|
||||||||||||||||||||||||||
Ограничения и трудности, связанные с обогащением труда Значительные трудности, мешающие использовать обогащение труда для воздействия на трудовую мотивацию работников, связаны с теми индивидуальными характеристиками (особенностями), которые определяют восприимчивость или невосприимчивость людей к различным аспектам обогащения труда. Некоторых работников не привлекает обогащение труда. Если они и получают удовольствие от работы, то это не обязательно является результатом содержания труда или формальной организации труда; оно скорее зависит от отношений с коллегами. Встает вопрос: какие работники реагируют более позитивно на обогащение работы? Одно из исследований показало, что это люди с высокой потребностью в достижении, поскольку обогащенные работы дают больше возможностей для достижения успеха. Людей, которых успех волнует мало, обогащение работы напрягает и не приносит им удовлетворения. Для некоторых работников обогащение труда может не представлять никакого интереса из-за ограничения возможностей общения. Работники допускают, что порученная работа может быть неприятной и скучной, но если обогащение труда предполагает сокращение социальных контактов, снижение возможности общения, то это может быть совершенно неприемлемо для них. Введение программ обогащения труда может иметь негативное влияние на многих работников, вызывая у них страх неудачи из-за возросшей сложности и ответственности выполняемой работы и нежелание зависеть от результатов работы других людей, поскольку обогащение труда предполагает большую степень кооперации. Для многих работников низкая ответственность, защищенность и относительная независимость более важны, чем возможность расширения прав и возможность роста при обогащенном труде. Обогащение труда - ценный метод воздействия на трудовую мотивацию, но руководство должно использовать его избирательно, учитывая индивидуальные характеристики подчиненных и ситуационные переменные. Повышение качества трудовой жизни Концепция качества трудовой жизни направлена на оптимизацию психологического климата в организации, условий труда и отдыха работников. Основная цель - так изменить мотивационный климат и работе, чтобы человеческо-технолого-организационные взаимодействия приводили к большему уровню удовлетворенности работой в организации, повышению готовности к сотрудничеству с руководством, приверженности целям организации и заинтересованности в достижении высоких результатов. Заключение
В данной работе нами был рассмотрен процесс повышения трудовой мотивации персонала организации. Были выполнены поставленные задачи по исследованию методов повышения мотивированности работников организации. На основе теорий мотивации труда нами выявлено, что в основе мотивации лежит неразрывная связь с биологическими и социальными потребностями человека. Мотивация делает поведение человека целенаправленным и его целью будет являться то, что сможет привести к ликвидации испытываемого состояния потребности в чем-либо. Выявлено, что высокая отдача от работников возможна лишь в том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут положительно относиться к выполняемой работе. Это возможно лишь тогда, когда процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей. Изучив теории мотивации труда и проведя исследование на предприятии ОАО «ФОП №2» можно сформулировать основные принципы мотивирования работников организации: Обращайтесь со своими подчиненными как с личностями. Большинство работников ценят возможность высказать свои идеи и выслушать мнение о них со стороны руководителя. Это повышает чувство включенности работников в выполняемую работу, повышает самоуважение работников и ощущение их собственной значимости. Будьте искренни, хваля подчиненных. Неискренняя похвала сразу распознается и будет бесполезной, а искренняя - может стать мощным средством повышения уровня мотивации подчиненного. Все люди ценят похвалу и признание за хорошо выполненную работу. Если вы хвалите подчиненных за посредственную или плохую работу, то ваши слова останутся пустым звуком. Правило здесь одно: будьте справедливы и искренни в похвале и признании своих подчиненных. Привлекайте
подчиненных к активному участию в делах организации. Хороший
руководитель поощряет работников к участию в постановке целей и определению
стандартов выполнения работы. Работники, которые принимают участие в постановке целей или
разработке программ совершенствования работы, работают более напряженно, стремясь
достичь успеха, потому что Сделайте работу интересной. Потеря интереса, связанная со скукой и однообразием, может приводить, к проблемам разного рода. Поэтому следует выявлять неинтересные, монотонные работы и делать их по мере возможности более приемлемыми. Возможные подходы - расширение, обогащение труда и делегирование полномочий. Поощряйте сотрудничество и групповую работу. В организациях, где поощряются дружеские отношения, работники с большей готовностью сотрудничают друг с другом. Это позволяет создать и укрепить командный дух и повысить эффективность работы подразделения и организации в целом. Сплоченная команда также способствует удовлетворению потребности в безопасности, оценке и самоуважении. Давайте работникам возможность роста. Проявляйте искреннюю заинтересованность в своих сотрудниках, их росте и прогрессе. Это может выражаться в том, что работнику будет поручена более сложная работа, можно делегировать работнику больше ответственности за выполнение определенной работы. Если работник растет профессионально, он обычно имеет более высокую мотивацию и больше удовлетворен своей работой. Активно ищите возможности