скачать рефераты

МЕНЮ


Научно-методическая служба в системе управления библиотекой

Научно-методическая служба в системе управления библиотекой

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Кафедра библиотековедения

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ

(на материале ЦНСХБ)

дипломная работа по специальности

052700 "Библиотековедение и библиография"

| |Исполнитель: |
| |студентка 5 курса 509 группы|
| | |
| |дневного отделения БИФ |
| |________________Кабанова |
| |Ю.В. |
| | |
|Допустить к защите |Научный руководитель: |
|Зав. кафедрой, |канд. пед. наук, профессор |
|докт. пед. наук, профессор | |
|______________Мелентьева Ю.П. |__________________Клюев В.К.|
|"_____"________________2000 г. | |

Москва 2000

Резюме

Управление библиотекой требует реализации системного подхода к управленческой деятельности, а именно: постановки перспективных целей, выдвижения текущих задач, разработки и осуществления необходимых организационно-экономических мероприятий.

Основой данного диплома является исследование роли научно-методической службы в системе управления библиотекой.

Эта область включает в себя следующие этапы:

1. Управленческие функции научно-методической службы по отношению к сети библиотек и библиотеке, в структуре которой эта служба находится. Определение роли научно-методической службы в современном библиотечном процессе.

2. Сущность методической работы; направления деятельности, которые традиционно относят к методической. Терминологический анализ понятий «научно-методическая работа», «методическое руководство»,

«методическая помощь».

3. Функциональный анализ методической деятельности: организационная, педагогическая, информационная, исследовательская функции.

Методическая деятельность как форма управления библиотечным процессом. Переход от методического руководства к методической помощи.

4. Поиск структурных преобразований. Инновационные виды деятельности научно-методического отдела: консультативно-методическая помощь, менеджмент, маркетинг, социологические подходы, паблик рилейшнз.

Новый облик научно-методической службы.

5. Требования к профессионализации научно-методической службы.

Экспертная помощь методиста. Подготовка кадров научно-методической службы.

6. Перспективы роста и повышения качества научно-методической службы.

Роль автоматизации информационно-библиотечных процессов и средств телекоммуникаций.

Содержание


Введение 4

Глава I. Реализация системы методического руководства в отечественном библиотечном деле 8

1. Координация методической работы 9

2. Формы методической помощи 11

3. Внедрение передового библиотечного опыта 13

4. Анализ работы библиотек (сети библиотек) 14

5. Организация методической работы 16

6. Наполнение и оформление методического отдела 19

Глава II. Развитие научно - методической службы библиотек на современном этапе 21

1. Терминологическое осмысление методического руководства 21

2. Функции научно-методической службы библиотеки 26

3. Методологические и правовые основы научно-методической деятельности в условиях библиотеки 29

4. Трансформация роли научно-методической службы в современном библиотечном процессе 31

Глава III. Деятельность научно-методической службы Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки 34

1. Научно-организационные аспекты работы 34

2. Перспективные формы методической помощи 38

2.1. Дистанционное консультирование 39

2.2 Повышение профессиональной квалификации кадров 42

2.3 Подготовка научно-практических пособий 49

Заключение 53

Список литературы: 55

Приложение 1. Устав ЦНСХБ Россельхозакадемии

Приложение 2. Типовые должностные инструкции

научно-организационного отдела (НОО)

Приложение 3. Отчет НОО за 1999 г.

Приложение 4. План работы НОО на 2000 г.

Введение

Актуальность дипломного исследования определяется необходимостью пересмотра отношения к деятельности научно-методической службы (НМС) в системе управления библиотекой в связи с новыми социально-экономическими условиями, при которых значительно возросла роль НМС, выполняющего свою главную функцию квалифицированной методической помощи пользователям библиотеки. Рассматривается роль и место методического подразделения в организации работы крупной научной библиотеки. Анализируется инновационная практика ЦНСХБ Россельхозакадемии, ее документальная и концептуальная база.

Сокращение и переориентация методических отделов библиотек не означает прекращения методической деятельности. В соответствии со ст.20 Федерального закона «О библиотечном деле» (1994) оказание методической помощи библиотекам является одной из статусных характеристик центральной библиотеки. В действительности границы научно-методической (научно- организационной) работы расширились, появились новые направления и службы.
Методисты от командного стиля перешли к стилю советов: научно-методических консультаций, рекомендаций, технологических разработок.

