Менеджмент
Менеджмент
Вопросы
по менеджменту (Госы)
1.Содержание
понятия "менеджмент".
2 .История
развития менеджмента и его "школы".
3.Состав
комплекса менеджмента организации.
4.Системность
в менеджменте.
5. Основные
различия российского и зарубежного менеджментов.
6.Соотношение
менеджмента с экономикой и другими науками.
7.Демократизация
управления - путь повышения эффективности организации.
8.Отличительные
черты современного менеджмента.
9.Смысл
ситуационной концепции менеджмента.
10.Роль
организационной культуры в успехе предприятия.
11. Роль
технического прогресса в менеджменте.
12.Ресурсы
менеджмента и эффективность их использования.
13.Миссия
организации и ее выбор.
14.Внутренняя
и внешняя среды организации.
15.0сновные
управленческие ограничения.
16.Сущность
организационной управленческой структуры.
17.Практические
разновидности организационных структур.
18.Характеристика
основных функций управления.
19.Постановка
вопроса о методах управления.
20.Характеристика
методов управления.
21.Система
методов управления социальной организацией.
22.Стиль
управления /руководства/ и его влияние на эффективность организации.
23.Типовые
стили руководства.
24.Практическая
работа менеджера по формированию стиля руководства.
25.Зарубежные
подходы к анализу стиля руководства.
26.Авторитарный
стиль руководства.
27.Демократический
стиль руководства.
28.Управленческая
"решетка" Р.Блейка и Д.Мутон.
29. Модели
стилей руководства, предложенные Рэнсисом Лайкертом.
30.Пассивный
и либеральный стили руководства.
33.Главные
требования к руководителям.
35.Целеполагание
в планировании.
36.Стратегическое
и тактическое планирование.
37.Сущность
и основания планирования: преимущества плановой работы.
38 .В иды
планов.
39.Принципы
рационального планирования.
40. Типы
управленческих решений.
41.Сущность
процесса подготовки, принятия и исполнения управленческого решения.
42.0собенности
принятия управленческих решений в японском менеджменте.
43.Требования
к управленческим решениям.
47.Потребности
человека.
49.Принципы
обеспечения эффективного материального стимулирования.
50.Влияние
трудовой ситуации на отношение к труду.
51 .Цель и
сущность трудовой мотивации.
52.Мотивационная
теория ожиданий.
54.Мотивационная
теория справедливости.
55.0снования
власти менеджера.
56.Мотивация
группового поведения.
57.Смысл и
содержание функции организация.
58.Делегирование
полномочий /цель и основные условия эффективности.
59.Эффективность
функции контроля.
60.Функция
контроля в менеджменте.
61.Основные
этапы процедуры контроля.
62. Мера
контроля работников.
63.Управление
нововведениями.
64. Методы
убеждения в работе менеджера.
65.Важнейшие
социально-психологические явления в организации.
67.Критика в
работе менеджера.
68.Взаимодействие
менеджера с неформальными лидерами.
69.Авторитет
менеджера.
70.Режим
труда и отдыха менеджера.
71 .Имидж
менеджера.
72. Работа
менеджера над повышением деловой квалификации.
73.Организация
рабочего места менеджера.
74.
Планирование личного труда и анализ использования рабочего времени менеджера.
75. Работа
менеджера с информацией и взаимодействие с секретарем.
1.Содержание понятия менеджмент
Менеджмент - из английского
языка, означает управление. Управление (процесс управления) - организация
воздействий, направленных на достижение целей. Менеджмент - сфера человеческой
деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве
обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или
структурами. Как наука М. Появилась 100 лет назад. Основные направления (школы)
М. За этот период: 1)школа научного управления (1885-1920) Тейлора, Гилберта и
др. - рациональность труда плюс мат. заинтересованность ведут к повышению
эффективности; 2) административная (классическая) школа Файоля, Вебера и др.
(1920-50)- универсальный принцип управления; 3) школа человеческих отношений
(1930-50) Маслоу и др. - межличностные отношения между людьми; 4) поведенческая
школа Арджириса, Лайкерта - максимальное использование человеческого потенциала
на основе психологии и социологии; 5) количественная школа Винера, Акоффа -
компьютерное математическое моделирование ситуаций.
