скачать рефераты

МЕНЮ


Методы проведения экспертиз при разработке управленческих решений

5.       Деструктурирование (разрушение) систематизированных идей. Каждая из систематизированных идей изучается на возможность ее осуществления.

6. Оценка критических замечаний и составление списка практически применимых идей.[11]  Таким образом, метод «Дельфи» и метод мозговой атаки являются коллективными процедурами принятия решений. Разнообразие экспертных методов предоставляют возможность организаторам экспертиз выбрать наиболее походящий метод для проведения конкретной экспертизы.  

3. Организация экспертизы в государственных органах власти на примере Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

3.1 Полномочия Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в проведение экспертиз


Департамент лесного хозяйства создан 1-го января 2007 года постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 159. 28 декабря 2006 года постановлением Правительства автономного округа № 315-п утверждено положение о Департаменте. Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим управление в области лесных отношений в пределах своей компетенции и переданных полномочий в соответствии с федеральными законами, а также по соглашениям (договорам) с федеральными органами исполнительной власти.

Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.[12] В настоящее время директором является Платонов Евгений Петрович. В 2008 году Департамент начал своё функционирование с окончательно утверждённой структурой. Департамент лесного хозяйства как орган исполнительной власти автономного округа с 20 территориальными управлениями – лесничествами на местах, 85 территориальными отделами – участковыми лесничествами. В составе центрального аппарата – 8 отделов. Одним из отделом Департамента является отдел проектирования и предоставления лесных участков, введение государственного лесного реестра и экспертизы проектов освоения лесов (см. приложение).

Основными задачами Департамента являются:

1. Осуществление в пределах своих полномочий управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала.

2. Обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

3. Организация охраны и защиты лесов, воспроизводства лесов в пределах своих полномочий.

Для выполнения возложенных на него задач в пределах своей компетенции Департамент имеет право организовывать проведение экспертиз целевых проектов, программ автономного округа по вопросам компетенции Департамента, создавать в установленном порядке рабочие группы и комиссии, научно-консультативные и экспертные советы с привлечением в установленном порядке представителей других государственных органов власти, а также иных организаций. За счет субвенций из федерального бюджета Департамент проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов. [13]

По данным Т.А. Фроловой, главного специалиста отдела экспертизы проектов освоения лесов и информационно-аналитической работы Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в 2007 году в отдел для экспертизы было сдано 36 проектов освоения лесов. В основном эти проекты связаны с арендой лесов в целях разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.

В процессе проведения экспертизы были выявлены следующие замечания: не соблюден принятый регламент, обнаружены ошибки в расчетах площадей, при составлении проектов использованы устаревшие правила или распоряжения.

После исправлений все проекты прошли государственную экспертизу и получили положительное заключение.

В 2008 году было принято к рассмотрению 2056 проектов освоения лесов, из них прошло экспертизу 1958 проектов, выдано 1872 положительных экспертиз , 86 - отрицательных.

Таким образом, Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры наделен полномочиями в области проведения экспертиз. Департамент имеет право организовывать проведение экспертиз целевых проектов, программ автономного округа создавать в установленном порядке рабочие группы и комиссии, проводить государственную экспертизу проектов освоения лесов.

3.2 Экспертиза проектов освоения лесов в Ханты-Мансийском автономном округе


Согласно Лесному Кодексу РФ, лица, которым в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду предоставлены лесные участки, составляют проект освоения лесов. Основная цель этого проекта - обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного освоения лесов и их использования в соответствии с разрешенными видами деятельности.

Для лесного хозяйства России это дело новое. Необычна сама постановка дела, когда лесопользователь составляет план своей работы на арендуемом участке на весь срок аренды, до того момента, когда этот участок будет сдан арендодателю в надлежащем виде. И освоение арендованного участка леса будет производиться на основании этого документа - проекта освоения лесов.

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден приказом Министерства Природных Ресурсов РФ от 6 апреля 2007 №77.

