Методы управления проектами
Методы управления проектами
1. Мир управления проектами
Проект (англ – project) – это что-либо,
что однажды задумывается или планируется, например, предприятие (толковый
словарь Webster).
Проект – некоторая
задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями),
обусловливающими способ ее решения.
Проекты – это то что изменяет наш
мир: строительство здания, программы научно-исследовательских работ,
реконструкция предприятия, создание новой организации, разработка новой
технологии и техники, сооружение корабля, создание кинофильма, развитие региона
и т.п.
Проект включает в себя замысел
(проблему), средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе
реализации результаты.
Под проектом понимается система сформулированных в его
рамках целей, создаваемых или модернизируемых для их реализации физических
объектов, технологических приемов, технической и организационной документации,
материальных, трудовых и иных ресурсов, а так же управленческих решений и
мероприятий по их выполнению.
Проект является целенаправленной,
ориентированной во времени последовательностью, как правило однократных,
комплексных и нерегулярно повторяющихся действий (мероприятий или работ) со
следующими специфическими признаками:
-
однократность и комплексность структуры проекта;
-
сложность структуры проекта;
-
специфичность содержательных и финансовых результатов;
-
заданность сроков начала и окончания и тем самым, заданность
временной цели;
-
нерегулярность осуществления.
Проект это одноразовая
совокупность действий и задач, обладающая следующими отличительными
признаками:
1.
Четкие цели которые должны быть достигнуты, с одновременным
выполнением ряда технических, экономических и других требований;
2.
Внутренние и внешние взаимосвязи задач, работ, операций и
ресурсов, которые требуют четкой координации в процессе реализации проекта;
3.
Определенные сроки начала и окончания проекта;
4.
Ограниченные ресурсы;
5.
Определенная степень уникальности цели проекта, условий
осуществления;
6.
Неизбежность различных конфликтов.
Проект, это товар, реализуемый по
условиям и потребностям заказчика, будущего владельца. В рыночной экономике,
заказчик (владелец) – отдельное, заинтересованное в реализации проекта
физическое или юридическое лицо, вкладывающее в проект свои или заемные
средства и принимающее решения по вопросам сроков, стоимости, контроля, качества
и т.д.
Методы управления проектами позволяют:
·
определить цели проекта и провести его обоснование, его
жизнеспособность.;
·
выявить структуру проекта (подцели, задачи, работы которые
предстоит выполнить);
·
определить необходимые объемы и источники финансирования;
·
подобрать исполнителей – в частности, через процедуры торгов и
конкурсов;
·
подготовить и заключить контракты;
·
определить сроки реализации проекта, составить график его
выполнения, рассчитать необходимые ресурсы;
·
рассчитать смету и бюджет проекта;
·
планировать и учитывать риски;
обеспечить контроль за ходом реализации проекта и др. Управление
проектом – искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов
на протяжении жизненного цикла проекта путем применения системы современных
методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов
по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению
участников проекта.
Варианты схем управления проектами.
«Основная» система». Руководитель
(менеджер) проекта представитель («агент») заказчика, финансовой
ответственности за принимаемые решения не несет. Им может быть любая фирма –
участник проекта. В этом случае менеджер проекта отвечает за координацию и
управление ходом разработки и реализации проекта, в контрактных отношениях с
другими участниками проекта (кроме заказчика) не состоит. Преимущество –
объективность менеджера, недостаток – риск за судьбу проекта лежит на
заказчике.
Система «расширенного управления». Руководитель (менеджер) проекта – принимает ответственность за
проект в пределах фиксированной (сметной) цены. Менеджер обеспечивает
управление и координацию процессов проекта по соглашениям между ним и
участниками проекта в пределах фиксированной цены. Им может быть подрядная или
консалтинговая фирма (иногда – инжиниринговая). Консалтинговая фирма управляет
проектом, координирует поставки и работы по инжинирингу. Риск возлагается на
подрядчика.
Система «ускоренного строительства» (система «под ключ») Руководитель (менеджер) проекта –
проектно-строительная фирма, с которой заказчик заключает контракт «под ключ» с
объявленной стоимостью проекта.
