Маркировка грузов
Маркировка грузов
Маркировка грузов
Маркировкой называют надписи и условные знаки,
наносимые на отдельные грузовые места для опознания груза, и характеристики
способов обращения с ним при транспортировании, хранении и перегрузочных
работах. Маркировка позволяет установить связь между грузом и сопровождающим
его документом, а также отличить одну партию груза от другой. Все грузы,
перевозимые по морским путям, независимо от вида сообщения (междупортовое,
прямое водное, прямое смешанное железнодорожно-водное, заграничное) должны
иметь маркировку, установленную в соответствии с ГОСТ 14192—77.
Маркировка содержит отличительный текст и
предупредительные знаки. Отличительный текст содержит основные и дополнительные
надписи. В основные надписи входят: наименование получателя, место назначения
груза, место перевалки, порядковый номер грузового места (числитель), общее
количество мест в партии (знаменатель). Дополнительные надписи указывают массу
грузового места брутто и нетто (кг), габаритные размеры грузового места,
наименование отправителя, место отправления, особенности тары и ее
стандартность. Предупредительные знаки характеризуют способы обращения с грузом
и включают знаки опасности и манипуляционные знаки.
Знаки опасности наносят на груз в соответствии с
рекомендациями Правил морской перевозки опасных грузов (МОПОГ). Манипуляционные
знаки - изображения, указывающие на
способы обращения с грузом (рис. 1), содержат рекомендации для всех участников
транспортного процесса по способам укладки, транспортирования и перегрузки
отдельных грузовых мест.
Маркировка (рис. 2) должна располагаться на грузовых
местах компактно, отдельно от других реквизитов или сведений о грузе, должна
быть ясной, видимой, понятной и по цвету резко отличаться от цвета предмета, на
который она нанесена. Основные знаки располагают в центральной части стенки
тары, предупредительные - в левом верхнем углу тары. Маркировку наносят на
грузовые места красками, тиснением или выжиганием, как правило, с помощью
трафаретов. Запрещается маркировка красками, издающими запах и способными
проникнуть в содержимое грузовых мест.
По назначению выделяют маркировку товарную,
отправительскую, транспортную и специальную.
Товарную маркировку наносит изготовитель либо на
потребительскую (внутреннюю) тару, либо на изделие. Она содержит сведения,
интересующие потребителя: наименование предприятия-изготовителя, адрес
изготовителя, название, тип, сорт, артикул товара, дату выпуска и номер
стандарта, знак качества и т. п.
Отправительскую маркировку (рис. 2, а) наносит на
внешнюю тару отправитель до предъявления груза к перевозке. Она должна
содержать реквизиты, по которым устанавливается принадлежность грузовых мест
только к определенной партии груза, следующей по коносаменту (накладной), а
именно: в числителе - номер места и (через тире) знаки отправителя, в
знаменателе - число мест, наименования отправителя, пункта отправления и
назначения, получателя.
Для экспортных грузов отправительская маркировка
содержит сокращенное (условное) наименование экспортера, номер заказ-наряда,
номер места, массу нетто/брутто, размеры (длину, ширину, высоту или диаметр и
высоту в метрах) грузового места, если они свыше 1 м, специальную маркировку
(рис. 2, б).
Для импортных грузов отмечают номер контракта, номер
партии (лота) и через дробь порядковый номер места в данной партии,
наименование грузополучателя и его местонахождение (русскими буквами).
Транспортную маркировку наносит отправитель на все
грузовые места (независимо от наличия отправительской маркировки) в виде дроби:
числитель - порядковый номер, за которым данная отправка будет зарегистрирована
в книге учета приема грузов к перевозке (книга отправления); знаменатель —
число мест данной отправки.
Если груз следует в прямом водном или в прямом
смешанном железнодорожно-водном сообщении, то в пунктах передачи грузов с
одного вида транспорта на другой принимающая сторона сохраняет знак
транспортной маркировки, принятый в пункте отправления.
Специальная маркировка предупреждает об особых
свойствах груза и способах обращения с ним через набор манипуляционных знаков
(табл. 1).
Для предупреждения пересортицы грузов в порту
применяется складская маркировка.
Таблица 1
|