скачать рефераты

МЕНЮ


Научно-методическая служба в системе управления библиотекой

p> Обзоры деятельности библиотек региона составлялись с целью дать характеристику, анализ состояния дел в этих библиотеках, показать, как выполнены основные задачи, подвести итоги за определенный период, выявить имеющиеся достижения, вскрыть причины недостатков, наметить конкретные меры для их устранения.

В обзорах отражались наиболее оправдавшие себя формы и методы работы, приводились не отдельные, а наиболее типичные факты, отмечались достижения и недостатки работы тех или иных библиотек, показывалось, какие из них идут впереди, какие и почему отстают.

5. Организация методической работы

Руководство методической работой. Методическую работу обеспечивали все подразделения БМЦ, к участию в ней привлекались наиболее квалифицированные работники всех подразделений, имеющие опыт библиотечной и методической работы.

Общее руководство методической работы осуществлял директор
(заведующий) БМЦ. Он распределял обязанности между сотрудниками всех подразделений БМЦ в соответствии с их квалификацией и возможностями, обеспечивал взаимодействие данной БМЦ с др. БМЦ региона.

Организатором методической работы в БМЦ являлся методический отдел
(сектор).

Методический отдел по согласованию с директором (заведующим) БМЦ определял основные направления методической работы, составлял сводные перспективные планы методической работы.

Распределения обязанностей между методистами в методическом отделе зависели от количества работников и осуществлялось с учетом индивидуальных особенностей и профессиональной подготовки каждого методиста. На работников других отделов возлагались целиком или частично обязанности по оказанию методической помощи библиотекам региона по профилю их работы.

Планирование методической работы являлось составной частью общего плана библиотеки. Составлялось на основе анализа выполнения планов предыдущего года, предложений, данных вышестоящими БМЦ, органами управления библиотечным делом региона, предложений других подразделений библиотеки.

Структура плана определялась направлениями методической работы и включало:
. задачи методической работы на…год;
. взаимодействие библиотек разных ведомств и организаций;
. методическую помощь библиотекам по основным направлениям библиотечной работы;
. выявление. Изучение, пропаганду и внедрение передового библиотечного опыта;
. повышение квалификации библиотечных работников.

Учет методической работы велся в дневнике, куда заносились сведения о каждом проведенном мероприятии по следующим разделам:
. учет выездов и посещений библиотек;
. учет консультаций;
. учет мероприятий по повышению квалификации библиотечных работников;
. учет получаемых методических и библиографических материалов.

В дневнике учитывалась методическая работа, проводимая всеми отделами

БМЦ, а не только методическим отделом.

Методический совет в библиотеке создавался с целью совершенствования организации и координации методической работы библиотеки. Выработки единых решений с вышестоящим БМЦ, повышения эффективности и качества методической работы.

Методический совет являлся совещательным органом и организовывался при методическом отделе. Возглавлялся заведующим методическим отделом. Он же определял его количественный и персональный состав по согласованию с директором (заведующим) библиотекой.

В состав методического совета входили: директор (заведующий) библиотеки, его заместитель, руководители подразделений и ведущие специалисты библиотеки, руководители или ведущие специалисты библиотек региона (отрасли), представители органов управления библиотечным делом.

Заседания методического совета проводились в соответствии с утвержденным планом работы, являющимся составной частью годового плана работы библиотеки.

В своей деятельности методический совет руководствовался пятилетними и годовыми планами библиотеки.

Для организации работы по подготовке заседаний и ведения документации
(протоколы заседаний) назначался постоянный секретарь методического совета из числа его членов.

Контроль за выполнением решений методического совета осуществлял председатель совета или по его поручению — секретарь.

Отчет о работе методического совета входил составной частью в отчет о работе библиотеки за год.

6. Наполнение и оформление методического отдела

В методической службе библиотеки обычно находится обширный иллюстративный материал, оформленный в виде
. карты размещения сети библиотек региона (отрасли) и форм внестационарного обслуживания читателей; своевременно делались пометки об открытии новой библиотеки (филиала, пункта выдачи, передвижной библиотеки);
. стендов, посвященных методике пропаганды литературы, работе с читателями и руководству чтением, информационной и библиографической работе, комплектованию и использованию фондов, работе с кадрами и повышению их квалификации;
. выставок новых поступлений по вопросам библиотечного дела, библиографии, информатики, книговедения;
. материалов о передовых библиотеках и библиотекарях;

Справочный фонд опубликованных и неопубликованных материалов методического отдела включал:

. постановления партии и правительства по идеологической работе; о коммунистическом воспитании трудящихся;

. руководящие материалы о работе библиотек, приказы, постановления, распоряжения министерства культуры республики, областного

(краевого) управления культуры;

. материалы и рекомендации всесоюзных, республиканских и областных методических центров;

. справочники, терминологические словари и библиографические издания;

. литературу по теории, методике и технике библиотечной работы, практические пособия, учебники и учебные пособия по библиотековедению и библиографии.

