скачать рефераты

МЕНЮ


Личность руководителя как фактор совершенствования работ предприятия в условиях кризиса

В ходе исследования мной был выбран такой стиль опроса, как анкетирование. Анкетирование - средство получения информации для социального обследования, применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических исследованиях.

Актуальность темы исследования. В современной экономической ситуации развития рынка в России выживание и дальнейшее развитие крупных предприятий в первую очередь зависит от типа управления, от способности руководителя быстро и адекватно реагировать на проблемы, возникающие вследствие быстрых темпов изменения рыночной ситуации. Именно поэтому так важно выявить личностные характеристики эффективного управленца.

Предметом исследования являются стиль руководства на предприятии ООО «Румянцево». Объектом исследования были работники МП соответствующего предприятия. Цель исследования: определить какие личностные качества руководителя способствовали предприятию выйти из кризиса.

Характеристики объекта исследования. Управление предприятием осуществляется на базе линейно-штабной структуры, в которую входит: Генеральный директор, Главный бухгалтер и бухгалтерия, Заместители гендиректора по производству, по хозяйственным вопросам, Главный механик, Юрист и Начальник отдела кадров. Между подразделениями существуют вертикальные и горизонтальные связи. Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу, несет полную ответственность, представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников, открывает в банках счета предприятия.

Социологическим инструментарием называют набор исследовательских документов, с помощью которых проводится исследование, Вид социологических инструментов задается избранными методами сбора информации. Но их конкретное содержание определяется исследователем. Каждый метод реализуется серией инструментов. Инструментами, например, анкетного опроса являются: *текст анкеты и его тираж; * инструкция анкетерам; * другие приложения.

Тираж анкеты- 63 экземпляра.

Текст анкеты.

Название: Оценка руководителя.

Инструкция анкетерам. Оцените по пятибалльной шкале уровень профессиональной и управленческой подготовки оцениваемого руководителя, его личностные качества, которые способствовали выходу из экономического кризиса. Для крайних значений шкал (1 и 5 баллов) даны необходимые пояснения. Обведите кружком тот балл, который, по Вашему мнению, наиболее соответствует уровню оцениваемого руководителя.

1 – очень низкий уровень

2 – низкий уровень

3 – удовлетворительный уровень (соответствует стандарту)

4 – хороший уровень

5 – отличный

Вопросы анкеты.

1. Знание принятых на предприятии способов решения профессиональных проблем (хорошо ли ориентируется руководитель, в чьей компетенции находится решение возникающих в работе проблем, к кому и по каким вопросам следует обращаться, где можно получить необходимую информацию?)


Минимальный уровень


Максимальный уровень

Ориентируется плохо, постоянно нуждается в поясняющей информации, часто обращается "не по адресу"

1

Отлично знает, в чьей компетенции находится решение проблем, хорошо ориентируется в способах их решения

2

3

4

5


2. Умение ориентироваться в сложной ситуации быстро и четко (как ведет себя руководитель при возникновении непредвиденных, сложных ситуаций, способен ли он правильно сориентироваться и принять оптимальное решение?)


Минимальный уровень


Максимальный уровень

При возникновении сложных ситуаций теряется, не способен быстро и правильно принять решение

1

Даже в самых сложных ситуациях способен самостоятельно ориентироваться и принять правильное решение быстро и четко

2

3

4

5


3. Ответственность (насколько реалистичен руководитель в оценке собственных возможностей, всегда ли он выполняет взятые на себя обязательства?)


Минимальный уровень


Максимальный уровень

Склонен переоценивать свои возможности, легко берет на себя любые обязательства, но к их выполнению относится безответственно

1

Всегда реалистично оценивает собственные возможности и ситуацию, никогда “не бросает слов на ветер”

2

3

4

5

4.                Умение организовать эффективную деятельность подразделения (конкретно ли ставит руководитель цели работы, целесообразно ли распределяет задания, разумно ли планирует деятельность подразделения?)


Минимальный уровень


Максимальный уровень

При планировании работы реальная ситуация не учитывается, цели не разъясняются исполнителям, задания распределяются нецелесообразно

1

Планирование работы базируется на оценке реальной ситуации, тщательно определяются цели, продумывается распределение заданий

2

3

4

5


5.                Уровень профессиональной подготовки (обладает ли руководитель достаточными профессиональными знаниями и навыками в областях, специфичных для деятельности возглавляемого им подразделения?)


