скачать рефераты

МЕНЮ


Методы стратегического финансового контроллинга

Одним из методов стратегического контроллинга есть так называемый анализ сильных (Strength) и слабых (Failure} мест, и имеющихся шансов (Opportunity) и рисков (Threat). В экономической литературе этот вид анализа отражается также как SWOT-анализ (SWOT-analysis). Данный вид анализа может осуществляться относительно всего предприятия, его структурных подразделений, а также в разрезе отдельных видов продукции. На основе результатов анализа эндогенной среды разрабатываются рекомендации относительно:

1)  устранения имеющихся слабых мест;

2) эффективного использования существующего потенциала (сильных сторон).

На рис. 3.6. в виде матрицы приведены типичные примеры сильных и слабых сторон отечественных предприятий, а также шансов и рисков, которые могут возникнуть под действием внешних обстоятельств.


Сильные стороны:

* квалифицированный инженерно-технический персонал;

 * низкие расходы на заработную плату;

 * наличие собственных производственных сооружений;

* приход молодых и энергичных сотрудников финансовых служб.

Слабые стороны:

* инертность и злоупотребление руководства предприятия;

* кражи на производстве;

* устаревший ассортимент продукции;

* высокая энергоемкость продукции;

 * неэффективная деятельность службы сбыта.

Дополнительные шансы:

 * рынок сформирован в основном за счет импорта;

* государством проводятся протекционистские мероприятия, направленные на защиту отечественного товаропроизводителя;

* иностранные инвесторы проявляют значительный интерес к отрасли, к которой принадлежит предприятие.

Риски:

* криминогенные риски;

* инфляционный риск (обесценивание реальной стоимости капитала);

 * риск неплатежеспособности или банкротства контрагентов;

 * риск изменения налогового законодательства и наложения финансовых санкций.

Рис. 3.6. Матрица SWOT-анализа


SWOT-анализ может быть детальным и проводиться в разрезе отдельных функциональных блоков деятельности, центров затрат, видов продукции и тому подобное. В табл. 3.3.приведена общая схема анализа сильных и слабых сторон в финансовой сфере.

Таблица 3.3.

Оценка сильных и слабых сторон в финансовой сфере

Объект анализа

Сильные стороны

Слабые стороны

1 . Ликвидность

 

 

2. Прибыльность

 

 

3. Cash-flow

 

 

4. Структура капитала

 

 

5. Структура активов

 

 

6. Дебиторская задолженность

 

 

7. Кредиторская задолженность

 

 

8. Финансовые отношения с инвесторами

 

 

9. Реальные инвестиции

 

 

10. Финансовые инвестиции

 

 

1 1 . Оборотность оборотных активов

 

 


В процессе анализа сильные и слабые места предприятия следует оценить с учетом основных тенденций изменений во внешней относительно предприятия среде. Так, ликвидность предприятия на актуальную дату может быть сильной стороной предприятия, однако через некоторый период в результате действия внешних факторов она может стать недостаточной и превратиться в слабое место.

Поскольку сильные и слабые места, как правило, являются относительными величинами, в процессе анализа их следует сравнивать с аналогиями на предприятиях-конкурентах. Во время анализа сильных и слабых мест определяются критические сферы, которые под действием специфических внешних и конкурентных факторов влияют на экономические результаты предприятия. Потом определяются ключевые параметры факторов, которые влияют на эффективность хозяйственной деятельности. Результаты анализа показываются наглядно в виде диаграмм, матриц, схем, графиков.

ЗАДАНИЕ 2:

Необходимо сформировать текущий бюджет фирмы «Оптимист». Фирма производит две модели товара: изделие А н изделие Б.

Ожидаемый объем продаж модели А составляет 2000 штук в год. ожидаемый объем продаж модели Б составляет 3000 штук в год.

Ожидаемая цена продаж (без НДС) модели А составляет 90 грн., модели Б - 160 грн.

Фактические остатки готовой продукции на начало планового периода составили 200 изделий модели А и 300 изделий модели Б.

Срок хранения запасов на складе для изделия А составляет 20 дней, для изделия Б -10 дней, длительность производственного цикла моделей А и Б составляет 7 дней при коэффициенте готовности 50%.

Запас незавершенной продукции на начало планового года составляет 10 штук модели А и 20 штук модели Б.

Для изготовления изделий А » Б используют 2 вида материалов: М1 и М2.

Нормы расхода материалов на единицу продукции А составляет:

М1-0,1 кг,М2-0.2 кг;

на единицу продукции Б составляет:

М1 - 0,2 кг, М2 - 0,2 кг

Цена за 1 кг материалам! составляет 100 грн. за 1 кг, а материала М2 - 80 грн. за 1 кг.

Запасы материалам! на начало года на складе составили 30 кг, на конец года - 70 кг. Запасы материала М2 на начало года на складе составили 50 кг, наконец года-40 кг.

Трудоемкость изготовления единицы изделия А составляет 4 человека/часа, трудоемкость изготовления единицы изделия Б составляет 5 человеко/часов.

Тарифная ставка оплаты одного человеко/часа равна 10 грн.

Отчисления от заработной платы при составлении бюджетов всех уровней составляет 34%

Исходные данные для формирования бюджета общепроизводственных расходов приведены в таблице 1.

При составлении бюджетов расходов на сбыт следует учесть, что расходы на транспортировку модели А составляют 0.5 грн.. модели Б – 0,8 грн. за единицу изделия. Расходы на упаковку единицы модели А составляют 1,5 грн., модели Б - 2,0 грн.