. книги по педагогике, психологии, социологии, о социологических исследованиях, методах работы с книгой, самообразовательном чтении;

. ГОСТы по информации, библиотечному и издательскому делу.

Тематические папки включали машинописные и ротапринтированные материалы, листовки, плакаты, статьи из периодических изданий, образцы форм учета и др. инструктивных и методических документов, материалы наиболее интересно проведенных читательских конференций, литературных вечеров, диспутов, заседаний клубов читателей и др.

Справочный аппарат методического отдела составляла система картотек.

В нее входили:

. справочная картотека методических и библиографических материалов;

. картотека сети библиотек региона (отрасли) и библиотечных работников состоит из трех частей.

Карточки в картотеке расставлялись по срокам исполнения и сохранялись до конца года.

Глава II. Развитие научно - методической службы библиотек на современном этапе

1. Терминологическое осмысление методического руководства

Многие годы идут дискуссии о судьбе методического руководства библиотеками и путях его реформирования, но единого решения этой проблемы все еще нет.

Прежде всего приходиться констатировать, что на терминологическом уровне методическое руководство остается официально признанным.

В словаре библиотечных терминов [№43] методическое руководство определяется как функция органов управления библиотечным делом. В структуре методической работы выделены: а) разработка регламентирующих документов; б) методическое руководство; в) методическая помощь

В 1976 г. методическое руководство рассматривалась как функция государственных органов руководства библиотечным делом, а методическая работа определялась как деятельность библиотек — методических центров по оказанию методической помощи библиотекам. Таким образом, методическое руководство не только отрицается, но функции его даже расширяются (за счет методической работы) по сравнению с трактовкой, данной в 1976 г.

До сих пор часть библиотечных специалистов ратует за усиление методического руководства, укрепление его административно-управленческих функций. Они полагают, что при децентрализации управления библиотеками повышается роль библиотек — методических центров как органов прежде всего управления библиотечным делом, контроля за работой библиотек.

Вряд ли правомерно рассматривать методиста как высококвалифицированного специалиста по всем направлениям библиотечной работы. Скорее следует предполагать, что специалисты структурных подразделений более компетентны в проблемах своих подразделений. Именно поэтому методист вынужден обращаться к специалистам по отдельным направлениям библиотечной работы, чтобы оказать квалифицированную методическую помощь библиотекам сети. Не случайно стало нормой, что в организации методической помощи библиотека сети обязательно участвуют все структурные подразделения библиотеки — методического центра. Об этом, в частности, писал Э.Р. Сукиасян, подчеркивая, что опытные, квалифицированные методисты работают не в методическом, а в функциональных отделах. Он предложил ввести в функциональных отделах должности главных специалистов- методистов, ответственных за состояние соответствующего участка в библиотеках области.

Методическое самообеспечение Б.Н. Бачалдин [№8] рассматривает как новое направление методической работы. Однако следует напомнить, что дискуссии об обязанностях научно-методического отдела по отношению к структурным подразделениям своей библиотеки. Начатые еще в 1950-х гг., привели к выводу о необходимости разграничивать понятия методическая помощь библиотекам и методическая работа в коллективе библиотеки.

Однако в библиотечной литературе понятия методическое обеспечение работы библиотек и методическая работа в коллективе библиотеки зачастую четко не разделяются. Показательно, что если по вопросам методического руководства библиотеками существует обширная литература, то о методической работе в коллективе библиотеки почти нет публикаций.

Поскольку методическое руководство рассматривалось как функция административных органов руководства библиотечным делом, то в его основу ставилась не научно-методическая, а командно-административная деятельность.
Результатом явились такие негативные явления, как разработка для библиотек рекомендаций, не имеющих научно-методического обоснования, экспериментально не проверенных, оторванных от реальной практики, умозрительных и абстрактных. Методические центры стремились жестко регламентировать работу библиотек, требовать обязательного выполнения своих рекомендаций.

