитентов (кроме того, расширение бизнеса регистраторов может стать гарантией от злоупотреблений, поскольку с увеличением величины и стоимости бизнеса, риск его утраты вследствие допущенного нарушения возрастает многократно);
. необходимо введение более жестких требований к деятельности специализированных регистраторов, депозитариев, позволяющих повысить гарантии возмещения причиненного по их вине ущерба зарегистрированным лицам. К таковым гарантиям можно отнести введение в качестве обязательного условия получения лицензии наличия страхового обеспечения регистраторских (депозитарных) рисков.

Особое внимание следует уделить совершенствованию законодательства в сфере установления ответственности регистратора за свои действия. Ведь зачастую заинтересованность регистратора в нарушении закона столь высока, что он готов рисковать утратой бизнеса (тем более, что случаев отзыва лицензии за нарушения практически нет). Исходя из этого, следует предпринять такие шаги как:
. обеспечить формирование информационной базы данных о нарушениях в сфере учета прав собственности и спорных ситуациях в данной области;
. предусмотреть конкретные составы правонарушений (а возможно и преступлений) в сфере учета прав собственности и ответственность за их совершение;
. ввести принцип личной ответственности руководителя регистратора за совершенные нарушения (вплоть до уголовной);
. четко оговорить меру ответственности регистраторов и депозитариев за разглашение сведений из имеющийся у них информационной базы;
. ввести детальную регламентацию процедуры исполнения регистраторами и депозитариями предписаний судебных и правоохранительных органов;
. необходимо нормативно установить единые формы документов, используемых регистраторами (прежде всего это касается Правил ведения реестра, в которых необходимо установить следующие единообразные нормы: ограничения, связанные с полномочиями ответственных лиц, защита информации, единый порядок предоставления информации по запросам государственных органов, процедура контроля за операциями в системе ведения реестра, взаимодействие между подразделениями регистратора, унифицированному документообороту регистратора, процедуре исполнения судебных решений, решений следственных органов, и судебных приставов-исполнителей, ответственности руководства). Также следует ввести единую обязательную форму передаточного распоряжения, поскольку процедура переоформления прав собственности вызывает существенные нарекания со стороны инвесторов.

Еще одни существенным моментом в совершенствовании деятельности регистраторов, является ужесточение требований при осуществлении приемо- передачи реестров от эмитента к регистратору (поскольку случаи возникновения параллельных реестров в подобных ситуациях встречаются достаточно часто). Во избежание этого необходимо существенно пересмотреть механизм осуществления приемо-передачи реестра, а именно:
. Ввести правило об аннулировании лицензии регистратора, приступившего к ведению реестра без предоставления полного набора необходимых документов;
. Ввести ответственность эмитентов за совершение действий, ведущих к дублированию реестра;
. Запретить возврат реестра к эмитенту;
. Запретить прием регистратором реестра от эмитента, кроме случаев первичного приема на обслуживание.

Также отдельное внимание следует уделить вопросу самостоятельного ведение реестра эмитентом. Как уже было сказано выше, именно в таких акционерных обществах чаще всего нарушаются права собственности на ценные бумаги. В целях обеспечения правильного учета прав собственности акционеров необходимо ужесточить требования к акционерным обществам, осуществляющим самостоятельно ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, а именно - понизить «планку» численности акционеров для осуществления самостоятельного ведения реестра до минимума (30-50 человек), либо вовсе исключить самостоятельное ведение реестра эмитентом.

И еще одним из моментов, на который хотелось бы обратить внимание, является необходимость введения в качестве обязанности регистратора осуществлением им контроля за соблюдением законодательства при совершении сделок с ценными бумагами:
. За соблюдением антимонопольного законодательства;
. Соблюдением требований законодательства об акционерных обществах, в частности при совершении сделок с акциями ЗАО, при скупке обществом собственных акций и т.п.;
. Соблюдению требований о недопустимости совершения сделок с акциями до регистрации отчета об их выпуске.

Вопросы для самопроверки:

1. Кто имеет право вести учет прав собственности акционера?

