Креативный менеджмент - проблема активизации творческого потенциала коллектива
Креативный менеджмент - проблема активизации творческого потенциала коллектива
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 2
1 Креативность
управленцев: теоретико-методологические аспекты.. 5
1.1 Креативность личности:
сущность и факторы развития 5
1.2 Диагностика и
особенности развития креативности управленцев. 10
2 Креативный менеджмент
как системообразующий фактор креативности потенциала коллектива. 15
2.1 Креативный менеджмент
и его специфика. 15
2.2 Некоторые приёмы
творческого разрешения проблем. 24
Заключение. 31
Список использованной литературы.. 34
Введение
В современных
условиях глобализации рынка и конкуренции, сближения различных стран по
качественному уровню техники и технологий важнейшим ресурсом организаций
являются управленцы, способные быстро реагировать на изменения внешней среды,
предлагать новые, нестандартные решения, генерировать оригинальные идеи и
предложения, разрабатывать уникальные стратегии. В связи с этим возрастают
требования к управленцам, в частности, к их навыкам разработки и реализации
нестандартных, инновационных идей и решений на практике, а также к творческому
потенциалу организаций и административных структур, так как «творческий
потенциал играет ключевую роль в определении места предприятия в информационном
обществе»[1].
Рост
требований к управленцам во многом связан с эскалацией процессов реформирования
и инновационных преобразований в России и за рубежом. Возросшие требования к
креативности обусловлены также увеличением числа организаций,
специализирующихся на разработке новых технологий и внедрении концепций
креативного менеджмента, - рекламных агентств, архитектурных и дизайнерских
бюро, научно-производственных комплексов, консалтинговых компаний и др. Об
увеличении спроса на управленцев с развитыми творческими способностями
свидетельствует появление вакансий «креативных менеджеров» на рынке труда».
Всем вышесказанным и обусловлена актуальность исследования по данной теме.
Объектом
исследования выступает креативный менеджмент, предметом исследования выступают
креативность личности и креативный менеджмент как фактор креативности
потенциала коллектива.
Целью
курсовой работы является рассмотрение проблем особенностей креативного
менеджмента в современных условиях.
Исходя из
поставленной цели, в работе решены следующие задачи:
- рассмотрены
сущность и особенности креативности личности, креативности управленцев;
- показаны
особенности развития креативности управленцев на разных этапах подготовки;
- предложена
оптимальная модель развития креативности менеджеров.
- изучены
приёмы творческого разрешения проблем;
- рассмотрена
проблема диагностики креативности;
- показаны
стадии и элементы управления творческими группами.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, а также
заключения и списка использованной литературы.
1 КРЕАТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЦЕВ:
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Креативность личности: сущность и
факторы развития
В современных условиях креативность и ее факторы являются
детерминантами успешной управленческой деятельности, так как способствуют
быстрому принятию решений, разработке оригинальных стратегий, внедрению
инноваций и реализации других значимых управленческих функций.
Управленческая креативность – это социально-профессиональная
компетенция субъектов деятельности, предполагающая способность к продуктивной
активности, результатом которой является формирование новых, нестандартных
подходов, технологий и методов осуществления функций по руководству социальными
группами и организациями.
Развитие креативности управленцев необходимо
осуществлять на предварительном, начальном, среднем, высшем, послевузовском и
дополнительном этапах профессиональной подготовки; при этом инструменты
диагностики и развития креативности должны соответствовать целям
профессиональной подготовки, а также психологическому и социальному возрасту
участников процесса подготовки.
На высшем, послевузовском и дополнительном этапах
профессиональной подготовки развитие креативности управленцев целесообразно
осуществлять в следующих направлениях: дивергентность мышления, оригинальность
мышления, способность предложить новый способ использования объекта,
способность к генерированию большого числа идей, способность к анализу,
воображение, способность к обнаружению и постановке проблемы, способность
находить множество ассоциаций, стремление к совершенству, индивидуализм,
способность преодолевать стереотипы, целеустремленность, интуиция, мотивация,
образная память, «цепкость» внимания.
