Модели менеджмента
Европейская
модель менеджмента
1.Исторические предпосылки
и условия формирования европейской науки и практики менеджмента.
2.Особенности формирования
французского, немецкого, шведского и финского менеджмента.
3.Характеристика
отличительных черт и сходства национальных моделей европейского менеджмента.
Понятие
«европейская модель менеджмента» стало широко использоваться в связи с
развитием Европейского союза. В понятие европейской модели включают
совокупность общих черт менеджмента Германии, Франции, Испании, Швеции,
Швейцарии, Финляндии, Нидерландов и других стран Европы.
Но каждое
европейское государство имеет свои исторические, культурные и экономические
пути развития. В соответствии с этими процессами развивались и закреплялись
национальные черты менеджмента этих стран. В этой связи европейская модель
представляется как совокупность национальных моделей. Особое влияние на
эволюцию национальных моделей европейского менеджмента оказала Великобритания.
Она была первой страной мира, в которой осуществился быстрый переход от
специализации ручного труда к машинной технике, повышению квалификации рабочих,
а также изобретательству и внедрению инноваций в крупное промышленное
производство (рис. 3.4.1).
Территориальная
близость Великобритании к европейскому континенту позволила на рубеже XVIII-XIX
вв. промышленному перевороту английских фабрик распространиться на Францию, а
позже — на Германию.
Широкое использование
машин в производстве вызвало повышение спроса на металл и создало условия для
усовершенствований и новых открытий в этой отрасли. Растущая потребность в
машинах и инструментах обусловила появление специальной отрасли промышленности
— машиностроения. Создание фабричного машиностроения (в Великобритании в первой
четверти XIX в., во Франции в 60-е гг. XIX в., в Германии — в 70-е гг. XIX в.)
инициировало развитие инфраструктуры транспорта и средств связи.
Появились железные дороги, строились пароходы, в качестве быстрого средства
связи стал использоваться телеграф.
В процессе
распространения технологий промышленного производства происходили качественные
изменения внутренних и внешних экономических отношений и управления
производством. В текстильной промышленности Франции с 1790 г. стали
использоваться английские машины. Экспорт станков из Великобритании позволил
увеличить производительность и качество продукции, расширить рынки сбыта,
повысить профессиональный уровень работников и в целом оказал влияние на
развитие всей промышленности Франции. Следует отметить, что главной отраслью
французской экономики в этот период являлось сельское хозяйство. В нем было
занято более 3/4 населения. В структуре сельского
хозяйства преобладали мелкие крестьянские хозяйства с низкой потребностью в
технике. В промышленности же преобладало мебельное производство по заказам с
индивидуальной формой организации труда. Низкая потребность в машинах и
оборудовании в сельском хозяйстве, мебельной, парфюмерной и фарфоровой промышленности
затормозила на некоторое время развитие и внедрение научной организации труда и
управления во всей стране. И только в начале XIX в. во Франции вновь возник
интерес к ткацкому производству, были сделаны первые национальные изобретения в
производстве узорчатых шелковых тканей, помимо этого была создана
льнопрядильная машина. В 1851 г. на всемирной выставке в Лондоне прядильные
машины Франции заняли второе место (после английских). Изобретенный французским
инженером П. Мартеном в 1864 г. новый способ варки стали дал толчок развитию
новых производств и технологий в металлургической отрасли Франции. В середине XIX
в. Франция сравнялись по показателям экономического роста, качеству
промышленной продукции, механизации и уровню организации труда в легкой промышленности
с Великобританией. Однако более 70 % трудовых ресурсов все еще было
сосредоточено в аграрном секторе, не использующем технические и агрокультурные
усовершенствования.
Следует
отметить, что недостаток техники в сельскохозяйственном производстве французы
нередко компенсировали организацией труда. В сфере переработки продукции
создавались закупочные кооперативы и кредитные товарищества. Впоследствии
именно они сыграли большую роль в развитии банковского и финансового
менеджмента.
В конце XIX
в. в развитии французской экономики наметилась тенденция усиления роли
банковского капитала. Этому помогали политика протекционизма, проводимая
правительством, ресурсный потенциал колоний в Африке и Индокитае и начинающие
формироваться ссудно-ростовщические черты французского менеджмента. В начале XX
в. 3/4 финансов Франции уже были сконцентрированы в трех
банках: «Лионский кредит», «Национальная контора» и «Генеральное общество».