Минимальный уровень


Максимальный уровень

Уровень развития профессиональных знаний и навыков не позволяет правильно ориентироваться в специфике работы подразделения

1

Отлично ориентируется в специфике деятельности подразделения, обладает высоким уровнем развития профессиональных навыков

2

3

4

5

6.

Умение работать с людьми (как осуществляется руководство подчиненными, как контролируется выполнение заданий, насколько руководитель разбирается в потенциальных возможностях работников?)


Минимальный уровень


Максимальный уровень

Не в состоянии доходчиво разъяснить задание, контроль либо отсутствует, либо слишком назойлив, в возможностях работников не разбирается

1

Четко и доходчиво разъясняет задания, своевременно информирует и советует, отлично ориентируется в возможностях работников

2

3

4

5


Исследование результатов.

1. Знание принятых на предприятии способов решения профессиональных проблем (хорошо ли ориентируется руководитель, в чьей компетенции находится решение возникающих в работе проблем, к кому и по каким вопросам следует обращаться, где можно получить необходимую информацию?)


Минимальный уровень


Максимальный уровень

Ориентируется плохо, постоянно нуждается в поясняющей информации, часто обращается "не по адресу"

1

Отлично знает, в чьей компетенции находится решение проблем, хорошо ориентируется в способах их решения

2

3

4

5


На поставленный вопрос 43 человека отметили 4, 8 отметили 5, и еще 12 отметили 3. Ниже приведена диаграмма с полученными результатами. Из вопроса следует, что большинство работников предприятия оценивают своего руководителя, как ориентирующегося в решаемых проблемах, знающего почти все подразделения, которые уполномочены в решении того или иного вопроса.







Из восьми личностных профилей руководителя в условиях экономического кризиса, выявленных в представленном параграфе, по результатам данного вопроса, можно сказать, что руководитель ООО «Румянцево» наиболее подходит к типу руководителей с эвристическим организаторским личностным профилем.

2. Умение ориентироваться в сложной ситуации быстро и четко (как ведет себя руководитель при возникновении непредвиденных, сложных ситуаций, способен ли он правильно сориентироваться и принять оптимальное решение?)


Минимальный уровень


Максимальный уровень

При возникновении сложных ситуаций теряется, не способен быстро и правильно принять решение

1

Даже в самых сложных ситуациях способен самостоятельно ориентироваться и принять правильное решение быстро и четко

2

3

4

5


На данный вопрос 15 участников отметили 2, 4 человека отметили 3, 13 человек отметили 4, и 31 человек поставили оценку 5. На диаграмме можно увидеть, что мнения работников очень расходятся по представленному вопросу.







Половина считает, что руководитель способен быстро и четко решать поставленные проблемы, в то время, как другая половина утверждает, что он способен на эти действия не в полной степени. Это означает, что в зависимости от поставленной задачи, руководитель принимает решения инертно либо импульсивно, и относится к типу руководителей, которые интуитивно оценивают правильность принимаемого решения.

3. Ответственность (насколько реалистичен руководитель в оценке собственных возможностей, всегда ли он выполняет взятые на себя обязательства?)


Минимальный уровень


Максимальный уровень

Склонен переоценивать свои возможности, легко берет на себя любые обязательства, но к их выполнению относится безответственно

1

Всегда реалистично оценивает собственные возможности и ситуацию, никогда “не бросает слов на ветер”

2

3

4

5


На данный вопрос 11 человек отметили 2, 14 человек отметили 3, 18 отметили 4, 20 отметили 5.







Как видно, мнения опять поделились. Однако в целом, все признали, что при принятии решений, требующих высокой оперативности и ответственности руководитель всегда берет ответственность на себя, что опять таки, позволяет определить его как руководителя с эвристическим типом поведения.

4. Умение организовать эффективную деятельность подразделения (конкретно ли ставит руководитель цели работы, целесообразно ли распределяет задания, разумно ли планирует деятельность подразделения?)


Минимальный уровень


Максимальный уровень

При планировании работы реальная ситуация не учитывается, цели не разъясняются исполнителям, задания распределяются нецелесообразно

1

Планирование работы базируется на оценке реальной ситуации, тщательно определяются цели, продумывается распределение заданий

2

3

4

5








На этот вопрос 38 опрашиваемых поставили оценку 5, 23 – 4, и еще 2 поставили 3. Почти однозначно все работники признали, что руководитель относится к своей работе крайне ответственно, продумывая каждый последующий шаг. Это позволяет сделать вывод, что руководитель относится к категории общих руководителей.

