Менеджмент
Экономические методы управления -
отношения субъекта и объекта - договорные - товарно-денежные. Характеризуются:
1)свободой субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в
договорном процессе; 2)выполнение договорных обязательств. Достоинства метода:
стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал
работников на основе удовлетворения материальных потребностей. Недостатки:
остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального
интереса, что снижает мотивацию.
3.Социально-психологические методы
- управленческие отношения субъекта и объекта договорные без материальной
основы. Условия реализации: одна из сторон инициирует договорной процесс,
вторая не отвергает его. Достоинства метода: 1)включаются механизмы трудовой
мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей;
2)практически не требуются материальные затраты. Недостатки: 1)не используются
стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей; 2)трудно прогнозировать
результаты.
21.Система методов управления
социальной организацией.
Система методов управления состоит
из 3 методов управления: 1)командный; 2)экономический;
3)социально-психологический.
1)Метод командный. Используемые
механизмы:
Административные: приказ,
распоряжение, указание. Нормативные: закон, положение, инструкция, план,
спущенный сверху и обязательный для выполнения. Экономические: процент
выплачиваемой прибыли, цена продукта (назначенная), зарплата (назначенная),
материальные санкции, установленные сверху. Социально-психологические: выговор,
объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства,
благодарность в приказе, план социального развития коллектива и мероприятий по
его реализации.
2)Метод экономический. Механизмы:
договорной процент отчисляемой прибыли, договорная цена продукта, договорная зарплата,
материальные санкции, предусмотренные договором.
3)Социально-психологический метод.
Механизмы также договорные: убеждение, критика, информирование, выступление
руководителя перед людьми.
22.Стиль управления
(руководства) и его влияние на эффективность организации
Когда руководитель решат вопрос о
выборе системы методов управления, то это называется стилем руководства -
форма, манеры, правила, приемы. Стиль управления - выбор системы методов. То,
как руководитель сочетает методы в систему, определяет стиль его управления.
Методы и стиль связаны между собой, как содержание и форма. Содержание (метод)
отчасти влияет на форму (стиль), а форма изменяет результаты метода. Плохим
стилем руководства можно загубить самый замечательный метод.
Стиль руководства - ключевой
фактор управления. Во внутрифирменном управлении эффективность на 80процентов
зависит от стиля руководства.
Типовые индивидуальные стили
руководства представляют собой модели, где собраны определенные черты стиля.
Различают 3 типовых индивидуальных стиля руководства: авторитарный,
демократический, пассивный. Эти стили являются теоретическими конструкциями,
нет руководителя, который в полной мере воплощает тот или иной тип.
Классификация стилей руководства и их анализ позволили разработать
рекомендации, с помощью которых руководитель может выбиать свой индивидуальный
стиль и управлять им.
23.Типовые стили руководства
представляют собой модели, где
собраны определенные черты стиля. Различают 3 типовых индивидуальных стиля
руководства: авторитарный, демократический, пассивный. Эти стили являются
теоретическими конструкциями, нет руководителя, который в полной мере
соответствует тому или иному стилю. Характерные черты стилей следующие.
1.Авторитарный:
преимущественное использование командных методов управления, ориентация на
задачу или на себя, централизация полномочий, подавление инициативы, жесткий
контроль, высокое мнение о себе, навязывание своей воли, минимальное
информирование, малая гласность, предпочтение наказаниям, устранение неугодных,
нетерпимость к критике, грубость, нетактичность, невыдержанность.
2.Демократический:
упор на социально-психологические и экономические моменты управления,
ориентация на человека, делегирование полномочий, коллегиальность в решениях,
поощрение инициативы,, адекватность самооценки, высокая нравственность, широкая
гласность, полное информирование, предпочтение поощрениям, забота, помощь
подчиненным, терпимость к критике, доброжелательность, вежливость.
3.Пассивный -
характерные черты - бессистемность в методах, ориентировка на себе, не
использование полномочий, самотек в организации дел, бесконтрольность
подчиненных, уход от принятия решения, использование коллегиальности для
уклонения от ответственности, бессистемность стимулирования, безразличие к
критике, отсутствие заботы о персонале.
Достоинства и недостатки методов.