Существует несколько определений
М. Различных авторов: 1) определение Паркера-Роллета из школы человеческих
отношений - М.- “обеспечение выполнения работы с помощью других лиц”; 2)
определение из учебника “Основы М.” Мескона, Альберта и Хедоури - М. - ”процесс
планирования, организации, мотивации, контроля, необходимых для формирования и
достижения целей организации”; 3) Винан “Основы М.” - “теория и практика
управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка”. 4) “совокупность
принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения
его эффективности” - из словаря иностранных слов 1988г.; 5)”сфера человеческой
деятельности и область знаний, включающая в качестве обязательного элемента
управление людьми” - из американской энциклопедии; 6) постановка и их
эффективное достижение с помощью людей”, - связывает 3 главных фактора М. -
цели, эффективность, человек.
В условиях конкуренции
эффективность - главное условие выживания фирмы. Эффективный М., обеспечивающий
успех фирме, требует ориентации на человека: в части внешней среды - на
потребителя, в части внутренней среды - на персонал.
2.История развития М. И его
школы
Как наука М. Появилась 100 лет
назад, а в начале века Ф.Тейлор сформулировал и опубликовал принципы
управления. Школы М.: 1) школа научного управления (рационалистическая школа)
1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гаитт. Основной принцип, главная идея -
рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная
заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда; 2)
административная (поведенческая) школа - 1920-50 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер.
Основная идея - существуют “универсальные” принципы управления, применение
которых гарантирует успех в любой организации; 3) школа человеческих отношений
(1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Мслоу - для эффективного достижения целей
организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между
работниками; 4) поведенческая школа (1950-настоящее время), представители -
Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк - “эффективность достижения целей
организации требует максимального использования человеческого потенциала на
основе данных психологии и социологии; 5) количественная школа (1950-настоящее
время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения ищутся с
помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.
Так сформировалась современная
наука, применение принципов которой на практике приносят повышение
эффективности производства. Символический ключ М. “цели человек-эффективность”.
Золотое правило М.: “эффективный М., обеспечивающий выживание и успех в
условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде
- на потребителя, во внутренней - на персонал”
В науке современного М.
Выделяются следующие черты: 1) системный подход к управлению; 2) ситуационный
принцип управления; 3) определяющая роль организационной культуры; 4)
механизация и автоматизация управленческих процессов; 5) демократизация
управления; 6) интернационализация М.
3.Состав комплекса М. в
организации
Комплекс М. состоит из след.
компонентов: стратегический М., управление персоналом (или персональный или
кадровый М.), управление технологическими процессами и операциями, управление
финансами (финансовый М.), управление материально-техническим снабжением,
управление сбытом продукции, управление недвижимость., инновационный
М.(управление развитием), управление качеством продукции или услуг.
1.Стратегич.М. - постановка и
достижение главных стратегических задач, включает: выбор миссии, ситуационный
анализ, стратегический маркетинг, стратегическое планирование деятельности,
создание и коррекцию организационных структур, управление реализацией
стратегии.
2.Управление персоналом - все цели
организации достигаются через людей - важнейшая составляющая М.
3.Управление технологическими
процессами - осуществляется людьми с помощью машин, механизмов, аппаратуры и
приспособлений, в том числе компьютеров и других специальных устройств.
4.Управление финансами - через
распределение финансов и их динамики регулируется производственно-хозяйственная
деятельность предприятия для обеспечения эффективности.
5.Управлениематериально-тех.снабжением
- обеспечиваются поставки сырья, материалов, оборудования, инструментов и
других необходимых изделий.
6.Управление сбытом - осущ-ся на
основе маркетинговой деятельности, включающей мониторинг внешней среды.
7.Управление недвижимостью -
имеется в виду эксплуатация, купля, продажа, обмен, аренда и другие действия с
недвижимостью.
8.Инновационный М. - управление
развитием - необходим для сохранения и повышения эффективности организации в
меняющихся условиях. Планируются, организуются, мотивируются и контролируются
нововведения.
9.Управление качеством - является
обязательным для поддержания конкурентоспособности фирмы в условиях рыночной
конкуренции.
4.Системность в М.
Система - совокупность отдельных
элементов, рассматриваемых во взаимодействии как единое целое. Системность
присутствует во всех элементах управления. Различные системы, используемые для
обеспечения планирования, контроля, организации, мотивации, принятия решений, -
самый действенный инструмент фирмы.
Система целей включает деловые
установки, принципы, духовные ценности, долгосрочные цели.
Система планирования компании в
целом. Уровни планирования: 1)стратегические планы; 2)тактические планы;
3)оперативные планы; 4)анализ, разработки, маркетинг.
Система показателей, к которым
стремится фирма: 1)рост фирмы; 2)рентабельность; 3)платежеспособность; 4)доля
рынка; 5)гибкость, устойчивость.