Креативность – это общая творческая
способность, значимая для общества, являющаяся условием создания новых
материальных и нематериальных ценностей; существует возможность и необходимость
развития креативности личности в процессе профессиональной подготовки –
процессе формирования и развития знаний, навыков, способностей личности, необходимых
для успешного осуществления конкретного вида профессиональной деятельности.
Креативность – это способность
личности к творческой активности в различных сферах профессиональной
деятельности, ре-зультатом которой является формирование новых, нестандартных
подходов, тех-нологий и методов осуществления профессиональной деятельности,
разработка и получение новых, уникальных продуктов; развитие креативности
личности – это формирование устойчивой направленности личности к творческой
деятельности и создание условий для количественных и качественных
преобразований креативности личности; наиболее актуальными направлениями
дальнейших исследований креативности как детерминанты профессиональной
деятельности являются выявление личностных и социокультурных факторов
креативности личности.
Е.В. Батоврина, на основе анализа
работ Дж. Гилфорда, Е. Торренса, Э. де Боно, Я.А. Пономарева, В.Н. Дружинина,
Ф. Бэррона, Х. Андерсона, Р. Мэя, Р. Ранко и др. выявила 28 личностных факторов
креативности – способностей и свойств личности, оказывающих влияние на развитие
креативности: дивергентность мышления, оригинальность мышления, семантическая
гибкость, способность к обнаружению и постановке проблемы, способность к
генерированию большого числа идей, способность к анализу, способность
преодолевать стереотипы, способность находить множество ассоциаций,
любознательность, стремление к совершенству, способность идти на риск,
мотивация, образная память, эмоциональность, спонтанность поведения,
целеустремленность, способность к обостренному восприятию дисгармонии,
уверенность в себе, индивидуализм, «цепкость» внимания, воображение, интуиция,
способность к фантазированию, установка на положительное восприятие и
применение нововведений, самостоятельность и независимость суждений,
темпераментность, проницательность, способность рассматривать явления и события
с различных точек зрения. Данные факторы, по мнению Е.В. Батовриной оказывают
влияние на развитие креативности личности в том случае, если они ярко выражены[2].
В результате исследования Е.В. Батовриной биографий 19
выдающихся творческих личностей (писателей, художников, скульпторов,
композиторов и ученых) было выявлено, что:
• у 95 % творческих личностей состоялось раннее
знакомство (чаще всего, в возрасте до 10 лет) с областью науки или искусства, в
которой они в дальнейшем достигли значимых результатов;
• нормирование и развитие способностей 53,0 %
творческих личностей к творческой деятельности значимое влияние оказали
учителя;
• одним из значимых стимулов к началу активной
творческой деятельности для 63,0 % творческих личностей стало либо сильное
потрясение – собственная болезнь (33,3 %), смерть близких людей (6,7 %) и т.п.,
либо социальные невзгоды – напряженная атмосфера в семье (13,3 %), одиночество
(20,0 %), отсутствие постоянного и интересного круга общения (26,7 %);
• у 68, 4 % творческих личностей творческие
способности проявились в возрасте до 15 лет.
Данные результаты свидетельствуют о
том, что значимыми социокультурными факторами развития креативности личности
являются, прежде всего, воспитание, образование, а также учителя,
способствующие раннему приобщению личности к достижениям науки и искусства,
созданию благоприятной обстановки в окружении личности, побуждающей к творческой
деятельности. Данные факторы необходимо учитывать в процессе профессиональной
подготовки управленцев.
По признанию ведущих специалистов, зоной
сензитивности развития креативности личности предположительно является возраст
до 15 лет. Таким образом, подготовка в дошкольных учреждениях и школе может
существенно влиять на развитие креативности. Это является основанием для выделения
наряду с традиционно исследуемыми этапами профессиональной подготовки
управленцев предварительного этапа.
Креативность как потенция изначально закладывается в
человеке через развитие его духовности, связанной с устремлением человеческого
духа к идеалам, к предельным основаниям собственного бытия. Хозяйствующий субъект
субъективно и объективно нацелен на производство новых благ, на получение
дохода, на удовлетворение различных потребностей и интересов. Именно в связи с
этим в его сознании и мышлении, а также в конкретной хозяйственной практике
актуализируется креативный потенциал личности. Процесс такой актуализации
характеризуется своим особым алгоритмом и заданностью, детерминированными
биологической и одновременно социальной природой самого человека, но имеющим
духовную основу.