Можно выделить несколько основных факторов (классификационных
признаков), которые определяют каждый конкретный проект:
¨
масштаб (размер) проекта;
¨
сложность проекта;
¨
сроки реализации;
¨
ограниченность ресурсов;
место и условия реализации проекта.
Инвестиционный проект. Понятие
«инвестиционный проект» употребляется в двух смыслах:
как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление
комплекса каких либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;
как система организационно правовых расчетно-финансовых
документов, необходимых для осуществления каких либо действий или описывающих
такие действия.
Формы инвестиций:
денежные средства и их эквиваленты (ценные вклады, оборотные
средства, паи и доли в уставных капиталах предприятия, ценные бумаги, кредиты,
займы, залоги);
земля;
здания, сооружения, оборудование и любое другое имущество,
используемое в производстве и обладающее ликвидностью;
имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным
эквивалентом, секреты производства, лицензии на передачу прав промышленной
собственности.
Малые проекты. Малые проекты
допускают ряд упрощений в процедуре проектирования и реализации, формирования
команды проекта и т.д.
Мегапроект. Это целевые
программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей
целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем.
Качество-бездефектные проекты в
качестве доминирующего фактора используют повышенное качество (атомные
электростанции)
Мультипроекты – это комплекс
взаимосвязанных проектов.
Монопроекты – имеют четко
очерченные ресурсные, временные и др. рамки, реализуемые единой проектной
командой, и представляют собой отдельные инвестиционные, специальные и др.
проекты.
Международные проекты.
Период времени между моментом появления проекта и моментом его
ликвидации называется жизненным циклом проекта (проектным циклом).
Любой проект проходит через какие-то фазы. Состояния, через
которые проходит проект, принято называть фазами, этапами или стадиями.
В любом проекте можно выделить два крупных блока работ:
1. Основная деятельность по проекту сводится к следующему: прединвестиционные
исследования;
-
планирование проекта;
-
разработка проектно-сметной документации;
-
проведение торгов и заключение контрактов;
-
строительно-монтажные работы; выполнение пуско-наладочных работ;
-
сдача проекта;
-
эксплуатация проекта, выпуск продукции;
-
ремонт оборудования и развитие производства;
-
демонтаж оборудования (закрытие проекта)
2. Обеспечение проекта:
-
организационное;
-
правовое;
-
кадровое;
-
финансовое; материально-техническое;
-
коммерческое (маркетинговое);
-
информационное.
Структура проекта – это организация связей и отношений между
ее элементами строительные проекты, как правило, имеют иерархическую переменную
структуру, которая формируется применительно к условиям функционирования
Структура проекта призвана определить
продукцию, которую необходимо разработать или произвести, и связывает элементы
работы, которые предстоит выполнить, – как между собой, так и с конечной целью
проекта.
Применительно к реальным проектам, структура
разбивки проекта должна сочетать разделение на:
1) компоненты продукции проекта;
2) этапы жизненного цикла;
3) элементы организационной структуры.
Кроме того, процесс структуризации проекта
является неотъемлемой частью общего процесса планирования проекта и определения
его целей, а также подготовки сводного (генерального) плана проекта и матрицы
распределении ответственности и обязанностей.
Основные задачи структуризации проекта:
• разбивка проекта на поддающиеся
управлению блоки;
• распределение ответственности за
различные элементы проекта и увязка работ со структурой организации (ресурсами);
• точная оценка необходимых затрат – средств‚
времени и материальных ресурсов;
• создание единой базы для
планирования, составления смет и контроля за затратами;
• увязка работ по проекту с системой
ведения бухгалтерских счетов в компании;
• переход от общих, не всегда
конкретно выражаемых., целей к определенным заданиям, выполняемым
подразделениями компании;
• наличие комплексов работ (подрядов)
Процесс структуризации проекта может быть представлен в виде
следующей последовательности действий
Дерево целей – это графы, схемы, показывающие, как
генеральная цель проекта разбивается на подцели следующего уровня и т.д.
(дерево–это связанный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязи элементов, в
данном случае такими элементами являются цели и подцели).
Дерево решений – граф, схема, отражающие структуру задачи
оптимизации многошагового процесса. Ветви дерева отображают различные события,
которые могут иметь место, а узлы (вершины) – точки, в которых возникает
необходимость выбора.
