Научно-методическая служба в системе управления библиотекой
Научно-методическая служба в системе управления библиотекой
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ Кафедра библиотековедения НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ (на материале ЦНСХБ) дипломная работа по специальности 052700 "Библиотековедение и библиография" | |Исполнитель: |
| |студентка 5 курса 509 группы|
| | |
| |дневного отделения БИФ |
| |________________Кабанова |
| |Ю.В. |
| | |
|Допустить к защите |Научный руководитель: |
|Зав. кафедрой, |канд. пед. наук, профессор |
|докт. пед. наук, профессор | |
|______________Мелентьева Ю.П. |__________________Клюев В.К.|
|"_____"________________2000 г. | | Москва 2000 Резюме Управление библиотекой требует реализации системного подхода к
управленческой деятельности, а именно: постановки перспективных целей,
выдвижения текущих задач, разработки и осуществления необходимых
организационно-экономических мероприятий. Основой данного диплома является исследование роли научно-методической
службы в системе управления библиотекой. Эта область включает в себя следующие этапы: 1. Управленческие функции научно-методической службы по отношению к сети библиотек и библиотеке, в структуре которой эта служба находится. Определение роли научно-методической службы в современном библиотечном процессе. 2. Сущность методической работы; направления деятельности, которые традиционно относят к методической. Терминологический анализ понятий «научно-методическая работа», «методическое руководство», «методическая помощь». 3. Функциональный анализ методической деятельности: организационная, педагогическая, информационная, исследовательская функции. Методическая деятельность как форма управления библиотечным процессом. Переход от методического руководства к методической помощи. 4. Поиск структурных преобразований. Инновационные виды деятельности научно-методического отдела: консультативно-методическая помощь, менеджмент, маркетинг, социологические подходы, паблик рилейшнз. Новый облик научно-методической службы. 5. Требования к профессионализации научно-методической службы. Экспертная помощь методиста. Подготовка кадров научно-методической службы. 6. Перспективы роста и повышения качества научно-методической службы. Роль автоматизации информационно-библиотечных процессов и средств телекоммуникаций. Содержание
Введение 4
Глава I. Реализация системы методического руководства в отечественном
библиотечном деле 8 1. Координация методической работы 9 2. Формы методической помощи 11 3. Внедрение передового библиотечного опыта 13 4. Анализ работы библиотек (сети библиотек) 14 5. Организация методической работы 16 6. Наполнение и оформление методического отдела 19 Глава II. Развитие научно - методической службы библиотек на современном
этапе 21 1. Терминологическое осмысление методического руководства 21 2. Функции научно-методической службы библиотеки 26 3. Методологические и правовые основы научно-методической деятельности в
условиях библиотеки 29 4. Трансформация роли научно-методической службы в современном
библиотечном процессе 31 Глава III. Деятельность научно-методической службы Центральной научной
сельскохозяйственной библиотеки 34 1. Научно-организационные аспекты работы 34 2. Перспективные формы методической помощи 38 2.1. Дистанционное консультирование 39 2.2 Повышение профессиональной квалификации кадров 42 2.3 Подготовка научно-практических пособий 49 Заключение 53 Список литературы: 55 Приложение 1. Устав ЦНСХБ Россельхозакадемии Приложение 2. Типовые должностные инструкции научно-организационного отдела (НОО) Приложение 3. Отчет НОО за 1999 г. Приложение 4. План работы НОО на 2000 г. Введение Актуальность дипломного исследования определяется необходимостью
пересмотра отношения к деятельности научно-методической службы (НМС) в
системе управления библиотекой в связи с новыми социально-экономическими
условиями, при которых значительно возросла роль НМС, выполняющего свою
главную функцию квалифицированной методической помощи пользователям
библиотеки. Рассматривается роль и место методического подразделения в
организации работы крупной научной библиотеки. Анализируется инновационная
практика ЦНСХБ Россельхозакадемии, ее документальная и концептуальная база. Сокращение и переориентация методических отделов библиотек не означает
прекращения методической деятельности. В соответствии со ст.20 Федерального
закона «О библиотечном деле» (1994) оказание методической помощи
библиотекам является одной из статусных характеристик центральной
библиотеки. В действительности границы научно-методической (научно-
организационной) работы расширились, появились новые направления и службы.