Проект содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ, - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющим использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.

В Департаменте лесного хозяйства ХМАО - Югры в соответствии со статьей № 89 Лесного Кодекса проводится государственная экспертиза проектов освоения лесов. [14]Сотрудники Департамента проверяют соответствие целей, задач и способов освоения лесов, запланированных лесопользователем в данном проекте.

Департаментом разработан и утвержден состав экспертной комиссии для проведения государственной экспертизы, регламент прохождения документов при проведении экспертизы проектов освоения лесов, а также утверждены методические рекомендации по разработке проекта. Заявление на проведение экспертизы с приложением проекта освоения лесов в трех экземплярах поступают в Департамент от лесопользователя или его представителя и регистрируются в установленном порядке. Полномочия представителя должны быть оформлены надлежащим образом (доверенность или другой документ, подтверждающий полномочия).

Начальник отдела в течение 3 рабочих дней со дня регистрации материалов, проверяет их комплектность. Некомплектные материалы возвращаются лесопользователю.

Согласно регламенту, на проведение экспертизы отводится 30 дней с даты поступления материалов. Срок проведения экспертизы может быть продлен в зависимости от содержания проекта освоения лесов, но не более чем на 10 дней. В процессе проведения экспертизы у лесопользователя может быть запрошена дополнительная информация и разъяснения по мероприятиям, предусмотренным проектом освоения лесов. Отдел экспертизы проектов освоения лесов и информационно-аналитической работы в течение 6 рабочих дней с даты регистрации материалов готовит проект приказа на проведение экспертизы проекта освоения лесов, в котором определяется состав экспертной комиссии.

Члены экспертной комиссии: изучают материалы, представленные на экспертизу, подготавливают проект экспертного заключения.

При необходимости организуется выезд членов экспертной комиссии на место проектируемого освоения лесов для получения дополнительной информации.

В процессе проведения экспертизы может быть запрошена дополнительная информация и разъяснения по мероприятиям, предусмотренным проектом освоения лесов. На срок получения дополнительной информации срок проведения экспертизы приостанавливается.

В целях разъяснения проектных решений председатель экспертной комиссии может приглашать лесопользователя для участия в рабочих заседаниях экспертной комиссии.

Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным. Положительное заключение оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации. Положительное заключение экспертизы не должно содержать замечаний. Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняют существа представленного лесопользователем проекта освоения лесов.

Срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.

Отрицательное заключение оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки. Использование лесов при наличии отрицательного заключения экспертизы на проект освоения лесов не допускается.[15]

Проект заключения экспертизы обсуждается на заключительном заседании экспертной комиссии. Руководитель экспертной комиссии докладывает о результатах работы экспертной комиссии и выводах проекта заключения экспертизы.

Каждое заседание экспертной комиссии оформляется протоколами, которые подписываются руководителем экспертной комиссии и ответственным секретарем.

При наличии замечаний по проекту заключения экспертизы он дорабатывается, после чего подписывается руководителем, ответственным секретарем экспертной комиссии и всеми ее членами.

Заключение экспертизы считается принятым, если оно подписано квалифицированным большинством членов комиссии, составляющим не менее двух третей ее списочного состава.

В случае несогласия члена экспертной комиссии с выводами заключения, эксперт формулирует особое мнение и оформляет его в виде записки, которая прикладывается к заключению. При этом эксперт подписывает заключение экспертной комиссии с отметкой "особое мнение", которое принимается к сведению.

Заключение экспертизы не может быть изменено без согласия лиц, его подписавших.

Один экземпляр материалов, представленных на экспертизу проекта освоения лесов, после ее завершения остается в Департамент, остальные материалы и заключение экспертизы направляются или передаются лесопользователю в течение 7 дней после утверждения заключения.

Изменения и дополнения, вносимые в проект освоения лесов, подлежат экспертизе в соответствии с требованиями, установленными настоящим регламентом.