Методические отделы, используя зарубежный опыт, начали перестраивать свою работу в соответствии с новой концепцией управления - маркетингом.
Одни отечественные библиотековеды (Б.Н. Бачалдин, Л.М. Инькова и др.) [№10] сетуют на то, что в таком случае в каждом научно-методическом отделе потребуются методисты, владеющие вопросами маркетинга, менеджмента, паблик рилейшнз, способные внедрять эти направления в соответствующих библиотеках и обучать им. По нашему убеждению ни один руководитель от таких методистов не отказался бы, тем более что бывший библиотечный вуз, а ныне Московский государственный университет культуры и искусств способен подготовить таких специалистов. Кстати, заведующие научно-организационными отделами не отказались бы и от экономистов, социологов, психологов, юристов, знающих к тому же особенности библиотечной работы.

Другие коллеги (С.А. Басов, И.М. Суслова) [№7, №49] определяют направление развития методической работы как процесса управления нововведениями и подводят к выводу о необходимости формирования независимых автономных методических центров, в составе которых должна функционировать группа библиотечного маркетинга. Причем управленческое консультирование предлагается осуществлять на платной основе.

Третьи ученые (Ю. Б. Авраева, Ю.Н. Столяров) [№1, №44] ратуют за методиста - «мастера на все руки», универсальность знаний, навыков и обязанностей которого - одна из определяющих особенностей профессии.

Изменение направленности методической работы в стране объективно обусловлено новым государственным устройством. Хорошо это или плохо, но в связи с процессами децентрализации, дезинтеграции, политической и финансовой нестабильности, научно-методическая работа все более превращается в разновидность консультационной деятельности. Именно эта форма методической помощи подтвердила свою жизнестойкость и гибкость.
Задачи методистов остаются прежними, возможности - иными.

В изучении темы дипломного исследования, отражающего различные аспекты
НМС, можно выделить следующие направления:

1. Реализация системы методического руководства в отечественном библиотечном деле.

2. Развитие научно-методической службы библиотек на современном этапе.

3. Деятельность научно-методической службы Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки Россельхозакадемии (ЦНСХБ).

Научная задача дипломной работы заключается в том, чтобы, исследовав процесс НМС, оценить современное состояние НМС в отечественных библиотеках и показать как эта служба функционирует в ЦНСХБ.

Указанная задача интерпретировалась в следующих вопросах:

1. Выявление предпосылок возникновения НМС.

2. Изучение становления и характеристика современного состояния и проблем НМС.

3. Уточнение терминологии и определения НМС.

Методологическую основу исследования составили идеи ведущих отечественных библиотековедов, а также специалистов ЦНСХБ, по проблемам научно-методической работы.

Этим вопросам посвящены работы Бачалдина Б.Н., Гриханова Ю.А., Клюева
В.К., Кормишиной Г.М., Столярова Ю.Н., Суворовой В.М., Сусловой И.М.,
Фенелонова Е.А., Фирсова В.В. и другие.

Источниковой базой исследования стало Государственное научное учреждение Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки
Россельхозакадемии. В ходе исследования использованы нормативные документы
ЦНСХБ и НОО, фонд методического кабинета, опыт работы в научно- организационном отделе в качестве заведующего сектром маркетинговых исследований ЦНСХБ Россельхозакадемии.

Глава I. Реализация системы методического руководства в отечественном библиотечном деле

Единая система методического руководства — одно из важнейших достижений библиотечного строительства в нашей стране, составная часть государственного управления библиотечным делом. Основана на межведомственной координации и взаимодействии органов управления и библиотек - методических центров и призвана содействовать улучшению информационной и культурно-образовательной деятельности библиотек, обеспечивая совершенствование библиотечно-библиографического обслуживания населения страны, повышение эффективности использования документных фондов.

Методическое руководство осуществлялось в соответствии с решениями съездов КПСС, постановлений ЦК КПСС и Советского правительства по идеологическим вопросам, развитию науки, культуры, народного хозяйства, решений Государственной межведомственной библиотечной комиссии при
Министерстве культуры СССР, указаний министерств, ведомств и центральных органов общественных организаций на основе "Положения о библиотечном деле в
СССР" (1985).

