скачать рефераты

МЕНЮ


Логистический менеджмент

Логистический менеджмент

ПЛАН

 

1. Понятие и сущность логистики

2. Мировые и отечественные достижения в логистике

3. Направления совершенствования и внедрение достижений в экономике Республики Беларусь

Литература



1. Понятие и сущность логистики


Задачи логистики в фирме нельзя рассматривать в отрыве от стратегических целей ее бизнеса. В этом смысле на Западе часто используют понятие "миссия", определяющее философию фирмы на рынке сбыта ее продукции (услуг). При формулировке миссии фирмы ее высший менеджмент должен ответить на два основных вопроса: что мы (фирма) представляем собой в настоящее время и куда мы стремимся?

Таким образом, миссия — это тот исходный фундамент, который определяет все дальнейшие стратегические и тактические цели и задачи фирмы и принимаемые на их основе решения. На современном этапе развития рыночных отношений для большинства фирм в заявляемых ими миссиях так или иначе присутствует цель максимального удовлетворения требований потребителей к качеству товаров и услуг, порожденная широко распространившейся за рубежом философией TQM. Развитие международной интеграции экономики привело к тому, что потребители сегодня, с их набором ожиданий, установленным самыми лучшими компаниями в мире, требуют более высокого качества товаров и услуг по более низкой цене, быструю реакцию на их запросы и непосредственную доступность во время приобретения и использования. Фирмы все более оцениваются не только с точки зрения качества их продукции и сервиса, но и способности поставлять готовую продукцию вовремя в небольших объемах к непосредственному месту потребления.

Потенциал логистики как раз и позволяет реализовать целевые установки фирмы в рамках ее миссии, являясь стратегическим фактором в условиях усиления конкуренции. В этом плане, логистическую миссию за рубежом часто трактуют, как правило "семи R-s" или логистический микс ( по аналогии с маркетинговым миксом): "ensuring the availability of the right product, in the right quantity and the right condition, at the right place, at the right time, for the right customer, at the right cost".[4]

Что можно перевести как "обеспечение наличия нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с наилучшими затратами".

В правиле "семи R-s" отражены существенные черты логистической миссии организации бизнеса, ключевыми из которых являются качество, время и затраты. Фирма должна разрабатывать логистическую миссию, непротиворечивую с общей маркетинговой и производственной стратегиями. Целью логистики в фирме должно быть обеспечение общего менеджмента материальных и сервисных потоков, как основы для достижения долговременного успеха в бизнесе. Отсутствие миссии и когерентной стратегии логистики может поставить фирму в позицию наблюдателя, с запозданием реагирующего на рыночную динамику спроса, не имеющего ясной перспективы в будущем.

Логистическая миссия должна обеспечить фирме систему видения высокого качества ее продукции и сервиса, конкурентоспособности, интеграции снабженческой, производственной и маркетинговой стратегии, быть кредо фирмы, позиционирующем ее относительно рынка и конкурентов.

Для более четкого понимания места логистики (логистического менеджмента) в фирме необходимо рассмотреть ее окружение — окружающую среду (Logistical environments), которую обычно подразделяют на внешнюю (макро-среду) и внутреннюю (микро-среду).

Факторы внешней среды укрупненно можно разделить на политические, экономические, правовые, технологические, социальные и экологические.

Политические факторы, отражая общую политическую ситуацию в стране и в мире, оказывают сильное влияние на организации бизнеса, определяя их стратегическое ( в том числе и логистическое) поведение, например, в плане принятия стратегических решений по расширению или свертыванию бизнеса, инвестиционной и финансовой политики, политики дистрибьюции, экспортно-импортных операций и т.д.[1, с. 216]

Правовые внешние факторы определяются государственными и местными законодательными актами и ограничениями. Основой правовой базы логистики являются Конституция, Гражданский кодекс, налоговое, таможенное законодательство, Законы о банках, биржах и т.д.

Экономическое окружение логистики фирмы необходимо рассматривать в многоаспектном плане:

• на уровне экономики страны в целом в разрезе макроэкономических показателей и индикаторов (курса национальной валюты, уровня инфляции, среднего темпа прироста валового национального продукта, темпов развития промышленного производства, биржевых индикаторов и т.п.);

на отраслевом и территориальном уровнях (темпы и ограничения развития отдельных отраслей и территорий, динамика реструктуризации, инвестиционная политика в отраслях и территориях, динамика отраслевой производительности труда и т.д.);

• в разрезе рынков факторов производства (рынков труда, землепользования, капитала), финансового рынка, банковской системы;

• в разрезе анализа спроса и предложения на рынке конечных продуктов и услуг, анализа возможных конкурентов

• и т.д.