Система факторов успеха фирмы,
например: 1)выбор продукта с потенциалом роста; 2)выбор продукта с высокой
конкурентоспособностью.
Система показателей деятельности
фирмы: экономичность, действенность, качество; производительность; условия
труда, инновативность; прибыльность.
Система контроля, система
мотивации.
Системы управления - системы,
реализующие процесс управления для достижения целей.
Система управления организацией:
Система управления состоит:
· из субъекта управления - управляющая часть
системы, которая вырабатывает управляющие воздействия и подает их на объект;
· объекта управления - управляемая часть системы,
представляющая собой часть системы, состояние которой приводится к желаемому
результату.
Если субъект управления управляет
собственными действиями, то есть субъект и объект являются одним целым, то в
этом случае мы имеем дело с самоуправлением.
Рисунок 1
5.Основные различия российского
и зарубежного М.
Различие по следующим пунктам:
1)внешняя среда (в силу различий исторического развития); 2) менталитет народа
(взгляды, привычки, психология, нравственный уровень). Отсюда следующие
различия:
1.Преобладающий метод управления.
В США и Зап. Европе - экономический, дополнен командным и
социально-психологическим. В России - командный, дополнен экономическим и
немного социально-психологическим.
2.Преобладающий стиль руководства.
В США и Зап. Европе - консультативно- демократический или
благосклонно-авторитарный. В России - эксплуататорско-авторитарный или
авторитарно-пассивный. Япония - основанный на участии или
консультативно-демократический.
3.Сосредоточенность менеджеров. В
США и Зап. Европе - на деле или на людях, или на том и другом. В России - на
себе или на деле или на том и другом. В Японии - на людях и на деле.
4.Преобладающий тип управленческих
решений. В США и Зап. Европе - единолично-консультативный или компромисс. В
России - сугубо единоличный или единолично-консультативный. В Японии -
конценсуум или компромисс.
5.Структура управленческих
решений. США и Зап. Европа - короткая фаза подготовки, длинная фаза исполнения.
В России - очень короткая фаза подготовки, очень длинная фаза исполнения. В
случае провала оправдание: “хотели как лучше, получилось как всегда”. В Японии
- длинная фаза подготовки, короткая фаза исполнения.
6.Преоладающий тип мотивации как
процесса настройки на труд. В США и Зап. Европе - мотивация конкретных
работников на основе экономических и нематериальных стимулов. Россия -
мотивация конкретных работников материальными стимулами на основе досужих
домыслов руководителей, мотивация принуждением и отсутствие мотивации. Япония -
мотивация работы на фирму. Формирование корпоративного сознания.
7.Планирование. США и Зап. Европа
- упор на долгосрочное стратегическое планирование. Россия - работа на основе
краткосрочных планов или бесплановая. Япония - тщательное стратегическое и
тактическое планирование.
8. Демократизация производства. В
США и Зап. Европе - умеренное привлечение работников к управлению. Россия -
очень слабое привлечение к управлению. Япония - активное привлечение работников
к управлению.
9.Автоматизация управленческих
решений. США и Зап. Европа - высокая и очень высокая. Россия - очень низкая и
низкая. Япония - очень высокая и высокая.
10.Организационная культура. США и
Зап. Европа - высокая. Россия - очень низкая и низкая. Япония - высокая.
11.Назначение на высокую
руководящую должность. США и Зап. Европа - требуется высокая профессиональная
квалификация и опыт успешной работы. Россия - необходимы личные связи, иногда
требуются формальные основания в виде диплома или некоторого опыта работы на
какой-либо руководящей должности. В Японии - обязательно базовое высшее
образование (предпочтительно университетское) плюс наличие степени как
результата защиты новой научно-практической работы.
6.Соотношение М. С другими
науками.
М. Оперирует тремя понятиями, -
это цели, эффективность, человек. Эти понятия затрагивают и другие науки:
экономика, право, этика, социология, психология, информатика и другие науки.
Изобразим на схеме положение М. в общественном процессе, среди других наук.
Рисунок 2
Рисунок показывает единый
общественный процесс, в котором М. важен наряду с другими науками и находится в
тесной взаимосвязи со всеми элементами этого процесса. Далее кратко раскрыть
суть процесса (управление - превратилось в особый вид деятельности, когда
производственные, экономические и другие процессы усложнились, охватили весь
общественный процесс, и стало очевидно, что без грамотного управления этим
процессом не обойтись, необходимо упорядочить все, что происходит в системе,
согласовать все действия отдельных участников. Управление ставит своей
непосредственной задачей внести определенную упорядоченность в процесс,
организовать совместные действия людей, достичь согласованности, координации
действий. Наука об управлении - М.
