скачать рефераты

МЕНЮ


Методы управления проектами

Методы управления проектами

1. Мир управления проектами


Проект (англ – project) – это что-либо, что однажды задумывается или планируется, например, предприятие (толковый словарь Webster).

Проект – некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения.

Проекты – это то что изменяет наш мир: строительство здания, программы научно-исследовательских работ, реконструкция предприятия, создание новой организации, разработка новой технологии и техники, сооружение корабля, создание кинофильма, развитие региона и т.п.

Проект включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации результаты.

Под проектом понимается система сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых для их реализации физических объектов, технологических приемов, технической и организационной документации, материальных, трудовых и иных ресурсов, а так же управленческих решений и мероприятий по их выполнению.

Проект является целенаправленной, ориентированной во времени последовательностью, как правило однократных, комплексных и нерегулярно повторяющихся действий (мероприятий или работ) со следующими специфическими признаками:

-       однократность и комплексность структуры проекта;

-       сложность структуры проекта;

-       специфичность содержательных и финансовых результатов;

-       заданность сроков начала и окончания и тем самым, заданность временной цели;

-       нерегулярность осуществления.

Проект это одноразовая совокупность действий и задач, обладающая следующими отличительными признаками:

1.                 Четкие цели которые должны быть достигнуты, с одновременным выполнением ряда технических, экономических и других требований;

2.                 Внутренние и внешние взаимосвязи задач, работ, операций и ресурсов, которые требуют четкой координации в процессе реализации проекта;

3.                 Определенные сроки начала и окончания проекта;

4.                 Ограниченные ресурсы;

5.                 Определенная степень уникальности цели проекта, условий осуществления;

6.                 Неизбежность различных конфликтов.

Проект, это товар, реализуемый по условиям и потребностям заказчика, будущего владельца. В рыночной экономике, заказчик (владелец) – отдельное, заинтересованное в реализации проекта физическое или юридическое лицо, вкладывающее в проект свои или заемные средства и принимающее решения по вопросам сроков, стоимости, контроля, качества и т.д.

Методы управления проектами позволяют:

·                    определить цели проекта и провести его обоснование, его жизнеспособность.;

·                    выявить структуру проекта (подцели, задачи, работы которые предстоит выполнить);

·                    определить необходимые объемы и источники финансирования;

·                    подобрать исполнителей – в частности, через процедуры торгов и конкурсов;

·                    подготовить и заключить контракты;

·                    определить сроки реализации проекта, составить график его выполнения, рассчитать необходимые ресурсы;

·                    рассчитать смету и бюджет проекта;

·                    планировать и учитывать риски;

обеспечить контроль за ходом реализации проекта и др. Управление проектом – искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения системы современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.

Варианты схем управления проектами.

«Основная» система». Руководитель (менеджер) проекта представитель («агент») заказчика, финансовой ответственности за принимаемые решения не несет. Им может быть любая фирма – участник проекта. В этом случае менеджер проекта отвечает за координацию и управление ходом разработки и реализации проекта, в контрактных отношениях с другими участниками проекта (кроме заказчика) не состоит. Преимущество – объективность менеджера, недостаток – риск за судьбу проекта лежит на заказчике.

Система «расширенного управления». Руководитель (менеджер) проекта – принимает ответственность за проект в пределах фиксированной (сметной) цены. Менеджер обеспечивает управление и координацию процессов проекта по соглашениям между ним и участниками проекта в пределах фиксированной цены. Им может быть подрядная или консалтинговая фирма (иногда – инжиниринговая). Консалтинговая фирма управляет проектом, координирует поставки и работы по инжинирингу. Риск возлагается на подрядчика.

Система «ускоренного строительства» (система «под ключ») Руководитель (менеджер) проекта – проектно-строительная фирма, с которой заказчик заключает контракт «под ключ» с объявленной стоимостью проекта.

Можно выделить несколько основных факторов (классификационных признаков), которые определяют каждый конкретный проект:

¨                  масштаб (размер) проекта;

¨                  сложность проекта;

¨                  сроки реализации;

¨                  ограниченность ресурсов;

место и условия реализации проекта.

