Мероприятия по повышению эффективности работы службы занятости населения в Челябинске
Мероприятия по повышению эффективности работы службы занятости населения в Челябинске
КУРСОВАЯ РАБОТА
Мероприятия по повышению эффективности
работы
службы занятости населения
( на примере г. Челябинска)
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение. 3
1. Понятие
рынка труда и рабочей силы... 5
2.
Механизм государственного регулирования рынка труда в рыночных условиях 9
3. Анализ
ситуации на рынке труда в г. Челябинске. 18
4.
Разработка мероприятий по повышению эффективности работы службы занятости
населения г. Челябинска.. 24
Заключение. 28
Список
использованных источников.. 30
Приложение
1. 32
Актуальность темы. В ходе
либерально-демократических реформ произошел глубокий спад производства,
повлекший сокращение государственных органов, на которых была возложена
организация управления сферой трудовых отношений. В образовавшийся вакуум
ворвались методологии Запада, увеличились масштабы разработок на эту тему в
структурах правительства на федеральном и региональном уровнях, научных,
координирующих и образовательных центрах.
Однако опыт Запада, нашедший
отражение в трудах Р. Фишера, А. Бергсона, П. Самуэльсона, Р. Маскгрейва и
других ученых в области государственного воздействия на распределительные
отношения плохо адаптирован к российским условиям и входит в противоречие с
российскими традиционными ценностями и реалиями экономической среды.
Общей тенденцией на
протяжении последних лет стало снижение степени и эффективности проводимой
государственной политики на рынке труда, потеря не только управляемости
процесса становления новых трудовых отношений, но и резкое снижение информированности
о происходящих в экономике и сфере занятости процессах, низкая эффективность
государственных служб занятости населения.
Самое сложное - понять, какова роль государства
на современном рынке труда в отношении большинства граждан, с одной стороны, и
работодателей, с другой. Должно ли государство отвечать за создание рынка
труда, его инфраструктуры в условиях перехода от административной к рыночной
экономике? В какой степени рыночный механизм является ответственным за
потребительскую ориентацию прогресса, в том числе в сфере публичного
управления. Кроме того, наступившая информационная эпоха актуализировала
разработку новых подходов к пониманию места и роли государства и каждого
гражданина в системе публичных отношений.
Однако до сих пор практически
вне поля зрения законодателей и ученых остаются многие явления современной
экономической жизни, в сфере занятости в том числе, которые уже не могут быть
определены с помощью традиционного правового и научного инструментария. Это
относится, например, к статусу таких категорий, как «сетевая экономика»,
«виртуальный рынок труда», «занятость в интернет-экономике», «телеработа» и других
понятий, возникших в эпоху развития информационных технологий.
Цель работы - изучить основные
тенденции в государственном управлении сферой труда на современном этапе,
определить цели и задачи служб занятости, их роль в регулировании рынка рабочей
силы на региональном уровне.
На примере службы занятости г. Челябинска в
данной курсовой работе исследуются основные тенденции и возможности
совершенствования государственного регулирования рынка труда.
Теоретической и информационной базой
исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов, в
чьи научные интересы входит изучение и анализ развития сферы трудовых отношений
и вопросы участия государства в регулировании рынка труда, материалы
периодической печати, законодательные и нормативные акты Российской Федерации в
сфере занятости населения, федеральные и региональные программы
социально-экономического развития, информационные материалы Госкомстата РФ, а
также материалы о деятельности службы занятости г. Челябинска.
Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и
т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и
трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по
поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.
Рынок труда исследователи определяют как совокупность экономических
отношений по поводу купли-продажи специфического товара - рабочей силы; рынок,
на котором совершается обмен труда на заработную плату.[1]
Рабочая сила - это:
а) способность человека к труду;
б) совокупность умственных и физических способностей
человека, которые используются им в процессе производства жизненных благ;
в) общее количество работников в стране;
г) часть населения, включающая занятых, самозанятых и
ищущих работу (безработные).[2]
Другими словами, рынок труда - это механизм или институт,
сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда.
Сегодня на рынке труда существуют три основных агента:
предприниматели, профсоюзы и государство. Государство же выступает в качестве
работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные
проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в
определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В
результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и
основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система
социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.[3]
Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица
- временная незанятость экономически активного населения.
Причины данного явления разнообразны. Во-первых, структурные сдвиги в экономике; во-вторых, экономический
спад или депрессия; в-третьих, неэффективная политика правительства или профсоюзов
в области труда; в-четвертых, сезонные изменения в уровнях производства в
отдельных отраслях экономики; изменения в демографической структуре населения
- это в-пятых (см. рис. 1).
Рис.1.
Безработица – это превышение предложения труда на спросом на труд.[4]
Основные формы безработицы:
Фрикционная. Причина данной формы безработицы состоит в том,
что люди и рабочие места неоднородны, и поэтому требуется определенное время
для их поиска;
Структурная безработица связана с изменениями в технологиях,
а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые
товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи
предприятия пересматривают структуру своих ресурсов, и в частности ресурсов
труда.
Циклическая безработица связана с недостаточным совокупным
спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где
эти товары производятся.
Наконец, скрытая безработица, которая наиболее характерна для
отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования
ресурсов, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют
работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего дня, либо
отправляют в неоплачиваемые вынужденные отпуска.
В 60-е годы ХХ века М.Фридмен и Э.Фелпс выдвинули теорию
«полной занятости» и «естественного уровня безработицы».