Методисты от командного стиля перешли к стилю советов: научно-методических
консультаций, рекомендаций, технологических разработок. Методические отделы, используя зарубежный опыт, начали перестраивать
свою работу в соответствии с новой концепцией управления - маркетингом.
Одни отечественные библиотековеды (Б.Н. Бачалдин, Л.М. Инькова и др.) [№10]
сетуют на то, что в таком случае в каждом научно-методическом отделе
потребуются методисты, владеющие вопросами маркетинга, менеджмента, паблик
рилейшнз, способные внедрять эти направления в соответствующих библиотеках
и обучать им. По нашему убеждению ни один руководитель от таких методистов
не отказался бы, тем более что бывший библиотечный вуз, а ныне Московский
государственный университет культуры и искусств способен подготовить таких
специалистов. Кстати, заведующие научно-организационными отделами не
отказались бы и от экономистов, социологов, психологов, юристов, знающих к
тому же особенности библиотечной работы. Другие коллеги (С.А. Басов, И.М. Суслова) [№7, №49] определяют
направление развития методической работы как процесса управления
нововведениями и подводят к выводу о необходимости формирования независимых
автономных методических центров, в составе которых должна функционировать
группа библиотечного маркетинга. Причем управленческое консультирование
предлагается осуществлять на платной основе. Третьи ученые (Ю. Б. Авраева, Ю.Н. Столяров) [№1, №44] ратуют за
методиста - «мастера на все руки», универсальность знаний, навыков и
обязанностей которого - одна из определяющих особенностей профессии. Изменение направленности методической работы в стране объективно
обусловлено новым государственным устройством. Хорошо это или плохо, но в
связи с процессами децентрализации, дезинтеграции, политической и
финансовой нестабильности, научно-методическая работа все более
превращается в разновидность консультационной деятельности. Именно эта
форма методической помощи подтвердила свою жизнестойкость и гибкость.
Задачи методистов остаются прежними, возможности - иными. В изучении темы дипломного исследования, отражающего различные аспекты
НМС, можно выделить следующие направления: 1. Реализация системы методического руководства в отечественном библиотечном деле. 2. Развитие научно-методической службы библиотек на современном этапе. 3. Деятельность научно-методической службы Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки Россельхозакадемии (ЦНСХБ). Научная задача дипломной работы заключается в том, чтобы, исследовав
процесс НМС, оценить современное состояние НМС в отечественных библиотеках
и показать как эта служба функционирует в ЦНСХБ. Указанная задача интерпретировалась в следующих вопросах: 1. Выявление предпосылок возникновения НМС. 2. Изучение становления и характеристика современного состояния и проблем НМС. 3. Уточнение терминологии и определения НМС. Методологическую основу исследования составили идеи ведущих
отечественных библиотековедов, а также специалистов ЦНСХБ, по проблемам
научно-методической работы. Этим вопросам посвящены работы Бачалдина Б.Н., Гриханова Ю.А., Клюева
В.К., Кормишиной Г.М., Столярова Ю.Н., Суворовой В.М., Сусловой И.М.,
Фенелонова Е.А., Фирсова В.В. и другие. Источниковой базой исследования стало Государственное научное
учреждение Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки
Россельхозакадемии. В ходе исследования использованы нормативные документы
ЦНСХБ и НОО, фонд методического кабинета, опыт работы в научно-
организационном отделе в качестве заведующего сектром маркетинговых
исследований ЦНСХБ Россельхозакадемии. Глава I. Реализация системы методического руководства в отечественном библиотечном деле Единая система методического руководства — одно из важнейших
достижений библиотечного строительства в нашей стране, составная часть
государственного управления библиотечным делом. Основана на
межведомственной координации и взаимодействии органов управления и
библиотек - методических центров и призвана содействовать улучшению
информационной и культурно-образовательной деятельности библиотек,
обеспечивая совершенствование библиотечно-библиографического обслуживания
населения страны, повышение эффективности использования документных фондов. Методическое руководство осуществлялось в соответствии с решениями
съездов КПСС, постановлений ЦК КПСС и Советского правительства по
идеологическим вопросам, развитию науки, культуры, народного хозяйства,
решений Государственной межведомственной библиотечной комиссии при
Министерстве культуры СССР, указаний министерств, ведомств и центральных
органов общественных организаций на основе "Положения о библиотечном деле в
СССР" (1985). Система методического руководства охватывала всю сеть библиотек страны
и способствовала использованию в их работе научно обоснованных приемов и
методов. Практическая реализация системы методического руководства
обеспечивалась созданием и внедрением регламентирующих документов и
стандартов, методических рекомендаций, оказанием практической помощи при
посещении библиотек, участием в системе повышения квалификации, проверкой
состояния дел и контролем за исполнением решений. Научно-методическая работа осуществлялась в масштабах страны, отрасли,
региона. Система методического руководства состояла из отраслевых и
ведомственных подсистем. Общее методическое руководство библиотеками страны, независимо от
подчиненности, осуществляло Министерство культуры СССР, головным всесоюзным
методическим центром для всех библиотек — ГБЛ. 1. Координация методической работы Координация методической работы — согласованность действий библиотек -
методических центров (БМЦ) в обеспечении методического руководства
библиотеками. Цель координации — повышение эффективности влияния БМЦ на
библиотеки на основе их территориально-отраслевого взаимодействия.
