Лицензирвование и сертификация в туризме
Лицензирующий орган обязан установить срок
устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия
лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев. В случае, если в
установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий
орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме
лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление
действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии,
принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной
форме лицензиату в течение 3 дней после получения соответствующего уведомления
и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой
приостановление действия лицензии.
Плата за возобновление действия лицензии не
взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не
продлевается.
Лицензия теряет юридическую силу в случае
ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате
реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия
свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве
индивидуального предпринимателя.
Лицензирующие органы вправе аннулировать
лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение 3 месяцев
лицензионного сбора за предоставление лицензии.
Лицензия может быть аннулирована решением суда
на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом
лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам,
законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства,
культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае,
предусмотренном выше, по решению лицензирующих органов. Одновременно с подачей
заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной
лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Решение о приостановлении действия лицензии,
об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии
в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с
мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после
его принятия.
Решение о приостановлении действия лицензии и
об аннулировании лицензии может быть обжаловано, в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на
виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.
Информация, содержащаяся в реестре лицензий,
является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.
Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в
виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим
лицам за плату.
Информация из реестра лицензий органам
государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется
бесплатно.
Срок предоставления информации из реестра
лицензий не может превышать три дня со дня поступления соответствующего
заявления.
За рассмотрение лицензирующим органом
заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор.
За предоставление лицензии взимается лицензионный
сбор.
Суммы указанных в настоящей статье
лицензионных сборов зачисляются в соответствующие бюджеты.
Финансирование лицензирования осуществляется в
пределах средств, выделяемых из соответствующих бюджетов на содержание
лицензирующих органов.
Ниже приводится выдержка из ст. 17, где дан
перечень видов деятельности, связанных с предоставлением туристских и
гостиничных услуг (услуг средств размещения), на осуществление которых требуются
лицензии в соответствии с настоящим Законом:
·
перевозки пассажиров морским транспортом;
·
перевозки грузов морским транспортом;
·
перевозки пассажиров внутренним водным транспортом;
·
перевозки грузов внутренним водным транспортом;
·
перевозки пассажиров воздушным транспортом;
·
перевозки грузов воздушным транспортом;
·
перевозки пассажиров автомобильным транспортом,
оборудованным для перевозок более 8 ч (за исключением случаев, если указанная
деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица
или индивидуального предпринимателя);
·
перевозки пассажиров на коммерческой основе
легковым автомобильным транспортом;
·
перевозки грузов автомобильным транспортом
грузоподъемностью свыше 3,5 т (за исключением случаев, если указанная деятельность
осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или
индивидуального предпринимателя);
·
перевозки пассажиров железнодорожным транспортом
(за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для
обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя
и без выхода на железнодорожные пути общего пользования);
·
перевозки грузов железнодорожным транспортом (за
исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения
собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя и без
выхода на железнодорожные пути общего пользования);
·
туроператорская деятельность;
·
турагентская деятельность;
·
деятельность по продаже прав на клубный отдых.
Необходимо отметить, что деятельность,
связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами
Российской Федерации, также требует лицензирования.
Введение лицензирования видов деятельности, не
обозначенных в настоящем Законе, возможно только путем внесения дополнений в
предусмотренный ст. 17 перечень видов деятельности, на осуществление которых
требуются лицензии.
Федеральные законы и иные нормативные правовые
акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, за
исключением видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 1 настоящего Закона,
действуют в части, не противоречащей настоящему Закону, и подлежат приведению в
соответствие с настоящим Законом.
Лицензирование видов деятельности, не
указанных в настоящем Законе, прекращается со дня вступления его в силу.
Федеральные авиационные правила лицензирования
деятельности в области гражданской авиации действуют до момента вступления в
силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Воздушный
кодекс Российской Федерации.
В феврале 2002 г. вступил в силу Федеральный
закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором предусмотрено
раздельное лицензирование туроператорской и турагентской деятельности,
Положения утверждены постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. №
95.
