скачать рефераты

МЕНЮ


Корпоративное управление.Методическое пособие

p> Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, содержащих недостоверную информацию;
. воспрепятствование проведению проверки федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченной им организацией;
. неисполнение профессиональным участником, эмитентом или саморегулируемой организацией предписаний федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
. обещание в любой форме дохода инвестору по ценным бумагам профессиональными участниками, выплаты дохода по которым не являются обязанностью эмитента;
. воспрепятствование осуществлению прав инвестора со стороны эмитента, регистратора, оказание давления на инвестора.

Законом также определена процедура подачи жалобы в ФКЦБ России и ее региональные отделения и процедура рассмотрения поступивших жалоб.

В ноябре 2001 года Правительством России был одобрен разработанный ФКЦБ
России Кодекс Корпоративного поведения.

Главной целью принятия Кодекса Корпоративного поведения является развитие норм добросовестного поведения в российских обществах, включая: эффективную защиту прав и интересов акционеров, справедливое отношение к акционерам, прозрачность принятия решений, обеспечение профессиональной и этической ответственности членов советов директоров, иных должностных лиц общества и акционеров, расширение информационной открытости и развитие всеобъемлющей системы норм деловой этики.

Если говорить о том, какое место займет Кодекс в системе российского законодательства, то можно отметить следующее:

. в российском законодательстве уже нашли отражение большинство принципов корпоративного поведения, однако практика их реализации, в том числе судебная, и традиции корпоративного поведения еще только формируются;

. положений закона недостаточно для того, чтобы обеспечить надлежащее корпоративное поведение, а внесение в закон необходимых для этого изменений всегда запаздывает.

Следует подчеркнуть, что положения Кодекса не являются обязательными для исполнения, но содержат стандарты наилучшей практики корпоративного поведения, которым рекомендуется следовать обществам с числом акционеров
1000 и более.

Кодекс в первую очередь предназначен для установления стандартов наилучшей практики, которыми должны руководствоваться общества. Он базируется на положениях действующего законодательства, сложившейся практике корпоративного поведения, конкретных потребностях и условиях деятельности российских обществ и российских рынков капитала на текущем этапе их развития.

Стимулировать акционерные компаний к соблюдению положений Кодекса предполагается путем введения ФКЦБ России стандартов раскрытия информации о том, в какой мере их практика корпоративного поведения соответствует рекомендациям Кодекса.

Ежегодный отчет о соблюдении Кодекса будет включаться в годовой отчет, подготавливаемый к общему собранию акционеров, и предоставляться акционерам, а в некоторых случаях – ФКЦБ России. Предоставление акционерам ежегодного отчета о соблюдении Кодекса может осуществляться обществами с числом акционеров менее 1000 на основании решений акционеров или советов директоров, устанавливающих применение положений Кодекса к таким обществам.

Все эти меры и направлены на то, чтобы стимулировать акционерные компании соблюдать рекомендации Кодекса. Что касается инвесторов, то для них соблюдение компаний принципов и стандартов корпоративного поведения будет выступать в качестве одного из основных факторов принятия взвешенного решения о приобретении или отчуждении акций соответствующих обществ.

Таким образом, Кодексу Корпоративного поведения отводится особое место в области дальнейшего развития и совершенствования российской практики корпоративного поведения. Он должен сыграть важную образовательную роль в установлении стандартов управления российскими обществами и в содействии дальнейшему развитию российского фондового рынка.

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте уровни управления в компаниях.

2. Что входит в исключительную компетенцию общего собрания акционеров?

3. Что входит в компетенцию совета директоров компании?

4. Каковы основные права и обязанности менеджера компании?

5. Охарактеризуйте основополагающие нормы закона об акционерных обществах и Кодекса корпоративного управления?

Тестовое задание по теме.

Федеральный закон об акционерных обществах определяет:

1. Порядок создания паевых инвестиционных фондов.

2. Порядок создания, реорганизации, ликвидации и правовое положение акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности.

3. Порядок создания, реорганизации, ликвидации и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров.

Темы докладов и рефератов.1

1. Уровни корпоративного управления.

2. Основополагающие нормы закона об акционерных обществах.

3. Федеральный закон о защите прав и законных интересах инвесторов на рынке ценных бумаг.

4. Место Кодекса корпоративного поведения в системе российского законодательства.

5. Основные пути совершенствования корпоративного права.

