скачать рефераты

МЕНЮ


Моделирование процесса принятия управленческого решения

Моделирование процесса принятия управленческого решения

СОДЕРЖАНИЕ:


Введение…………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Содержание и классификация  управленческих решений……………………..4

      Решение как процесс………………..……………………………………………………...4

       Классификация управленческих решений…………………………………….……….7

Глава 2. Модели принятия управленческих решений…………………………………...12

Заключение….………………………………………………………………………….……...27

Список использованной литературы………………………………………………………28




















 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ


        Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

         Принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Процесс принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

         Менеджеру известно, что хорошо структурированные проблемы имеют многовариантные решения. Оптимальное решение для таких проблем может быть найдено с помощью методов исследования операций и моделирования. Например, выбор оптимального варианта развития и реконструкции предприятия, расчет оптимальной загрузки производственных мощностей, разработка оптимальных режимов технологических процессов.

В первой главе данной работы, я постарался описать содержание процесса принятия управленческого решения. Классификацию управленческих решений. Во второй главе рассмотрел методы научного подхода к процессу принятия, а также использование методов и моделей оптимизации управленческих решений.   


 

Глава 1. Содержание и классификация  управленческих решений


Решение как процесс


Управленческое   решение   -   это   результат   конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

·        выработку и постановку цели;

·        изучение проблемы на основе получаемой информации;

·        выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

·        обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);

·        выбор и формулирование оптимального решения;

·        принятие решения;

·        конкретизацию решения для его исполнителей.

 

Процесс принятия решений. Это циклическая последо­вательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии ре­шения и организации его выполнения.

Наиболее целостное и наглядное представление о процессе принятия решений дает схема, отражающая его основные стадии и порядок их следования.

Следует, однако, отметить, что схема эта является идеализированной моделью, так как реальные процессы принятия решений, вследствие разнообразия организа­ций, ситуаций и проблем, требующих решения, как пра­вило, от нее отличаются, т.е. фактически структура процесса принятия управленческого решения во многом определяется ситуацией и решаемой пробле­мой.

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий:

·      подготовка решения;

·      принятие решения;

·      реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов;


·      производится отбор критериев выбора оптимального решения;

·      выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.

Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах. Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий. Руководители, либо ответственные в принятии решения обязаны  постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо  согласовывать  на  всех  уровнях  внутрифирменной иерархической пирамиды управления.

Проблема выбора решения одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонней оценки конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования:


·      обоснованность решения;

·      оптимальность выбора;

·      правомочность решения;

·      краткость и ясность;

·      конкретность во времени;

·      адресность к исполнителям;

·      оперативность выполнения.


Классификация управленческих решений

 

Классификация управленческих решений необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Управленческие решения могут быть классифицированы самыми разнообразными способами. Наиболее распространенными являются следующие принципы классификации:

·        по функциональному содержанию;

·        по характеру решаемых задач (сфере действия);

·        по иерархии управления;

·        по характеру организации разработки;

·        по характеру целей;

·        по причинам возникновения;

·        по исходным методам разработки;

·        по организационному оформлению.

Управленческие решения могут быть классифицированы по функциональному содержанию, т.е. по отношению к общим функциям управления, например:

·        решения плановые;

·        организационные;

·        контролирующие;

·        прогнозирующие.


Обычно такие решения затрагивают в той или иной мере все функции управления, однако в каждом из них можно выделить основное ядро, связанное с какой-то основной функцией.



Другой принцип классификации связан с характером решаемых задач:

·        экономических;

·        организационных;

·        технологических;

·        технических;

·        экологических и прочих.

Чаще всего управленческие решения связаны не с одной, а с рядом задач, в той или иной степени имея комплексный характер.

По уровням иерархии систем управления выделяют управленческие решения на уровне базовой системы; на уровне подсистем; на уровне отдельных элементов системы. Обычно инициируются общесистемные решения, которые затем доводятся до элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант.

В зависимости от организации разработки решений выделяются следующие управленческие решения:

·        единоличные;

·        коллегиальные;

·        коллективные.

Предпочтение способа организации выработки управленческого решения зависит от многих причин:

·        компетентности руководителя;

·        уровня квалификации коллектива;

·        характера задач;

·        ресурсов и т.д.

По характеру целей принимаемые решения могут быть представлены как:

·        текущие (оперативные);

·        тактические;

·        стратегические.

По причинам возникновения управленческие решения делятся на:

·        ситуационные, связанные с характером возникающих обстоятельств;

·        по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;

·        программные, связанные с включением данного объекта управления в               определенную структуру программно-целевых отношений, мероприятий;

·        инициативные, связанные с проявлением инициативы системы, например в сфере производства товаров, услуг, посреднической деятельности;

·        эпизодические и периодические, вытекающие из периодичности воспроизводственных процессов в системе (например, сезонности сельскохозяйственного производства, сплава леса по рекам, геологических работ).

Важным классификационным подходом служат исходные методы разработки управленческого решения. К их числу можно отнести:

·        графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевыхмоделей и методов, ленточных графиков, структурных схем, декомпозиции больших систем);

·        математические методы, предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов;

·        эвристические, связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей.

По организационному оформлению управленческие решения делятся на:

·        жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;

·        ориентирующие, определяющие направление развития системы;

·        гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;

·        нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.

Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

Уравновешенные решения, принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются “с наскока”, “рывками”.

Инертные решения, становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Рискованные решения, отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в  себе, могут не испугаться любых опасностей.

Осторожные решения, характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.


 















Схематическая классификация управленческих решений

Управленческие
решения

По функциональному содержанию

- плановые
- организационные
- контролирующие
- прогнозные
- регулирующие
- учетные
- аналитические

По характеру задач

- экономические
- организационные
- технологические
- технические
- экологические
- прочие

По уровням иерархии

- на уровне базовых  систем

- на уровне подсистем

- на элементарном уровне

По характеру организации разработки

- единоличные
- коллегиальные
- коллективные

По характеру целей

- текущие
- тактические
- стратегические

По причинам возникновения

- ситуационные
- по предписанию
- программные
- инициативные
- эпизодические

По исходным методам разработки

- графические
- математические
- эвристические

По организационному оформлению

- жесткие
- ориентирующие
- гибкие
- нормативные


 

Глава 2. Модели принятия управленческих решений

 

Модель это представление объекта системы или идеи в некоторой форме отличной от самой целостности. Она является упрощенным изображением конкретной жизненной (управленческой) ситуации. Другими словами, в моделях определенным образом отображаются реальные события, обстоятельства и т.д. Существует ряд причин обусловливающих использование модели вместо попыток прямого воздействия с реальным миром:

·        сложность реального мира (реальный мир организации исключительно сложен и фактическое число перемены, относящихся к конкретной проблеме, значительно превосходит возможности любого человека, и постичь его можно упростив реальный мир с помощью моделирования);

·        экспериментирование (встречается множество управленческих ситуаций, в которых желательно опробовать и экспериментально проверить альтернативные варианты решения проблемы. Определенные эксперименты в условиях реального мира могут и должны быть выполнены. Когда фирма “Боинг” проектирует новый самолет, “Ниссан” новый автомобиль, “Ай Би Эм” - новую модель компьютера, они всегда изготавливают образец, проверяют его в реальных условиях и только потом начинают полномасштабное производство.  Но прямое экспериментирование такого типа дорого стоит и требует времени. Существуют бесчисленные критические ситуации, когда требуется принять решение, но нельзя экспериментировать в реальной жизни.);

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.