Инвестиционный проект. Понятие «инвестиционный проект» употребляется в двух смыслах:

как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;

как система организационно правовых расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких либо действий или описывающих такие действия.

Формы инвестиций:

денежные средства и их эквиваленты (ценные вклады, оборотные средства, паи и доли в уставных капиталах предприятия, ценные бумаги, кредиты, займы, залоги);

земля;

здания, сооружения, оборудование и любое другое имущество, используемое в производстве и обладающее ликвидностью;

имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом, секреты производства, лицензии на передачу прав промышленной собственности.

Малые проекты. Малые проекты допускают ряд упрощений в процедуре проектирования и реализации, формирования команды проекта и т.д.

Мегапроект. Это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем.

Качество-бездефектные проекты в качестве доминирующего фактора используют повышенное качество (атомные электростанции)

Мультипроекты – это комплекс взаимосвязанных проектов.

Монопроекты – имеют четко очерченные ресурсные, временные и др. рамки, реализуемые единой проектной командой, и представляют собой отдельные инвестиционные, специальные и др. проекты.

Международные проекты.

Период времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации называется жизненным циклом проекта (проектным циклом).

Любой проект проходит через какие-то фазы. Состояния, через которые проходит проект, принято называть фазами, этапами или стадиями.

В любом проекте можно выделить два крупных блока работ:

1. Основная деятельность по проекту сводится к следующему: прединвестиционные исследования;

-                      планирование проекта;

-                      разработка проектно-сметной документации;

-                      проведение торгов и заключение контрактов;

-                      строительно-монтажные работы; выполнение пуско-наладочных работ;

-                      сдача проекта;

-                      эксплуатация проекта, выпуск продукции;

-                      ремонт оборудования и развитие производства;

-                      демонтаж оборудования (закрытие проекта)

2. Обеспечение проекта:

-                      организационное;

-                      правовое;

-                      кадровое;

-                      финансовое; материально-техническое;

-                      коммерческое (маркетинговое);

-                      информационное.

Структура проекта – это организация связей и отношений между ее элементами строительные проекты, как правило, имеют иерархическую переменную структуру, которая формируется применительно к условиям функционирования

Структура проекта призвана определить продукцию, которую необходимо разработать или произвести, и связывает элементы работы, которые предстоит выполнить, – как между собой, так и с конечной целью проекта.

Применительно к реальным проектам, структура разбивки проекта должна сочетать разделение на:

1) компоненты продукции проекта;

2) этапы жизненного цикла;

3) элементы организационной структуры.

Кроме того, процесс структуризации проекта является неотъемлемой частью общего процесса планирования проекта и определения его целей, а также подготовки сводного (генерального) плана проекта и матрицы распределении ответственности и обязанностей.

Основные задачи структуризации проекта:

•        разбивка проекта на поддающиеся управлению блоки;

•        распределение ответственности за различные элементы проекта и увязка работ со структурой организации (ресурсами);

•        точная оценка необходимых затрат – средств‚ времени и материальных ресурсов;

•        создание единой базы для планирования, составления смет и контроля за затратами;

•        увязка работ по проекту с системой ведения бухгалтерских счетов в компании;

•        переход от общих, не всегда конкретно выражаемых., целей к определенным заданиям, выполняемым подразделениями компании;

•        наличие комплексов работ (подрядов)

Процесс структуризации проекта может быть представлен в виде следующей последовательности действий

Дерево целей – это графы, схемы, показывающие, как генеральная цель проекта разбивается на подцели следующего уровня и т.д. (дерево–это связанный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязи элементов, в данном случае такими элементами являются цели и подцели).

Дерево решений – граф, схема, отражающие структуру задачи оптимизации многошагового процесса. Ветви дерева отображают различные события, которые могут иметь место, а узлы (вершины) – точки, в которых возникает необходимость выбора.

