Курс по подготовке специалистов менеджмента
Курс по подготовке специалистов менеджмента
Федеральное агентство по образованию
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАЙКАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА В Г. УСТЬ-ИЛИМСКЕ
(Филиал ГОУ ВПО БГУЭП в г. Усть-Илимске)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По выполнению
контрольной работы
Дисциплины: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
для специальности 351200 Налоги и налогообложение заочно-ускоренной формы
обучения
Разработал: ст.
преподаватель кафедры ЭММ Е.Е. Мельникова
г.
Усть-Илимск
2005 г.
Издается в соответствии с
планом учебно-методической работы Филиала БГУЭП в г. Усть-Илимске
Рецензенты:
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Автор: Е.Е. Мельникова
Название дисциплины: Управление персоналом.:
Методические указания по выполнению контрольной работы для специальности 060800
«Экономика и управление на предприятиях» – Усть-Илимск: Филиал БГУЭП, 2004 –
26с.
Методические указания по
выполнению контрольной работы по дисциплине «Управление персоналом»
предназначены для студентов специальности 060800 заочной и заочно-ускоренной
форм обучения. Содержит варианты заданий контрольной работы, методические
указания по ее выполнению и список рекомендуемой литературы.
Цель и задачи
дисциплины
Учебная дисциплина «Управление
персоналом» является ведущим курсом в подготовке специалистов менеджмента. Курс
базируется на использовании накопленного в течение многих лет опыта стран с
развитой социально ориентированной рыночной экономикой и обобщении
отечественной практики работы с персоналом в условиях рыночной экономики.
Целью
изучения дисциплины «Управление персоналом» является приобретение студентами
теоретических знаний, а также формирование практических умений и навыков
управления персоналом и проведения кадровой политики на предприятиях и
организациях.
Задачи дисциплины включают:
·
получение будущим
специалистом знаний в планировании кадров, их подготовке и переподготовке,
профессиональной ориентации и адаптации, управлении карьерой, управлении
мотивами и стимулами;
·
приобретение
умения в применении и развитии методов управления коллективом предприятия (АО)
в условиях рыночной экономики;
·
приобретение
навыков самостоятельного творческого использования теоретических знаний и умений
управления персоналом в практической деятельности экономиста-менеджера на
предприятиях (АО) отрасли.
Дисциплина
«управление персоналом» возникла в рамках «менеджмента» как науки управления и
связана с другими дисциплинами учебного плана:
·
в теоретико-методологическом
направлении – с «философией», «экономической теорией», «политологией»,
«социальной психологией», «социологией»;
·
в направлении, обеспечивающем
изучение количественных методов оценки и принятия решений – со «статистикой»,
«информационными технологиями в экономике»;
·
в направлении, обеспечивающем
взаимосвязь экономических и управленческих процессов на предприятии – с
«экономикой предприятия», «финансами и кредитом», «организацией производства»,
«маркетингом», «планированием на предприятии», «управлением инновационными
процессами», «коммерческим правом», «трудовым правом».
МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
С целью более глубокого изучения важных теоретических
проблем курса «Управление персоналом» и приобретения опыта их решения студент
заочной формы обучения специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях»
выполняет контрольную работу.
При выполнении контрольной работы каждый студент
должен ответить на один вопрос и выполнить одно практическое задание по
характеристике одного из видов деятельности системы управления персоналом в
каком-нибудь предприятии, организации.
При выполнении практического задания (п. 2) студент
должен привести к контрольной работе характеристику предприятия (организации,
цеха, участка), указать цель и задачи управления персоналом, органы управления
персоналом, их назначение, дать классификацию кадров организации и раскрыть
предлагаемый аспект системы управления персоналом.
Студент выполняет один из 10 предложенных вариантов
работы в зависимости от последней цифры номера его зачетной книжки.
Контрольная работа выполняется на стандартных листах
белой писчей бумаги формата А4. Титульный лист оформляется в соответствии с
общепринятыми требованиями. В конце работы студент должен привести список
использованных источников в соответствии с ГОСТ 7. 1-84.
При положительной оценке работы преподаватель
допускает контрольную работу к защите. Контрольная работа, не отвечающая
требованиям, возвращается на доработку, а затем сдается на повторную проверку.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вариант 1
1.
Служба персонала и менеджер по
персоналу в современной России и за рубежом.
2.
Характеристика службы персонала
(отдела кадров) конкретной организации. Функциональные взаимосвязи отдела
управления персоналом с другими подразделениями организации.
Методические рекомендации по выполнению
1.
Раскрывая данный вопрос,
необходимо отметить отличительные особенности системы управления персоналом в
России от систем зарубежных стран. Нужно показать варианты структурного
местоположения кадровой службы в зарубежной и отечественной практике, роль и
организационный статус службы управления персоналом. Описать, как определяется
количественный состав и какие качественные характеристики необходимы работникам
служб управления персоналом.
2.
