скачать рефераты

МЕНЮ


Методы принятия управленческих решений для конкретной проблемы


При принятии решения необходимо использовать разделение факторов на внутренние и внешние, управляемые и неуправляемые. Данное различие можно сделать, используя классификационную матрицу (Табл. 3)

2.3 Матрица классификации факторов проблемной ситуации

Таблица 3


Управляемые

Неуправляемые

Внешние

1. Неудовлетворительные отношения со смежниками.

2. Возрастание зависимости от заемного капитала.

1.Конкурентоспособность на рынке таких видов бизнеса как производство отделочных работ и производство отделочной доски.

2. Рост рынка.

3. Возрастающее конкурентное давление.

4. Изменение потребностей и вкусов потребителей.

Внутренние

 1. Высокая квалификация инженерно-технических работников.

2. Способность к инновациям.

3. Хорошая репутация организации как работодателя.

Увеличение ассортимента предоставляемых товаров и услуг

Выход на новые сегменты рынка.

Расширение производственной линии

Отсутствие стратегии развития организации.

Тяжелое финансовое состояние организации.



Неконкурентоспособность такого вида бизнеса, как производство оконных блоков.

Высокий уровень затрат.

Слабая материальная база.



На этапе продумывания существующих проблем необходимо разделить проблемы на части, выделить основные и второстепенные характеристики проблемы, установить причинно-следственные связи по всем возможным вариантам решения проблемы, а также необходимо разработать рекомендации к действиям. Эта информация требуется для того, чтобы установить конкретный перечень факторов, послуживших причиной появления проблемы, для этого необходимо построить "Древо проблем" (Рис.1)


Рисунок 1


Главными задачами системного анализа являются определение и детализация на составные элементы целей и путей их достижения, выявление существующих между ними взаимосвязей, обеспечение определенной логики решения возникшей проблемы (цели - пути достижения целей - ресурсы) Решению этих задач в существенной мере способствует применение метода структуризации. Метод структуризации основан на расчленении исследуемой проблемы на составные элементы с возможной последующей численной оценкой их относительной важности. Такую процедуру часто называют построением дерева целей (Рис.2). Одна из главных задач построения дерева целей состоит в том, чтобы установить полный набор элементов на каждом уровне и определить взаимосвязи и соподчиненность между ними (качественный аспект). Другая задача последующее определение коэффициента относительной важности (КОВ) элементов каждого уровня дерева целей (количественный аспект).


Рисунок 2


Так как для ЗАО "АКСИТ" основной проблемой является ограниченность финансовых ресурсов, необходимо проранжировать предложенные мероприятия. Для этого используем экспертные методы оценки.

Практический опыт использования методов системного анализа показал, что предпочтение, где такое возможно, следует отдавать достаточно простым методам. Это положение относится и к экспертным методам.

Экспертные методы широко используются при определении коэффициентов относительной важности (КОВ) в деревьях взаимосвязей и, вообще, когда необходимо из указанного множества свойств и взаимосвязей отобрать лишь существенные, наиболее важные. Приходиться также прибегать к помощи экспертов, чтобы проранжировать рассматриваемые свойства и взаимосвязи но степени их важности и существенности.

Следует отметить, что при анализе сложных систем некоторые из существенных свойств и взаимосвязей либо вообще не допускают количественного описания, либо не представляется возможным в рассматриваемый момент времени получить о них количественные данные. Поэтому в этих случаях необходимо с помощью экспертов получить информацию качественного характера, основанную на опыте и интуиции специалистов. Такие качественные оценки носят название экспертных оценок.

Для рационального использования информации, полученной от экспертов, необходимо преобразовать ее в форму, удобную для дальнейшего анализа. Возможности формализации информации зависят от особенностей объекта анализа, надежности и полноты имеющихся данных.

Важным для формализации информации является наличие у эксперта системы предпочтений, что означает способность эксперта сравнивать и оценивать возможные значения признаков объекта анализа путем приписывания каждому признаку определенного числа. В зависимости от того, по какой шкале заданы эти предпочтения, экспертные оценки содержат больший или меньший объем информации.

Наиболее распространенными в практике экспертных оценок являются анкетные методы и методы групповой экспертизы. В анкетных методах, в зависимости от используемой шкалы, выделяют метод ранжирования (ранговая шкала) и нормированная (интервальная шкала). В данной работе будет использоваться метод ранжирования.

Метод ранжирования. Наиболее распространенными из анкетных методов являются ранжирование и нормирование. Метод ранжирования состоит в том, что эксперту предлагается присвоить числовые ранги каждому из приведенных в анкете факторов. Ранг, равный единице, приписывается наиболее важному, по мнению эксперта, фактору, ранг, равный двум, присваивается следующему по важности фактору и т.д. Рассмотрим применение экспертных методов для решения нашей задачи.

Экспертам предложено проранжировать предложенные мероприятия и расставить их ранг от 1 до 12. Матрица опроса приведена в Таблице 4.

