скачать рефераты

МЕНЮ


Мероприятия по повышению эффективности работы службы занятости населения в Челябинске

Мероприятия по повышению эффективности работы службы занятости населения в Челябинске

 









КУРСОВАЯ РАБОТА



Мероприятия по повышению эффективности работы

службы занятости населения

( на примере г. Челябинска)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Введение. 3

1. Понятие рынка труда и рабочей силы... 5

2. Механизм государственного регулирования рынка труда  в рыночных условиях   9

3. Анализ ситуации на рынке труда в г. Челябинске. 18

4. Разработка мероприятий по повышению эффективности работы службы занятости населения г. Челябинска.. 24

Заключение. 28

Список использованных источников.. 30

Приложение 1. 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение


Актуальность темы. В ходе либерально-демократических реформ произошел глубокий спад производства, повлекший сокращение государственных органов, на которых была возложена организация управления сферой трудовых отношений. В образовавшийся вакуум ворвались методологии Запада, увеличились масштабы разработок на эту тему в структурах правительства на федеральном и региональном уровнях, научных, координирующих и образовательных центрах.

Однако опыт Запада, нашедший отражение в трудах Р. Фишера, А. Бергсона, П. Самуэльсона, Р. Маскгрейва и других ученых в области государственного воздействия на распределительные отношения плохо адаптирован к российским условиям и входит в противоречие с российскими традиционными ценностями и реалиями экономической среды.

Общей тенденцией на протяжении последних лет стало снижение степени и эффективности проводимой государственной политики на рынке труда, потеря не только управляемости процесса становления новых трудовых отношений, но и резкое снижение информированности о происходящих в экономике и сфере занятости процессах, низкая эффективность государственных служб занятости населения.

Самое сложное - понять, какова роль государства на современном рынке труда в отношении большинства граждан, с одной стороны, и работодателей, с другой. Должно ли государство отвечать за создание рынка труда, его инфраструктуры в условиях перехода от административной к рыночной экономике? В какой степени рыночный механизм является ответственным за потребительскую ориентацию прогресса, в том числе в сфере публичного управления. Кроме того, наступившая информационная эпоха актуализировала разработку новых подходов к пониманию места и роли государства и каждого гражданина в системе публичных отношений.

Однако до сих  пор практически вне поля зрения законодателей и ученых остаются многие явления современной экономической жизни, в сфере занятости в том числе, которые уже не могут быть определены с помощью традиционного правового и научного инструментария. Это относится, например, к статусу таких категорий, как «сетевая экономика», «виртуальный рынок труда», «занятость в интернет-экономике», «телеработа» и других понятий, возникших в эпоху развития информационных технологий.

Цель работы - изучить основные тенденции в государственном управлении сферой труда на современном этапе, определить цели и задачи служб занятости, их роль в регулировании рынка рабочей силы на региональном уровне.

На примере службы занятости г. Челябинска в данной курсовой работе исследуются основные тенденции и возможности совершенствования государственного регулирования рынка труда.

Теоретической и информационной базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов, в чьи научные интересы входит изучение и анализ развития сферы трудовых отношений и вопросы участия государства в регулировании рынка труда, материалы периодической печати, законодательные и нормативные акты Российской Федерации в сфере занятости населения, федеральные и региональные программы социально-экономического развития, информационные материалы Госкомстата РФ, а также материалы о деятельности службы занятости г. Челябинска.





1. Понятие рынка труда и рабочей силы


Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Рынок труда исследователи определяют как совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи специфического товара - рабочей силы; рынок, на котором совершается обмен труда на заработную плату.[1]

Рабочая сила - это:

а)   способность человека к труду;

б) совокупность умственных и физических способностей человека, которые используются им в процессе производства жизненных благ;

в)   общее количество работников в стране;

г)   часть населения, включающая занятых, самозанятых и ищущих работу (безработные).[2]

Другими словами, рынок труда - это механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда.

Сегодня на рынке труда существуют три основных агента: предприниматели, профсоюзы и государство. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.[3]

Неотъемлемой чертой рыночной эконо­мики является безработица - временная незанятость экономически активного населения.

Причины данного явления разнообразны. Во-первых, структур­ные сдвиги в экономике; во-вторых, экономический спад или депрес­сия; в-третьих, неэффективная политика правительства или профсо­юзов в области труда; в-четвертых, сезонные изменения в уровнях производства в отдельных отраслях экономики; изменения в демогра­фической структуре населения - это в-пятых (см. рис. 1).

 











Рис.1.

 

Безработица – это превышение предложения труда на спросом на труд.[4]

Основные формы безработицы:

Фрикционная. Причина данной формы безработицы состоит в том, что люди и рабочие места неоднородны, и поэтому требуется определенное время для их поиска;

Структурная безработица связана с изменениями в технологи­ях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующие­ся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов, и в частности ресурсов труда.

Циклическая безработица связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.

Наконец, скрытая безработица, которая наиболее характерна для оте­чественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокра­щенный режим рабочего дня, либо отправляют в неоплачиваемые вынуж­денные отпуска.

