Менеджмент предприятия по производству печенья
Ниже определим характерные для
каждого из принципов СМК признаки (составляющие), по которым эксперты будут
оценивать каждый из них.
1) ориентация на потребителя:
- исследование всех потребностей и ожиданий
потребителя;
- доведения этих запросов и потребностей до всего персонала;
- измерения удовлетворенности
потребителей;
- управления взаимодействием с
потребителями;
2) лидерство руководителя:
- демонстрация руководителем приверженности качеству;
- ориентации на потребности всех
заинтересованных сторон;
- обеспечения атмосферы доверия и
работы без страха;
- установления смелых целей и
выработки стратегии для их достижения;
3) вовлечение работников:
- инициирования, признания и поощрения вклада работников;
- постоянного повышения знаний, опыта
и компетентности работников;
- возложение и распределение
ответственности между работниками;
- поиски новых возможностей для улучшения рабочей атмосферы;
4) процессный подход:
- идентификация и измерение входов в процессы и их результаты;
- определение взаимодействия
процессов с функциями предприятия;
- оценка рисков, последствий и
влияния процессов на потребителей и другие заинтересованные стороны;
- четкая установка прав, полномочий и
ответственности за управление процессами;
- определение внутренних и внешних
потребителей, поставщиков и другие заинтересованные стороны;
- акцент внимания при проектировании
процесса на всем его этапы, его обеспечение ресурсами, измерение (проверки),
определение потребности в обучении персонала;
5) системный подход:
- установление, проектирование и разработка системы процессов,
обеспечивающих достижение заданных целей;
- проектирования такой системы, при
которой цели достигаются наиболее эффективным путем;
- понимания взаимозависимости
процессов в системе;
- постоянного улучшения системы через
измерения и оценку;
6) постоянное улучшение:
- формирования у каждого работника потребности в постоянном улучшении
продукции, процессов и системы в целом;
- применения основных концепций
постоянного улучшения путем постепенных действий и нетрадиционных решений;
- постоянного повышения эффективности
всех процессов;
- обучения каждого работника методам
и средствам постоянного улучшения;
- определения измерителей и целей для
организации улучшения;
- признания улучшений;
7) принятие решений, основанное на
фактах:
- измерение и сбор данных и информации, относящихся к поставленной задаче;
- обеспечения уверенности в
достоверности и точности этих данных и информации;
- принятие решений и выполнение
действий на основе баланса результатов анализа фактов, опыта и интуиции;
8) взаимовыгодные отношения с
поставщиками:
- идентификация основных поставщиков;
- установление взаимоотношений с
поставщиками на основе баланса краткосрочных и долгосрочных целей предприятия и
общества;
- налаживание четких и открытых
связей;
- инициирование совместных разработок
и улучшений продукции и процессов;
- обмен информацией и планами на
будущее;
- признание достижений и улучшений
поставщика.
Далее составим матрицу оценки экспертов-аудиторов по 10-бальной шкале,
после чего:
1. Рассчитаем сумму значений для
принципа СМК по формуле:
,
где Эi – оценка
каждого эксперта-аудитора по всем принципам.
После чего рассчитаем сумму этих сумм:
2. Определим ранг каждого принципа по
сумме их значений и важности.
3. Рассчитаем среднее значение для каждого принципа СМК по
формуле:
,
где Qэкс – общее количество экспертов,
принимающих участие в оценке.
4. Рассчитаем дисперсию dis по формуле:
5. Найдем сумму дисперсий для всех
принципов по формуле:
6. Рассчитаем согласованность
экспертов-аудиторов по формуле:
,
где m – количество экспертов, n – количество показателей.
,
следовательно, группа экспертов работала почти максимально согласовано.
7. Рассчитаем коэффициенты весомости для
каждого принципа СМК по формуле:
8. Рассчитаем энтропию экспертной оценки
по формулам:
, ,
H1 = log4(9-7) = log41 = 0 ∆H1
= 1 - 0 = 1
H2 = log4(10-7) = log43 =
0,8 ∆H2 = 1 - 0,8 = 0,2
H3 = log4(9-6) = log43 = 0,8 ∆H3
= 1 – 0,8 = 0,2
H4 = log4(10-8) = log42 =
0,5 ∆H4 = 1 – 0,5 = 0,5
H5 = log4(8-7) = log42 = 0,5 ∆H5
= 1 - 0,5 = 0,5
H6 = log4(9-7) = log42 = 0,5 ∆H6
= 1 - 0,5 = 0,5
H7 = log4(8-6) = log42 = 0,5 ∆H7
= 1 – 0,5 = 0,5
H8 = log4(10-8) = log42 =
0,5 ∆H8 = 1 - 0,5 = 0,5
Все полученные данные после расчетов занесем в таблицу 7.
