скачать рефераты

МЕНЮ


Менеджмент и его влияние на микроклимат в организации

Менеджмент и его влияние на микроклимат в организации

АКАДЕМИЯ ТРУДА

И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Дисциплина: Менеджмент

Тема: « Менеджмент и его влияние на микроклимат в организации»

 

Выполнил:

Студент 3 курса

Социально-экономического факультета

060200 «Экономика труда»

Чугунова Н.Н.

Проверил:

Голов О.Е.

 

 

 

Салават 2003

СОДЕРЖАНИЕ.

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1. Влияние личности менеджера на коллектив организации………..…7

1.1       Характеристика различных стилей руководства…………………..7

1.2       Менеджер и требования, предъявляемые ему……………………..8

1.3       Важнейшие функции менеджера……………………………………11

1.4       Лидерские качества менеджера……………………………………..12

2. Особенности управления коллективом………………………………….15

2.1 Сотрудничество коллектива…………………………………………..15

2.2 Восприятие человеком окружения……………………………………16

2.3 Причины невыполнения указаний менеджера……………………….17

2.4 Мотивирующие факторы и принципы воздействия на мотивацию людей……………………………………………………………………………..21

3. Конфликт и способы его решения………………………………………...26

3.1 Понятие конфликта…………………………………………………….26

3.2 Способы управления конфликтной ситуацией………………………27

Заключение……………………………………………………………………...32

Литература………………………………………………………………………33

ВВЕДЕНИЕ.

Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Руководитель должен понимать и учитывать критические факторы или составляющие организаций (внутренние переменные), а также силы, воздействующие на организацию из вне (внешние переменные), а также учитывать влияние организации на общество.

Сила современного менеджмента, его ядро, состоит с одной стороны, в том, что он берёт своё начало от человека, его потребностей и целей, от превращения знаний, опыта и достижений научно технического прогресса в производительную силу. С другой стороны, движущая сила современного менеджмента, как видимая, так и невидимая заключается в созидательном применении информационных технологий.

В ходе совместной деятельности люди обменивают­ся различными представлениями, идеями, взглядами, предложениями, знаниями, установками. Все это можно рассматривать как информацию, а сам процесс коммуни­кации представить как процесс обмена информацией. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называ­ем коммуникации связующим процессом. А одним из важ­нейших инструментов управления в руках менеджера яв­ляется находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Поэтому многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достига­лось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена.


Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Если люди не смогут обмениваться информацией, они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их.

Согласно исследованиям, руководитель от 50 до 90% всего времени тратит на коммуникации. Это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, коммуникации  можно считать связующим процессом.

Неэффективные коммуникации — одна из главных сфер возникновения проблем. Эффективно работающие руководители — это те, кто эффективны в коммуникациях. Осуществляются коммуникации путем передачи идей, фактов, мнений, ощущений или восприятии, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме с целью получения в ответ желаемой реакции.

В специфически человеческом обмене информацией особую роль для каждого участника общения играет зна­чимость информации, так как люди не просто обменива­ются словами, а стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно при условии, что информация не только принята, но и понятна, осмыслена.

В 1981г. компания "Крайслер" пригласила на должность высшего управляющего известного профессионала-менеджера Ли Яккоку.  Суть сделки состояла  в том,  что "Крайслер" в 1980г.  понес убытки в размере 1,1 млрд. долл., оказавшись на гране банкротства. Ли Яккока в то время занимал 1-ое место в списке наиболее преуспевающих бизнесменов.  Переговоры не ладились, т.к. Ли Яккока никак не соглашался на  переход  в  "Крайслер" несмотря на фантастическую зарплату, предложенную ему.  Разногласия состояли в  правах  его управления на "Крайслере". Пока эти права не были гарантированы, Ли Яккока слышать не хотел о переходе. В конце концов на "Крайслере" согласились с тем, что лучше дать неограниченные права человеку, знающему,  как вывести компанию из кризиса, чем потерять  престиж, а затем и компанию.  И что же? За три года после упадка  "Крайслер" достиг наивысшего уровня производства и качества  автомобилей за всю историю своего существования, а с 1985г. от года к году стал отвоевывать дополнительную долю  американского  и мирового рынка.

Этот пример показывает, насколько важна профессия  менеджера, и что  может сделать профессионал в этом деле.  Но чтобы достичь высокого уровня в управлении, надо четко знать свои функции и что под ними подразумевается.  Особенно важно понимать насколько важно знать особенности как всего коллектива в целом, так и каждого человека, каждой личности в отдельности. Само понятие менеджмента или управления подразумевает знание глубины человеческой психологии, коммуникаций и потребностей.










2.          ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ МЕНЕДЖЕРА НА КОЛЛЕКТИВ ОРГАНИЗАЦИИ.


1.1 Характеристика различных стилей руководства.