2. Каковы наиболее распространенные нарушения в области учета прав собственности?

3. Каковы основные причины нарушения учета прав собственности?

4. Когда ответственность может быть возложена на реестродержателя за совершенные неправомерные действия?

5. Каковы основные направления совершенствования ведения учета прав собственности?

Тестовое задание по теме.

Ведение реестра акционеров необходимо передать независимому регистратору:

1. Акционерному обществу с числом акционеров более 500.

2. Акционерному обществу с числом акционеров более 50.

3. Всем акционерным обществам независимо от количества акционеров.

Темы докладов и рефератов.1

1. Реестр владельцев именных ценных бумаг.

2. Правильный и квалифицированный учет прав собственности на ценные бумаги – как одно из главных условий совершенствования системы корпоративного управления.

3. Основные нарушения требований законодательства в сфере ведения реестра.

4. Ответственность реестродержателя за совершенные неправомерные действия.

5. Предоставление информации из реестра.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Защита прав инвесторов/Под ред. проф. Яркова В.В.

– М.: Финансовый изд. дом «Деловой экспресс»,

1998. – 152 с.

2. Иванов Я.Н. Акционерное общество: управление капиталом и дивидендная политика. – М.: Инфра,

1996.

3. Кодекс корпоративного права/ Журнал для акционеров, 2000. - № 12.

4. Мамай В.И. Акционерные общества. Защита интересов акционера и наемного работника. Практическое пособие. – М.: Контур, 1998. – 80 с.

5. Общее собрание акционеров: Сб. статей. – М.: Изд.

Центр «Акционер», 2000. – 84 с.

6. Шихвердиев А.П., Гусятников Н.В., Беликов И.В.

Корпоративное управление. - М.: Изд. Центр

«Акционер», 2001.- 192 с.

7. Шихвердиев А., Епихин А. Инвестор должен быть уверен/Журнал для акционеров, 2001. - № 5.

8. Шихвердиев А.П., Гордеев К.Н. и др. «Реестр акционеров в в акционерных обществах, ведущих реестр самостоятельно». – М.: Изд. Центр

«Акционер», 2000.- 80 с.

Тема 11 Корпоративное право в системе корпоративного управления

Начиная с середины 90-х гг. совершенствование корпоративного управления стало одним из очень важных направлений усилий инвесторов, регулирующих органов, менеджеров в странах как с развитыми, так и развивающимися рынками, и одним из инструментов, используемых для достижения этой цели стало внедрения кодексов корпоративного управления. Рассмотрим теперь, как стоит эта проблема в России и каковы перспективы ее решения.

Состояние корпоративных отношений в любой стране, в том числе и в
России, включает два основных аспекта – во-первых, состояние законодательно- нормативной базы и практики ее применения, и, во-вторых, состояние деловой среды, характер практики корпоративных отношений.

За последние 4-5 лет в России достигнут заметный прогресс в деле создания правовой основы регулирования корпоративных отношений и обеспечения прав инвесторов: приняты такие федеральные законы как закон «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». В конце 2001 года
Правительством России был одобрен разработанный Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг России Кодекс Корпоративного поведения, призванный стать одной из основ построения цивилизованной системы корпоративных отношений.

Вместе с тем, практика показала, во-первых, необходимость совершенствования действующих законов и актов, а также дальнейшего расширения законодательно-нормативной базы, разработки стандартов и правил для регулирования тех аспектов практики корпоративного управления, которые ранее находились в тени. Другой, еще более важной проблемой, является необходимость самых серьезных шагов по обеспечению эффективного применения и исполнения принятых законов и нормативных актов. Подавляющее большинство судей не обладает достаточной квалификацией в вопросах корпоративных отношений (и даже рыночной экономики в целом), перегружены многочисленными делами. Эта проблема, впрочем, актуальна не только для исполнения законов и актов, регулирующих корпоративное управления, но и для российского правоприменения в целом. Трудно назвать область деловой практики, в которой было бы обеспечено эффективное исполнение действующей законодательно- нормативной базы. Таким образом, темпы улучшения состояния корпоративного управления в нашей стране будут в очень значительной степени зависеть от улучшения правоприменительной системы в целом. Едва ли реалистично рассчитывать на серьезное качественное улучшение в этой сфере в самом ближайшем будущем. Однако очевидно, что осознание взаимосвязи между перспективами экономического роста, привлечения инвестиций и значительным повышением эффективности исполнения законов и нормативных актов должно стать важным фактором, побуждающим органы государственного управления сделать улучшение правоприменение приоритетным направлением своих усилий.