Дерево работ. На каждой стадии планирования необходимо
разделить работы по проекту на части. Эта процедура известна как составление
дерева работ проекта (WBS – Work Breakdown Structure).
Организационная структура исполнителей. Схема организационной структуры проекта
(CBS – Crganisation Breakdown Structure). Цель CBS состоит в указании не только
исполнителей работ для каждого и ОВS, те. выделяются пакеты работ с
назначенными для них исполнителями, что дает возможность подготавливать сетевой
график узловых событий. Наконец, становится возможным разработать детальные
сетевые графики. соответствующие узловым событиям и целям. Поскольку эти
сетевые графики представляют не проект в целом, а его отдельные пакеты работ,
они называются сетевыми блоками или подсетями.
Структура потребляемых ресурсов, для анализа средств, которые необходимы для
пакета, но и в определении отделов организаций, ответственных за выполнение
соответствующих работ.
Матрица ответственности – связывает пакеты работ с
организациями-исполнителями на основе WBS и CBS. В матрице определяются
основные исполнители по пакетам работ.
Сетевые модели. По мере продвижения работы над проектом
создаются деревья WBS достижения целей и подцелей проекта, осуществляется
структуризация ресурсов различных типов. Иерархически построенный граф
фиксирует необходимые на каждом уровне ресурсы для реализации проекта.
Проект имеет ряд свойств, о которых
целесообразно помнить, так как это помогает методически правильно
организовать работу по его реализации:
• проект возникает, существует и
развивается в определенном окружении, называемом внешней средой;
• состав проекта не остается неизменным в процессе его реализации
и развития: в нем могут появляться новые элементы (объекты) и из его состава
могут удаляться некоторые его элементы;
• проект, как и всякая система, может
быть разделен на элементы, при этом между выделяемыми элементами должны
определяться и поддерживаться определенные связи.
Участники проекта.
Участники проекта – основной элемент его
структуры, так как именно они обеспечивают реализацию его замысла.
Главный участник – Заказчик.
Не менее важная роль принадлежит Инвестору
Генеральный Проектировщик (Генпроектировщик)
За рубежом чаще всего их представляют Архитектор
и Инженер. Архитектор – это лицо или организация, имеющие право профессионально
на основе соответствующим образом оформленной лицензии выполнять работу по
созданию проектно-сметной документации, спецификаций требований к проведению
торгов и даже общее управление проектом.
Инженер – это лицо или организация имеющая лицензию на занятие
т.н. инжинирингом-то есть, комплексом услуг, связанных с процессом производства
и реализации продукции проекта. Инжиниринг включает фазы планирования работ,
инженерного проектирования, проведения испытаний, контроля за сдачей в
эксплуатацию.
Генеральный Поставщик)
Подрядчик (Генеральный Подрядчик,
Субподрядчик)
Консультантом.
Руководитель Проекта (в принятой на Западе терминологии – Проект-менеджер
или Менеджер проекта). Это – юридическое лицо, которому заказчик
(или, может быть, инвестор или другой участник проекта) делегирует полномочия
по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ
участников проекта.
Команда Проекта
Лицензиар – юридическое или физическое лицо – обладатель лицензий
и «ноу-хау», используемых в проекте. Лицензиар предоставляет (обычно на
коммерческих условиях) право использования в проекте необходимых
научно-технических достижений.
2. Эффективность проекта
2.1 Разработка концепции проекта
Любой инвестор, прежде чем вложить деньги задается вопросом:
¨
в какой проект стоит вложить деньги
(средства)?
¨
сколько (хотя бы примерно) этих средств
будет нужно?
¨
когда вложенные средства начнут
приносить доход?
¨
сколько прибыли на вложенные средства
можно получить?
¨
и, наконец, если средства ограничены, а
они зачастую ограничены, то где взять деньги для проекта?
Разработка концепции состоит из двух этапов:
1.
Формирование инвестиционного замысла
(идеи) проекта;
2.
Анализ инвестиционных возможностей.
1. Формирование инвестиционного замысла (идеи).
Причины появления замысла и проектов:
-
Неудовлетворенный спрос;
-
Избыточные ресурсы;
-
Инициатива предпринимателей;
-
Реакция на политическое и социальное
давление;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|