скачать рефераты

МЕНЮ


Механизмы формирования доходов работников в зависимости от роста эффективности производства


Действенные механизмы участия в прибылях предприятий были составной частью государственной экономической политики в бывшем СССР: премирование инженерно-технических работников и служащих осуществлялось из фонда материального поощрения, образованного из прибыли предприятий по определенным нормативам. Это был элемент коллективной заинтересованности работников в конечных результатах (в выполнении плана). Теперь на предприятиях Украины подобные механизмы отсутствуют. Государство не участвует в оптимизации отношений между трудом и капиталом, не разрабатывает законодательные и организационные формы социального партнерства. Однако в данном направлении кое-что сделано. На рассмотрение Верховной Рады представлено несколько соответствующих законопроектов - "О государственно-частном партнерстве в Украине", "О социальном диалоге в Украине" (приняты в первом чтении 3 августа 2008 г.). В апреле 2008 г. подписано Генеральное соглашение между профсоюзами Украины, Кабинетом Министров и всеук-раинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей, в котором зафиксировано, что профсоюз как сторона коллективного договора с работодателем участвует в распределении прибыли. Впрочем, такой порядок действителен только для государственного сектора экономики, а частный бизнес сопротивляется, аргументируя свои позиции тем, что в Хозяйственном кодексе Украины отсутствует статья Закона Украины "О предприятии" (1991 г.), которая предусматривала бы норму использования прибыли предприятия с учетом мнения трудового коллектива. Исходя из собственных эгоистических интересов предприниматели утверждают, что профсоюз и трудовой коллектив не должны иметь никакого отношения к распределению прибыли и что право собственника, выдав заработную плату, распоряжаться прибылью по своему усмот-рению 10. К слову, в странах с развитой экономикой признают необходимым до 20% прибыли предприятия отдавать в пользу наемных работников, сглаживая тем самым противоречия между трудом и капиталом.

Участие профсоюзов в распределении прибыли не означает, что они оказываются в положении просителя, который униженно вымаливает надбавку у работодателя из прибыли предприятия для трудового коллектива. Проводя коллективные переговоры и заключая тарифные соглашения, профсоюзные лидеры должны чувствовать себя равноправными партнерами, занимать жесткую позицию в определении вклада коллектива в конечные результаты работы предприятия. И потому нужно законодательно закрепить положение об универсальном алгоритме (способе) определения величины этого вклада в виде дополнительных выплат из прибыли, представляющих собой произведение фактически начисленного фонда заработной платы и коэффициента (темпа прироста) производительности живого труда в рассматриваемом периоде.

Приведем некоторые способы реализации таких механизмов в Украине, допуская, что их внедрение произошло в 2001 г.

1- й вариант. Дополнительная часть доходов работников полностью выплачивается из чистой прибыли предприятия (см. табл. 5). В результате эти доходы по годам периода возросли бы на 2,5-13,7%, чистая прибыль уменьшилась на 3,3—14,6%, а поступления государства остались бы на прежнем уровне. Но реализация такого варианта по инициативе предпринимателей представляется маловероятной, а у государства нет рычагов административного воздействия на соответствующие процессы. Поэтому необходимо найти компромиссные варианты взаимоотношений в треугольнике "государство — предприниматель -работник", основанные на экономической заинтересованности сторон в проведении тех или иных решений. Одним из путей является уменьшение налоговой нагрузки на прибыль предприятий.



2- й вариант. Уменьшения величины налогов можно достигнуть, снизив начисления на прибыль или сузив базу налогообложения. Последнее будет реальным, если изменить очередность распределения общей прибыли: выплаты из нее дополнительных доходов наемным работникам за повышение производительности труда необходимо сделать приоритетными. Если на законодательном уровне признать целесообразность такого шага, то это будет способствовать большей заинтересованности работодателей в повышении доходов работников.

Результаты расчетов показывают, что в этом варианте чистая прибыль предпринимателей уменьшается медленнее, в разные годы рассматриваемого периода - от 2,7 до 12,6%. Вместе с тем и поступления в госбюджет от налогообложения прибыли также уменьшаются (см. табл. 6).

3- й вариант предусматривает непосредственное участие государства в росте доходов наемных работников. Дополнительные выплаты им формируются как из чистой прибыли предприятия, так и из части налогов на прибыль, которые государство оставляет на такие цели предприятию. Соотношение участия государства и работодателей в повышении доходов работников обусловливается многими факторами, например, организационно-правовыми формами хозяйствования (государственное, акционерное, частное предприятие) и пр. Однако в любом случае участие государства должно быть достаточно весомым, иначе работодатели не будут заинтересованы в направлении прибыли на дополнительные выплаты. Оптимальна ситуация, когда государство и работодатель выступают как равноправные партнеры, — половину эффекта от повышения производительности труда компенсирует государство, уменьшив налог на прибыль, а вторую половину - работодатель, уменьшив чистую прибыль. Приведенные в таблице 7 расчеты показывают, что этот механизм дает возможность равномернее распределить дополнительную величину выплат работникам между экономическими агентами: чистая прибыль работодателей уменьшается от 1,6% в 2005 г. до 5,7% в 2006 г., а поступления государства - от 1,6% в 2005 г. до 9,6% в 2004 г.