Рекомендуемая литература по теме:
1. Беликов И.В. Корпоративный кодекс (зарубежный опыт: стандарты и нормы)/Журнал для акционеров, 2000. - № 9.
2. Кодекс корпоративного права/ Журнал для акционеров, 2000. - № 11.
3. Кодекс корпоративного управления/Журнал для акционеров, 2000. - № 9.
4. Корпоративный кодекс. Нормы закона и нормы поведения (парламентское слушание)/Журнал для акционеров, 2001. - № 4.
5. Кодекс корпоративного управления / Журнал для акционеров, 2001. - № 5.
6. Корпоративное управление: владельцы, директора и наемные работники акционерного общества/Под ред. М. Хесселя. – М.: Джон Уайли энд Санз,

1996. – 240 с.
7. Общее собрание акционеров: Сб. статей. – М.: Изд. Центр «Акционер»,

2000. – 84 с.
8. Управление и корпоративный контроль в акционерном обществе: практич. пособие/Под ред. Е.П. Губина. – М.: Юрист, 1999.
9. Фельдман А. Управление корпоративным капиталом. - М.:, 1999. - 202 с.
10. Фельдман А. Кодекс корпоративного управления (погружение в конкурентрую среду)/Журнал для акционеров, 2000. - №9.
11. Шеин В., Жуплева А., Володин А. Корпоративный менеджмент: опыт России и

США. – М.: Новости, 2000.
12. Шеин В. Корпоративный кодекс (российская школа: горькие уроки и неизбежное прозрение)/Журнал для акционеров, 2000. - № 9.
13. Шихвердиев А.П., Гусятников Н.В., Беликов И.В. Корпоративное управление. – М.: Изд. Центр «Акционер», 2001.- 192 с.
14. Шихвердиев А., Епихин А. Инвестор должен быть уверен/Журнал для акционеров, 2001. - № 5.

Нормативные акты по курсу «Корпоративное управление»

1. Гражданский Кодекс РФ (часть первая) от 30.04.1994 г. №51-ФЗ // СЗ

РФ, 1994. - №32, ст.3301.

2. Гражданский кодекс (часть вторая) от 26.01.1996 г. №14-ФЗ (ред. от

17.12.1999) // СЗ РФ, 1996. - №5. ст. 410.

3. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ред. от 08.07.1999) // СЗ РФ, 1996. - N 17, ст. 1918.

4. Федеральный закон от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. федерального закона от 07.08.2001 г. №120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об акционерных обществах») // СЗ РФ, 1996. - N 1, ст. 1.

5. Федеральный закон от 05.03.1999 г. №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // СЗ РФ, 1999. №10, ст.1163.

6. Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях» (ред. 19.06.1995 г.)

7. Постановление ФКЦБ России от 11.11.1998 г. № 47 «О внесении изменений и дополнений в стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденные постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 сентября 1996 года № 19»//Экономика и жизнь,

1998. - № 52.

8. Постановление ФКЦБ России от 02.10.1997 г. № 27 «Об утверждении положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» (в ред.

Постановлений ФКЦБ РФ от 31.12.97 г. № 45, от 12.01.98 г. № 1, от

20.04.98 г. № 8)//Экономика и жизнь, 1997. - № 51.

9. Постановление ФКЦБ России от 12.08.1998 № 32 «Об утверждении положения о порядке раскрытия информации о существенных фактах

(событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг»//Вестник ФКЦБ

России, 1998. - № 6.

10. Постановление ФКЦБ России от 30.09.1999 № 7 «О порядке ведения учета аффилированных лиц и представления информации об аффилированных лицах акционерных обществ» // РГ, 1999. - № 223.

11. Указ Президента РФ от 22.07.1994 г. №1535 «Об утверждении Основных положений Государственной программы приватизации государственный и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.».

12. Положение о порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям (на основании Постановления Совета министров РСФСР от

25.12.1991 №601).

13. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 09.03.1993 г. №213 «Об утверждении порядка формирования фондов акционирования работников предприятий».

14. Постановление ФКЦБ России №47 от 11.11.1997 г. «ОБ утверждении

Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акции, облигаций и их проспектов эмиссии».

15. Инструкция о правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации Министерства финансов РФ от

03.03.1992 года №2 (в ред. письма Министерства финансов РФ от

15.11.1993 года №7).

16. Указ Главы Республики Коми от 05.02.01 г. №48 «Об утверждении

Концепция развития рынка ценных бумаг в Республике Коми //

Республика, 2001, №38

Деловая игра

Участники
1. Акционеры – владельцы обыкновенных акций
2. Акционеры – владельцы привилегированных акций
3. Представитель государства
4. Совет директоров акционерного общества
5. Управленцы акционерного общества
6. Специализированный регистратор
7. Регистрирующий орган (Министерство финансов)
8. Государственный регулирующий орган

Суть дела

1. Уставный капитал АО «Шахта «Воргашорская» составлял 230 498 000 руб.