   Данные о постоянных расходах на сбыт продукции приведены в таблице 1.

Исходные данные для составления бюджета административных расходов приведены в таблице 1.

Составить: бюджет реализации, бюджет производства, бюджет потребности в материалах, бюджет закупок материалов, бюджет затрат труда основного производственного персонала, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет цеховой себестоимости, бюджет расходов на сбыт продукции, бюджет прибылей и убытков.

Таблица 1 

Исходные данные для расчета бюджетов общепроизводственных расходов

Статьи затрат

Сумма грн.

Общепроизводственные расходы:

       -вспомогательные материалы,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

      -энергозатраты                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

      -фонд оплаты труда

      -ремонт, техобслуживание оборудования   

              -амортизация

 Постоянные расходы на сбыт:

              -реклама и стимулирование сбыта

              -фонд оплаты труда отдела маркетинга  и   сбыта

              -услуги сторонних организаций

Административные расходы:

              -расходы на командировки расходы  на содержание  основных  средств общехозяйственного использования

               -расходы на связь

               -амортизация

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         


1500

14750

5700

2300

1800

 

1300

1600

                   1200

 

 

2500

                    500

1200


    

Решение:

Бюджет продаж:

Определим выручку без НДС

  А: 2 014 * 90 = 181 260 (грн.)

  Б:  3 014 * 160 = 482 240 (грн.)


Определим НДС:

 

А: 181 260 * 0,2 = 36 252 (грн.)

Б:  482 240  * 0,2 = 96 448 (грн.)


 Определим выручку с НДС:


А: 181 260 + 36 252 = 217 512 (грн.)

Б:  482 240 + 96 448 = 578 688 (грн.)

Составим бюджет реализации

Таблица 1

Бюджет реализации

 

наименовании продукции

Количество, шт.

Цена без НДС, грн

Выручка без НДС, грн.

НДС, грн.

Выручка +НДС, грн.

А

2 014

90

181 260

36 252

217 512

Б

3 014

160

482 240

96 448

578 688

Итого:

 

 

 

 

796 200


 Для определения бюджета продаж определим бюджет производства:

 Необходимый запас готовой продукции:

 ГПкi  = Si*ti : T

 ГПкa = 2 014 * 20 : 360 = 112 (шт.)

 ГПкб = 3 014 * 10 : 360 = 84 (шт.)


Производственный бюджет:


ТПi =РПi + ГПкi - ГПнi

ТПа = 2 014 + 112 – 200 = 1 926 (шт.)

ТПб = 3 014 + 84 – 300 = 2 798 (шт.)


Запас незавершенной продукции:


НЗПki = Вi*ti*Kг:T

НЗПkА = 1 926 * 7 * 0,5 : 360 = 19 (шт.)

НЗПkБ = 2 798 * 7 * 0,5 : 360 = 27 (шт.)


Объём выпуска валовой продукции.


 ВПi = ТПi + НЗПki - НЗПнi

ВПА = 1 926 + 19 -10 = 1 935 (шт.)

ВПБ = 2 798 + 27 - 20 = 2 805 (шт.)


Составим бюджет производства (производственную программу).


Таблица 2

Производственная программа и бюджет переходящих запасов готовой продукции

 

наименование

Объём реализации

Срок хранения запасов, дни

Запас готовой продукции, шт.

Товарная продукция, шт.

На конечный период

На начальный период

А

2014

20

112

200

1926

Б

3014

10

84

300

2798

 

Таблица 3

Производственная программа и бюджет переходящих запасов незавершённой продукции.

 

наименование

Товарная продукция

Длительность производственного цикла, дн.

Коэффициент готовности, %

Запас незавершённой продукции, шт.

Валовая продукция, (шт)

На начальный период

На конечный период

А

1926

7

50

19

10

1935

Б

2798

7

50

27

20

2805


 Потребность в материалах:

   М=H*Q+Mk

Для продукции А:

  1).М1 на весь объём: 0,1*1935=193,5≈194(шт)

   2). М2 на весь объём: 0,2*1935=387 (шт)

Для продукции Б:

   1).М1 на весь объём: 0,2*2805=561(шт)

   2). М2  на весь объём: 0,2*2805=561(шт)

Данные сведем в таблице:

Таблица 4

Расход материалов, кг, по видам продукции.

 

материал

Продукция А

Продукция Б

Итого потребность на расход, кг

На 1 шт

На весь объём

На 1 шт

На весь объём

М1

0,1

193,5(194)

0,2

561

755

М2

0,2

387

0,2

561

948


Объём закупок:

М= H*Q+Мк

М1 = 755 + 70 = 825 (кг)

M2 = 948 + 40 = 988 (кг)

З1 = 825 – 30 = 795 (кг)

З2 = 988 – 50 = 987 (кг)

Стоимость закупок :

С= З*Ц

С1 = 795 * 100 = 79500 (грн)

С2 = 938 * 80 = 75 040 (грн)

Составим бюджет потребности материала и бюджет закупок материалов:

Таблица 5

Бюджет потребности материала и бюджет закупок материалов.


материал

Потребность на расход, кг

Запас материалов на конец периода

Итог потребность в материалах

Запас материалов на начало периода

Объём закупок

Цена за один кг, грн

Стоимость закупок, грн

М1

755

70

825

30

795

100

79 500

М2

948

40

988

50

938

80

75 040

Итого:

 

 

 

 

 

 

154 540

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.