 


Таблица б

Результаты повышения доходов работников (Д, р) на величину Эп т '' за счет уменьшения общей прибыли (млн. грн.)

№п/п

Показатель

2000 г.

2001г.

2002 г.

2003 г.

2004г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

1

Эффект, связанный с фондом зарплаты (3™Ш)

-

7286

3756

9513

15408

3868

16310

11936

2

Доход работников (Дк.р)










(гр. 1.4.1 табл. 1 +гр. 1)

51379

69029

77411

96790

127872

158582

208189

271412

3

Общая прибыль (после вычета Э^'Пл), которая










подлежит налогообложению










(гр. 1.1 табл. 1 - гр. 1)

47092

57177

64536

79748

106678

137826

153633

218481

4

Скорректированный налог на прибыль (Нал ^)










(гр. Зхгр. 1.5 табл. 1)

7698

7342

8880

11827

14124

22824

23659

32619

5

Скорректированная чистая прибыль (ЧПр^)










(гр. 3 - гр. 4)

39394

49835

55656

67921

92554

115002

129983

185862

6

Поступления в госбюджет










(гр. 4 + гр. 1.2.2 табл. 1 + 1.4.2 табл. 1)

49074

51023

56583

63748

78111

117323

147725

191259

7

Прирост (уменьшение) (% к соответствующим










показателям табл. 1):









7.1

- дохода работников










(гр. 2: гр. 1.4.1 табл. 1)

0

+11,8

+5,1

+10,9

+13,7

+2,5

+8,5

+4,6

7.2

- чистой прибыли работодателя










(гр. 5: гр. 1.3 табл. 1)

0

-8,87

-5,50

-10,7

-12,62

-2,73

-9,6

-5,2

7.3

- поступлений в госбюджет (гр. 6: (гр. 1.2 табл. 1 +










гр. 1.4.2 табл. 1))

0

-1,81

-0,90

-2,16

-2,54

-0,54

-1,7

-0,9



Таблица 7

Результаты повышения доходов работников (Дяг) на величину ЭЗПл за счет уменьшения налога на прибыль и чистой прибыли (млн. грн.)

№ п/п

Показатель

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

1

Эффект, связанный с фондом зарплаты (Э^1")

_

7289

3756

9514

15408

3868

16310

11936

2

Доход работников (Д^р)

51379

69029

77411

96791

127872

158582

208189

271412

3

Скорректированный налог на прибыль (Нал)










(гр. 1.2.1 табл. 1 -0,5хгр. 1)

-

4637

7520

8480

8458

21530

18017

28439

4

Скорректированные налоги (Яа/іс1[)










(гр. 3 + гр. 1.2.2 табл. 1)

-

23621

25761

25490

27459

54143

65331

83288

5

Скорректированная чистая прибыль (ЧПрск)










(гр. 1.3 табл. 1 - 0,5 х гр. 1)

-

52540

57016

71267

98220

116296

135616

190042

6

Поступления в госбюджет










(гр. 1.4.2 табл. 1 + гр. 4)

20551

48318

55223

60401

72445

116029

142083

187079

7

Прирост (уменьшение) (% к соответствующим показателям табл. 1):









7.1

- доходов работников










(гр. 2: гр. 1.4.1 табл. 1)

0

+ 11,8

+5,1

+ 10,9

+13,7

+2,5

+8,5

+4,6

7.2

- чистой прибыли работодателя










(гр. 5: гр. 1.3 табл. 1)

0

-6,5

-3,2

-6,3

-73

-1,6

-5,7

-3,0

7.3

- поступлений в госбюджет










(гр. 6: (гр. 1.2 табл. 1 + гр. 1.4.2 табл. 1))

0

-7,0

-33

-8,7

-9,6

-1,6

-5,4

-3,1


В таблице 8 подведены итоги распределения чистого внутреннего продукта между экономическими агентами в зависимости от способов учета эффекта вследствие повышения производительности труда.


Таблица 8

Распределение ЧВП между субъектами рынка при повышении доходов работников в зависимости от производительности труда в 2001-2007 гг. (ЧВП=100%)(%)