Руководство этих банков контролировало большую часть промышленности, входило в
состав правлений металлургических и каменноугольных предприятий, владело
акциями железных дорог и направляло избыточные капиталы в государственные займы
и заграничные инвестиции, нередко используя их в качестве инструмента внешней
политики. Перед Первой мировой войной объем инвестиций Франции в экономику
иностранных государств превышал объем инвестиций в собственную промышленность и
торговлю почти в два раза. Объектами инвестирования были Россия, Испания,
Португалия, Турция, Румыния, Сербия. При этом Франция долгое время оставалась
еще преимущественно аграрной маломеханизированной страной с низким уровнем
концентрации производства.
Современная
Франция является крупнейшим экспортером мира продукции пищевой промышленности,
кожевенно-обувной, текстильной, химической и фармацевтической, а также
производства алкоголя и обработки неблагородных металлов. Международное
признание французской продукции во многом обязано исторически сложившейся
тенденции независимого поведения французов. Эта черта и является характерной
особенностью модели французского менеджмента. Французы любят свою страну,
обладают глубокими знаниями истории Франции и ее колоний. Уверены, что именно
Франция сформировала мировые стандарты демократии и справедливости,
государственной системы управления, военного искусства, сельского хозяйства,
виноградарства, изысканной кухни и науки управления. Французские менеджеры с
определенной долей снисходительности относятся к иностранным и проявляют эти
качества в любой обстановке.
Французский
язык долгое время был признанным языком дипломатии. Особая точность (по
сравнению с американским английским и другими языками) этого языка оказала
влияние на поведение менеджеров и методы управления организацией. Точность и
красота языка, с одной стороны, придают особую тональность в общении людей,
воспитывают уважение к логике, рациональности и вниманию к деталям, с другой —
порождают индивидуализм и самоуверенность. Следует отметить, что последние
качества нередко снижают эффективность менеджмента. Французы, как правило, плохо
работают в команде менеджеров. Внутри самой Франции это качество
уравновешивается характерной для менеджмента сильной централизованной властью
(рис. 3.4.2).
Определенным
антиподом французскому менеджменту служит немецкий менеджмент. По сравнению с
Великобританией и Францией развитие немецкого производственного управления
проходило с некоторым запаздыванием. Первые фабрики в Германии появились в 30-е
гг. XIX в. В это время Германия состояла из мелких самостоятельных государств,
разделенных валютными и таможенными барьерами. Как и во Франции,
распространение в Германии машинного производства началось с текстильной
промышленности. Активный переход к машинному производству начался в 1871 г.,
когда образовалась Германская империя. Были ликвидированы таможенные и валютные
барьеры, и государство приняло на себя функции регулирования экономики.
Следует
отметить, что территориальное устройство и местное самоуправление оказали
существенное влияние на формирование модели немецкого менеджмента. В истории
Германии были периоды, когда государственная власть находилась в прямой
зависимости от состояния экономики своих субъектов.
Еще в период
Средневековья, во время Первого германского рейха, властью фактически обладали
сословия (курфюрсты), непосредственно собиравшие налоги со своих подданных,
затем власть перешла к городам, получившим финансовую самостоятельность за счет
развития ремесел и торговли. Первым союзом и первой формальной территориальной
организацией Германии, получившей реальную власть, было Объединение курфюрстов
— рейхстаг. Этот союз планировалось использовать для выработки единой политики
по обеспечению финансовой самостоятельности сословий и городов, но рейх
оставался бедным. Собранные деньги были потрачены на военные действия
Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.).
В дальнейшем
опыт самостоятельного управления городами был использован при формировании
Рейнского союза (1806 г.), а затем — Германского союза (1815 г.). Первая
попытка создать федеративное государство — Второй германский рейх — произошла в
1871 г. Под руководством О. фон Бисмарка был создан проект Финансовой
конституции, позволяющей отстоять финансовую независимость центра за счет
введения имперских налогов. Но парламент рейха не поддержал проект, и
разделение капиталов по землям еще долгое время не позволяло вырабатывать
единую экономическую и промышленную политику Германии.