Дерево работ. На каждой стадии планирования необходимо разделить работы по проекту на части. Эта процедура известна как составление дерева работ проекта (WBS – Work Breakdown Structure).

Организационная структура исполнителей. Схема организационной структуры проекта (CBS – Crganisation Breakdown Structure). Цель CBS состоит в указании не только исполнителей работ для каждого и ОВS, те. выделяются пакеты работ с назначенными для них исполнителями, что дает возможность подготавливать сетевой график узловых событий. Наконец, становится возможным разработать детальные сетевые графики. соответствующие узловым событиям и целям. Поскольку эти сетевые графики представляют не проект в целом, а его отдельные пакеты работ, они называются сетевыми блоками или подсетями.

Структура потребляемых ресурсов, для анализа средств, которые необходимы для пакета, но и в определении отделов организаций, ответственных за выполнение соответствующих работ.

Матрица ответственности – связывает пакеты работ с организациями-исполнителями на основе WBS и CBS. В матрице определяются основные исполнители по пакетам работ.

Сетевые модели. По мере продвижения работы над проектом создаются деревья WBS достижения целей и подцелей проекта, осуществляется структуризация ресурсов различных типов. Иерархически построенный граф фиксирует необходимые на каждом уровне ресурсы для реализации проекта.

Проект имеет ряд свойств, о которых целесообразно помнить, так как это помогает методически правильно организовать работу по его реализации:

•        проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, называемом внешней средой;

•        состав проекта не остается неизменным в процессе его реализации и развития: в нем могут появляться новые элементы (объекты) и из его состава могут удаляться некоторые его элементы;

•        проект, как и всякая система, может быть разделен на элементы, при этом между выделяемыми элементами должны определяться и поддерживаться определенные связи.

Участники проекта.

Участники проекта – основной элемент его структуры, так как именно они обеспечивают реализацию его замысла.

Главный участник – Заказчик.

Не менее важная роль принадлежит Инвестору

Генеральный Проектировщик (Генпроектировщик)

За рубежом чаще всего их представляют Архитектор и Инженер. Архитектор – это лицо или организация, имеющие право профессионально на основе соответствующим образом оформленной лицензии выполнять работу по созданию проектно-сметной документации, спецификаций требований к проведению торгов и даже общее управление проектом.

Инженер – это лицо или организация имеющая лицензию на занятие т.н. инжинирингом-то есть, комплексом услуг, связанных с процессом производства и реализации продукции проекта. Инжиниринг включает фазы планирования работ, инженерного проектирования, проведения испытаний, контроля за сдачей в эксплуатацию.

Генеральный Поставщик)

Подрядчик (Генеральный Подрядчик, Субподрядчик)

Консультантом.

Руководитель Проекта (в принятой на Западе терминологии – Проект-менеджер или Менеджер проекта). Это – юридическое лицо, которому заказчик (или, может быть, инвестор или другой участник проекта) делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта.

Команда Проекта

Лицензиар – юридическое или физическое лицо – обладатель лицензий и «ноу-хау», используемых в проекте. Лицензиар предоставляет (обычно на коммерческих условиях) право использования в проекте необходимых научно-технических достижений.




2. Эффективность проекта


2.1 Разработка концепции проекта


Любой инвестор, прежде чем вложить деньги задается вопросом:

¨                  в какой проект стоит вложить деньги (средства)?

¨                  сколько (хотя бы примерно) этих средств будет нужно?

¨                  когда вложенные средства начнут приносить доход?

¨                  сколько прибыли на вложенные средства можно получить?

¨                  и, наконец, если средства ограничены, а они зачастую ограничены, то где взять деньги для проекта?

Разработка концепции состоит из двух этапов:

1.                 Формирование инвестиционного замысла (идеи) проекта;

2.                 Анализ инвестиционных возможностей.

1. Формирование инвестиционного замысла (идеи).

Причины появления замысла и проектов:

-                      Неудовлетворенный спрос;

-                      Избыточные ресурсы;

-                      Инициатива предпринимателей;

-                      Реакция на политическое и социальное давление;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.