Критерии эффективности управленческого труда
p> Эффект управленческой деятельности не сводится только к экономическим
результатам. Большое значение имеет и социальный эффект. Его значимость в
управленческом труде весьма велика, но не имеет количественных измерителей.
И вообще, принято качественную сторону полученного результата (эффекта)
обозначать термином «критерий», а количественную – термином «показатель
эффективности». Термин «критерий» употребляется в данном случае в его
общепринятом смысле – признак, на основе которого оценивается факт,
определение, классификация, мерило. Различают два вида эффективности управленческой деятельности:
экономическую и социальную. Их самостоятельность, конечно, относительна,
так как они находятся в тесном единстве и взаимосвязи. По своей роли в
обеспечении гармоничного функционирования в обществе они не равнозначны:
социальная эффективность как обобщающая, конечная, и в этом смысле главная;
экономическая – как первичная, исходная, и в этом смысле основная. На
современном этапе наибольшее развитие получил критерий экономической
эффективности управленческого труда, поскольку он позволяет количественно
измерить эффективность в сфере труда. Основой для оценки экономической эффективности управленческого труда
является отношение суммы затрат на управление к объему производства или к
стоимости единицы продукции. При этом очень важно учитывать такие
характеристики: . Соотношение темпов роста затрат на управление и объема прироста продукции или производительности труда; . Соотношение объема прироста затрат на управление и объема прироста продукции, полученной за счет роста производительности труда; . Соотношение между приростом затрат на техническое перевооружение и приростом затрат на управление. Экономическая эффективность оценивается по уровню и динамике издержек
на тот или иной вид управленческой деятельности. Однако сам факт экономии
денег, времени или численности кадров управления будет показателем
эффективности лишь в том случае, если качество управления, по крайней мере,
не ухудшится. О действительной экономической эффективности управления можно
говорить тогда, когда затраты на управление не изменились, а качество
управления улучшилось; затраты на управление увеличились, но еще в большей
мере улучшилось качество управления. Наиболее распространенным показателем
определения эффективности управления является отношение общего или
конечного результата производства к совокупным затратам по управлению.
Другой распространенный показатель оценки эффективности управления – это
отношение общего результата производства к численности работников аппарата
управления. Эффективность управленческого труда – категория социально-
экономическая, она раскрывает взаимосвязь результатов управленческой
деятельности, выраженных технико-экономическим и социальным результатом, с
расходами на их достижение. За общий критерий экономической эффективности
управленческого труда принимают максимальный результат на единицу расхода
или минимальный расход на единицу результата. Конкретное количественное
выражение критерий обретает с помощью системы показателей, посредством
которых соизмеряются расходы и полученные результаты. Две величины – результат и расход – имеют реальную ценность при
определении эффективности управления, только будучи сопоставленными одна с
другой. Высокий результат обесценивается, если для его цели израсходованы
непомерно большие суммы и средства. Но бывают и противоположные случаи,
когда нужно израсходовать большие средства, чтобы получить требуемый
эффект. Примером может послужить внедрение электронно-вычислительной
техники. Значительные капиталовложения на ее закупку оправданы, так как в
итоге действительно улучшились социально-экономические результаты, в
конечном счете снизился относительный процент управленческих расходов на
единицу продукции. Сформулированный критерий одновременно и абсолютный и относительный.