6.                Уровень профессиональной подготовки (обладает ли руководитель достаточными профессиональными знаниями и навыками в областях, специфичных для деятельности возглавляемого им подразделения?)


Минимальный уровень


Максимальный уровень

Уровень развития профессиональных знаний и навыков не позволяет правильно ориентироваться в специфике работы подразделения

1

Отлично ориентируется в специфике деятельности подразделения, обладает высоким уровнем развития профессиональных навыков

2

3

4

5






На этот вопрос 5 человек оценили деятельность руководства на 3, 45 человек отметили 4, и 13 человек отметили 5. Это позволяет говорить, что руководитель грамотный, обладает необходимыми навыками и знаниями для управления организацией и может вывести компанию из кризиса. Это позволяет отнести его к руководителям с эвристическим типом поведения.

6. Умение работать с людьми (как осуществляется руководство подчиненными, как контролируется выполнение заданий, насколько руководитель разбирается в потенциальных возможностях работников?)


Минимальный уровень


Максимальный уровень

Не в состоянии доходчиво разъяснить задание, контроль либо отсутствует, либо слишком назойлив, в возможностях работников не разбирается

1

Четко и доходчиво разъясняет задания, своевременно информирует и советует, отлично ориентируется в возможностях работников

2

3

4

5

На этот вопрос 13 человек отметили 3, 30 отметили 4 и оставшиеся 20 отметили 5.








Это говорит о высокой коммуникабельности руководителя и позволяет его отнести к эвристическому типу поведения.

Итоги опроса: руководитель ООО «Румянцево» обладает эвристическим типом поведения, а это означает, что он в предельно сжатые сроки анализирует обстановку, схватывает суть проблемы, четко формулирует вопрос, быстро принимает решения и настойчиво проводит их в жизнь, проявляя при этом высокие организаторские способности. Именно эта личностная особенность помогла ему оперативно и быстро справится с кризисом и вывести компанию из сложившихся сложных ситуаций.



[1] Платонов А. В. Манипулирование в сфере организации в соотношениях руководитель - подчиненный. Авторитет и симулякры бизнес-управления. //Управление персоналом.-2009.-№24.

[2] Одегов Ю.Г,- Журавлев П. В. Управление персоналом. -М., 2007.- С.32.

[3] См. Там же.

[4] Иванцевмч Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. -М., 2008.- С. 46.

[5] Удалов Ф. Опыт, темперамент и эффективность работы руководителя.// Эко.-№ 9.- С.12.

[6] Архангельский Г. Контроль поручений руководителя высшего звена. //Управление персоналом.-2008.-№22.-С.8-11.

[7] Удалов Ф. Опыт, темперамент и эффективность работы руководителя. // Эко.-2009.-№9.- C. 115-127

[8] См. Там же.

[9] Жданкин Н. Как из мастера сделать эффективного менеджера.-2009.-№3.-С. 43-56.

[10] Жданкин Н. Как из мастера сделать эффективного менеджера.-2009.-№3.-С. 43-56.

[11] Архангельский Г. Контроль поручений руководителя высшего звена. //Управление персоналом.-2008.-№22.-С.8-11.

[12] Ашманов И. Что решает руководитель, если кадры решают все?// Управление персоналом.- 2008.-№24.-С. 32-36.

[13] Жданкин Н. Как из мастера сделать эффективного менеджера.-2009.-№3.-С. 43-56.

[14] Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом: Учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 2008.-С.56.

[15] Жданкин Н. Как из мастера сделать эффективного менеджера.-2009.-№3.-С. 43-56.

[16] Огонесян И.А. Управление персоналом организации. – Мн.: Амал-фея, 2007.-С.56-64.

[17] Шикун А.Ф. Основы организации труда и быта студентов /слушателей/. Калинин, 2009.

[18] Арутюнов В.В., Волынский И.В. Управление персоналом. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – С. 324

[19] Яхонтова Е.С.Эффективные технологии управления персоналом. – М.: Инфра, 2006.-С. 324.

[20] Носова М. Мотивация в кризис: новая и очень нужная. //Управление персоналом.- №12.- 2009

[21] См. Там же.

[22] Носова М. Мотивация в кризис: новая и очень нужная. //Управление персоналом.- №12.- 2009.

[23] Митин А. Н. Антикризисное управление организацией. М. :Москва. -2007.-С. 24.


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.