Таблица 7.
Результаты экспертной
оценки
Принципы СМК
|
Оценка экспертов
|
|
Ранг
|
|
dis
|
Коэф-т весо-мости λi
|
|
|
|
Э1
|
Э2
|
Э3
|
Э4
|
Э5
|
1. Ориентация на потребителя
|
7
|
7
|
8
|
8
|
7
|
37
|
6
|
7,4
|
1,2
|
0,1171
|
1
|
0
|
1
|
2. Лидерство руководителя
|
9
|
8
|
10
|
7
|
8
|
42
|
3
|
8,4
|
5,2
|
0,1329
|
1
|
0,8
|
0,2
|
3. Вовлечение работников
|
6
|
8
|
7
|
9
|
6
|
36
|
8
|
7,2
|
6,8
|
0,1139
|
1
|
0,8
|
0,2
|
4. Процессный подход
|
8
|
10
|
9
|
8
|
8
|
43
|
2
|
8,6
|
3,2
|
0,1361
|
1
|
0,5
|
0,5
|
5. Системный подход
|
8
|
7
|
8
|
9
|
8
|
40
|
4
|
8
|
2
|
0,1266
|
1
|
0,5
|
0,5
|
6. Постоянное улучшение
|
7
|
8
|
8
|
7
|
9
|
39
|
5
|
7,8
|
2,8
|
0,1234
|
1
|
0,5
|
0,5
|
7. Принятие решений, основанное на фактах
|
6
|
7
|
8
|
7
|
6
|
34
|
7
|
6,8
|
2,8
|
0,1076
|
1
|
0,5
|
0,5
|
8. Взаимовыгодные отношения с
поставщиками
|
9
|
9
|
10
|
8
|
9
|
45
|
1
|
9
|
2
|
0,1424
|
1
|
0,5
|
0,5
|
∑=316 ∑=26
По полученным данным можно сделать
вывод о том что, наибольший коэффициент весомости, равный 0,1424, соответствует
принципу «Взаимовыгодные отношения с поставщиками», что говорит, о его хорошей
реализации на предприятии, а наименьший – 0,1076 – принципу «Принятие решений,
основанное на фактах», что говорит, наоборот, о его неэффективности. Следует
также отметить, что на нашем предприятии сильной стороной системы менеджмента
качества является действие принципа «Процессный подход» и «Лидерство
руководителя», занимающие 2 и 3 ранги. Учитывая тот факт, что данное
предприятие сравнительно недавно вышло на рынок, неплохо и то, что принцип
«Постоянное улучшение», пусть еще и не совсем хорошо, но работает и занимает 5
позицию.
Проанализировав результаты
проведенного аудита на основе экспертной оценки, выявим причины несоответствий
и возможные мероприятия по их устранению (табл.8).
Таблица 8. Причины несоответствий и мероприятия по их устранению
Принцип СМК
|
Причины несоответствий
|
Мероприятия (корректирующие действия)
|
1. Ориентация на потребителя
|
- недостатки работы отдела маркетинга;
- неумение предугадывать будущие желания потребителей и
превосходить их ожидания;
- нехватка финансовых средств для удовлетворения всех
потребностей и желаний потребителей;
- недостаточный контроль со стороны руководителя;
|
- усовершенствование маркетинговой политики;
- выделение по мере возможности средств для наделения продукта
новыми потребительскими ценностями;
|
2. Лидерство руководителя
|
- недостаточное проявление руководителем своих лидерских качеств;
- отсутствие приверженности к качеству со стороны самого
руководителя;
- неуверенность в принятии решений;
|
- постоянное совершенствование руководителем своих лидерских
способностей;
- создание благоприятного рабочего климата;
- создание более жесткой системы подчинения и ответственности;
|
3. Вовлечение работников
|
- отсутствие заинтересованности персонала в решении
производственных задач;
- недостаточное стимулирование работников;
- отсутствие общности и сплоченности рабочего коллектива;
- персонал не принимает участие в решении конкретных вопросов и
проблем в деятельности предприятия;
|
- выделение финансовых средств для денежного поощрения персонала;
- бесплатное обучение, курсы для повышения квалификации,
компетентности и навыков работы персонала;
- стимулирование и поощрение самообразования;
- создание атмосферы доверия и работы без страха на предприятии;
-совместное с руководителем обсуждение и решение персоналом
накопившихся вопросов и проблем (совещания, круглые столы, корпоративные
вечера);
|
4. Процессный подход
|
- отсутствие согласованности действий и присутствие проблем на
стыках процессов;
- нечеткое распределение ресурсов и ответственности;
- недостаточный контроль со стороны руководителя;
|
- постоянный анализ процессов, внесение корректив, расстановка
приоритетов, перераспределение ресурсов;
- создание документированной системы управления процессами;
- контроль соблюдения установленных требований на входы и выходы
процессов, точное установление границ процессов;
- четкое распределение обязанностей полномочий, ответственностей
за определенные процессы;
|
5. Системный подход
|
- слабая координация всех аспектов деятельности предприятия в
целом;
- отсутствие четких взаимосвязей между процессами;
- наличие барьеров в управлении предприятия как единой системы
взаимосвязанных процессов;
- недостатки политики в области качества;
|