С точки зрения системности (структуры) сознание
различается как научное (специализированное) и ненаучное (обыденное).
Креативность присуща обоим разновидностям сознания, но в большей степени
характеризует специализированное (научное) сознание, поскольку основывается на
большем объеме осваиваемой информации, переработке ее
научными методами, что создает оптимальные возможности
для актуализации в сфере мыслительной деятельности человека его творческого
потенциала. С точки зрения полноты (содержания) сознание рассматривается
как сознание опытное, формирующееся на основании
эксперимента, что также связано с креативным характером мыслительной
деятельности субъекта, изначально моделирующего конкретную ситуацию.
Критическое мышление связано с собственной необходимостью их переосмысления в контексте
меняющихся времени и места.
По мнению Т.С. Орловой, фундаментальными предикатами
креативности, определяющими ее социально-онтологические основания, выступают
общие и специфические ценности человеческого бытия. К общим ценностям
относятся: социальная справедливость, благочестие, человечность,
доброжелательность, благочестие, совестливость, патриотизм и т.д. К
специфическим (экономизированным) основаниям креативности относятся: выгода,
полезность, эффективность, рациональность, дохлдность, утилитарность,
прагматизм. Сакральные и секулярные интерпретации этих ценностных оснований
позволяют формировать духовную доминанту, обусловливающую вырабатывать
объективно верную, исторически справедливую и социально оптимальную структуру и
иерархию ценностных предикатов сознания личности. Синтез указанных оснований
позволяет задавать и определять подлинно верные векторы и координаты развития
(актуализации) креативности личности. Ценностный же релятивизм наоборот,
является непреодолимой преградой на этом пути[3].
1.2 Диагностика и особенности развития
креативности управленцев
Основными критериями для сравнения методов и методик
диагностики креативности управленцев являются: цель диагностики (определение
уровня развития креативности, выявление особенностей креативного процесса или
оценка творческого продукта испытуемого), временные ресурсы испытуемого и
исследователя, информативность полученных результатов (большой объем
неструктурированной информации об уровне развития креативности испытуемого;
краткая, но четко сформулированная информация; большой объем информации о
различных психологических особенностях
индивида, в том числе, о его готовности к творческой деятельности), уровень
сложности анализа полученных результатов. Оптимальным методом диагностического
мониторинга креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки
является стандартизированный тест-опросник, измеряющий наиболее значимые для
управленческой деятельности факторы креативности и учитывающий специфику
профессиональной деятельности субъектов управления.
Стандартизированные тесты-опросники, применяемые для
диагностики креативности в процессе профессиональной подготовки управленцев в
настоящее время, не учитывают особенности профессиональной деятельности
управленцев, что свидетельствует о необходимости разработки новых
стандартизированных тестов-опросников, учитывающих специфику управленческой
деятельности. Весьма важными дополнительными требованиями к методам и методикам
диагностики креативности управленцев являются: профессиональность и краткость, непрозрачность
для испытуемых, учет особенностей профессиональной деятельности управленцев,
учет личностных факторов креативности, наиболее значимых для управленческой
деятельности, и др.
Поскольку в процессе диагностики
креативности управленцев на различных этапах профессиональной подготовки
необходимо учитывать психологический и социальный возраст испытуемых, уровень
их профессиональных знаний в области управления, опыт управленческой
деятельности, существует необходимость разработки разнообразных стандартизированных
тестов-опросников, предназначенных для диагностики креативности управленцев на
различных этапах профессиональной подготовки.
Профиль управленческой креативности
имеет широкий диапазон применения: может быть использован в процессе разработки
тестового инструментария, программ и упражнений для развития креативности
управленцев; при разработке должностных инструкций и регламентов; а также при
подборе, отборе, оценке персонала, формировании кадрового резерва.