2.4 Матрица опроса

Таблица 4

п/п

Факторы

Эксперты

Сумма Rj

1

2

3

4


1.

Расширение ассортимента предоставляемых услуг и выход на новые рынки

9

4

6

6

25

2.

Заключение постоянных договоров с поставщиками

6

7

7

1

21

3.

Повышение квалификации персонала

2

8

9

9

29

4.

Разработать систему скидок для постоянных потребителей

3

1

1

5

9

5.

Внедрение мероприятий по стимулированию труда

3

9

3

10

25

6.

Сократить производство неконкурентоспособной продукции

4

3

6

9

22

7.

За счет расширения производственной линии сократить затраты за счет масштаба производства

1

4

3

2

10

8.

Использование новых технологий

4

5

6

4

19

9.

Расширить объемы производства отделочных работ и паркетной доски

2

2

4

3

11

10.

Привлечение высококвалифицированных специалистов

7

10

5

7

29

11.

Разработка рекламной кампании

5

6

2

5

18


Полученная матрица преобразованных рангов приведена в Таблица 5. Найдем суммарный вес каждого фактора (по всем экспертам) Rj, после чего вычислим относительный вес факторов и запишем их в последнем столбце этой же Таблицы 5.

Таким образом, самый большой относительный вес имеют следующие факторы:

3 фактор – повышение квалификации персонала;

10 фактор – привлечение высококвалифицированных специалистов

2.5 Матрица преобразованных рангов

Таблица 5

п/п

Факторы

Эксперты

Сумма Rj

Wj

Ранг

1

2

3

4

1.

Расширение ассортимента предоставляемых услуг и выход на новые рынки

2

 7

5

5

19

0,069

8

2.

Заключение постоянных договоров с поставщиками

5

4

4

10

23

0,084

6

3.

Повышение квалификации персонала

9

10

10

6

35

0,127

1

4.

Разработать систему скидок для постоянных потребителей

8

3

2

2

15

0,055

9

5.

Внедрение мероприятий по стимулированию труда

8

2

8

1

19

0,069

8

6.

Сократить производство неконкурентоспособной продукции

7

8

5

2

22

0,080

7

7.

За счет расширения производственной линии сократить затраты за счет масштаба производства

10

7

8

9

34

0,124

2

8.

Использование новых технологий

7

6

5

7

25

0,091

5

9.

Расширить объемы производства отделочных работ и паркетной доски

9

9

7

8

33

0,120

3

10.

Привлечение высококвалифицированных специалистов

4

1

6

4

15

0,055

9

11.

Разработка рекламной кампании

6

5

9

6

26

0,095

4


ИТОГО

-

-

-

-

275

1,0

-


Наибольший коэффициент относительной важности 0, 127, а это значит что по мнению экспертов необходимо провести ряд мероприятий по повышению квалификации персонала.

На основе выбранной цели необходимо разработать "Дерево решений" (Рис. 3). В результате построения "Дерева решений" получаем развернутый перечень работ, которые необходимо выполнить, чтобы поставленные цели были достигнуты.


2.6 Дерево решений


Рисунок 3

3. Организация и контроль принятия решения


Под организацией применительно к управленческим решениям принимается комплекс работ по их подготовке к его реализации и организации ее выполнения. Для успешной реализации принимаемых решений необходимо разработать механизм их осуществления, включающий следующие стадии:

-         планирование;

-         согласование;

-         утверждение;

-         управление реализацией;

-         контроль реализации;

-         оценка эффективности.

Реализация решения осуществляется в значительной степени с использованием стратегического, тактического, оперативного планирования.

Планирование направлено на реализацию трех основных видов целей:

-         задач, которые необходимо достичь в пределах планируемого периода;

-         целей, которых необходимо достичь в результате реализации плана.

Существуют различные методы планирования, Наиболее известные из них – сетевое планирование. Для этого необходимо по строить график сетевого планирования (Табл. 6, 7 )


Таблица 6 Сетевой график

Номер действия

Содержание

Пред-ие действие

0

Начало работы


1.

Отбор кандидатов которым необходимо повысить свою квалификацию

0

2.

Определить источники финансирования

1

3.

Собрать информацию об организациях, которые проводят курсы повышения квалификации

2

4.

Утвердить список сотрудников нуждающихся в повышении квалификации

1

5.

Отправить на курсы повышения квалификации на период установленный организацией проводящей курсы повышения квалификации

2,4


Таблица 7 Сетевой график

Номер действия

Срок

ФИО, должность

1

25.11.08

Логунов В.И., инженер по производственным вопросам

2

26.11.08

Молчанов И.А., гл. бухгалтер

3

25.11.08

Логунов В.И., инженер по производственным вопросам

4

25.11.08

Королев И.Г., директор

5

03.12.08

Королев И.Г., директор

Согласование решений должно обеспечиваться действием коммуникативной системы организации. Необходимость согласования связана со следующими обстоятельствами: обеспечение его соответствия законодательству и политике исполнительной власти, обеспечение координации с действием других организаций; информирования участников процесса согласования о сути решения.