Абсолютность его выражается в том, что нет другой возможности объективно,
без личного пристрастия оценить реальный вклад системы управления в целом и
работающих в ней людей в достижение полученных экономических и других
результатов. Следует оговориться, что полного соответствия расходов результатам нет
и не может быть. Здесь всегда будет присутствовать элемент относительности
и вероятности. Отклонение в отрицательную или положительную сторону
возможно в силу того, что любой социальный процесс неповторим, каждый
процесс развивается в своеобразных условиях. Поэтому количественный
эквивалент оценки лишь приблизительно верно отражает реально выполненную
системой управления работу. Социальная эффективность управленческого труда. Управленческий труд – труд в значительной мере опосредованный, и не
всегда можно определить, на каком этапе или в каком звене создаются (или не
создаются) предпосылки для достижения выдвинутой цели, конечного
результата. Есть и такие результаты, которые трудно поддаются
количественной и качественной оценке с помощью технико-экономических
методов. Эффективность социального управления можно довольно точно определить и
измерить, исследуя цепь «цель-результат-расходы». При сопоставлении
результата с расходами ставится задача: показать степень экономичности
управления, т.е. дать ответ на вопрос, «ценой каких расходов достигнуто
данное приближение к цели». Тогда под эффективностью следует понимать как
степень достижения цели, так и степень экономичности расходования ресурсов. Чисто экономические критерии превращаются в социальные; переплетаясь
друг с другом они образуют единую систему критериев и показателей
эффективности общественного производства. Конечный эффект (результат)
является скорее ориентиром в системе оценки эффективности управления, чем
непосредственно количественным показателем. При создании системы оценки эффективности управления особо важно
установить правильное соотношение между ближайшим и более отдаленным во
времени результатом. Если система оценки направлена на достижение
непосредственных результатов (например, повышение производительности труда,
прибыли и др.) в рамках ограниченного во времени периода, то может
создаться ситуация, когда сотрудники системы управления не будут
заинтересованы в решении стратегических для данной системы вопросов. Оценка по конечному результату на основе мотивированных целей и
долгосрочных программ предпочтительней, ибо она дает возможность
руководителю проявлять инициативу, решать задачи творчески. Возможность оценивать эффективность социального управления объясняется
тем, что оно является относительно обособленной подсистемой в любой
социальной системе и носит обслуживающий характер. В обеих подсистемах –
управляющей и управляемой – занято определенное число людей, располагающими
соответствующими материальными или духовными средствами воздействия.
Подсистема управления создается и существует не для себя, а для обеспечения
правильного функционирования и развития второй подсистемы, создающей
материальные или духовные блага. Следовательно, вопрос об эффективности управляющей подсистемы можно
решать только таким образом: каков вклад системы управления в решение тех
или иных социально значимых задач и каково ее участие в достижении целей,
стоящих пред конкретной организацией?. Главным критерием является степень воздействия на управляемую
подсистему. И в связи с тем, что система управления относительно
самостоятельна и функционирует в виде целостного комплекса, выделяется еще
одна группа критериев эффективности. Это вторичные критерии. Они
формируются на базе первичного критерия и дают ответ на вопросы, связанные
с внутренним состоянием системы управления, с ее способностью действовать с
возрастающей степенью эффективности. Их называют критерии-факторы, ибо
информация, полученная посредством их, используется для оптимизации
функционирования и развития управляющей подсистемы. Вторичные факторы можно
разделить на две большие группы: факторы, связанные с качественной
характеристикой элементов управленческого трудового процесса, средств
труда, и факторы, связанные со степенью их использования (организация
управления и управленческого труда, технология управления, регулирование
управленческой деятельности). В различных социальных системах роль каждого из этих факторов,
разумеется, не одинакова. Например, для управления большими социальными
системами необходимы специфические орудия труда – надежная система
коммуникаций, современная техника и др. Для «низового» руководителя эти
средства не нужны, так как он полагается на личное воздействие, на
искусство руководить людьми, непосредственно организовывая их труд. Но в
том или ином варианте все вышеуказанные факторы присутствуют в целостном
управленческом процессе и направлены на его полную реализацию. Руководитель
же обязан изучить влияние каждого фактора в отдельности и их воздействие в
комплексе на уровень эффективности управления. Наряду с оценкой эффективности системы управления в общем аспекте
следует определить эффективность основных компонентов управления – функций,
организационных структур, технологий. Здесь речь идет о внутренних факторах
самого управления, которые проявляются в то же время и как критерии его
эффективности. Например, рационально организованная структура, имеющая
минимальное число уровней и минимальный административно-управленческий
персонал, как правило, улучшает соотношение между результатами и расходами.