- установление четких взаимодействий между всеми элементами
структуры предприятия и информационных потоков при выполнении работ и
осуществлении любого вида деятельности;
- постоянное развитие и совершенствование системы обеспечения
качества и системы управления качеством на предприятии, а также
распространение их на все управленческие направления;
- разработка и утверждение Комплексных планов качества,
включающих в себя организационно-технические мероприятия, направленные на
обеспечение качества процессов и продукции;
|
6. Постоянное улучшение
|
- малоэффективная деятельность по улучшению;
- недостаточно эффективный внутренний аудит и внутренний контроль
за результатами деятельности предприятия;
- нехватка финансовых ресурсов;
- незаинтересованность и неинициативность персонала;
|
- поиск и реализация новых методик и лучших способов
совершенствования деятельности предприятия;
- применение статистических методов при проведении внутреннего
аудита;
- использование лучшего опыта других компаний;
- введение в действие малозатратных и быстроокупаемых механизмов
обеспечения и поддержания эффективности производственной деятельности;
- обучения и мотивация персонала;
|
7. Принятие решений, основанное на фактах
|
- недостаточная компетентность руководителя и персонала
=>принимаемые решения не основываются на анализе реальных данных;
- не учитываются прошлый опыт, результаты внутренних и внешних
проверок, жалобы потребителей, идеи и предложения, поступающие от сотрудников;
|
- использование статистических методов для оказания помощи в
принятии решений (н-р, при измерении, описании, анализе, интерпретации и
моделировании изменчивости);
- применение экспертных методов, основанных на конкретных знаниях
экспертов и их предметной деятельности;
|
8. Взаимовыгодные отношения с
поставщиками
|
С поставщиками установлены взаимовыгодные отношения, организованы
четкие и открытые связи (основанных на балансе краткосрочных и долгосрочных
целей обеих сторон).
Мероприятия на будущее:
- вовлечение поставщиков в деятельность предприятия по
проектированию и разработке с целью обмена знаниями, результативного и
эффективного улучшения процессов жизненного цикла и поставки соответствующей
продукции;
- стимулирование поставщиков к выполнению программ постоянного
улучшения деятельности и к принятию участия в других инициативах по
улучшению.
|
2.3 Основные требования к качеству
производимого продукта
Для управления качества печенья
необходимо знать основные требования, предъявляемые к нему. Согласно ГОСТу 24901—89
«Печенье. Общие технические условия» выделим некоторые из них.
По органолептическим показателям
изготавливаемое сахарное печенье должно соответствовать требованиям, указанным
в таблице 9.
Таблица 9.
Требования к
органолептическим показателям
Наименование показателя
|
Характеристика и норма для сахарного печенья
|
Форма
|
Правильная, соответствующая данному наименованию печенья, без
вмятин, края печенья должны быть ровными или фигурными.
Допускаются:
- изделия с незначительной деформацией — не более 4% к массе;
- изделия надломанные — не более 1 шт. в упаковочной единице
массой до 400 г и не более 5% к массе в весовом печенье;
- печенье, содержащее более 5% надломанного, относят к лому.
|
Поверхность
|
Гладкая с четким рисунком на лицевой стороне, не подгорелая, без
вкраплений крошек.
Допускаются изделия с небольшими вздутиями, нечетким рисунком и
слегка шероховатой поверхностью не более 1 шт. в фасованном печенье и не
более 5% к массе в весовом.
Допускаются следы от кромок и швов
листов и транспортерного полотна, не деформирующие печенья, а также
изделия с углублениями в виде раковин, площадью не более 20 мм2 и
с вкраплениями крошек: не более 1 шт. в фасованном печенье и не более 4% к
массе в весовом.
|
Цвет
|
Естественный для выпеченного изделия цвет, одинаковых оттенков,
равномерный. Допускается более темная окраска выступающих частей рельефного
рисунка и краев печенья, а также нижней стороны печенья и темноокрашенные
следы от сетки печей или трафаретов.
В фасованном печенье для экспорта общий тон окраски отдельных
изделий должен быть одинаковым в каждой упаковочной единице.
|
Вкус и запах
|
Свойственные данному наименованию печенья, без посторонних запаха
и привкуса.
|
Вид в изломе
|
Пропеченное печенье с равномерной пористостью, без пустот и
следов непромеса.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|