Способ учета эффекта

Субъект рынка

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

I. Базовый

1. Государство

35,1

30,6

30,1

28,5

26,3

30,2

30,9

29,8


2. Работодатель

28,2

33,1

31,1

33,3

35,5

30,2

29,6

30,2


3. Работник

36,7

36,3

38,8

38,2

37,7

39.6

39,5

40,0

II. За счет повы-

1. Государство

35,1

31,6

31,3

30,4

29,7

32,1

33,4

32,1

шения оплаты

2. Работодатель

28,2

27,8

23,8

21,7

19,0

16,7

13,6

15,4

труда в себестои-

3. Работник

36,7

40,6

44,9

47,9

51,3

51,2

53,0

52,5

мости продукции










Ш. За счет

1. Государство

35,1

30,6

30,1

28,5

26,8

30,2

31,0

29,7

уменьшения чистой

2. Работодатель

28,2

28,8

29,6

29,1

30,3

29,3

26,2

28,4

прибыли

3. Работник

36,7

40,6

40,8

42,4

42,8

40,6

42,8

41,9

IV. За счет

1. Государство

35,1

30,0

29,8

27,9

26,2

30.0

30,4

29,4

уменьшения общей

2. Работодатель

28,2

26,3

29,4

29,7

31,0

29,4

26,8

28,7

прибыли

3. Работник

36,7

40,6

40,8

42,4

42,8

40,6

42,8

41,9

V. За счет

1. Государство

35,1

28,4

29,1

26,4

24,3

29,7

29,3

28,8

уменьшения налога

2. Работодатель

28,2

31,0

30,1

31,2

32,9

29,7

27,9

29,3

на прибыль и

3. Работник

36,7

40,7

40,8

42,4

42,8

40,6

42,8

41,9

чистой прибыли












Выводы и рекомендации


Сегодня работодатель отчисляет из чистой прибыли установленный процент в Пенсионный фонд и на другие социальные потребности, как это имеет место при начислении фонда заработной платы. В то же время другие направления использования чистой прибыли (в частности, выплата дивидендов акционерам - физическим лицам) облагаются налогом на общих основаниях. Возникает парадоксальная ситуация: если наемный работник владеет акциями своего предприятия, то одна часть полученных доходов подлежит обязательному отчислению со стороны работодателя на социальные потребности, а вторая - нет. Поэтому налогообложение всех направлений использования чистой прибыли при ее распределении должно осуществляться на общих основаниях (как это принято в Российской Федерации), что будет способствовать постепенному свертыванию практики оплаты труда в конвертах.

Предложенный подход предусматривает использование показателя производительности живого труда и темпов ее изменения. Ввиду изменений цен производителей продукции во времени было бы некорректным сопоставление объемов производства на конец и начало любого периода (квартала, полугодия и пр.). Сравнение может осуществляться только в фиксированных (постоянных, неизменных) ценах, то есть ценах на начало периода. На уровне макроэкономики такие пересчеты по выборочному кругу предприятий проводятся ежемесячно (для установления индексов цен производителей в важнейших отраслях). Целесообразно делать такие пересчеты на каждом предприятии, что не вызовет трудностей, так как сведения по объемам и отпускным ценам всех видов реализованной продукции за предыдущие периоды сохраняются в базах данных. Показатель производительности труда должен обязательно присутствовать в поквартальных разделах официальной отчетности предприятия. Это позволит решить многие социально-экономические вопросы.

Пересчет объемов выпуска в ценах предыдущего периода продемонстрирует реальные уровни и темпы роста производительности труда. В этом заинтересованы прежде всего собственники предприятий, ибо при постоянном росте цен производительность труда, а следовательно, и дополнительные выплаты из прибыли работникам будут необоснованно завышаться. Эти выплаты должны предшествовать всем другим расходам из прибыли и производиться по результатам работы за квартал, полугодие и т. д. Если при уменьшении объемов выпуска (реализации) часть работников высвобождается, что приводит к уменьшению фактического фонда заработной платы, а возможно, и производительности труда, то величина дополнительных выплат, согласно приведенной выше формуле, может получить отрицательное значение. С целью смягчения этих негативных явлений часть дополнительных выплат работникам в период нормального функционирования предприятия, по решению профсоюза, может быть зарезервирована, чтобы служить своего рода стабилизационным фондом во время спада производства.

Таким образом, доходы наемных работников должны состоять из двух частей:

1) гарантированной - текущего фонда заработной платы, который формируется на рынке труда с учетом государственных регуляторов, тарифных соглашений между профсоюзами и работодателями и входит в состав себестоимости продукции;

2) негарантированной, которая связана с долгосрочными результатами работы предприятий, зависит от темпов повышения производительности труда и формируется из прибыли.


Список использованых источников


1.    Воронин А., Пастух А. Эффективность производства и распределение результатов общественного труда между субъектами рынка. "Экономика Украины" № 3,2009, с. 27-38.

2.     Туган-Барановський МЛ. Основи політичної економії. - Львів, 2003,

с. 11.

3.    Павлышенко М. Эквивалентный обмен — основа рыночной экономики. "Экономика Украины" № 7, 2007, с. 88

4.    Овдин В. Нам обещают лучшее вчера. Еженедельник "2000" № 37, 2008.

5.    Калина А.В. Организация и оплата труда в условиях рынка. - К,

МАУП, 1997, с. 241,270

6.    Макконнелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М., "ИНФРА - М", 2005, с. 654

7.    Пальчун А. Только профсоюзам по силам контролировать власть. Еженедельник "2000" № 243, 2008.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.