Авторитарный. Дост.- обеспечивает четкость и оперативность выполнения. Недост.-
подавляет инициативу, не создает эффективных стимулов к труду, вызывает
недовольство персонала.
Демократический. Дост.- создает
условия для творческой инициативной работы, мобилизует резервы. Недост.-
активность и инициативность работников не всегда ведут к достижению целей
организации.
Пассивный. Дост.- абсолютная
свобода исполнителей. Недостаток - тот же, потому что она почти всегда вредна.
24.Практическаяя работа
менеджера по формированию стиля руководства.
Типовые инд. стили руководства -
модели,. где собраны определенные черты стиля. Различают 3 типовых стиля
руководства: авторитарный, демократический, пассивный. Эти стили являются
теоретическими конструкциями, нет руководителя, который в полной мере
соответствует одному стилю. Классификация стилей руководства и их анализ
позволили разработать рекомендации, с помощью которых руководитель может грамотно
выбирать свой индивидуальный стиль в управлении. Пакет рекомендаций по
формированию стиля руководства состоит из сочетаний авторитарных и
демократических качеств. Пассивный был исключен сразу. В результате была
получена ситуационная модель выбора и коррекции стиля руководства, где
ситуационные факторы ранжированы по значимости и связаны с коррекцией стиля.
Используя эту модель, менеджер получает возможность действовать
целенаправленно.
Рассмотрим теперь, как меняется
ситуационный фактор при авторитарном и демократическом стиле руководства.
1.Дисциплина, исполнительность,
ответственность (правосознание) при авторитарном стиле - низкие, в
демократическом - высокие.
2.Психологический климат в
коллективе, т.е. уровень конфликтности при авторитарном стиле - плохой
(высокий), при демократическом - благоприятный (низкий).
3.Квалификация, образовательный и
культурный уровень исполнителей при авторитарном стиле - низкие, в
демократическом - высокие.
4.Ценностный - ориентации,
преобладающие в коллективе при авторитарном стиле - индивидуалистские,
демократический стиль - коллективистские.
5.Основные ожидания членов
коллектива относительно стиля руководства при автор.- авторитарные или
попустительствующие, дем. - демократические.
6. Характер решаемых
производственных задач, автор.- сложные, ответственные, незнакомые; дем.-
простые, привычные.
7.Условия деятельности коллектива:
автор. - трудные, тяжелые; дем. - легкие, простые.
Менеджер оценивает затем
результаты работы руководителя-предшественника, определяет его стиль по
системе: хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Хороший означает:
допустима незначительная коррекция, удовл. - стиль сохраняется, но с
последующей заменой, неудовл.- стиль надо изменить сразу.
25.Зарубежные подходы к анализу
стиля руководства
Большинство работ по исследованию
стиля руководства принадлежит американцам. В японском менеджменте кроме
значительной национальной специфики ничего принципиально нового обнаружено не
было. Американцы признают авторитарный и демократический стили, но вместо
пассивного говорят о либеральном, который можно понимать как смесь
демократического и пассивного. Американская трактовка стилей в корне отличается
от наших моделей. Российская концепция состоит в понимании несоответствия между
типовыми моделями и конкретным стилем руководства. Американцы стараются создать
модели, однозначно отражающие реальность и в результате приходят к континууму
стилей, поскольку практика показывает бесчисленное множество вариантов.
Дальнейшие разработки американских специалистов привели к созданию ситуационных
моделей, представляющих собой попытки связать стиль с ситуацией. Примером может
служить “Управленческая решетка Роберта Блейка и Джейна Мутона”. Американские
модели стиля руководства разделяют на 2 типа.
1. Первая модель
поведенческая, в основе которой поведение руководителя. Структура модели:
1)авторитарно-либеральный континуум - это простейший способ моделирования
стилей, не нашедший практических предложений. 2)Авторитарно-демократический
континуум Лайкерта - попытка увязать модель с реальностью путем введения черт
автократии и демократизма. 3)Континуум “Человек-задача” Лайкерта. Эта модель
выражает предпочтения, отдаваемые менеджерами производственным задачам или
человеческим отношениям. 4)Управленческая решетка Блейка и Мутона - это
двухмерная модель, которая выявила 5 различных стилевых ситуаций.