Группа технических и технологических факторов, имеющих очень большое значение для логистики, характеризует как общий уровень научно-технического потенциала страны, так и технологический уровень отдельных отраслей и инфраструктуры экономики. Важную роль для продвижения логистической концепции играет уровень развития транспортных и телекоммуникаций, информационно-компьютерных систем, гибких автоматизированных и робототизированных технологических производств, транспортных и грузоперерабатывающих средств, электроники и микропроцессорной техники и т.д. Принципиальное значение имеет внедрение новых (инновационных) технологий и технических средств, обеспечивающих эффективную реализацию логистических активностей.

Социальные и экологические факторы логистической среды определяют влияние сложившихся в обществе или отдельном регионе (городе) социальных запросов населения, демографической ситуации, изменения бюджета свободного времени, миграции населения, структуры трудовых процессов и культурных притязаний отдельных групп населения, а также экологическое влияние технологий на окружающую среду.

Для развития логистики приоритетное значение имеют социальные факторы миграции населения, динамика структуры рабочего и свободного времени, матрицы трудовых и культурных корреспонденции в городах, а также экологические факторы, связанные прежде всего с развитием транспорта и транспортных коммуникаций в плане уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду. В США, Японии, странах ЕС приняты различные программы защиты окружающей среды, которые непосредственно влияют на формируемые микро- и макрологистические системы и принятие логистических решений.

Среди факторов внутрифирменной микрологистической среды укрупненно можно выделить функциональные сферы производства, маркетинга, финансов, используемые трудовые ресурсы, а также влияние персонала высшего менеджмента. [1, с. 219]

С позиций теории управления в рыночной экономике понятие "менеджмент" трактуется в двух смыслах: во-первых, как совокупность средств и форм управления производством и сбытом для достижения стратегических, тактических и оперативных целей и задач фирмы; во-вторых, как инструмент управления взаимоотношениями внутри персонала фирмы с внешними партнерами по бизнесу и с потребителями продукции (услуг).

В первом смысле логистический менеджмент в фирме представляет собой синергию основных управленческих функций (организации, планирования, регулирования, координации, контроля, учета и анализа) с элементарными и комплексными логистическими активностями для достижения целей формируемой микро-логистическими системами (далее по тексту - ЛС).

Во втором смысле логистический менеджмент — это управленческий персонал, который по своей роли в управленческой иерархии фирмы и организационных уровнях ЛС можно разделить на:

1) "Top management" — высший управленческий персонал, например, интегральный менеджер, начальник отдела логистики, члены исполнительной дирекции фирмы, выполняющие функции логистических менеджеров и т.п.

2) "Middle management (Supervisors)" — средний управленческий персонал — руководители структурных подразделений ЛС.

3) "Lower management" — низшие звенья логистического персонала фирмы.

При построении современных микрологистических систем большое значение имеет определение места логистического менеджмента в общей структуре управления фирмой и определение областей взаимодействия с другими сферами менеджмента. Современная система менеджмента фирмы представляет собой композицию организационной структуры управления с функционально-ориентированными сферами деятельности (финансы, инвестиции, производство, маркетинг и сбыт, инновации, персонал и т.п.), объединенными стратегическими, тактическими и другими целями. [4]

С точки зрения логистики осуществление функций стратегического (тактического, оперативного) и функционального менеджмента должно способствовать продвижению логистической миссии фирмы, согласованной с маркетинговой и производственной стратегиями. Особенностью логистического менеджмента является то, что он как по стратегическим, так и по тактическим (оперативным) целям и задачам связан со всеми функциональными областями менеджмента (инвестиционного, инновационного, производственного, финансового, информационного, по персоналу) в процессах управления закупками материальных ресурсов (далее – МР), производством и сбытом готовой продукции. Зачастую бывает очень трудно разделить сферы действия логистического и других видов менеджмента (особенно производственного, инвестиционного, финансового, информационного), поэтому обычно выделяют основную координирующую и интегрирующую функции логистического менеджмента на высших уровнях иерархии управления в фирме.