Структура Уставного капитала выглядела следующим образом

| |Кол-во ЦБ |Доля в УК |
|Акции, всего |230 498 |100,0% |
|Привилегированные акции типа «А»|57 624 |25,00% |
|Обыкновенные акции по закрытой |23 050 |10,00% |
|подписке среди работников | | |
|предприятия | | |
|Обыкновенные акции по закрытой |6 915 |3,00% |
|подписке среди работников ВГСЧ | | |
|Опцион должностным лицам |11 525 |5,00% |
|администрации | | |
|ФАРП |20 745 |9,00% |
|Обыкновенные акции, закрепляемые|87 589 |38,00% |
|в федеральной собственности, | | |
|всего | | |
|в т.ч. Российской Федерации |43 794 |19,00% |
|Республики Коми |43 794 |19,00% |
|Акции, закрепляемые в |23 050 |10,00% |
|собственности Республики Коми | | |
|в т.ч. обыкновенные |11 525 |5,00% |
|привилегированные типа «Б» |11 525 |5,00% |
|ОАО СУК «Инвестуголь» |0 |0 |

2. Общим собранием акционеров АО «Шахта «Воргашорская» 16.04.96 г. принято решение об увеличении предельного количества объявленных акций до 5 млн. обыкновенных акций номинальной стоимостью 1 000 руб. каждая.

На основании указанного решения общего собрания акционеров Советом директоров общества предложено провести увеличение уставного капитала общества за счет средств чистой прибыли, полученной в 1994 г. и частично пошедшей на оплату конвейера ДКМФ стоимостью 3 569 702 000 рублей на дату выплаты и принято решение распределить дополнительно выпускаемые акции следующим образом: а) 38% 1 356 488 штук в Федеральной собственности, в том числе в закреплении Республики Коми 19% - 678 244 штук; б) 10% - 356 970 штук в собственность Республики Коми; в) 52% - 1 856 244 штуки передать в активы специализированной угольной компании «Инвестуголь» (г. Москва).

Также решено сохранить доли в общем уставном капитале с учетом дополнительного выпуска акций в сумме 3 800 200 000 рублей в Федеральной собственности 38% - 1 444 076 штук, в том числе в закреплении Республики
Коми 19% - 722 038 штук, и собственности Республики Коми 10% - 380 020 штук.

Таким образом, в результате принятия данных решений структура уставного капитала АО «Шахта «Воргашорская» стала выглядеть следующим образом:

| |При преобразовании в АООТ|По результатам второй |
| | |эмиссии |
| |Кол-во ЦБ |Доля в УК |Кол-во ЦБ |Доля УК |
|Акции, всего |230 498 |100,0% |3 800 200 |100,0% |
|Привилегированные |57 624 |25,00% |57 624 |1,52% |
|акции типа «А» | | | | |
|Обыкновенные акции по |23 050 |10,00% |23 050 |0,60% |
|закрытой подписке | | | | |
|среди работников | | | | |
|предприятия | | | | |
|Обыкновенные акции по |6 915 |3,00% |6 915 |0,18% |
|закрытой подписке | | | | |
|среди работников ВГСЧ | | | | |
|Опцион должностным |11 525 |5,00% |11 525 |0,30% |
|лицам администрации | | | | |
|ФАРП |20 745 |9,00% |20 745 |0,55% |
|Обыкновенные акции, |87 589 |38,00% |1 444 076 |38,00% |
|закрепляемые в | | | | |
|федеральной | | | | |
|собственности, всего | | | | |
|в т.ч. Российской |43 794 |19,00% |722 038 |19,00% |
|Федерации | | | | |
|Республики Коми |43 794 |19,00% |722 038 |19,00% |
|Акции, закрепляемые в |23 050 |10,00% |380 020 |10,00% |
|собственности | | | | |
|Республики Коми | | | | |
|в т.ч. обыкновенные |11 525 |5,00% |368 495 |9,70% |
|привилегированные типа|11 525 |5,00% |11 525 |0,30% |
|«Б» | | | | |
|ОАО СУК «Инвестуголь» |0 |0 |1 856 244 |48,85% |

В дальнейшем принадлежащий Специализированной угольной компании
«Инвестуголь» пакет акций АО «Шахта «Воргашорская» был отчужден иностранным инвесторам - I.M.I.C. Trading Ltd (Кипр) и Engineering for Industry Ltd
(Великобритания).