Координация предусматривала разграничение или объединение обязанностей
библиотек - методических центров в оказании методической помощи
библиотекам, устраняла дублирование и параллелизм в работе, целесообразно
распределяла силы, определяя главные направления методической работы в
стране, регионе, отрасли. Координация осуществлялась по всем направлениям методической работы:
подготовка методических изданий, организация мероприятий по повышению
квалификации библиотечных работников, проведение совместных активов,
совещаний, семинаров, научно-практических конференций библиотечных
работников, посещений библиотек, взаимное использование передового
библиотечного опыта и др. В основе координации — согласование планов методической работы,
разработка координационных планов и договоров о сотрудничестве. В планах отражались важнейшие мероприятия библиотек (совместные и
отдельно проводимые). Это позволяло библиотекам взаимно использовать
издания, организовывать совместные выезды и участвовать в мероприятиях по
повышению квалификации, исходя из потребностей своих сетей. Для координации методической деятельности при Библиотечном совете
создавалась подкомиссия по методической работе. В ее состав входили
представители всесоюзных библиотек - методических центров, ведущие
специалисты в области методической работы, преподаватели вузов. Подкомиссия
рассматривала важнейшие проблемы методического руководства библиотеками
страны, определяла номенклатуру и статус общегосударственных документов,
регламентирующих методическую деятельность библиотек, заслушивало отчеты
ведомств по различным направлениям методической работы. Рабочий орган
комиссии — научно-методический отдел (НМО) ГБЛ. Упорядочению взаимодействия библиотек в методической работе
содействовали межведомственные документы: положения о смотрах библиотек,
государственные стандарты, которые согласовались со всеми заинтересованными
органами управления или утверждались ими, и другие нормативные документы. 2. Формы методической помощи Реализация основных направлений методической работы осуществлялась
посредством различных форм и методов. Наиболее распространенные формы методической помощи: методический
инструктаж (консультации, замечания и отзывы, вызовы работников библиотек в
методический центр и др.), посещение библиотек, методические издания. Методический инструктаж — форма методической помощи библиотекам,
которая конкретизирует методическую помощь, учитывая особенности
определенной библиотеки. Методический инструктаж осуществлялся во время посещения методистом
библиотек, путем проведения консультаций в библиотеках - методических
центрах, на совещаниях, конференциях, во время семинаров или практикумов. Консультации бывают индивидуальные и групповые. Те и другие могут быть
устными, и письменными. Индивидуальные консультации проводились в случае,
если возникал единичный вопрос. Групповые консультации, как устные, так и письменные, как правило
проводились по заранее намеченному плану, по темам, интересовавшим всех
библиотекарей региона или отдельные их группы. Групповые консультации
обычно приурочивались к проведению совещаний, семинаров, научно-
практических конференций, но могли организовываться самостоятельно. Они
проводились также в тех случаях, когда необходимо срочно дать библиотекарям
разъяснения по тому или иному вопросу (внедрение ББК, введение новых
правил, составление библиографического описания и т.д.). Замечания и отзывы в письменной или учетной форме давались методистами
на методические материалы (планы, отчеты, протоколы читательских
конференций или литературных вечеров и др.), поступающие от библиотек
региона. Прежде чем дать замечания на план или отчет (о работе за определенный
период времени, по теме или о проведенном мероприятии), методисту
необходимо было проанализировать материалы, определить, соответствуют ли
они задачам, стоящим перед библиотекой в данный период, отметить
положительное, новое в работе, решить, что можно использовать для
пропаганды среди других библиотек, обратить внимание на недостатки и
подготовить предложения с целью их устранения. Посещение библиотек (выезды в командировки) — одна из самых
эффективных форм методической помощи. Они могут быть фронтальными и
тематическими. Посещали библиотеки с разной целью: проверка их работы,
изучение деятельности (библиотеки в целом или отдельных ее направлений),
оказание методической помощи по определенному вопросу и др. Объекты