Система методического руководства охватывала всю сеть библиотек страны и способствовала использованию в их работе научно обоснованных приемов и методов.

Практическая реализация системы методического руководства обеспечивалась созданием и внедрением регламентирующих документов и стандартов, методических рекомендаций, оказанием практической помощи при посещении библиотек, участием в системе повышения квалификации, проверкой состояния дел и контролем за исполнением решений.

Научно-методическая работа осуществлялась в масштабах страны, отрасли, региона. Система методического руководства состояла из отраслевых и ведомственных подсистем.

Общее методическое руководство библиотеками страны, независимо от подчиненности, осуществляло Министерство культуры СССР, головным всесоюзным методическим центром для всех библиотек — ГБЛ.

1. Координация методической работы

Координация методической работы — согласованность действий библиотек - методических центров (БМЦ) в обеспечении методического руководства библиотеками. Цель координации — повышение эффективности влияния БМЦ на библиотеки на основе их территориально-отраслевого взаимодействия.
Координация предусматривала разграничение или объединение обязанностей библиотек - методических центров в оказании методической помощи библиотекам, устраняла дублирование и параллелизм в работе, целесообразно распределяла силы, определяя главные направления методической работы в стране, регионе, отрасли.

Координация осуществлялась по всем направлениям методической работы: подготовка методических изданий, организация мероприятий по повышению квалификации библиотечных работников, проведение совместных активов, совещаний, семинаров, научно-практических конференций библиотечных работников, посещений библиотек, взаимное использование передового библиотечного опыта и др.

В основе координации — согласование планов методической работы, разработка координационных планов и договоров о сотрудничестве.

В планах отражались важнейшие мероприятия библиотек (совместные и отдельно проводимые). Это позволяло библиотекам взаимно использовать издания, организовывать совместные выезды и участвовать в мероприятиях по повышению квалификации, исходя из потребностей своих сетей.

Для координации методической деятельности при Библиотечном совете создавалась подкомиссия по методической работе. В ее состав входили представители всесоюзных библиотек - методических центров, ведущие специалисты в области методической работы, преподаватели вузов. Подкомиссия рассматривала важнейшие проблемы методического руководства библиотеками страны, определяла номенклатуру и статус общегосударственных документов, регламентирующих методическую деятельность библиотек, заслушивало отчеты ведомств по различным направлениям методической работы. Рабочий орган комиссии — научно-методический отдел (НМО) ГБЛ.

Упорядочению взаимодействия библиотек в методической работе содействовали межведомственные документы: положения о смотрах библиотек, государственные стандарты, которые согласовались со всеми заинтересованными органами управления или утверждались ими, и другие нормативные документы.

2. Формы методической помощи

Реализация основных направлений методической работы осуществлялась посредством различных форм и методов.

Наиболее распространенные формы методической помощи: методический инструктаж (консультации, замечания и отзывы, вызовы работников библиотек в методический центр и др.), посещение библиотек, методические издания.

Методический инструктаж — форма методической помощи библиотекам, которая конкретизирует методическую помощь, учитывая особенности определенной библиотеки.

Методический инструктаж осуществлялся во время посещения методистом библиотек, путем проведения консультаций в библиотеках - методических центрах, на совещаниях, конференциях, во время семинаров или практикумов.

Консультации бывают индивидуальные и групповые. Те и другие могут быть устными, и письменными. Индивидуальные консультации проводились в случае, если возникал единичный вопрос.

Групповые консультации, как устные, так и письменные, как правило проводились по заранее намеченному плану, по темам, интересовавшим всех библиотекарей региона или отдельные их группы. Групповые консультации обычно приурочивались к проведению совещаний, семинаров, научно- практических конференций, но могли организовываться самостоятельно. Они проводились также в тех случаях, когда необходимо срочно дать библиотекарям разъяснения по тому или иному вопросу (внедрение ББК, введение новых правил, составление библиографического описания и т.д.).

Замечания и отзывы в письменной или учетной форме давались методистами на методические материалы (планы, отчеты, протоколы читательских конференций или литературных вечеров и др.), поступающие от библиотек региона.

Прежде чем дать замечания на план или отчет (о работе за определенный период времени, по теме или о проведенном мероприятии), методисту необходимо было проанализировать материалы, определить, соответствуют ли они задачам, стоящим перед библиотекой в данный период, отметить положительное, новое в работе, решить, что можно использовать для пропаганды среди других библиотек, обратить внимание на недостатки и подготовить предложения с целью их устранения.

