скачать рефераты

МЕНЮ


Лицензирвование и сертификация в туризме

Лицензирвование и сертификация в туризме

Содержание


Введение. 3

1 Лицензирование туристской деятельности. 5

2 Сертификация как гарантия  качества туристских услуг 15

Заключение. 29

Список литературы. 30


Введение

В настоящее время в России туризм признан одним из при­оритетных направлений развития экономики. Как свидетельствуют данные организации туристской деятельности государственного уп­равления туризмом Департамента туризма Минэкономразвития Рос­сии, в Москве получили лицензию на туроператорскую и турагентскую деятельность около 7 тыс. туристских фирм, специализирующихся в основном на выездном туризме.

Россия как туристская страна, несмотря на свой высокий потенци­ал, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. Надолго въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это является весьма низким показате­лем, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.

Согласно оценкам Всемирной туристской организации (ВТО) в настоящее время наиболее перспективными сегментами рынка, рас­тущими опережающими темпами, являются:

·          экологический туризм. Нужно отметить, что ООН официально объявила 2002 г. годом экологического туризма;

·          культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% мирово­го потока туристов, жизненный уровень которых выше среднего и ко­торые постоянно ищут новые туристские направления для путешествий;

·          специализированный туризм, подразумевающий такие виды, как профессионально-деловой, учебный, спортивный, событийный, лечеб­но-оздоровительный туризм и другие виды туризма, а также обеспечи­вающий концентрированные продажи всего комплекса туристских и смежных продуктов и услуг;

·          круизы, в которых в 2000 г. участвовало 9 млн. человек. Следует учи­тывать, что насыщение Средиземного моря круизами открывает оп­ределенные перспективы перед Балтийским морем.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного ту­ризма в Россию, являются:

·          образ России как страны, небезопасной для туризма, создавае­мый зарубежными и отдельными отечественными средствами массо­вой информации;

·          отсутствие за рубежом рекламы туристских возможностей стра­ны, в том числе посредством участия в международных выставках и деятельности финансируемых государством загранпредставительств по туризму;

·          неблагоприятный для туристских посещений в страну визовый режим, заключающийся в завышенной стоимости виз, длительных сроках их выдачи;

·          неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количе­ство гостиничных средств размещения туристского класса («3 звезды»);

·          отсутствие благоприятного налогового режима для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;

·          невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии;

·          несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

Часть вышеперечисленных проблем можно решить только путем качественного повышения квалификации сотрудников туристских фирм и гостиничного хозяйства, через развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации соответствую­щих специалистов. Краеугольным камнем при этом являются знания по лицензированию туристской деятельности и сертификации туристских услуг. Менеджер туризма и гостиничного хозяйства должен в полной мере обладать этими знаниями.

1 Лицензирование туристской деятельности

Основой законодательной базы по лицензированию турис­тской деятельности является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ, кото­рый был принят Государственной Думой 13 июля 2001 г. и одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 г. Закон вступил а силу 10 февраля 2002 г. Данный Закон регулирует отношения, возникающие между фе­деральными органами исполнительной власти, органами исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением ли­цензирования отдельных видов деятельности в соответствии с переч­нем, предусмотренным п. 1 ст. 17 данного Закона.

Действие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридических лиц и инди­видуальных предпринимателей.

В данном Законе используются следующие основные понятия:

·          лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

·          лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с данным Законом;

·          лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

·          лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

·          лицензирующие органы - федеральные органы исполнитель- Ной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Законом;

·          лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

·          соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуаль­ный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с за­явлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

·          реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении ли­цензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие ли­цензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

·          обеспечение единства экономического пространства на терри­тории Российской Федерации;

·          установление единого перечня лицензируемых видов деятель­ности;

·          установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

·          установление лицензионных требований и условий положения­ми о лицензировании конкретных видов деятельности;

·          гласность и открытость лицензирования;

·          соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

К лицензируемым относятся те виды деятельности, осуществле­ние которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, за­конным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности госу­дарства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Феде­рации в соответствии с определенными Президентом Российской Фе­дерации основными направлениями внутренней политики государства:

·          утверждает положения о лицензировании конкретных видов де­ятельности;

·          определяет федеральные органы исполнительной власти, осу­ществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;

·          устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осу­ществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На лицензирующие органы возложены следующие полномочия:

·          предоставление лицензий;

·          переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

·          приостановление действия лицензий;

·          возобновление действия лицензий;

·          аннулирование лицензий (в случае, предусмотренном п. 3 ст. 13 настоящего Закона);

·          ведение реестра лицензий;

·          контроль соблюдения лицензиатами при осуществлении лицен­зируемых видов деятельности соответствующих лицензионных тре­бований и условий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление своих полномочий.

На каждый вид деятельности, указанный в п. 1 ст. 17 настоящего Закона, необходима лицензия.

Деятельность, на которую предоставлена лицензия, может осу­ществляться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставле­на федеральным органом исполнительной власти или органом испол­нительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществ­ляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уве­домления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Прави­тельством Российской Федерации.

Срок действия лицензии - не менее 5 лет, и по его окончании мо­жет быть продлен по заявлению лицензиата.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельнос­ти может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Для получения лицензии ее соискатель представляет в соответ­ствующий лицензирующий орган следующие документы:

·          заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования и организационно-правовой формы, места на­хождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерено осуществлять;

·          копии учредительных документов и свидетельства о государ­ственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;

·          копия свидетельства о государственной регистрации граждани­на в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для инди­видуального предпринимателя;

·          копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

·          документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рас­смотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении ли­цензии;

·          сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

Кроме указанных документов в положениях о лицензировании кон­кретных видов деятельности может быть предусмотрено представле­ние иных документов, наличие которых при осуществлении конкрет­ного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.

Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Законом и иными нор­мативно-правовыми актами.

Все документы, представленные в соответствующий лицензиру­ющий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с от­меткой о дате приема документов указанным органом.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений со­искатель лицензии несет ответственность в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение офор­мляется приказом лицензирующего органа.

Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положе­ниями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соис­кателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отка­зе в предоставлении лицензии.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручает­ся) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизи­тов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

В течение 3 дней после представления соискателем лицензии до­кумента, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предос­тавление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицен­зиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного до­кумента, которые предоставляются лицензиату за плату, равную пла­те, установленной за предоставление информации, содержащейся и реестре лицензий.

Основаниями отказа в предоставлении лицензии являются:

·          наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

·          несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих или ис­пользуемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установ­ленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензиру­ющего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем на­личие лицензии документе указываются:

·          наименование лицензирующего органа;

·          наименование и организационно-правовая форма юридическо­го лица, место его нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяю­щего личность, - для индивидуального предпринимателя;

·          лицензируемый вид деятельности;

·          срок действия лицензии;

·          идентификационный номер налогоплательщика;

·          номер лицензии;

·          дата принятия решения о предоставлении лицензии.

В случае преобразования юридического лица, изменения его наи­менования или местонахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат - юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель обязан не позднее чем через 15 дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением до­кументов, подтверждающих указанные изменения или утрату доку­мента, подтверждающего наличие лицензии.

При переоформлении документа, подтверждающего наличие ли­цензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего на­личие лицензии, осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

Контроль соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.

Лицензирующие органы имеют право:

·          проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;

·          запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;

·          составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

·          выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

·          выносить предупреждение лицензиату.

Лицензирующие органы вправе приостановить действие лицен­зии в случае выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.