Моделирование процесса принятия управленческого решения
Моделирование процесса принятия управленческого решения
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Содержание и
классификация управленческих решений……………………..4
Решение как
процесс………………..……………………………………………………...4
Классификация управленческих
решений…………………………………….……….7
Глава 2. Модели принятия
управленческих решений…………………………………...12
Заключение….………………………………………………………………………….……...27
Список использованной
литературы………………………………………………………28
ВВЕДЕНИЕ
Принятие решений – составная часть любой
управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что
делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание
природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в
искусстве управления.
Принятие решений необходимо для
выполнения управленческих функций. Процесс принятия обоснованных объективных
решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования
научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия
решений.
Менеджеру
известно, что хорошо структурированные проблемы имеют многовариантные решения.
Оптимальное решение для таких проблем может быть найдено с помощью методов
исследования операций и моделирования. Например, выбор оптимального варианта
развития и реконструкции предприятия, расчет оптимальной загрузки
производственных мощностей, разработка оптимальных режимов технологических
процессов.
В первой главе данной работы, я
постарался описать содержание процесса принятия управленческого решения.
Классификацию управленческих решений. Во второй главе рассмотрел методы
научного подхода к процессу принятия, а также использование методов и моделей
оптимизации управленческих решений.
Глава 1. Содержание и классификация
управленческих решений
Решение как процесс
Управленческое
решение - это результат конкретной управленческой деятельности
менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие
решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня,
включающий:
·
выработку и постановку цели;
·
изучение проблемы на основе получаемой
информации;
·
выбор и обоснование критериев эффективности
(результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
·
обсуждение со специалистами различных
вариантов решения проблемы (задачи);
·
выбор и формулирование оптимального решения;
·
принятие решения;
·
конкретизацию решения для его исполнителей.
Процесс принятия решений. Это циклическая
последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение
проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив,
принятии решения и организации его выполнения.
Наиболее целостное
и наглядное представление о процессе принятия решений дает схема, отражающая
его основные стадии и порядок их следования.
Следует, однако,
отметить, что схема эта является идеализированной моделью, так как реальные
процессы принятия решений, вследствие разнообразия организаций, ситуаций и
проблем, требующих решения, как правило, от нее отличаются, т.е. фактически
структура процесса принятия управленческого решения во многом определяется
ситуацией и решаемой проблемой.
Технология
менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех
стадий:
· подготовка
решения;
· принятие
решения;
· реализация
решения.
На
стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ
ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации,
а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.
На
стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных
решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов;
· производится
отбор критериев выбора оптимального решения;
· выбор
и принятие наилучшего решения.
На
стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и
доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения,
вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от
выполнения решения.
Каждое
управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью
управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и
инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального
результата в конкретных условиях и обстоятельствах. Управленческие решения
могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и
многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но
содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность. Принимаемые решения
должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации,
анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его
возможных последствий. Руководители, либо ответственные в принятии решения обязаны
постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и
принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо
согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды
управления.
Проблема
выбора решения одна из важнейших в современной науке управления. Она
предполагает необходимость всесторонней оценки конкретной обстановки и
самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений.
Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их
реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть
известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться
принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше
выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему
предъявляются следующие требования:
· обоснованность
решения;
· оптимальность
выбора;
· правомочность
решения;
· краткость
и ясность;
· конкретность
во времени;
· адресность
к исполнителям;
· оперативность
выполнения.
Классификация
управленческих решений
Классификация
управленческих решений необходима для определения общих и
конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что
позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Управленческие
решения могут быть классифицированы самыми разнообразными способами. Наиболее
распространенными являются следующие принципы классификации:
·
по
функциональному содержанию;
·
по
характеру решаемых задач (сфере действия);
·
по иерархии
управления;
·
по
характеру организации разработки;
·
по
характеру целей;
·
по причинам
возникновения;
·
по исходным
методам разработки;
·
по
организационному оформлению.
Управленческие
решения могут быть классифицированы по функциональному содержанию, т.е. по
отношению к общим функциям управления, например:
·
решения
плановые;
·
организационные;
·
контролирующие;
·
прогнозирующие.
Обычно
такие решения затрагивают в той или иной мере все функции управления, однако в
каждом из них можно выделить основное ядро, связанное с какой-то основной
функцией.
Другой
принцип классификации связан с характером решаемых задач:
·
экономических;
·
организационных;
·
технологических;
·
технических;
·
экологических
и прочих.
Чаще
всего управленческие решения связаны не с одной, а с рядом задач, в той или
иной степени имея комплексный характер.
По
уровням иерархии систем управления выделяют управленческие решения на уровне
базовой системы; на уровне подсистем; на уровне отдельных элементов системы.
Обычно инициируются общесистемные решения, которые затем доводятся до
элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант.
В
зависимости от организации разработки решений выделяются следующие
управленческие решения:
·
единоличные;
·
коллегиальные;
·
коллективные.
Предпочтение
способа организации выработки управленческого решения зависит от многих причин:
·
компетентности
руководителя;
·
уровня
квалификации коллектива;
·
характера
задач;
·
ресурсов и
т.д.
По
характеру целей принимаемые решения могут быть представлены как:
·
текущие
(оперативные);
·
тактические;
·
стратегические.
По
причинам возникновения управленческие решения делятся на:
·
ситуационные,
связанные с характером возникающих обстоятельств;
·
по
предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;
·
программные,
связанные с включением данного объекта управления в определенную
структуру программно-целевых отношений, мероприятий;
·
инициативные,
связанные с проявлением инициативы системы, например в сфере производства
товаров, услуг, посреднической деятельности;
·
эпизодические
и периодические, вытекающие из периодичности воспроизводственных процессов в
системе (например, сезонности сельскохозяйственного производства, сплава леса
по рекам, геологических работ).
Важным
классификационным подходом служат исходные методы разработки управленческого
решения. К их числу можно отнести:
·
графические,
с использованием графоаналитических подходов (сетевыхмоделей и методов,
ленточных графиков, структурных схем, декомпозиции больших систем);
·
математические
методы, предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций,
сроков, событий, ресурсов;
·
эвристические,
связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев,
ситуационных моделей.
По
организационному оформлению управленческие решения делятся на:
·
жёсткие,
однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;
·
ориентирующие,
определяющие направление развития системы;
·
гибкие,
изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;
·
нормативные,
задающие параметры протекания процессов в системе.
Поскольку
решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток
личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято
различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные
решения.
Уравновешенные
решения, принимают менеджеры, внимательно и
критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке.
Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную
исходную идею.
Импульсивные
решения,
авторы которых
легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в
состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому
оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются “с наскока”,
“рывками”.
Инертные
решения, становятся результатом осторожного
поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над
генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность,
блеск, новаторство.
Рискованные
решения, отличаются от импульсивных
тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если
уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.
Осторожные
решения, характеризуются тщательностью оценки
менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей
степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.
Перечисленные
виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления. Для
стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента
принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа,
обоснования и оптимизации.
Схематическая
классификация управленческих решений
|