Отвечая на данный вопрос
необходимо дать описание сферы деятельности конкретного предприятия (отраслевую
принадлежность), а также провести описание по следующим характеристикам:
- место расположения,
юридический адрес;
- организационно-правовая
форма;
- организационная
структура, с перечнем функций структурных звеньев;
- основные виды
деятельности предприятия (продуктовые бизнес-направления): функции, области
применения
Далее необходимо
определить место кадровой службы в управлении предприятия, качественный и
количественный состав работников. Функциональные взаимосвязи отдела управления
персоналом с другими подразделениями организации можно показать в виде таблицы
(см. табл. 1).
Таблица 1
Фрагмент схемы
функциональных взаимосвязей отдела управления персоналом с другими
подразделениями организации
Наименование функций управления
персоналом отдела
|
Функциональные подразделения и
должностные лица
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
и т.д.
|
10
|
11
|
1. Подбор и расстановка кадров
|
у
|
|
|
|
|
о
|
|
|
|
|
с
|
р
|
2. Составление плана потребности
в персонале
|
п
|
п
|
п
|
п
|
п
|
о
|
п
|
п
|
п
|
|
р
|
|
3. Оформление приема, перевода,
увольнения работников
|
|
с
|
|
с
|
|
о
|
|
с
|
|
|
с
|
р
|
4. Изучение причин текучести
кадров
|
|
|
|
|
п
|
о
|
п
|
|
|
|
р
|
|
5. Осуществление контроля за
правильным использованием персонала
|
|
|
|
|
п
|
о
|
у
|
|
|
|
р
|
|
6. Создание резерва кадров и его
обучения
|
|
|
|
|
|
о
|
|
|
|
|
р
|
|
7. Ведение учета личных дел
|
|
|
|
|
|
о
|
|
с
|
|
|
р
|
|
8. Оформление документации для
награждения
|
у
|
|
|
с
|
у
|
о
|
|
|
п
|
|
с
|
р
|
9. Осуществление работы по
профессиональному продвижению кадров
|
п
|
п
|
п
|
п
|
п
|
о
|
п
|
п
|
п
|
|
с
|
р
|
10. Рассмотрение писем, жалоб,
заявлений
|
|
|
п
|
|
|
о
|
|
|
|
|
с
|
р
|
11. Осуществление трудовой
мотивации персонала
|
п
|
п
|
п
|
п
|
п
|
о
|
п
|
п
|
п
|
|
с
|
р
|
12. Совершенствование стиля и
методов работы с персоналом
|
|
|
|
|
|
о
|
|
|
|
|
с
|
р
|
13. Анализ профессионального,
возрастного, образовательного состава персонала и т.д.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения:
1.
Юридический отдел
2.
Отдел
безопасности
3.
Канцелярия
4.
Финансово-экономический
отдел
5.
Отдел
обслуживания
6.
Отдел управления
персоналом
7.
Лаборатория
социологических исследований
8.
Бухгалтерия
9.
Отдел маркетинга
10. Начальник отдела управления
персоналом
11. Руководитель организации
Символические
обозначения:
О - отвечает за
выполнение данной функции, организует ее исполнение, подготавливает и оформляет
окончательный документ;
П – представляет исходные
данные, информацию, необходимые для выполнения данной функции;
У – участвует в
выполнении данной функции;
С – согласовывает
подготовленный документ или отдельные вопросы в процессе выполнения функций;
Р – принимает решение,
утверждает, подписывает документ.
В результате проведенного
Вами анализа могут быть выявлены недостатки в организации службы управления
персоналом либо в системе взаимоотношений с другими службами. В этом случае
нужно предложить пути совершенствования организационной структуры системы
управления персоналом организации.
Вариант 2
1.
Методы формирования и внедрения
корпоративной культуры в деятельность компании (отечественный и зарубежный
опыт).
2.
Характеристика корпоративной
культуры конкретной организации. Предложения по формированию и укреплению
культуры организации.
Методические рекомендации по выполнению
1.
Раскрывая данный вопрос,
необходимо дать понятие корпоративной культуры, ее функции, виды и содержание.
Рассказать о методах формирования, поддержания и внедрения корпоративной
культуры в деятельность компании (отечественный и зарубежный опыт).
2.
Практическая часть по данному
вопросу включает анализ культуры конкретного предприятия.
Вначале необходимо дать описание сферы деятельности
конкретного предприятия (отраслевую принадлежность), а также провести описание
по следующим характеристикам:
- место расположения,
юридический адрес;
-
организационно-правовая форма;
- организационная
структура, с перечнем функций структурных звеньев;
- основные виды
деятельности предприятия (продуктовые бизнес-направления): функции, области
применения
Далее анализируется корпоративная культура
предприятия. Вам необходимо ответить на следующие вопросы:
1.
Каковы основные
ритуальные процедуры в организации (обряды, церемонии и ритуалы) и каким целям
они служат?
2.
Опишите некоторые
из историй, мифов, саг, легенд или фольклорных сказаний, которые бытуют в
культуре организации. Что они сообщают о культуре?
3.
Какие примеры
физического проявления культуры организации (артефакты, физическое
расположение) Вы можете привести? Что они сообщают о культуре?
4.
Какие фразы,
клише, характерные слова и т.д. звучат в повседневных разговорах?
Страницы: 1, 2, 3, 4
|