Существенное
укрепление федеративного управления началось с принятием Веймарской
конституции, создания Имперского финансового управления (1919 г.) и последующей
финансовой реформы М. Эрцбергера. В результате удалось создать единую систему
налогов и сосредоточить в рейхе ее управление.
Таким образом,
в Германии начиная с 1920-х гг. в условиях децентрализованного управления стали
отрабатываться экономические механизмы реализации единой политики развития
промышленности и труда.
В начале 30-х
гг. XX в. группа немецких ученых университета г. Фрайбурга под руководством В.
Ойкена провела исследования условий функционирования предприятий в разных
регионах Германии. В результате исследований была разработана концепция
ордолиберализма («Политика порядка») и определена роль государства в
формировании конкурентной среды и свободного ценообразования. Предлагаемая
система мер по созданию условий функционирования экономики и общества включала
правила и нормы, ограничивающие индивидуальную экономическую деятельность
(порядок). Были систематизированы конституционные, правовые, организационные
соглашения, обычаи и нормы, а также — требования, с помощью которых могли
вступать в действие др. правила. Их несоблюдение влекло за собой достаточно
жесткие социальные и экономические санкции. Концепция В. Ойкена закрепляла за государственной
властью функции регулирования рынка и размер государственного вмешательства в
экономику. Немецкий порядок предлагалось дополнить силой убеждения и личного
примера.
Следует
отметить, что, несмотря на предпринимаемые усилия со стороны рейха, конкуренция
и исторически сложившаяся глубокая децентрализация управления на уровне
федерации, земли и коммуны создавали особые проблемы. Решению этих проблем было
посвящено много исследований. Наиболее известна доктрина Социального рыночного
хозяйства (СРХ), разработанная К. Хартвигом, Ф. Бемом и др. представителями
фрайбургской научной школы. Впоследствии доктрина СРХ использовалась в качестве
экономической политики возрождения хозяйства послевоенной (после Второй мировой
войны) Германии. Руководство реализацией СРХ осуществлял канцлер ФРГ профессор
Л. Эрхард. Послевоенная экономика Германии находилась в тяжелом состоянии. Была
разрушена большая часть заводов, фабрик, а также практически полностью
уничтожены сельскохозяйственные угодья. В 1946 г. производство промышленной
продукции составляло около 1/3 довоенного уровня. Шла масштабная эмиграция из
Восточной Германии, продукты распределялись по карточкам, не хватало жилья и
рабочих мест. В этой связи политика социальной ориентации была направлена на
создание необходимых условий жизни, работы и постепенное повышение
благосостояния всех слоев населения. В проведении такой политики государству
отводилась новая роль — активного участника.
Восстановление
экономики началось в 1948 г. Государство оказало поддержку предприятиям базовых
отраслей (угольной, металлургии и электроэнергетики), которые в первую очередь
нуждались в финансовой помощи. Поддержка была оказана в основном по выплате
заработной платы. Для контроля финансовых потоков был учрежден Эмиссионный банк
немецких земель с уставом, регулирующим отношения с частными банками,
разработана система поддержки предпринимательства. Эти меры позволили
возродиться малому и среднему бизнесу. Через два года производство товаров
выросло в два раза, увеличилась производительность труда и заработная плата. К
концу 50-х гг. XX в. ежегодный прирост промышленного производства достиг
10-15%. Начали развиваться предприятия машиностроения, оптики, сферы услуг,
было осуществлено реформирование сельского хозяйства. Основная часть сельскохозяйственных
земель закрепилась за средними и мелкими хозяйствами, рост производства и
урожайности осуществлялся за счет механизации и совершенствования организации
труда. В промышленности на основе иностранных инвестиций и патентов быстрыми
темпами осуществлялось внедрение научно-технического прогресса.
В середине
1960-х гг. реформа Л. Эрхарда была признана «экономическим чудом Германии», но,
несмотря на общую высокую оценку реформы, процесс восстановления хозяйства с
акцентированными социальными мерами оказался экономически эффективным только до
тех пор, пока рост общественного продукта осуществлялся высокими темпами.
Недовольство высокими налогами привело, по мнению многих, к падению
экономической эффективности, которое, в свою очередь, сопровождалось
ослаблением мотивации к труду и постоянными ожиданиями дотаций от государства.