посещения: подразделения библиотеки, в целом библиотека, библиотеки данного
региона. Методические издания (методические указания, методические
рекомендации, методические и методико-библиографические пособия) являются
одной из форм воздействия библиотек-методических центров на библиотеки
регионов. Методические издания выпускались в виде листовок, плакатов,
буклетов, брошюр, книг. В методических изданиях регламентировались порядок реализации основных
направлений деятельности библиотек и выполнения отдельных функций
библиотек, их подразделений, а также работников; определялись содержание
процессов и порядок выполнения технологических операций; раскрывалось
содержание работы библиотек в определенный период, в связи с важнейшими
политическими событиями; конкретизировались методы, способы, приемы
рационального осуществления, решений и указаний вышестоящих организаций,
определялись порядок внедрения стандартов и рекомендаций; предлагались
наиболее эффективные формы и методы пропаганды книги и руководства чтением,
организация и технология библиотечной работы с учетом передового
библиотечного опыта. 3. Внедрение передового библиотечного опыта Работа по внедрению передового библиотечного опыта осуществлялась в
соответствии с "Порядком выявления и внедрения передового опыта работы в
системе библиотек Министерства культуры СССР" (1984). Внедрение передового опыта в практику работы библиотек — комплексный
процесс. Включающий подготовку проекта решения (приказы) органом управления
библиотечным делом о внедрении конкретного передового опыта, пропаганду
опыта, обучение библиотекарей этому опыту, методическую помощь библиотекам
по внедрению опыта, контроль за внедрением, обобщение итогов работы по
внедрению опыта. По окончании работы в органы управления библиотечным делом
представлялась информация об итогах внедрения в соответствии с
установленным порядком в каждом ведомстве (организации). 4. Анализ работы библиотек (сети библиотек) Одна из форм методической деятельности. Цель анализа — показать
главное, новое, передовое в работе библиотек, что должно пропагандироваться
и внедряться; вскрыть причины недостатков, указать пути их ликвидации. Анализ деятельности одной библиотеки проводился на основе плана ее
работы, статистического и текстового отчета, дневников работы, читательских
формуляров, протоколов массовых мероприятий, материалов проверок и др. Главным критерием оценки деятельности библиотеки являлось выполнение
задач, стоящих перед библиотекой как идеологическим, культурно-
просветительным и информационным учреждением. Количественный анализ — это анализ статистических данных,
характеризующих многостороннюю деятельность библиотеки. Проводился анализ
показателей плана и его выполнения, анализ динамики и структуры показателей
(за несколько лет, сравнительный анализ отдельных данных). Качественный анализ. Задача его — проанализировать содержание работы
библиотеки и его специфику. Обращали внимание на дифференцированное
обслуживание читателей, выделение читательских групп, ведется ли работа с
ними, какова помощь в общеобразовательном и профессиональном чтении,
самообразовании, уровень индивидуальной работы с читателями, информационно
- библиографического обслуживания, содержания массовой работы. Формы аналитической деятельности: . заключения на планы и отчеты как отдельной библиотеки, так и библиотек всего региона; . обзоры деятельности библиотек региона (по типам библиотек, за определенный период, освещающий отдельные направления работы библиотек); . годовые статистические сводки о деятельности библиотек региона на основе годовых статистических отчетов. Результат аналитической деятельности оформлялся письменно или
доводился до библиотек устно (на совещаниях, семинарах, групповых
консультациях). Заключения на планы и отчеты составлялись в БМЦ для определения
соответствия задач, которые перечислены в плане, задача, стоящая перед
библиотечным делом в целом. В заключении выявляли динамику развития библиотеки, устанавливали,
повышается ли уровень ее работы, улучшаются ли показатели по сравнению с
прошлым периодом. Устанавливалась степень обоснованности показателей, их
реальность и целесообразность. Анализировалось, как планируется и
проводится массовая работа, оценивалась актуальность тематики, разнообразие
форм, пропаганда литературы.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|