Правильное распределение и группирование функций в системе управления
свидетельствует о рациональной организации управленческого процесса и может
быть критерием его эффективности. Среди факторов, влияющих на эффективность
управления, особое место принадлежит организации совместного труда. Успех
или неуспех любого начинания в той или иной мере зависит от деятельности
каждого сотрудника системы управления, от каждого из них зависит
эффективность работы системы. Возможны и другие технологические схемы оценки эффективности
управления. Например, ее можно осуществить по пяти этапам: . определение затрат, связанных с реализацией принятых целей, а также с созданием и функционированием системы управления; . определение эффекта, обеспечиваемого системой управления; . эффективность, обеспечиваемая при реализации каждой установленной цели управления; . расчет общей экономической эффективности , обеспечиваемой при реализации нескольких целей управления. У любого человека, занятого в сфере управления, есть конкретные функции
и обязанности, связанные с реализацией общей цели, но оценить действия
каждого с помощью единого обобщенного показателя (критерия) не всегда
возможно. В большинстве случаев целесообразнее использовать комплекс
показателей, тогда определение эффекта деятельности отдельного сотрудника
будет более объективным. Показатели такого рода должны соответствовать
основным видам деятельности и функциям управления, отличаться друг от друга
и быть независимыми, точно и ясно сформулированными. Методологический подход к оценке управленческой деятельности. Эффективность управленческой деятельности во многом определяется
уровнем рациональной организации управляемой системы и процесса управления.
Считается, что эффективность управления представляет собой результативность
деятельности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных
показателях как объекта управления, так и собственно управленческой
деятельности. Таким образом, результаты труда, например, работников
аппарата управления, выражаются через конечные результаты деятельности
системы любого уровня, а совершенствование системы управления способствует
повышению эффективности производственной деятельности, обеспечивая высокий
конечный результат. Главная задача любой модели системы управления состоит
в обеспечении активного воздействия на управляемый объект с целью улучшения
его показателей. Однако для сравнения этих различных показателей
управляемой системы и выделения из них лучших, необходимо располагать каким-
то измерителем. Ведь различные свойства и параметры деятельности субъекта и
объекта управления зачастую не согласуются между собой, находятся в
диалектическом противоречии, в связи с чем существует проблема определения
предпочтительного показателя, который и явился бы таким измерителем,
характеризующим эффективность управления, т.е. критерием эффективности. В зависимости от назначения системы и условий ее функционирования
критерием эффективности могут служить различные показатели. Так как повышение эффективности системы управления организацией
предполагает нахождение наилучших организационных форм, методов, технологии
деятельности непосредственно управляющих и управляемых структур в целях
достижения последними управленческо - производственных результатов с
заданным критерием или системой критериев, то в качестве таковых могут
выступать критерии рациональной и качественной организации системы и ее
составных частей, управленческого труда и процесса управления. Показатели
же, их характеризующие, могут иметь количественное и качественное
содержание, которые, в свою очередь, определятся числовой или предметно
производственной, экономической, статистической и математической
интерпретацией. Кроме того, содержание и характер как критериев, так и
признаков выражается посредством своих, нередко специфических, форм
способов идентификации и процедуры, реализация которых может быть
осуществлена на инструктивно методической или регламентированной основе. На основании вышеизложенного и исходя из требований общего и частного
менеджмента, отдельных теорий, законов, правил в качестве методологических
подходов при оценке эффективности управленческой деятельности были изложены
и частично апробированы на практике пять направлений: а) логико-
управленческое – ориентированность на рационализацию, целесообразность и
оптимальность управленческих действий; б) статистическо-математическое –
поиск и подтверждение закономерностей, на основе разнообразных расчетов и
углубленного анализа; в) финансово-экономическое – экономическое и
финансовое обоснование затрат и показателей деятельности; г) социально-
психологическое – создание и учет социально-психологических условий труда,
личностно-коллективных признаков и факторов труда, взаимоотношений и
климата; д) специфико-производственное – отражающее производственно-целевые
особенности деятельности управляемой системы. По каждому из направлений определены группы критериев эффективности
применительно к видам и особенностям управленческой деятельности. Выделены
следующие пять групп критериев эффективности: 1) установочные; 2)
приоритетные; 3) общие; 4) частные или дополнительные; 5) интегрированные.