Посещение библиотек (выезды в командировки) — одна из самых эффективных форм методической помощи. Они могут быть фронтальными и тематическими. Посещали библиотеки с разной целью: проверка их работы, изучение деятельности (библиотеки в целом или отдельных ее направлений), оказание методической помощи по определенному вопросу и др. Объекты посещения: подразделения библиотеки, в целом библиотека, библиотеки данного региона.

Методические издания (методические указания, методические рекомендации, методические и методико-библиографические пособия) являются одной из форм воздействия библиотек-методических центров на библиотеки регионов. Методические издания выпускались в виде листовок, плакатов, буклетов, брошюр, книг.

В методических изданиях регламентировались порядок реализации основных направлений деятельности библиотек и выполнения отдельных функций библиотек, их подразделений, а также работников; определялись содержание процессов и порядок выполнения технологических операций; раскрывалось содержание работы библиотек в определенный период, в связи с важнейшими политическими событиями; конкретизировались методы, способы, приемы рационального осуществления, решений и указаний вышестоящих организаций, определялись порядок внедрения стандартов и рекомендаций; предлагались наиболее эффективные формы и методы пропаганды книги и руководства чтением, организация и технология библиотечной работы с учетом передового библиотечного опыта.

3. Внедрение передового библиотечного опыта

Работа по внедрению передового библиотечного опыта осуществлялась в соответствии с "Порядком выявления и внедрения передового опыта работы в системе библиотек Министерства культуры СССР" (1984).

Внедрение передового опыта в практику работы библиотек — комплексный процесс. Включающий подготовку проекта решения (приказы) органом управления библиотечным делом о внедрении конкретного передового опыта, пропаганду опыта, обучение библиотекарей этому опыту, методическую помощь библиотекам по внедрению опыта, контроль за внедрением, обобщение итогов работы по внедрению опыта.

По окончании работы в органы управления библиотечным делом представлялась информация об итогах внедрения в соответствии с установленным порядком в каждом ведомстве (организации).

4. Анализ работы библиотек (сети библиотек)

Одна из форм методической деятельности. Цель анализа — показать главное, новое, передовое в работе библиотек, что должно пропагандироваться и внедряться; вскрыть причины недостатков, указать пути их ликвидации.

Анализ деятельности одной библиотеки проводился на основе плана ее работы, статистического и текстового отчета, дневников работы, читательских формуляров, протоколов массовых мероприятий, материалов проверок и др.

Главным критерием оценки деятельности библиотеки являлось выполнение задач, стоящих перед библиотекой как идеологическим, культурно- просветительным и информационным учреждением.

Количественный анализ — это анализ статистических данных, характеризующих многостороннюю деятельность библиотеки. Проводился анализ показателей плана и его выполнения, анализ динамики и структуры показателей
(за несколько лет, сравнительный анализ отдельных данных).

Качественный анализ. Задача его — проанализировать содержание работы библиотеки и его специфику. Обращали внимание на дифференцированное обслуживание читателей, выделение читательских групп, ведется ли работа с ними, какова помощь в общеобразовательном и профессиональном чтении, самообразовании, уровень индивидуальной работы с читателями, информационно
- библиографического обслуживания, содержания массовой работы.

Формы аналитической деятельности:

. заключения на планы и отчеты как отдельной библиотеки, так и библиотек всего региона;

. обзоры деятельности библиотек региона (по типам библиотек, за определенный период, освещающий отдельные направления работы библиотек);

. годовые статистические сводки о деятельности библиотек региона на основе годовых статистических отчетов.

Результат аналитической деятельности оформлялся письменно или доводился до библиотек устно (на совещаниях, семинарах, групповых консультациях).

Заключения на планы и отчеты составлялись в БМЦ для определения соответствия задач, которые перечислены в плане, задача, стоящая перед библиотечным делом в целом.

В заключении выявляли динамику развития библиотеки, устанавливали, повышается ли уровень ее работы, улучшаются ли показатели по сравнению с прошлым периодом. Устанавливалась степень обоснованности показателей, их реальность и целесообразность. Анализировалось, как планируется и проводится массовая работа, оценивалась актуальность тематики, разнообразие форм, пропаганда литературы.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.