Основой системы корпоративного управления является процесс выстраивания и эффективного осуществления внутреннего контроля за деятельностью управленцев компании от лица ее владельцев, так как именно благодаря средствам, предоставленным последними, компания смогла начать свою деятельность и создала поле для деятельности других заинтересованных групп.

Можно выделить три уровня управления в компаниях: собрание акционеров
(определение общих целей деятельности компании) - совет директоров
(наблюдательный совет) (определение конкретных стратегических задач и способов их достижения) - менеджеры (реализация выдвинутых задач).

Существование этих трех уровней связано с необходимостью разделить ответственность за деятельность компании между различными группами, заинтересованными в ее эффективной деятельности и обеспечить возможность конечным владельцам, осуществлять контроль за группой, осуществляющей непосредственное управление. Общественно-политической аналогией является демократическая политическая система, основывающаяся на таких механизмах как всеобщие выборы, парламент и правительство.

Распределение полномочий между указанными тремя уровнями управления закрепляется в уставе компании и в федеральном законе «Об акционерных обществах».

Так в соответствии со ст.48 данного закона к исключительной компетенции общего собрания акционеров отнесены следующие вопросы:

. внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции;

. реорганизация общества;

. ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

. определение количественного состава совета директоров

(наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;

. определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

. увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акции или путем размещения дополнительных акций, если уставом общества в соответствии с настоящим Федеральным законом увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций не отнесено к компетенции совета директоров

(наблюдательного совета) общества;

. уменьшение уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций, путем приобретения обществом части акций в целях сокращения их общего количества, а также путем погашения приобретенных или выкупленных обществом акций;

. образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;

. избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;

. утверждение аудитора общества;

. утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли, в том числе выплата

(объявление) дивидендов, и убытков общества по результатам финансового года;

. определение порядка ведения общего собрания акционеров;

. избрание членов счетной комиссии и досрочное прекращение их полномочий;

. дробление и консолидация акций;

. принятие решений об одобрении крупных сделок и сделок с заинтересованностью в предусмотренных законом случаях;

. приобретение обществом размещенных акций;

. принятие решения об участии в холдинговых компаниях, финансово- промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций;

. утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества;

Законом устанавливается, что вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества, а также что вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение совету директоров
(наблюдательному совету) общества, за исключением вопросов, предусмотренных
Федеральным законом «Об акционерных обществах».

Статьей 63 Федерального закона «Об акционерных обществах устанавливается компетенция совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.

В компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества входит решение вопросов общего руководства деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров, а именно:

. определение приоритетных направлений деятельности общества;

. созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров;

. утверждение повестки дня общего собрания акционеров;

. определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другие вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров;

. увеличение уставного капитала общества путем размещения обществом дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом общества это отнесено к его компетенции;

. размещение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг в предусмотренных законом случаях;

. определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг в предусмотренных законом случаях;

. приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг в предусмотренных законом случаях;

. образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества это отнесено к его компетенции;

. рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии

(ревизору) общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора;

. рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;

. использование резервного фонда и иных фондов общества;

. утверждение внутренних документов общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено настоящим

Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров, а также иных внутренних документов общества, утверждение которых отнесено уставом общества к компетенции исполнительных органов общества;

. создание филиалов и открытие представительств общества;

. одобрение крупных сделок и сделок с заинтересованностью в предусмотренных законом случаях;

. утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.