Вышесказанное относится и к трем важнейшим сферам организации бизнеса: производству, маркетингу и логистике. Особенно ожесточенные споры среди специалистов до сих пор ведутся по поводу разграничения функций и взаимодействию маркетинга и логистики. По-видимому первопричиной этих споров является то, что логистическая концепция бизнеса появилась и начала развиваться сначала именно в сфере распределения, системах сбыта готовой продукции товаропроизводителей, относящихся и к области исследования маркетинга. В зарубежной литературе по логистике для разделения сфер и описания взаимодействия между производством, маркетингом и логистикой используется понятие полезности — утилиты (Utility). Считается, что процедуры производства, маркетинга и логистики добавляют определенные полезности к исходным МР, образуя общую полезность готовой продукции для потребителя. Аналогичный подход справедлив и для сервиса.

Утилита формы реализуется в процессе производства или сборки готовой продукции в промышленности, когда МР (сырье, материалы, комплектующие и т.п.) преобразуются некоторым образом в конечный продукт, добавляя к исходному сырью стоимость и образуя полезность новой формы — продукта. В современном бизнесе некоторые логистические активности также обеспечивают утилиту формы. Например, сортировка, консолидация, разукрупнение и другие элементарные логистические активности изменяют форму готовой продукции (в основном в системах дистрибьюции) путем изменения грузовых размеров и упаковочных характеристик. Так, разукрупнение паллетов в индивидуальные упаковки, пригодные для продажи покупателям, добавляют утилиту формы к готовой продукции.

Однако для логистики фундаментальными являются утилиты места и времени. Как мы видели из предыдущего материала книги, ключевой логистической активностью является транспортировка — перемещение товаров из мест, где имеются их излишки (запасы) в места, где существует спрос. Логистика расширяет физические границы маркетинга, добавляя к готовой продукции полезность места и, соответственно, увеличивая стоимость товара.

Достижимость товара или сервиса для покупателя важна не сама по себе, а именно в тот момент, когда он в них нуждается. Таким образом, логистический менеджмент, выполняя сбытовую функцию доставки готовой продукции (сервиса) покупателю за требуемое время, реализует утилиту времени. Логистические решения с позиций утилиты времени в основном осуществляются за счет рациональной поддержки уровней запасов в дистрибутивных сетях и стратегического размещения товаров и сервиса. В определенных случаях временную утилиту может создавать транспортировка путем быстрого перемещения готовой продукции в точку спроса. Например, замена складирования товаров воздушной транспортировкой к месту потребления добавляет утилиту времени к товару.

Роль логистики в бизнесе зависит от существования утилиты владения, реализуемой маркетингом. Эта утилита создается путем совершения определенных маркетинговых стратегических и тактических действий, связанных с рекламой и продвижением продукта или сервиса. Продвижение товара (Promotion) можно определить, как попытку фирмы установить прямой или непрямой контакт с покупателями, чтобы создать или увеличить их желание обладать товаром. Существование логистических утилит времени и места определено лишь в том случае, если имеется спрос на товары или сервис (утилита владения).

Основной задачей логистического менеджмента в современных условиях бизнеса является способствование выполнению стратегических целей фирмы и создание конкурентных преимуществ. Ключевыми факторами конкурентного преимущества в мировой экономике сейчас являются:

• лидерство в качестве продуктов и услуг;

• лидерство в затратах;

• дифференциация;

• стратегический фокус.

Стратегический фокус означает стремление фирмы достичь конкурентного преимущества в одном или нескольких сегментах рынка за счет концентрации усилий (фокусировании) на определенных стратегических направлениях.

Указанные ключевые факторы могут быть использованы любой фирмой-конкурентом, поэтому для успешного выживания организация бизнеса должна постоянно внедрять новые подходы и инновационные идеи на стратегических направлениях качества, издержек, дифференциации и фокуса.

Такие возможности предоставляет им логистика. Например, эффективный логистический менеджмент может уменьшить общие издержки, давая фирме постоянное лидерство в затратах на определенном сегменте рынка, где это имеет решающее значение. Одновременный акцент на минимальные цены и высокий уровень качества продукции и сервиса (или поддержание мировых стандартов качества) может позиционировать фирму как ведущую на конкретном рынке.