Типы власти в обществе сформировали три основных  и один комбинированный стиль руководства.

Авторитарный стиль характеризуется тем, что руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и интересы, практически не советуется  с трудовым коллективом, ограничивается узким кругом единомышленников. В проведении решений занимает жесткие позиции, активно используя методы административного и психологического воздействия на людей.

Оппозицию не принимает, может уволить неугодных сотрудников. Всегда уверен личной правоте, основывается на собственных знаниях и умениях, личном большом капитале и обширных внешних связях в государственных органах и предпринимательской среде. Руководитель такого типа может привести свою фирму к большому успеху, но также и к полному краху.

Демократический стиль основан на сочетании принципа единоличного и общественного самоуправления. Руководитель такого типа обычно избирается на собрании трудового коллектива или собственников и должен выражать интересы большинства.  Как правило, он может удачно выявить, принять и реализовать стратегические цели развития предприятия, сочетая групповые интересы. Это хороший  "политик", дипломат". "стратег", "хитрая лиса", просчитывающий варианты на много шагов вперед сочетающий методы убеждения и принуждения. Это доброжелательный и открытый человек, как правило, не поддающийся соблазнам (деньги, женщины и власть). т.к. они крайне раздражают завистников и способствуют росту оппозиции. В своей работе постоянно опирается на группу единомышленников в лице дирекции, правления, президиума, совета.

Либеральный стиль заключается в том. что руководитель в принятии решении ориентируется на цели и интересы отдельных групп трудового коллектива, постоянно пытается маневрировать, чтобы соблюсти паритет интересов, часто занимает различные позиции сторон, "сталкивает" их между собой, пытается быть "добрым шефом", иногда невольно становится марионеткой в руках "серого кардинала" или всемогущей "Марии Ивановны", которые фактически управляют предприятием. Преимущество либерального стиля заключается в групповом принятии управленческих решений, однако часто либеральный руководитель не имеет сильной воли, четкой цели, глубоких знании, слишком увлечен своим хобби или семьей. Это достаточно неустойчивый стиль руководства, происходящий от охлократии.

Смешанный стиль предусматривает сочетание перечисленных выше типов. Либеральный, авторитарный и демократический стиль могут преобладать у того или иного руководителя, но никогда не достигают абсолюта, гак же как в природе нет истинных холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов и перечисленные выше темпераменты всегда проявляются у человека в определенной пропорции с преобладанием одного из них. Президент СССР М.С. Горбачев и Президент РФ Б. Н. Ельцин в разное время проявляли все три стиля руководства.

1.2 Менеджер и требования, предъявляемые к нему.

Термин "менеджер"  имеет  довольно широкое распространение и употребляется применительно:

-   к  организатору  конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

-   - к  руководителю предприятия в целом или его подразделений управлений, отделений, отделов);

-   к руководителю по отношению к подчиненным;

-   к администратору любого уровня  управления,  организующего работу, руководствуясь современными методами и др.

 К менеджеру любого уровня предъявляются высокие  требования. Можно выделить несколько ролей, в которых выступает менеджер:

1.          Менеджер-управляющий.

От него в частности требуется:

     - наличие общих знаний в области управления предприятием;

     - компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;

     - владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение  владеть  ситуацией на рынках,  проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы  в  наиболее выгодных сферах применения;

     - принятие обоснованных и  компетентных  решений  на  основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.  Так как принятие управленческого решения - это сложный процесс, я бы хотела рассмотреть его поподробнее.

Основные стадии подготовки и методы принятия  управленческих решений.

Управленческое решение  -  это творческий акт субъекта управления направленный на устранение проблем, которые возникли в субъекте управления. Любое управленческое решение проходит через три стадии:

1.           Уяснение проблемы

1) Сбор информации.

2) Анализ полученной информации.

3) Выяснение актуальности.

4) Выяснение,  определение условий, при которых эта проблема будет решена.

2.           Составление плана решения.

1)          Разработка альтернативных вариантов решения.

2) Сопоставление альтернативных вариантов решения с имеющимися ресурсами.

3) Оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям.

4) Оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности.

5) Составление программ решения.

6) Разработка и составление детального плана решения.

   3. Выполнение решения.

1) Доведение решений до конкретных исполнителей.

2) Разработка мер поощрений и наказаний.

3) Контроль за выполнением решений.

Методы принятия управленческих решений

Методы -  это  конкретные  способы,  с помощью которых может быть решена проблема.

1) Декомпозиция. Представление сложной  проблем,  как  совокупности  простых вопросов.

2) Диагностика. Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах.

3) Экспертные оценки. Формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются.

     4) Метод  Делфи. Экспертам, которые  не знают друг друга, даются вопросы,  связанные с  решением проблемы,  мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением,  либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются.  Этот  процесс повторяется до тех пор,  пока все эксперты не придут к одному мнению,  либо перейдут  к  тому,  что  выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения эффективности.