Не менее важен Закон РФ «О сертификации
продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. № 5151-1 (с изменениями от 27 декабря
1995 г., 2 марта и 31 июля 1998 г.), который устанавливает правовые основы
обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов
(далее — продукция) в РФ, а также права, обязанности и ответственность участников
сертификации.
Объектами сертификации могут быть продукция
производственно-технического назначения, товары народного потребления, услуги,
оказываемые населению и предприятиям, а также иные объекты (далее -
продукция). Объекты обязательной сертификации определяются законодательными
актами (актами законодательного органа).
Объекты обязательной сертификации из числа
товаров народного потребления, работ и услуг, оказываемых гражданам,
определяются в порядке, установленном Законом РФ «О защите прав потребителей»
(п. 5 ст. 5).
Сертификация — процедура подтверждения
соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца,
исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной
форме, что продукция соответствует установленным требованиям.
Сертификация осуществляется в целях:
·
создания условий для деятельности организаций и
предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в
международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной
торговле;
·
содействия потребителям в компетентном выборе
продукции;
·
защиты потребителя от недобросовестности изготовителя
(продавца, исполнителя);
·
контроля безопасности продукции для окружающей
среды, жизни, здоровья и имущества потребителя;
·
подтверждения показателей качества продукции,
заявленных изготовителем.
Сертификация может носить обязательный и
добровольный характер.
Сертификация является методом объективного
контроля качества продукции, ее соответствия установленным требованиям.
Наличие сертификата, выданного компетентным
органом, облегчает экспорт и импорт продукции, помогает покупателям в выборе
товара и служит определенной гарантией его доброкачественности.
Обязательная сертификация является также
средством государственного контроля безопасности продукции.
Добровольная сертификация способствует
повышению конкурентноспособности продукции.
Российская Федерация является участником ряда
международных систем сертификации продукции: изделий электронной техники, электротехнических
изделий, омологации дорожных транспортных средств, ручного огнестрельного
оружия. При сертификации указанной продукции следует руководствоваться
правилами соответствующей системы международной сертификации.
Специально уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти в области сертификации в соответствии с рассматриваемым
настоящим Законом:
·
формирует и реализует государственную политику в
области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению
сертификации на территории Российской Федерации и публикует официальную
информацию о них;
·
проводит государственную регистрацию систем
сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;
·
публикует официальную информацию о действующих в
Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет
ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по
сертификации;
·
готовит в установленном порядке предложения о
присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также
может в установленном порядке заключать соглашения с международными
(региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;
·
представляет в установленном порядке Российскую
Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации
национальный орган Российской Федерации по сертификации.
Полномочия по государственной регистрации
систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации,
распространяются на системы обязательной и добровольной сертификации. Государственная
регистрация систем сертификации и знаков соответствия является исключительной
компетенцией Госстандарта России.
Порядок государственной регистрации, согласно
Закону, устанавливается Госстандартом России. Цели государственной
регистрации, объем полномочий регистрационного органа, характер и количество
представляемых документов при регистрации систем обязательной и добровольной
сертификации принципиально различаются.
Системы обязательной сертификации создаются
государственными органами управления при реализации решений законодательного
органа о проведении обязательной сертификации. Исполнители работ в этих
системах должны быть уполномочены или аккредитованы на право проведения
соответствующих работ государственными органами. Некоторые из участников
обладают контрольными и арбитражными функциями. В связи с этим Законом для них
установлен разрешительный (лицензионный) порядок деятельности, который требует
всесторонней предварительной проверки и подтверждения компетентности
определенными документами. Регистрация осуществляется после установления
соответствия всем предъявляемым требованиям. В отличие от этого,
государственная регистрация систем добровольной сертификации носит
явочно-учетный характер. Закон не предусматривает возможности отказа в регистрации
такой системы ни по каким основаниям. Это объясняется тем, что работы по добровольной
сертификации осуществляются на договорной основе, не требуют специального правового
регулирования, а подчиняются общим нормам гражданского законодательства.
Однако факт регистрации в Госстандарте России наряду с регистрацией в качестве
юридического лица является необходимым условием начала функционирования
системы.
Госстандарт России как центральный
государственный орган осуществляет общегосударственную регистрацию систем
сертификации, знаков соответствия в целом, что дает им право функционировать.