В свою очередь, каждая группа конкретизирована перечнем наиболее типичных
оценочных критериев. Например, I группа – установочные критерии эффективности –
идентифицируется следующим набором критериев: 1.1.Определение проблем;
1.2.Формирование замысла; 1.3.Формирование целей; 1.4.Выбор системы
управления; 1.5.Выбор вида управления (в основе характер решаемой ситуации
или вопроса); 1.6.Выбор модели функционирования системы; II группа – приоритетные – соответственно :2.1.Постановка задач;
2.2.Квалификация и профессионализм персонала; 2.3.Организация системы;
2.4.Методы управления; 2.5.Культура управления; 2.6Техника управления;
2.7.Повышение уровня обоснованности принимаемых решений; 2.8.Полнота и
достоверность информации;2.9.Условия труда; 2.10.Распределение и выполнение
управленческо-производственных функций; 2.11.Определение принципов
функционирования системы; 2.12. Использование ресурсов (трудовых,
финансовых, временных, информационных, методологических, материально-
технических); 2.13. Определение перспективных направлений деятельности;
2.14.Финансовые затраты на содержание управляющей системы; 2.15.Экономия
живого и овеществленного труда. III группа – общие – соответственно: 3.1.Системность организации
системы и ее частей; 3.2 Численность персонала; 3.3.Обработка технологий;
3.4.Исключение промежуточных структур; 3.5.Организация труда; 3.6.Анализ,
поиск и подтверждение закономерностей. IV группа – частные или дополнительные – соответственно:
4.1.Конкретизация содержания труда; 4.2.Распределение на служебно-
должностные группы; 4.3.Разработка решений по управляемым разделам
деятельности; 4.4.Подготовка, запуск и реализация процесса управления;
4.5.Делегирование обязанностей и полномочий; 4.6.Заинтересованность. V группа – интегрированные – соответственно: 5.1.Компетентность
управления; 5.2.Оперативность управления; 5.3.Эффективность управления; При этом в качестве диалектико-согласующих, общеинтегрированных или
унифицированных критериев показателей эффективности управленческой
деятельности, естественно, будут выступать рационализация организации и
качество. В обобщенном виде группы критериев могут быть охарактеризованы
определенным набором критериев-признаков, число и содержание которых, как
их характеризующие признаки-показатели, будут в той или иной степени
варьироваться в зависимости от методологического направления оценки
эффективности управленческой деятельности. В частности по логико-
управленческому направлению установочная группа критериев эффективности
может быть охарактеризована такими признаками: 1.1.Определение проблем:1.1.1.Актуальность; 1.1.2.Значимость;
1.1.3.Разрешимость;1.1.4. Обусловленность; 1.1.5.Прогнозируемость. 1.2.Формирование замысла: 1.2.1.Информационность;
1.2.2.Коллегиональность; 1.2.3.Конкретность; 1.2.4.Реальность;
1.2.5.Убежденность; 1.2.6.Доступность понимания подчиненными;
1.2.7.Перспективность; 1.2.8. Комплексность. 1.3.Формирование целей; 1.3.1.Своевременность; 1.3.2.Конкретность;
1.3.3.Контролируемость; 1.3.4.Структуризованность; 1.3.5.Масштабность;
1.3.6.Уровневость; 1.3.7.Продоложительность; 1.4.Выбор системы управления:1.4.1.Динамичность; 1.4.2.Рациональность;
1.4.3.Полноценность; 1.4.4.Стабильность; 1.4.5.Адекватность;
1.4.6.Перспективность;1.4.7.Надежность; 1.4.8.Адаптивность; 1.4.9.Затраты
времени на выполнение отдельных управленческих операций и процесса
управления в целом; 1.6.Выбор вида управления (в основе характер решаемой ситуации или
вопроса): 1.6.1.Оперативность; 1.6.2.Ситуационность; 1.6.3.Стратегичность;
1.6.4.Проблемность; 1.7.Выбор модели функционирования системы: 1.7.1.Доступность;
1.7.2.Ресурсоемкость; 1.7.3.Преемственность; 1.7.4.Качество;
1.7.5.Региональная целесообразность; 1.7.6.Экономичность; Следовательно, в отношении управляемой системы необходимо применять