После этого структура уставного капитала ОАО «Шахта «Воргашорская» стала выглядеть следующим образом:

|Имя (наименование) |Количество акций |Процент к |
|зарегистрированного владельца| |уставному |
|акций | |капиталу |
|1. Российские юридические | | |
|лица | | |
|Государственная компания |43 795 обыкновенных акций |1,2% |
|«Росуголь» | | |
|2. Граждане России |62 117 обыкновенных акций |1,63% |
| |57 067 привилегированных |1,5% |
| |акций типа «А» | |
|3. Иностранные юридические | | |
|лица | | |
|I.M.I.C. Trading Ltd (Cyprus)|1 856 000 обыкновенных |48,8% |
| |акций | |
|Engineering for Industry Ltd |244 обыкновенные акции |0,0% |
|(Великобритания) | | |
|4. Органы государственной | | |
|власти | | |
|Министерство Республики Коми |11 525 привилегированных |0,3% |
|по управлению имуществом |акций типа «Б» | |
| |1 090 534 обыкновенных |28,7% |
| |акций | |
|Госкомитет по управлению |678 244 обыкновенные акции|17,85% |
|имуществом | | |
|ИТОГО |3 731 051 обыкновенных | |
| |акций | |
| |57 624 привилегированных | |
| |акций типа «А» | |
| |11 525 привилегированных | |
| |акций типа «Б» | |

Задания

1. Установите, могло ли АО «Шахта «Воргашорская» проводить дополнительную эмиссию акций.

2. Были ли нарушены права владельцев привилегированных акций ОАО «Шахта

«Воргашорская» при проведении общего собрания акционеров 16.04.96 г., если да – то каким образом.

3. Какие нарушения законодательства о ценных бумагах были допущены

Советом директоров АО «Шахта «Воргашорская» при принятии решения о дополнительном выпуске акций.

4. Какова должна была быть процедура государственной регистрации дополнительного выпуска акций АО «Шахта «Воргашорская»

5. Какова должна быть процедура приобретения акций АО «Шахта

«Воргашорская» иностранными инвесторами.

Правовые акты и литература

17. Гражданский Кодекс РФ (часть первая) от 30.04.1994 г. №51-ФЗ // СЗ

РФ, 1994. - №32, ст.3301.

18. Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях» (ред. 19.06.1995 г.)

19. Федеральный закон от 26.12.1995 г. №39 ФЗ «Об акционерных обществах»

// СЗ РФ, 1996. - №17, ст.1918.

20. Указ Президента РФ от 22.07.1994 г. №1535 «Об утверждении Основных положений Государственной программы приватизации государственный и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.».

21. Положение о порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям (на основании Постановления Совета министров РСФСР от

25.12.1991 №601).

22. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 09.03.1993 г. №213 «Об утверждении порядка формирования фондов акционирования работников предприятий».

23. Постановление ФКЦБ России №47 от 11.11.1997 г. «ОБ утверждении

Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акции, облигаций и их проспектов эмиссии».

24. Инструкция о правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации Министерства финансов РФ от

03.03.1992 года №2 (в ред. письма Министерства финансов РФ от

15.11.1993 года №7).

25. Шихвердиев А.П., Гусятников Н.В., Беликов И.В. Корпоративное управление. – М.: Изд. Центр «Акционер», 2001. – 192 с.

26. Шихвердиев А.П. Государство как субъект корпоративных отношений. -

М: Изд. Центр «Акционер», 2002.

27. Шихвердиев А.П. Совершенствование корпоративного управления – необходимое условие для привлечения инвестиций // Финансы, №7 2001.

– с. 14-19.

28. Шихвердиев А.П. Как вернули акционерам Шахту «Воргашорскую» //

Регион, №4, 1999. – с.8

29. Шихвердиев А.П., Епихин А.Ю. Инвестор должен быть уверен // Журнал для акционеров, №5, 2001 с. 15-18

30. Шихвердиев А.П., Гордеев К.Н. и др. «Реестр акционеров в в акционерных обществах, ведущих реестр самостоятельно». – М.: Изд.

Центр «Акционер», 2000.- 80 с.

31. Шихвердиев А.П. Точное следование закону // Журнал для акционеров,

№2, 2002 с. 26-31.

Ключ к решению

1. О возможности проведения ОАО «Шахта «Воргашорская» дополнительной эмиссии акций

На момент принятия решения об определении количества и номинальной стоимости объявленных акций ОАО «Шахта «Воргашорская» не имело правовых оснований дополнительно эмитировать акции, поскольку на общество в тот период распространялись особенности создания и правового положения акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий (ч. 5 ст. 1 ФЗ «Об акционерных обществах»).

Данная норма указывает, что правовое положение при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяется федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Они действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций общества, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации. На
16 апреля 1996 г. государством было отчуждено только 43% акций, срок приватизации ОАО «Шахта «Воргашорская» не истек (в наличии имелись пакеты акций, закрепленные в государственной собственности до июля 1997 г.).

В пункте 5.2. Основных положений Государственной программы приватизации государственный и муниципальных предприятий в Российской федерации после 1 июля 1994 г., утвержденных указом Президента РФ от 22.07.94 г. №1535 закреплено, что «Эмиссию дополнительных акций могут осуществлять акционерные общества, созданные в процессе приватизации государственных
(муниципальных) предприятий, менее 25% уставного капитала которого находится в государственной (муниципальной собственности)».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.