5) Метод неспециалиста. Вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях.

6) Линейное программирование.

7) Имитационное моделирование.

8) Метод теории вероятности.

9) Метод теории игр. Задачи решаются в условиях полной неопределенности.

10) Метод аналогий. Поиск возможных  решений  проблем на основе заимствования из других объектов управления.

Еще одна роль менеджера - это менеджер-инноватор. Производительность труда  гораздо  проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать оборудование.

Менеджер-дипломат.

Среди навыков и умений менеджера - способность ведения  переговоров выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть  своего  времени  на  установление контактов.

1.3 Важнейшие функции менеджера.

Но все  же  важнейшим  требованием к менеджеру любого уровня является умение  управлять людьми.  Что значит управлять людьми? Чтобы быть хорошим менеджером вам  надо  быть  психологом.  Быть психологом -  значит знать,  понимать людей и отвечать им взаимностью. В этом во многом поможет  язык  жестов  и  телодвижений. Изучив этот язык, менеджер сможет лучше понимать людей,  их действия, чем они обоснован, сможет добиться взаимного согласия, доверия  людей,  а это самое главное.  Это способствует заключению выгодных сделок и многому другому.

Кроме того,  хороший менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим слушать других и это далеко не все.  Он  должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им  работы. Менеджер должен знать условия,  связывающие предприятие и работников,  защищать  интересы  тех и других на справедливой основе, устранять неспособных с целью удержания единства и  правильности  функционирования фирмы.

1.4 Лидерские качества менеджера

Менеджер должен быть лидером,  достойным подражания. Главная задача менеджера - делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы.  Это значит сотрудничество,  а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят  и  интересы  всей  фирмы.  Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы босса и других менеджеров, необходимость  выполнения  работы  с  необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчиненных.

Нельзя обозначить лидерство какой-то формулой.  Это  искусство, мастерство,  умение,  талант. Некоторые люди обладают им от природы. Другие - обучаются этому.  А третьи  никогда  этого  не постигают.

В конце  концов  каждый находит свой стиль.  Один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в речи  и  поведении.  Однако оба они могут действовать с равной эффективностью - внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно.  Но некоторые общие характерные черты присущи лидерам различных стилей.

Лидер предан своей фирме,  он не принижает свою фирму в глазах сотрудников  и  не  унижает своих сотрудников в глазах руководства фирмы.

Лидер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи,  потому что он всегда ждет хороших  новостей. Пессимист  слушает как можно меньше потому,  что ожидает плохих новостей. Оптимист думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию. Пессимист считает,  что они ленивы,  строптивы и от  их мало прока.  Интересно,  что  оба подхода обычно оказываются правильными.

Лидер любит людей.  Если работа менеджера состоит в управлении людьми,  как он может выполнять ее хорошо, если не любит людей. Лучшие лидеры заботятся о своих сотрудниках. Их интересует, что делают другие.  Хороший лидер  доступен  и  не  прячется  за дверью кабинета.  Лучшие лидеры человечны, они отдают себе отчет в собственных слабостях, что делает их терпимее к слабостям других.

Лидер должен быть смелым.  Он всегда попытается найти  новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Но он никогда  не  делает это необоснованным.  Если он разрешит кому-то провести эксперимент и тот окончится неудачей,  то  он  не возложит вину на него и не потеряет в него веру.

Лидер обладает широтой взглядов. Он никогда е скажет: "Это не мое дело".  Если Вы ожидаете,  что Ваша группа сотрудников энергично включится  в работу,  когда возникнут какие-либо необычные ситуации, нужно продемонстрировать им, что Вы сами готовы взяться за новое дело,  когда Вас об этом попросят.  Лидер  проявляет  большой интерес ко всем аспектам деятельности фирмы.

Руководитель должен  быть  решительным.  Лидер  всегда готов принимать решения.  Когда  есть  вся необходимая информация, правильное решение лежит на поверхности. Труднее, когда известны не все исходные  данные,  а  решение  все равно необходимо принять. Требуется настоящая смелость,  чтобы принять решение и сознавать при этом, что оно может быть ошибочным.

Лидер тактичен и внимателен.  Основной принцип:  критиковать работу,а не человека,  ее выполняющего.  Один мудрец сказал, что каждое критическое замечание нужно упаковывать как  бутерброд  меж двух ломтей хвалы.

 Справедливость -  тоже важная черта лидера.  Например,  если сотрудник получает надбавку,  а он ничего не  сделал,  чтобы  ее заслужить, у Вас,  вероятно появится десяток недовольных.  Когда подчиненный совершает ошибку,  ему нужно указать на нее, он должен ее признать, а потом надо забыть об этом.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.