Можно выделить шесть этапов развития
креативности, соответствующих этапам профессиональной подготовки управленцев, –
предварительному, начальному, среднему, высшему, послевузовскому и
дополнительному. На различных этапах развития креативности управленцев
применяются следующие подходы к развитию креативности: общий (развитие
креативности без учета специфики профессиональной деятельности), специальный
(развитие креативности с учетом специфики профессиональной деятельности),
системный (развитие креативности на основе создания благоприятной среды), компетентностный
(развитие креативности как социально-профессиональной компетентности),
деятельностный (развитие креативности посредством вовлечения в выполнение
творческой деятельности). Применение общего подхода целесообразно на
предварительном и начальном этапах профессиональной подготовки управленцев,
компетентностного – на начальном, среднем, высшем, послевузовском и
дополнительном этапах, специального – на среднем, высшем, послевузовском и
дополнительном этапах, деятельностного и системного – на всех этапах
профессиональной подготовки.
В целях успешного развития
креативности управленцев на различных этапах профессиональной подготовки
необходимо регулярно применять методы развития креативности – синектику,
мозговой штурм, решение творческих задач и др.
Сравнительный анализ и выбор форм
обучения целесообразно осуществлять на основе следующих критериев:
• соответствие базовым принципам
развития креативности – принципам активности, мотивации, самостоятельной
работы, рефлексии, благоприятной среды, а также выделенным нами принципам
развития каждого личностного фактора креативности, вовлеченности
преподавателя/тренера в процесс развития, двустороннего развития креативности,
конкуренции между участниками процесса развития креативности;
• возможность применения основных
методов развития креативности в рамках используемых форм обучения;
• направленность форм обучения на
нейтрализацию барьеров, препятствующих креативному мышлению личности[4];
• учет особенностей профессиональной
деятельности управленцев.
Разработка модели поэтапного развития
креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки позволяет
систематизировать и оптимизировать действия по развитию креативности
управленцев на различных этапах профессиональной подготовки с учетом основных
подходов к развитию креативности, факторов и особенностей развития креативности
управленцев на различных этапах профессиональной подготовки.
Модель креативной организации должна включать в себя
следующие элементы: основные ценности; миссию; общую стратегическую установку;
стратегии управления капиталом; стратегию развития человеческих ресурсов;
методы управления персоналом; основные принципы управления; структуру
управления; стиль руководства; мотивацию и стимулирование труда персонала;
подбор персонала; оценку и аттестацию персонала; организационную культуру и
социокультурные условия труда.
Внедрение модели креативной организации, помимо
развития креативности управленцев, актуально для решения таких практических
задач, как создание конкурентного преимущества организаций; восстановление и
развитие убыточных предприятий, ресурсоемких отраслей экономики за счет новых
технологий и подходов; повышение эффективности работы организаций, персонал
которых занят преимущественно творческим трудом.
Ключевыми действиями по развитию
креативности менеджеров на всех этапах профессиональной подготовки являются:
создание нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие креативности
управленцев; разработка и внедрение программ по подготовке преподавателей и
тренеров с высоким уровнем развития креативности в учебные планы вузов; издание
литературы по проблемам диагностики и развития креативности и т.д.
Е.В. Батоврина в своём исследовании
предлагает особую модель развития креативности менеджеров, учитывающую участие
социальных институтов в развитии креативности управленцев на всех этапах
профессиональной подготовки[5] (см. рис.1):
При разработке модели развития креативности
управленцев, необходимо учитывать необходимость повышения участия государства и
иных социальных институтов в развитии креативности управленцев в процессе
профессиональной подготовки.
Рис.1. Модель поэтапного развития
креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки
Государственно-институциональный подход позволяет
распределить зоны ответственности за осуществление действий по развитию
креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки между
государством, бизнес-сообществом и образовательными учреждениями,
оптимизировать и повысить эффективность взаимодействия социальных институтов,
участвующих в данном процессе, а также реализовывать масштабные долгосрочные
проекты по развитию креативности управленцев.
2 КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР КРЕАТИВНОСТИ
ПОТЕНЦИАЛА КОЛЛЕКТИВА
2.1 Креативный менеджмент и его
специфика
Страницы: 1, 2
|