В случае не подписания заключения квалифицированным большинством членов комиссии, а также при подписании заключения со ссылкой на "особое мнение" экспертов, составляющих более одной трети списочного состава комиссии, создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвовавших в предыдущей экспертизе.

В случае если заключение вновь созданной экспертной комиссии не подписано квалифицированным большинством голосов ее списочного состава, данная экспертиза считается завершенной с отрицательным заключением. Отрицательное заключение экспертизы должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки.

При отрицательном заключении экспертизы проекта освоения лесов лесопользователь вправе доработать документацию в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями и вновь представить материалы на экспертизу.

Основанием для повторной экспертизы являются:

- доработка материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в уведомлении Департамент, проводившего первоначальное рассмотрение материалов, направленных на экспертизу, или содержащихся в отрицательном заключении экспертизы;

- изменения и дополнения, внесенные в проект освоения лесов;

- истечение срока действия положительного заключения экспертизы;

- решение суда.

Повторная экспертиза проводится экспертной комиссией, как правило, в первоначальном (ранее осуществлявшем экспертизу этого проекта) составе в соответствии с настоящим регламентом.

При несогласии заказчика, общественных организаций и других заинтересованных лиц с заключением экспертизы результаты экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Лесопользователь имеет право приступить к использованию лесного участка, после представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы или муниципальной экспертизы.

При возникновении прав использования лесов лесопользователю необходимо подать лесную декларацию в территориальное управление (лесничество), на территории которого будет работать лесопользователь. Порядок заполнения и подачи лесной декларации разработан Министерством Природных Ресурсов РФ, приказ №74 от 02.04.2007.

Таким образом, Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проводит государственную экспертизу освоения лесов. Департаментом разработан и утвержден состав экспертной комиссии для проведения государственной экспертизы, регламент прохождения документов при проведении экспертизы проектов освоения лесов, а также утверждены методические рекомендации по разработке проекта.


Заключение


В ходе работы поставленная цель достигнута, задачи выполнены, что подтверждается нижеследующими выводами и положениями. В работе рассмотрены основные понятия и виды экспертиз, формирование экспертной комиссии, выявлены основные стадии экспертного опроса, определены основные методы проведения экспертиз, рассмотрена организацию экспертизы в государственных органах власти на примере Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, рассмотрено проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Экспертиза является важным инструментом при разработке управленческих решений. Экспертизы применяются в различных сферах и являются неотъемлемым условием для осуществления различных видов деятельности.

Формирование состава экспертной комиссии зависит от конкретной ситуации принятия решений, возможностей организаторов экспертизы привлечь для работы высококвалифицированных специалистов. Экспертиза проводиться в несколько стадий, которые помогают детально проанализировать объект исследования и принять необходимое управленческое решение.

Для проведения качественной экспертизы и получения объективных результатов важным является ее правильная организация и подбор экспертов.

Каждый метод организации экспертизы обладает своими преимуществами и недостатками, поэтому при проведении экспертизы следует правильно определить способ взаимодействия экспертов для получения наиболее точного результата. Метод «Дельфи» и метод мозговой атаки являются коллективными процедурами принятия решений. Разнообразие экспертных методов предоставляют возможность организаторам экспертиз выбрать наиболее походящий метод для проведения конкретной экспертизы.

Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры наделен полномочиями в области проведения экспертиз. Департамент имеет право организовывать проведение экспертиз целевых проектов, программ автономного округа, создавать в установленном порядке рабочие группы и комиссии.

Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проводит государственную экспертизу освоения лесов. Департаментом разработан и утвержден состав экспертной комиссии для проведения государственной экспертизы, регламент прохождения документов при проведении экспертизы проектов освоения лесов, а также утверждены методические рекомендации по разработке проекта.

Таким образом, проведением экспертиз занимаются органы государственной власти для выявления соответствия объектов, проектов нормам законодательства, используя при этом методы организации экспертиз.