Как орган, создавший систему обязательной сертификации (так же как и другие
государственные органы), Госстандарт России обязан вести реестр участников и
объектов сертификации в созданной им конкретной системе сертификации.
Публикация официальной информации о
действующих в РФ системах обязательной и добровольной сертификации и знаках
соответствия, а также направление ее в международные (региональные) организации
по сертификации являются обязанностью Госстандарта России. Информация
составляется на основе данных государственной регистрации.
Право Госстандарта России представлять РФ в
международных (региональных) организациях по, вопросам сертификации и заключать
с ними соглашения о взаимном признании результатов сертификации является
исключительным и не может осуществляться другими ведомствами.
Система сертификации создается федеральными
органами исполнительной власти и организациями и представляет собой совокупность
участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным
в этой системе в соответствии с рассматриваемым Законом.
В систему сертификации могут входить
предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а
также общественные объединения.
Таким образом, система сертификации может
создаваться только юридическими лицами (форма собственности при этом не имеет
значения).
Закон предусматривает две составляющие системы
сертификации: совокупность участников сертификации и правила сертификации.
Исходя из понятия сертификации как деятельности по подтверждению соответствия
продукции установленным требованиям к участникам сертификации могут быть
отнесены: государственные органы, организации, являющиеся создателями системы
сертификации, испытательные лаборатории (центры), центральные органы систем
сертификации.
Закон относит к участникам сертификации также
изготовителей (продавцов, исполнителей) продукции.
Система сертификации создается для
определенного вида (класса) однородной продукции, включающего большие группы
товаров или услуг, имеющих единые функциональное назначение, принципы работы
(применения), методы контроля и испытаний и т.д. Например, система сертификации
пищевых продуктов и пищевого сырья, туристских услуг, радиоэлектронной
техники, автомототехники и др. Конкретный перечень товаров (услуг)
определяется документами системы или общими перечнями продукции путем ссылки
на коды классификатора продукции (ОКП) или товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности (ТН ВЭД), а также путем указания соответствующих государственных
стандартов и приравненных к ним документов.
В систему сертификации могут входить несколько
систем сертификации однородной продукции.
Отдельные системы сертификации однородной
продукции могут объединяться в единую, более крупную систему, все звенья
которой руководствуются едиными принципами и документами, что не исключает
возможности учета специфики отдельных систем в их руководящих документах.
Система обязательной сертификации является именно такой объединяющей системой.
Системы сертификации подлежат государственной
регистрации в установленном порядке.
Для подтверждения соответствия
сертифицированной продукции установленным требованиям предусмотрен сертификат
соответствия -документ, выданный по правилам системы сертификации.
Обязательной составной частью сертификата
соответствия является сертификат пожарной безопасности.
Порядок организации и проведения сертификации
продукции и услуг в области пожарной безопасности определяется Государственной
противопожарной службой федерального органа исполнительной -власти в области
внутренних дел по согласованию со специально уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти в области сертификации.
Для маркировки продукции и услуг применяются
знаки соответствия - зарегистрированные в установленном порядке знаки, которым
по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается
соответствие маркированной ими продукции установленным требованиям.
Порядок государственной регистрации знаков
соответствия устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти в области сертификации.
Правила применения знаков соответствия
устанавливаются конкретной системой сертификации в соответствии с правилами,
устанавливаемыми специально уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти в области сертификации.
Обязательная сертификация осуществляется в
случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.
При обязательной сертификации действие
сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории Российской
Федерации.
Организация и проведение работ по обязательной
сертификации возлагаются на Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных
специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области
сертификации, законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных
видов продукции, могут быть возложены на другие федеральными органами
исполнительной власти.
Формы обязательной сертификации продукции
устанавливаются Госстандартом России либо другими государственными органами
управления Российской Федерации, уполномоченными на то в соответствии с
законодательством, с учетом сложившейся международной и зарубежной практики.
Подтверждение соответствия может также
проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем)
декларации о соответствии.
Декларация о соответствии является документом,
в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая
(продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни
продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о
соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия
утверждаются Правительством Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3
|