комплексный подход к выбору критериев признаков (с учетом их
дифференцированности по методологическому направлению оценки
эффективности), которые могут быть определены в соответствии с целями и
задачами, выбранной философией управления в конкретный отрезок времени и
реальными условиями деятельности системы или ее подсистем. И тогда задача
управляющей системы заключается в обеспечении заданного варианта критерия
или комплекса совпадающих критериев. Заключение. В период формирования рынка возникла необходимость увязки нового
качества труда управленческого персонала, повышения роли его творческой,
интеллектуальной составляющей с меняющимися условиями экономического роста,
с осознанием объективного характера развития общественной организации
труда. Среди методологических проблем эффективности труда важное место
занимает вопрос о самом принципе ее определения. По этому поводу
высказываются различные суждения. К наиболее обоснованному следует отнести
взгляд на эффективность как на соизмерение результатов труда персонала
управления, выраженных полезным (техническим, технологическим,
организационным, социальным, экономическим и др.) эффектом. Соотношение элементов эффективности (эффект и затраты) указывает на
следующие возможности ее повышения: при неизменных затратах и повышении
эффекта; при неизменном эффекте и сокращении затрат; при более быстром
увеличении эффекта по сравнению с ростом затрат. Какая из перечисленных
возможностей будет приемлема для того или иного предприятия продиктует
рынок. Наиболее слабым звеном в оценке эффективности труда персонала
управления является недостаточная разработка методологии количественного
измерения затрат и результатов труда. Основная проблема оценки
эффективности управленческого труда состоит в определении его доли в
полученном эффекте предприятия, объединения, отрасли. Говоря другими
словами, косвенную оценку результатов работы аппарата управления пока
удовлетворенным образом не удается соизмерить с конечными результатами
производства. Такую связь с некоторой степенью точности устанавливают при
помощи так называемых коэффициентов значимости выполнения тех или иных
функциональных обязанностей. Как правило, эти коэффициенты устанавливаются
эмпирическим путем. Учитывая специфический характер труда управленческих работников и его
неоднозначное влияние на конечные производственные результаты, оценку
эффективности следует производить комплексно, выделяя в качестве объектов
оценки: совокупного работника; коллектив служащих функционального
подразделения; индивидуального работника. Повышение эффективности труда управленческого персонала и получение
конкретных ее оценок – проблемы, от правильного решения которых во многом
зависит развитие рыночных отношений в обществе. Список использованной литературы:
1. Диневич В.А., Роганов С.В., Якунина Н.И. Показатели и критерии эффективности управления. – М.,1975.
2. Журавель В.И. Основы менеджмента в системе здравоохранения. К., 1994.
3. Курочкин А.С. Организация управления предприятием: Учебник. – К.: МАУП, 1996.
4. Курочкин А.С. Управление предприятием: Учеб. пособ. – К.: МАУП, 1998.
5. Марков М. Технология и эффективность социального управления. – М.,1982.
6. Погорелова Т.В. Эффективность труда управленческого персонала и ее составляющие /Проблемы управления в условиях перехода к рыночной экономике: матер. всерос.канд. Секция 3,4. – М.,1992.
7. Слезингер. Г.Э. Труд в управлении промышленным производством. М.,1967.
8. Туленков Н.В. Введение в торию и практику менеджмента: Учеб. пособие. – К.:МАУП, 1998.
9. Шегда А.В. Основы менеджмента: Учебное пособие. – К.: Товариство «Знання», КОО, 1998.
10. Эффективность управленческого труда. – К.,1974.
Страницы: 1, 2
|