Необходимо отметить, что функция логистики (в особенности, интегрированной) становится в современных условиях все более значимой для достижения стратегического фокуса. Так М. Портер, формулируя задачу обеспечения конкурентных преимуществ, вводит понятие так называемой "цепи полной стоимости" как инструмента декомпозиции бизнеса на ключевые и поддерживающие активности фирмы, выделения соответствующих затрат и установления потенциальных источников дифференциации. При этом он утверждает, что фирма достигает конкурентных преимуществ только в том случае, если совершает эти действия лучше конкурентов или с меньшими затратами.

В цепи (пирамиде) полной стоимости ключевую роль играет логистика как внутренняя (в производстве), так и внешняя (в снабжении и сбыте). К ключевым активностям относятся также производство, маркетинг и организация продаж, сервис.

В состав поддерживающих активностей входят инфраструктура фирмы, закупки (МР), менеджмент персонала, инвестиционный и инновационный менеджмент. При этом М. Портер определяет прибыль как разницу между конечной ценой продукта (сервиса) и коллективными затратами (фирмы и ее логистических партнеров), создающими цену активностей. Очевидно, что стремление логистических посредников фирмы (например, в системах дистрибьюции, организации продаж, предпродажного и послепродажного сервиса) получить как можно большую прибыль может существенно увеличить общую стоимость и цену готовой продукции у конечного потребителя. Поэтому необходим логистический мониторинг затрат в цепи полной стоимости и первоочередное внимание к тем логистическим активностям, которые не поддерживаются самой фирмой, для контроля ситуации на рынке и выполнения стратегических задач.

Логистику в фирме часто воспринимают как другую половину маркетинга. Выше подчеркивалось, связи между ними настолько сильны и переплетены, что иногда бывает трудно разделить сферы интересов этих двух ключевых активностей любого бизнеса.

Логистическая стратегия, подобно рекламе и продуктовой стратегии, является интегральным элементом стратегии маркетинга. При этом эффективность маркетинга в фирме можно представить композицией трех основных составляющих: эффективности логистической цепи или канала (в системе дистрибьюции), потребительской и торговой франшиз (привилегий).

Маркетинг и логистический менеджмент взаимодействуют между собой в основном в системе сбыта (дистрибьюции) фирмы, причем логистика, отвечая за процедуры физического распределения готовой продукции, играет важную роль в организации продаж. В некоторых случаях физическое распределение может быть ключевым элементом и критическим фактором реализации маркетинговой стратегии и тактики продаж.

Для анализа логистического интерфейса с маркетингом в западной литературе часто используют традиционное понятие маркетингового микса "4 P-s": "price — product — promotion — place" ("цена — продукт — продвижение — место"). Тогда интерфейс логистики и маркетинга можно представить в виде схемы взаимодействия маркетингового и логистического миксов с целью удовлетворения требований потребителей.


2. Мировые и отечественные достижения в логистике


Рассмотрим взаимодействие логистического менеджмента с ключевыми и поддерживающими активностями на уровне внутрифирменной организации бизнеса. Наряду с маркетингом, определяющую роль играет взаимодействие логистики с производственными процедурами или, как принято называть на Западе, операционным менеджментом.

Это взаимодействие должно анализироваться с двух сторон. Во-первых, с позиций внутрипроизводственной логистики, т.е. управления запасами МР, НП, готовой продукции в технологическом процессе производства, организации процедур заказов МР в структурных подразделениях фирмы, управления технологическим транспортом, складским хозяйством и т.д. Во-вторых, с позиций внешней логистики, т.е. управления ключевыми логистическими активностями в снабжении МР и сбыте готовой продукции.

Для внутрипроизводственной логистики классический интерфейс с операционным менеджментом представляется длиной производственного периода (lead-time). Сокращение длины производственного периода (производственно-технологического цикла) является одной из основных задач внутрипроизводственной логистики для тех фирм, которые используют современные логистические концепции JT, QR, LP и т.п. С другой стороны, если в дистрибутивных сетях фирмы созданы достаточно большие запасы готовой продукции, то нет необходимости форсировать уменьшение lead-time. Таким образом проявляется связь внутрипроизводственной и внешней логистики. Современные рыночные тенденции привели к усилению значения фактора времени как в производстве, так и в сбыте, однако в производстве возможность маневра значительно уже, чем в дистрибьюции, из-за того, что большинство фирм используют одинаковые передовые технологии производства готовой продукции (гибкое автоматизированное и роботизированное оборудование). Поэтому для уменьшения lead-time многие фирмы стремятся усовершенствовать существующие внутрипроизводственные микрологистические системы, внедряя новые модификации MRP, KANBAN, ОРТ и т.п.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.