В 60-е годы ХХ века М.Фридмен и Э.Фелпс выдвинули теорию «полной занятости» и «естественного уровня безработицы».

 Полная занятость – поддержание доли незанятых в размере 5,5 - 6,5% от общей численности рабочей силы. Эти показатели могут колебаться в разных странах, но во всех случаях полная занятость не означает ее 100% использования.

 Естественный уровень безработицы -  это уровень безработицы при полной занятости, соответствующий потенциальному ВВП.

На величину естественной безработицы влияют многие факторы: демографический фактор; сложившийся уровень заработной платы; воздействие профсоюзов и др.[5]

Существуют также неоклассическая и кейнсианская концепции занятости по-разному объясняющие процессы на рынке труда. В первой концепции в качестве цены на труд выступает ставка реальной заработной платы, во второй - спрос на труд определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на благо. В кейнсианской концепции равновесие на рынке труда устанавливается при наличии безработицы.[6] То есть безработица - неотъемлимый атрибут рыночной экономики и полной занятости достичь невозможно.

Существует и такая проблема, как неформальная занятость, характерная для большинства стран с переходной экономикой, в том числе и для России.  Многие официально зарегистрированные безработные получают порой неплохие доходы в неформальном секторе. Основная категория лиц, имеющих дополнительный заработок, - это молодежь, лица с высшим образованием, специалисты и руководители. Существуют два финансовых полюса: с одной стороны «теневики» с весьма высоким доходом, что позволяет перейти им в сферу более крупного бизнеса, с другой - граждане с пониженной трудоспособностью, для которых возможности выйти за рамки теневых доходов практически нет. Между ними основная часть экономически активного населения, вынужденная искать дополнительный заработок.[7]

Одна из распространенных форм получения теневых доходов - это скрытая оплата труда в официальном секторе экономики. Результатом является не только уклонение от уплаты подоходного налога, но и отчислений в государственные внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского и социального страхования, занятости населения). В итоге теневой заработок обуславливает существенное недополучение бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, что вызывает цепную реакцию отложенных платежей занятым в бюджетной сфере экономики и социальных выплат. Необходимы правовые инициативы и экономические стимулы вывода заработной платы из сферы теневой экономики.[8]

В. Исправников и В. Куликов считают, что «теневая экономика» - это «всякая экономическая активность, не зареги­стрированная официально уполномоченными ор­ганами. Это такой уклад экономических отноше­ний, который складывается в обществе вопреки законам и формальным правилам хозяйственной жизни».[9]

Само по себе наличие неформальной занятости лишь подтверждает потребность и право граждан на труд. С одной стороны, она позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, и цена, которую платят за нее работники, вынужденно оказавшиеся в сфере полукриминальной неформальной экономики, непомерно высоки.

2. Механизм государственного регулирования рынка труда
в рыночных условиях


Механизм регулирования рынка труда в условиях рынка охватывает широкий спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.[10]

Цель государственной политики на рынке труда - формирование эффективной, рациональной занятости при регулируемом высвобождении потенциальных безработных, при недопущении обвальной безработицы и сдерживании роста открытой, в том числе застойной, безработицы.[11]

Мировая система служб занятости в своем социальном и целефункциональном самоопределении прошла путь от выраженной направленности на социальную защиту безработных и посредничества в трудоустройстве к активному влиянию на рынок труда.

В различных странах существуют разные подходы к организации рынка труда. Большой интерес вызывает организация труда в странах, с так называемой «скандинавской моделью» развития. Это - Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия и Исландия. По показателю «индекс человеческого развития», включающему в себя измерители различных аспектов жизни человека (образование, уровень доходов, грамотность взрослого населения, равноправие женщин и др.) страны Северной Европы занимают места в первой пятерке государств мира.[12]

На первый взгляд, в России есть эти элементы рыночного механизма регулирования рынка тру­да. Принят новый Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ)[13], который определил цели и задачи трудового законодательства, сформулировал основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, исходящих из общепризнанных принципов и норм международного права, Конституции РФ.

В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации «О занятости населения  в Российской Федерации»[14] в целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществляет:

- разработку мер финансово - кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

- правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;

- разработку и реализацию федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;

- внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;

- оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

- создание федеральной государственной службы занятости населения.

Федеральная государственная служба занятости населения является   единой федеральной системой   органов   и   учреждений, деятельность которой направлена на: разработку и реализацию федеральных, территориальных (республиканских, краевых, областных, окружных, районных, городских) и других программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и другие цели, определенные в статье 15 Закона о занятости населения.

Услуги, связанные с содействием занятости   населения, предоставляются гражданам бесплатно.

Учреждения федеральной государственной службы занятости населения могут оказывать работодателям платные услуги, перечень и порядок предоставления которых определяются Правительством Российской Федерации.

Как следует из Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости»[15], Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Этим же постановлением определен перечень полномочий Федеральной службы по труду и занятости.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.