Одним из методов согласования решения является правило подписи: соблюдение правил, определяющих, кто может подписывать решения или сообщения различного характера.

Управление реализацией управленческого решения связано, во-первых, с доведением задач до исполнителей. Для этого используются следующие методы:

-         инструктирование – проводится накануне начала практических работ, руководитель заранее продумывает процесс выполнения работ за подчиненного. Общее правило инструктирования: сообщать самое необходимое, без чего нельзя начать работу. Остальные сведения лучше сообщать по мере приближения сроков выполнения соответствующих видов работ путем проведения дополнительного инструктирования;

-         изучение документов – относится к числу основных методов доведения задачи. Точность восприятия и передачи содержания по документу зависит от многочисленных факторов: как он составлен, в каком контексте представляется, каково самочувствие сотрудника.

Контроль исполнения решения как на стадии разработки, так и на стадии реализации является важнейшей функций управления. При помощи контроля руководство определяет правильность своих решений и устанавливает потребность в их корректировке. Процесс контроля – это, с одной стороны, процесс установления стандартов, измерений фактически достигнутых результатов и их отклонение от установленного стандарта; с другой – процесс отслеживания хода выполнения принятых управленческих решений и оценки достигнутых результатов в ходе их выполнения.

После оценки результатов ЛПР может выбрать одну из двух линий поведения:

-         ничего не предпринимать. Если сравнение фактических и требуемых результатов говорит о том, что цель решения достигнута;

-         устранить отклонения. Если отклонение от желаемых результатов становится недопустимо высоким, то ЛПР обязан понять причины этого и скорректировать решения. При этом важно выявить, на каком этапе принятия решения требуется корректировка.

При оценке эффективности целесообразно различать эффективность самого процесса разработки решения и эффективность его реализации. Часто эффективность оценивается на качественном уровне и выражается динамикой объемных и качественных показателей: производства продукции, товарооборота, издержек производства и обращения, прибыли и т.д., отражающих результаты деятельности коллектива в целом.

Для оценки экономической эффективности используются следующие обобщенные показатели:


Эр = Д (доходы) / Р (ресурсы) – ресурсная эффективность;

Эз = Д (доходы) / З (затраты) – затратная эффективность.

Заключение

В процессе выполнения курсовой работы были получены следующие результаты:

1. Проанализирована деятельность ЗАО "АКСИТ". В процессе анализа выявлены его сильные и слабые стороны. Сделан вывод, что предприятие находится в критической ситуации, значительно снизилась эффективность его деятельности.

2. Рассмотрены существующие технологии, которые позволяют провести всесторонний анализ проблемы и ее детализацию. В основном эти технологии используются при разрешении проблем, стоящих перед конкретной организацией и рассматривают ее с точки зрения системы, имеющей как внутренние проблемы, так и внешнее окружение. Методика SWOT-анализа хорошо работает в ситуациях, когда идет анализ проблем стоящих перед конкретной организацией, поэтому более продуктивным необходимо признать подход, фиксирующий основные обязательные этапы, присутствующие при анализе любой проблемы, и дополняющий их методикой расчленения (структуризации) на более мелкие составные части.

3. Рассмотрены существующие методы структуризации целей, включающие предметный принцип и функциональный принцип. Применяя рассмотренные методы структуризации необходимо придерживаться следующих правил. При структуризации целей (построения дерева целей) необходимо: при разбиении цели (подцели).

4. При исследовании сложных систем и процессов возникают проблемы, выходящие за пределы формальной постановки и решения задачи. В таком случае единственным выходом является привлечение экспертов. Привлечение экспертов оправдано в ситуациях необходимости принятия решений в условиях дефицита времени и ресурсов. Рассмотрены анкетные методы экспертных опросов и методы нормирования. Проведен анализ экспертного опроса. Сделаны выводы о важности и приоритетности решения проблем, стоящих перед ЗАО "АКСИТ".

5. Рассмотрены подходы к организации и контролю исполнения решений, включающие этапы планирования, согласования, утверждения, управления реализацией, контроля и оценки эффективности.

Список литературы

1.                       Игнатьева А.В., Максимцев М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

2.                       Коротков Э.М. Исследование систем управления. — М.: "ДеКА", 2000.

3.                       Кричевский А.И. Исследование систем управления. –Новосибирск: Наука, 2001.

4.                       Литвак Б.Г. Разработка управленческих решений. – М.: Дело, 2001.

5.                       Ременников В.В. Разработка управленческого решения. – М.: ЮНИТИ, 2000.

6.                       Фахрутдинова А.З., Марченко Е.В., Кравченко А.А. Разработка управленческого решения – Новосибирск, СибАГС, 2007


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.