Социальные расходы становились слишком большими, а рыночное хозяйство
постепенно превратилось в заложника проводимой политики.
Следует
отметить, что реализация доктрины СРХ столкнулась прежде всего с вопросами
эффективности управления. Проблемы эффективности децентрализации
государственного управления существуют и по сей день. Их решение осуществляется
с помощью системы «финансового выравнивания» и механизма распределения налоговых
поступлений между федерацией, землями и коммунами. Идеи «Политики порядка» и
особенности управления децентрализованной экономикой оказали влияние на
формирование немецкой деловой культуры и модели менеджмента.
На
сегодняшний день немецкие компании имеют традиционную малоподвижную структуру с
обязательной и обособленной иерархией. Такие структуры в других странах
считаются устаревшими и неэффективными. Но дисциплинированность и почитание
вертикальных взаимоотношений в немецкой организации помогают преодолевать
проблемы многоуровневой структуры (рис. 3.4.3).
Особенности
немецкого менеджмента также проявляются в стиле проведения встреч, переговоров
и выработке решений. Процедуры переговоров, как правило, до мелочей
формализованы и хорошо подготовлены. При формировании группы для переговоров ее
составляют из разных специалистов. Члены группы всегда хорошо информированы о
решаемой проблеме, имеют достаточно фактов и аргументов для подтверждения
правоты своих слов, не вмешиваются в замечания своих коллег, соблюдают
очередность, всегда готовы перейти к запасному варианту решения и тщательно
записывают детали обсуждения, чтобы быть хорошо подготовленными для следующей
встречи.
В
администрировании немецкие менеджеры пунктуальны, в обоснованиях своей позиции
всегда опираются на соответствующие документы. Они любят планировать будущее и
не любят отчеты за короткие промежутки времени, предпочитают годовые отчеты
квартальным и месячным. Стараясь не совершать ошибок, хотят быть справедливыми,
переходят к новому делу только после того, как завершат старое. Есть
особенности и в осуществлении некоторых функций производственного управления.
Немецкие менеджеры свято верят в то, что налаженные (стандартизованные)
процессы управления решают большинство проблем организации. Однако нередко
множество хороших правил и постановлений скрывают или не учитывают другую
сторону эффективности менеджмента — человеческие потребности. На фирмах со
сложной организационной структурой информация циркулирует в основном по
вертикали. Из-за ее отсутствия между горизонтальными подразделениями создаются
трудности в коммуникациях.
Людям, не
знакомым со спецификой немецкого менеджмента, может показаться, что многие
решения разрабатываются в обстановке секретности.
Из-за
традиционной, малоподвижной структуры немецкие организации трудно адаптируются
к изменениям, особенно сложно реагировать на изменение окружающих условий тем
организациям, которые работают за рубежом, потому как изменения в менеджменте
самой Германии происходят гораздо реже, чем в любой другой стране мира.
В 50-х гг. XX
в. модель построения социального рыночного хозяйства использовалась не только в
Германии.
Концепция
шведской социальной модели была разработана в шведском профсоюзном движении и
использовалась Социал-демократической рабочей партией (СДРПШ) в качестве
собственной принципиальной позиции. СДРПШ более 50 лет была партией власти.
В
сотрудничестве с Центральным объединением профсоюзов Швеции (ЦОПШ) она
несколько десятилетий осуществляла две основные идеи концепции: полную
занятость и стабильность цен. Принципы полной занятости и выравнивания доходов
имеют глубокие исторические корни. Со Средних веков в Швеции сохраняются
консервативные традиции, возникшие из частной собственности на землю. Они
поддерживались всеми законами и удивительной способностью шведов избегать
конфликтов. Стремление к равенству использовалось в качестве политических целей
многими шведскими политиками. В 1928 г. лидер социал-демократов П. Ханссон
предложил для разработки политики СДРПШ концепцию «Щвеция — Дом народов». В ней
говорилось о важности общих интересов для развития нации и о необходимости под
лозунгами общего дома привлечь на сторону социал-демократов большую часть
населения. В итоге партия на последующих выборах получила около 45 % голосов
избирателей. Важным фактором приверженности социальным традициям является и
внешнеполитический нейтралитет Швеции. С 1814 г. Швеция не участвует в войнах и
осуществляет все преобразования и реформы эволюционным путем.