2.Ситуационная модель,
опирающуюся на характер ситуации. Примеры: 1)модель Фидлера.В этой модели
учитываются факторы ситуации - взаимоотношения руководителя с подчиненными;
привычность производственной задачи, четкость ее формулировки и
структурированность; должностные полномочия руководителя. 2)Модель Митчела и
Хауса: в ней учитываются следующие ситационные факторы - внутренние психические
качества подчиненных; характер решаемых производственных задач.
3.Модель Херси и Бланшара
- учитывается 1 фактор - “зрелость” (правосознание) исполнителей.
4.Модель Врума и Иеттона,
в которой учитывается 7 ситуационных факторов, определяемых только
применительно к решению конкретной задачи.
26.Авторитарный стиль
руководства
Типовые стили руководства
представляют собой модели, где собраны определенные черты стиля. Различают 3
типовых индивидуальных стиля руководства: авторитарный, демократический и
пассивный. Характерные черты авторитарного стиля руководства следующие:
· преимущественное использование командных
методов управления;
· ориентация на задачу или на себя;
· централизация полномочий;
· подавление инициативы;
· жесткий контроль;
· высокое мнение о себе;
· навязывание своей воли;
· минимальное информирование, малая гласность;
· предпочтение наказаниям;
· устранение неугодных;
· нетерпимость к критике;
· грубость, нетактичность, невыдержанность.
Достоинства стиля: обеспечивает
четкость и оперативность исполнения команд.
Недостатки: подавляет инициативу,
не создает эффективных стимулов к труду, вызывает недовольство персонала
отношением к нему руководителя.
Недостатков может не быть, если
персонал добровольно и охотно соглашается на авторитарное руководство.
27. Демократический стиль
руководства
Типовые стили руководства
представляют собой модели, где собраны определенные черты стиля. Различают 3
типовых индивидуальных стиля руководства: авторитарный, демократический и
пассивный.
Основные черты демократического
стиля: упор на социально-психологические и экономические моменты управления,
ориентация на человека, делегирование полномочий, коллегиальность в решениях,
поощрение инициативы,, адекватность самооценки, высокая нравственность, широкая
гласность, полное информирование, предпочтение поощрениям, забота, помощь
подчиненным, терпимость к критике, доброжелательность, вежливость. Дост. -
создает условия для творческой инициативной работы, мобилизует резервы. Недост.
- активность и инициативность работников не всегда ведут к достижению целей
организации.
Достоинства могут не проявляться,
если исполнители не хотят или не могут работать творчески.
28.Управленческая решетка
Блейка и Мутона
Американцы признают авторитарный и
демократический стили, но вместо пассивного говорят о либеральном, который моно
понимать как смесь демократического и пассивного индивидуальных стилей
руководства. Американцы в теории М. стараются создать модели, однозначно
отражающие реальность и в результате приходят к континууму стилей, поскольку
практика показывает бесчисленное множество вариантов. Примером служит
управленческая решетка Роберта Блейка и Джейна Мутона. Это поведенческая
модель, в основе которой - поведение руководителей. Характерна тем, что выявила
5 различных стилевых ситуаций. Вводится понятие “клманды”, когда успешное
решение производственных задач становится общим интересом и мотивом труда всех
работников.
Рисунок 4
Степень учета интересов людей
Модель показывает 5 различных
стилевых ситуаций: 1-низкая степень учета интересов людей и низкая степень
учета интересов дела. 2- высокая степень учета интересов людей, низкая степень
учета интересов дела. 3- высокая степень учета интересов людей, высокая степень
учета интересов дела. 4- низкая степень учета интересов людей, высокая степень
учета интересов дела. 5- центр поля - средняя степень учета интересов людей,
средняя степень учета интересов дела.
29.Модели стилей руководства,
предложенные Рэнсисом Лайкертом.
Американская теория М. признает
авторитарный и демократический стили, вместо пассивного говорят о либеральном,
который составляет демократический и пассивный стили вместе. Американцы
стараются создать модели, однозначно отражающие реальность и в результате
приходят к континууму стилей, поскольку практика показывает множество
вариантов.
Рэнсис Лайкерт создал 2
поведенческие модели, в основе которых поведение руководителя.