Список использованных источников


1. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ

(принят Государственной Думой 8 ноября 2006 года), (в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 22.07.2008 N 143-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ).

2. Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 14 мая 2007 г. №125 «Об утверждении порядка государственной и муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» .

3. Приказом Министерства Природных Ресурсов РФ от 6 апреля 2007 №77

«Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

4. Положение о Департаменте лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (в ред. постановлений Правительства ХМАО – Югры от 01.03.2007 N 48-п, от 29.08.2007 N 212-п, от 20.12.2007 N 329-п, от 29.01.2009 N 16-п).

5. Вертакова Ю.В. Управленческие решения: разработка и выбор: учебное пособие / Ю.В. Вертакова, Н.А. Козьева, Э.Н. Кузьбожев; под общ. Ред. Проф. Э.Н. Кузьбожева. – М.: КНОРУС, 2005. – 357 с.

6. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2004. – 416 с.

7. Лукичев Л.Н., Егорычев Д.Н. Управленческие решения: учебник по специальности «Менеджмент организации» / Л.Н. Лукичев, Д.Н. Егорычев; под ред. Ю.П. Анискина. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 386 с.

8. Орлов А.И. Высокие статистические технологии: Экспертные оценки: Учебник/ А.И.Орлов – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 372с.

9. Орлов А.И. Теория принятия решений. Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2006. – 576с.

10. Эйтингон В.Н., Кравец М.А., Панкратова Н.П. Методы организации экспертизы и обработка экспертных оценок в менеджменте. – Воронеж, 2004.


[1]См.: Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2004. – 416 с

[2]См.: там же, с 416.

[3] См.: Орлов А.И. Высокие статистические технологии: Экспертные оценки: Учебник/ А.И.Орлов – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 372с

[4] См.: Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2004. – 416 с.

[5] См.: Эйтингон В.Н., Кравец М.А., Панкратова Н.П. Методы организации экспертизы и обработка экспертных оценок в менеджменте. – Воронеж, 2004.

[6] Орлов А.И. Высокие статистические технологии: Экспертные оценки: Учебник/ А.И.Орлов – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 372с

[7] Эйтингон В.Н., Кравец М.А., Панкратова Н.П. Методы организации экспертизы и обработка экспертных оценок в менеджменте. – Воронеж, 2004.

[8]См.: Орлов Ф.И. Экспертные оценки. – М.: «Экзамен», 2007. – 84-115с.

[9] См.: Вертакова Ю.В. Управленческие решения: разработка и выбор: учебное пособие / Ю.В. Вертакова, Н.А. Козьева, Э.Н. Кузьбожев; под общ. Ред. Проф. Э.Н. Кузьбожева. – М.: КНОРУС, 2005. – 357 с.

[10] См.: Орлов А.И. Высокие статистические технологии: Экспертные оценки: Учебник/ А.И.Орлов – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 372с.

[11] См.: Лукичев Л.Н., Егорычев Д.Н. Управленческие решения: учебник по специальности «Менеджмент организации» / Л.Н. Лукичев, Д.Н. Егорычев; под ред. Ю.П. Анискина. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 386 с.

[12] См.: Положение о Департаменте лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (в ред. постановлений Правительства ХМАО – Югры от 01.03.2007 N 48-п, от 29.08.2007 N 212-п, от 20.12.2007 N 329-п, от 29.01.2009 N 16-п).

[13]См.: Положение о Департаменте лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (в ред. постановлений Правительства ХМАО – Югры от 01.03.2007 N 48-п, от 29.08.2007 N 212-п, от 20.12.2007 N 329-п, от 29.01.2009 N 16-п).

[14] См.: Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ (принят Государственной Думой 8 ноября 2006 года), (в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 22.07.2008 N 143-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ).

[15] См.: Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 14 мая 2007 г. №125 «Об утверждении порядка государственной и муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» .


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.