Особой чертой
шведов является тяга к предпринимательству. Со времен викингов известны
предприятия по производству оружия и драгоценных металлов. Более 1000 лет
производится добыча железной руды и меди на экспорт. Шведские короли в XVI и
XVII вв. поощряли иностранные инвестиции и импорт новой техники. В XVI в.
началось развитие судостроения, в XVII в. страна имела военный и торговый флот,
который по мощи мог сравняться с британским. Известная шведская компания Styra
Copparberg более 700 лет действует на рынке и сегодня является одним из ведущих
экспортеров страны. Из 30 лучших компаний обрабатывающей промышленности Швеции
более половины образованы в XIX в. На протяжении всей истории Швеции
государственная власть играла активную роль в распределении, потреблении и
перераспределении национального дохода. С 1950-х гг. XX в. на уровне
государственной власти реализуются более широкие функции регулирования
социально-экономических процессов с помощью выравнивания заработной платы между
квалифицированными и неквалифицированными работниками, социального страхования
всего населения, профессионального обучения и переподготовки рабочей силы.
Среди
Скандинавских стран Швеция занимает лидирующие позиции. В настоящее время в
Швеции лучшее в мире медицинское обслуживание и социальное страхование. Именно
эти факторы способствовали появлению шведского феномена долголетия. В Швеции
18,1 % населения старше 65 лет, продолжительность жизни — 78 лет
(практически такая же, как в Японии, — 79 лет). Население численностью 8,6 млн
человек производит валовой внутренний продукт (ВВП) на одного человека в
размере 25 487 долл. По размерам территории среди государств мира она занимает
54-е место, а по ВВП — 18-е место. По трудовой занятости населения занимает
второе место в мире (первое место занимает Зимбабве). Высокий уровень жизни
проявляется также и в покупательной способности населения. Швеция находится на
первом месте по количеству владельцев всех видов телефонов, на пятом — по
использованию посудомоечных машин, на седьмом — по холодильникам и
видеомагнитофонам, на десятом — по автомобилям. Шведские транснациональные
корпорации Volvo, Electrolux, Axel Jonson, SKF производят качественную
продукцию не только для внутреннего рынка, они являются ведущими экспортерами
Скандинавского региона и всего мира. Национально-исторические особенности
жизнедеятельности шведов отражаются и в модели научного управления.
Менеджмент
основан на широком использовании принципов децентрализации. Организационная
структура типичной шведской компании содержит минимальное количество (меньше,
чем аналогичная французская или немецкая компания) уровней в вертикали
власти. Эффективность горизонтальной структуры управления во многом
обеспечивается коллективной формой разработки и принятия решений. В Швеции
сильны традиции, поэтому действует закон, в соответствии с которым все важные
решения организации должны быть обсуждены всеми сотрудниками до их принятия
(рис. 3.4.4). Такой процесс принятия решений, с одной стороны, дает право на
выражение собственного мнения, а с другой — требует строгого следования
выбранному варианту.
Мировой опыт
показывает, что участие работников в обсуждении и разработке управленческих
решений всех уровней и статусов организации, несмотря на использование
современных средств связи и коммуникаций, затягивает процессы принятия решений.
К сожалению, хоть в Швеции достаточно короткая дистанция власти между
менеджерами и сотрудниками, она тоже не смогла избежать этой проблемы.
Следует
отметить, что шведский тип менеджмента, хоть и является достаточно
прогрессивным, нередко создает трудности в работе с иностранными коллегами.
Исторически сложившееся уважение к социальным вопросам нередко приводит к
затянутым консультациям, собраниям и сверхосторожности в работе с персоналом и
принятии решений, связанных с тем или иным человеком. Децентрализация
менеджмента, также имеющая глубокие исторические корни, оказывает влияние не
только на процессы принятия решений. Например, шведские менеджеры традиционно
не демонстрируют уважение к рангу собеседника (как, например, немецкие),
обращаются к важным персонам как к равным. Такое поведение французские и
немецкие менеджеры воспринимают как неадекватное. Сопоставив вышеперечисленные
особенности европейской модели менеджмента, можно сделать вывод, что она
включает в себя совокупность национальных моделей с приоритетом командной
работы и поликультурной среды.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|