1)авторитарно-демократический континуум
Лайкерта. Представляет собой попытку увязать модель с реальностью путем
введения оттенков автократии и демократизма. Устанавливается 4 стилевых
оттенка:
· эксплуататорско-авторитарный (ярко выраженный
автократ);
· благосклонно-авторитарный (разрешается
ограниченное участие подчиненных в принятии решений. Побуждает к труду с
помощью поощрений);
· консультативно-демократический (значительное,
но не полное доверие к подчиненным. Важные решения принимаются наверху,
конкретные вопросы решаются самими подчиненными);
· основанный на участии. (ярко выраженный
демократ).
2). Другой метод. Континуум
“Человек-задача” Лайкерта. Эта модель выражает предпочтения, отдаваемые
менеджерами производственным задачам, либо человеческим отношениям.
30.Пассивный и либеральный
стили руководства
Типовые индивидуальные стили
руководства представляют собой модели, где собраны определенные черты стиля.
Различают 3 типовых индивидуальных стиля руководства: авторитарный,
демократический, пассивный. Американцы признают авторитарный и демократический
стили, вместо пассивного говорят о либеральном, который представляет собой
смесь демократического и пассивного.
1.Характерные черты пассивного
стиля.
· бессистемность в применении методов управления
· ориентировка на себя
· не использование полномочий
· самотек в организации дел
· бесконтрольность пдчиненных
· уход от принятия решений
· использование коллегиальности для уклонения от
ответственности
· бессистемность стимулирования
· безразличие к критике
· отсутствие заботы о персонале.
Достоинства пассивного метода -
абсолютная свобода исполнителей. Недостаток- тот же. Абсолютная свобода
исполнителей почти всегда вредна, за исключением тех случаев, когда персонал
высоко компетентен.
Либеральный стиль - смесь пассивного и демократического Основные
черты демократического стиля: упор на социально-психологические и экономические
моменты управления, ориентация на человека, делегирование полномочий,
коллегиальность в решениях, поощрение инициативы,, адекватность самооценки, высокая
нравственность, широкая гласность, полное информирование, предпочтение
поощрениям, забота, помощь подчиненным, терпимость к критике,
доброжелательность, вежливость. Дост.- создает условия для творческой
инициативной работы, мобилизует резервы. Недост.- активность и инициативность
работников не всегда ведут к достижению целей организации.
Достоинства могут не проявляться,
если исполнители не хотят или не могут работать творчески.
33.Главные требования к
руководителям
Менеджеры должны обладать
определенными качествами, знаниями и навыками, отвечающими задачам, характеру и
содержанию своего труда. Исследователи выявляют их путем анализа работы
менеджеров-практиков или на основе заключения экспертов. В результате получают
квалификационную модель руководителя. Существуют различные модели, например
модель "трижды-семь", разработанная Михайловым Я.В. Она содержит 3
уровня по 7 требований.
1 уровень - важнейшие требования, определяемые функциональным
содержанием управленческого труда. Задаются качества М., без которых невозможен
успех работы. 2 уровень включает основные сервисные требования,
которые носят обслуживающий характер по отношению к функциональным требованиям.
3 уровень объединяет сервисные требования меньшей значимости по
сравнению с основными.
Квалификационная модель менеджера
“Трижды семь”
1.Функциональные требования:
1.1.Понимание людей.
Психологическая интуиция - умение понять психические свойства и состояние
личности. Психологический такт - умение найти нужную форму общения.
Коммуникабельность, понимаемая как способность к поддержанию контактов и
связей. 1.2.Качества лидера. Способность понять, выразить и отстоять
интересы людей. Желание брать ответственность на себя. Способность неформально
влиять на окружающих. 1.3.Знание основ современного М. и умение применять их
на практике. Грамотный выбор стиля руководства. Эффективная мотивация.
Умение организовать подготовку и принятие решений. 1.4.Компетентность.
Знание специальных вопросов, определяемых профилем и спецификой работы
организации. Знание основ трудового и хозяйственного законодательства. 1.5.Способность
предвидеть развитие событий. 1.6.Умение ставить цели. (необходимо
для планирования). 1.7. Способность организовать взаимодействия и наладить
оптимальный контроль. (для рационального разделения труда, для выбора
способов контроля).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|