7.Демократизация управления -
путь повышения эффективности организации.
Демократизация управления -
отличительная черта современного М. Демократия в экономике - развитие
сотрудничества между руководителями и персоналом. Формы демократии следующие:
1.Право работников на участие в
управлении предприятием в ходе принятия решений (инвестиционные сбытовые,
производственные, программные. Это наиболее сильная возможность оказывать
влияние).
2,Право работников на участие
принятия решений по хоз.-трудовым вопросам, вопросам управления и социальной
политики.
3.Право работников в области
информации, обсуждения и обоснования решений.
4.Реализация дем. принципов
управления вместо иерархических стилей руководства.
5.Учет социальных, кадровых
последствий планируемых решений.
Системы “участия в управлении” в
Японии функционируют на всех уровнях национальной экономики:
1.На уровне рабочего места,
участка, цеха - в виде кружков качества и автономных бригад. 2.На уровне
предприятий - в виде производственных комитетов, включающих представителей
персонала и администрации, а также “рабочих-директоров”.3.На уровне отраслей,
где действуют отраслевые консультативные комитеты, состоящие из представителей
профсоюзов и руководителей. 4.На уровне национальной экономики, в масштабах
которой существует ряд правительственных консультативных советов труда и капитала.
В Европе законодательно закреплено
участие рабочих в управлении в Нидерландах, Франции, Германии. В Германии в
50-х годах принят ряд законов об обязательном участии рабочих в советах
директоров с правом голоса.
Отличие М. в России от зарубежного
в плане демократизации управления состоит в следующем: в США и Зап. Европе -
умеренное привлечение работников к управлению. В Японии - активное привлечение
работников к управлению. Россия - очень слабое привлечение к управлению. Отсюда
выводы: высокая конкурентоспособность японских фирм, японские менеджеры
считают, что потенциал фирмы - мастерство работников.
8.Отличительные черты
современного М.
1.Системный подход к управлению -
состоит в следующем - предусматривает принятие решений на основе учета важнейших
обстоятельств и возможных приемов воздействия в их взаимодействии;
2.Ситуационный принцип управления
- утверждает отсутствие рецептов, годных на любой случай. Признает
существование принципиальных подходов к управлению. Требует принятия конкретных
решений только в связи с конкретной ситуацией;
3.Определяющая роль
организационной культуры - формы деятельности и нормы поведения, сложившиеся в
деловой практике и сознании работников. Она опирается на систему ценностей,
принятых в организации. Играет ведущую роль в развитии и судьбе организации по
причине ее глубокого влияния на эффективность всех сторон деятельности.
4.Механизация и автоматизация
управленческого процесса - представляет собой внедрение механических устройств
в управленческий труд: компьютеров, современных средств связи, множительных
аппаратов и другой оргтехники;
5.Демократизация управления -
проявляется в активном участии рядовых работников в управлении производством на
основе подачи предложений, участии в работе кружков качества, оказании помощи
менеджерам при коллегиальных формах подготовки решений.
6.Интернационализация М. -
означает усиление роли интернационального фактора в управлении организацией по
причине растущего межгосударственного разделения и кооперации труда, а также
обостряющейся международной конкуренции.
9.смысл ситуационной концепции
менеджмента.
Ситуационный подход
внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к
конкретным ситуациям и
условиям. Центральным моментом С.П. является СИТУАЦИЯ - конкретный набор обстоятельств, которые сильно
влияют на организацию в данное конкретное время. Используя этот подход руководители могут
лучше понять, какие приемы будут в большей степени
способствовать достижению целей
организации в конкретной ситуации. СП признает, что общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен
использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут
значительно варьировать. Например:
Все организации должны создавать структуры для того, чтобы добиться своих
целей. Однако существует множество способов построения организационных структур - может быть создано много или
мало уровней управления. Руководители среднего и низового
звеньев могут получить большую
долю участия в принятии решений, или наоборот - руководители высшего звена
могут резервировать за собой право принимать самые
ответственные решения. Руководство должно определить, какая структура
или прием управления наиболее подходит для данной
ситуации и так как ситуация может меняться, руководство должно решить как необходимо соответственно поменять организационную структуру, чтобы
сохранить эффективность
организации. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД - пытается увязать конкретные приемы
и концепции с
определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь цели организации более эффективно. Ситуационный подход концентрируется на СИТУАЦИОННЫХ РАЗЛИЧИЯХ между
организациями и внутри самих организаций.
Методологию СП можно объяснить как 4-х-шаговый процесс:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|