Полная занятость – поддержание доли незанятых в размере 5,5 - 6,5% от
общей численности рабочей силы. Эти показатели могут колебаться в разных
странах, но во всех случаях полная занятость не означает ее 100% использования.
Естественный уровень безработицы - это уровень безработицы
при полной занятости, соответствующий потенциальному ВВП.
На величину естественной безработицы влияют многие факторы:
демографический фактор; сложившийся уровень заработной платы; воздействие
профсоюзов и др.[5]
Существуют также неоклассическая и кейнсианская
концепции занятости по-разному объясняющие процессы на рынке труда. В первой
концепции в качестве цены на труд выступает ставка реальной заработной платы,
во второй - спрос на труд определяется не ценой труда, а
величиной эффективного спроса на благо. В кейнсианской концепции равновесие на
рынке труда устанавливается при наличии безработицы.[6] То есть безработица -
неотъемлимый атрибут рыночной экономики и полной занятости достичь невозможно.
Существует и такая проблема, как неформальная занятость, характерная
для большинства стран с переходной экономикой, в том числе и для России. Многие
официально зарегистрированные безработные получают порой неплохие доходы в неформальном
секторе. Основная категория лиц, имеющих дополнительный заработок, - это
молодежь, лица с высшим образованием, специалисты и руководители. Существуют
два финансовых полюса: с одной стороны «теневики» с весьма высоким доходом, что
позволяет перейти им в сферу более крупного бизнеса, с другой - граждане с
пониженной трудоспособностью, для которых возможности выйти за рамки теневых
доходов практически нет. Между ними основная часть экономически активного
населения, вынужденная искать дополнительный заработок.[7]
Одна из распространенных форм получения теневых доходов - это
скрытая оплата труда в официальном секторе экономики. Результатом является не
только уклонение от уплаты подоходного налога, но и отчислений в
государственные внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского и социального
страхования, занятости населения). В итоге теневой заработок обуславливает
существенное недополучение бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, что
вызывает цепную реакцию отложенных платежей занятым в бюджетной сфере экономики
и социальных выплат. Необходимы правовые инициативы и экономические стимулы
вывода заработной платы из сферы теневой экономики.[8]
В. Исправников и В. Куликов считают, что «теневая
экономика» - это «всякая экономическая активность, не зарегистрированная
официально уполномоченными органами. Это такой уклад экономических отношений,
который складывается в обществе вопреки законам и формальным правилам
хозяйственной жизни».[9]
Само по себе наличие неформальной занятости лишь подтверждает
потребность и право граждан на труд. С одной стороны, она позволяет сохранить
или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных
явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребностей
общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой
стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в
экономике, и цена, которую платят за нее работники, вынужденно оказавшиеся в
сфере полукриминальной неформальной экономики, непомерно высоки.
Механизм регулирования рынка труда в условиях рынка охватывает
широкий спектр экономических, юридических, социальных и психологических
факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через
систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о
рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении
профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать
населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку
кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии
политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма
регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в
зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.[10]
Цель государственной политики на рынке труда - формирование
эффективной, рациональной занятости при регулируемом высвобождении
потенциальных безработных, при недопущении обвальной безработицы и сдерживании
роста открытой, в том числе застойной, безработицы.[11]
Мировая система служб занятости в своем социальном и
целефункциональном самоопределении прошла путь от выраженной направленности на
социальную защиту безработных и посредничества в трудоустройстве к активному
влиянию на рынок труда.
В различных странах существуют разные подходы к организации
рынка труда. Большой интерес вызывает организация труда в странах, с так
называемой «скандинавской моделью» развития. Это - Швеция, Финляндия, Дания,
Норвегия и Исландия. По показателю «индекс человеческого развития», включающему
в себя измерители различных аспектов жизни человека (образование, уровень
доходов, грамотность взрослого населения, равноправие женщин и др.) страны
Северной Европы занимают места в первой пятерке государств мира.[12]
На первый взгляд, в России есть эти элементы
рыночного механизма регулирования рынка труда. Принят новый Трудовой кодекс
Российской Федерации (ТК РФ)[13],
который определил
цели и задачи трудового законодательства, сформулировал основные принципы
правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с
ними отношений, исходящих из общепризнанных принципов и норм международного
права, Конституции РФ.
В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации «О
занятости населения в Российской Федерации»[14]
в целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости
населения государство осуществляет:
- разработку мер финансово - кредитной, инвестиционной и
налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных
сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и
самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других
мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
- правовое регулирование в области занятости на основе
соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных
гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
- разработку и реализацию федеральной и территориальных
программ содействия занятости населения;
- внедрение эффективных механизмов проведения активной
политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных
мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в
зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня
образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в
целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве
с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;
- оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном
порядке безработными.
- создание федеральной государственной службы занятости
населения.
Федеральная государственная служба занятости населения является
единой федеральной системой органов и учреждений, деятельность которой
направлена на: разработку и реализацию федеральных, территориальных (республиканских,
краевых, областных, окружных, районных, городских) и других программ,
предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая
программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а
также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в
поиске работы; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в
установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации и другие цели, определенные
в статье 15 Закона о занятости населения.
Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются
гражданам бесплатно.
Учреждения федеральной государственной службы занятости
населения могут оказывать работодателям платные услуги, перечень и порядок
предоставления которых определяются Правительством Российской Федерации.
Как следует из Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004
г. N 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости»[15], Федеральная служба по труду и
занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской
службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения
и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых
споров. Этим же постановлением определен перечень полномочий Федеральной службы
по труду и занятости.
Страницы: 1, 2, 3
|