для развития своих подчиненных. Устанавливайте реалистичные цели для себя и для других - достаточно сложные, интересные и реальные. При этом цели должны быть достижимыми. Если подчиненные считают, что перед ними поставлены слишком сложные цели, то мотивация будет снижаться. Давайте регулярную обратную связь своим подчиненным о том, как они работают, о достигнутом прогрессе и о возникающих проблемах. Обратная связь повышает мотивацию работников к улучшениям в работе. Чаще общайтесь со своими подчиненными, объясняя им, что делается и почему это должно быть сделано. Открытое общение позволяет усилить доверие и взаимопонимание между руководителем и подчиненными. Давайте своим подчиненным поддержку, когда она им необходима. Это повышает уровень сотрудничества между работниками и руководством, усиливает мотивацию к выполнению рабочих задач. Убедитесь в том, что работники понимают, как их работа связана с удовлетворением их потребностей и достижением их личных целей. Мотивация работников повышается, если они видят, как достижение целей подразделения и организации помогает им в достижении их собственных целей. Определите поощрения, значимые для каждого подчиненного. Легче воздействовать на трудовую мотивацию подчиненных, если вы знаете, какие поощрения более привлекательны для работников. Свяжите поощрения с результатом. Мотивация работников к достижению поставленных целей выше, если они предварительно про информированы, что они должны делать, чтобы получить вознаграждение. Поощрение должно быть соизмеримо с достигнутыми результатами Организации обычно получают то, что они поощряют. Система стимулирования должна быть спроектирована так, чтобы инициировать, вызывать желательные виды поведения, следует разрабатывать такие программы, которые будут стимулировать те виды рабочего поведения, которые помогают достижению нужного результата, а не пытаться обойтись уже действующими в организации схемами материального и морального поощрения работников. Не следует поощрять всех работников одинаково. Для того, чтобы подкрепление поведения было эффективным, поощрении должны основываться на результатах работы. Одинаковое поощрение всех работников будет стимулировать средних или плохих работников и игнорировать высокую производительность лучших работников. Отсутствие реакции тоже может оказывать влияние на мотивацию подчиненных. Руководители влияют на своих подчиненных как тем, что они делают, так и тем, чего они не делают. Отсутствие похвалы по отношению к отличившемуся работнику может привести к тому, что в следующий раз он проявит меньше рвения для достижения высокого результата. Список используемой литературы 1. Виханский О.С., А.И. Наумов. Менеджмент. - М.: Высшая школа, 1994. 2. Волгин Н.. Реформирование оплаты труда - проблема неотложная // Человек и труд, №3, 1996. 3. Генкин Б.М., Коновалова Г.А. Основы управления персоналом, В.И. Кочетков и др. - М.: Высш. школа, 1996. 4. Губанов С. А. Система организации и поощрения труда (опыт методической разработки). // Экономист, №3, 1997. 5. Десслер Г. Управление персоналом, М.: «БИНОМ», 1997г. 6. Дмитроченко Н. Система оплаты, которая может стимулировать эффективный труд. // Человек и труд, №1, 1997. 7. Дункан Джек. У. Основополагающие идеи менеджмента. - М.: Дело,1995. 8. Комарова Н. Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы. // Человек и труд, №10, 1997. 9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: "Дело ЛТД", 1994. 10. Обыденцова. Т. Оплата труда на частном предприятии // Экономика и жизнь, №9, 1996. 11. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1995. 12. Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.: "Акалис", 1996 13. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. Приложения
1. Пирамида потребностей А. Маслоу
2. Двухфакторная мотивационно-гигиеническая концепция Ф. Герцберга: а) механизм снижения неудовлетворенности работников под воздействием гигиенических факторов. б) механизм формирования удовлетворенности работников под воздействием факторов-мотиваторов.
3. Структура управления предприятием
4. Шаблон теста С целью определения уровня удовлетворенности трудом работников на предприятии ОАО «ФОП №2» проводится опрос сотрудников этой организации. Просим ответить Вас на вопросы теста, по возможности более правдиво. · Ваш возраст ____________ · Стаж работы в этой организации___________ · Образование ____________ Пожалуйста, укажите, в какой мере Вас удовлетворяют следующие стороны Вашей работы (напишите рядом с вопросом соответствующую цифру, используя шкалу): 5 – вполне удовлетворяет 4 – скорее удовлетворяет, чем нет 3 – не могу сказать, удовлетворяет или нет 2 – скорее не удовлетворяет 1 – совершенно не удовлетворяет 1. Размер заработной платы 2. Сам процесс выполняемой работы 3. Перспективы профессионального и служебного роста 4. Взаимоотношения с непосредственным руководителем 5. Важность и ответственность выполняемой работы 6. Условия труда (шум, освещенность, температура, чистота и др.) 7. Надежность места работы, дающая уверенность в завтрашнем дне 8. Возможность выполнять работу, уважаемую широким кругом людей 9. То, насколько эффективно организована работа в целом 10. Взаимоотношения, сложившиеся с товарищами по работе 11. Возможности для проявления самостоятельности и инициативы в работе 12. Режим работы 13. Соответствие работы вашим способностям 14. Работа как средство достижения успеха в жизни По возможности, укажите ваши пожелания и предложения по перечисленным вопросам _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Благодарим за помощь в исследовании! |
|
Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.