Командно-административный стиль методического руководства проявлялся и в том, что вместо квалифицированной методической помощи основную цель своей деятельности методисты нередко видели в проверке работы библиотек, контроле за их деятельностью. Поэтому понятно, почему стремление сохранить и даже усилить методическое руководство за счет административно-управленческих функций не могло не вызвать серьезных возражений и подвергалось обоснованной критике. Например, В.Р. Фирсов, решительно выступил против слияния функций управления и методических центров или передачи функций управления методическим службам. Он предложил следующее разделение сфер деятельности: органы управления обеспечивают функционирование библиотек, методические центры — научно обоснованные рекомендации по развитию библиотечного дела [№56]. На то, что усиление организационно- управленческого воздействия методических центров на библиотеки противоречит праву библиотек самим решать, что и как им использовать из методических рекомендаций, указывал Е.А. Фенелонов [№55].

Характерно, что против предоставления библиотекам — методическим центрам административно-управленческих функций выступают и представители органов управления библиотечным делом. Так, Ю.А. Гриханов в статье под характерным названием "Содействие и рекомендации — единственно возможный стиль работы" категорически возражает против того, чтобы "ставить методиста на ненужные ему ходули управленца", придавать ему управленческие права и обязанности [№19]. Такой подход получил законодательное подтверждение в
Федеральном законе "О библиотечном деле", где зафиксировано, что учредитель библиотеки (т.е. орган управления) не в праве вмешиваться в творческую деятельность библиотеки (ст. 10), а библиотеки имеют право самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах (ст. 13) [№33].

Следует подчеркнуть, что отказ от системы методического руководства как командно-административной не дает оснований полностью отрицать то положительное, что достигнуто этой системой за годы советской власти. Нужно полностью согласиться с выводом Ю.Н. Столярова, что "создание и развитие методических служб — одно из достижений советского библиотечного дела, подлинная инновация в мировом библиотековедении" [№44].

К несомненным достижениям библиотек — методических центров следует отнести систематическую активную методическую помощь библиотекам, подготовку и издание для них методических пособий, выявление и распространение передового библиотечного опыта, повышение квалификации библиотечных кадров.

Определяя смысл перестройки методической работы, Е.А. Фенелонов указывал, что ее основным направлением должно стать "последовательное уменьшение управленческо - регламентирующих и контрольно-инспекторских функций и усиление работы по насыщению библиотек достижениями науки и передовым опытом" [№55]. Это означает переход от методического руководства, от регламентирующей деятельности к методическому обеспечению работы библиотек, при котором традиционные формы методической помощи должны сохраниться и получить дальнейшее развитие.

Методическая деятельность призвана учить библиотекарей думать, действовать профессионально, искать нешаблонные подходы к работе, воспитывать самостоятельность и ответственность за порученное дело; поэтому основной смысл перестройки методического руководства заключается в изменении методического мышления библиотекарей, развитии их творческой инициативы, повышении методической культуры, воспитании подлинного профессионализма.

Методическое руководство библиотеками как командно-административная система влияния на работу библиотек вступило в явное противоречие с
Федеральным законом "О библиотечном деле", с правом библиотек на самостоятельность в их профессиональной деятельности. Отказ от методического руководства не означает отказа от накопленного опыта методической помощи библиотекам. Методическое обеспечение работы библиотек требует дальнейшего развития всех разнообразных функций методической деятельности: исследовательской, аналитической, информационной, консультационной, педагогической, инновационной и других, а не однобокого развития только одной из них. Цель методического обеспечения заключается в том, чтобы всемерно помогать библиотекарям делать их работу наиболее разнообразной, каждой библиотеке найти "свое лицо"; основными направлениями являются консультационно-методическая помощь библиотекам в совершенствовании их деятельности, инновационная деятельность (формирование и освоение библиотечных новшеств), повышение квалификации и переподготовка библиотечных кадров.

2. Функции научно-методической службы библиотеки

Научно-методическая служба как органическая часть управленческого, административного труда, призвана выполнять многообразные функции: исследовательские, экспериментальные, аналитико-синтетические, технолого- управленческие, внедренческие, информационные.

Сегодня коренным образом изменилась концепция организации научно- методической деятельности библиотек. На смену централизованным вертикальным связям пришел региональный и местный суверинитет. В условиях изолированности от федеральных центров местные библиотеки вынуждены перейти на режим научно-методического самообеспечения.

В настоящее время идет полемика об определении границ содержания
"методическая работа". Они неизмеримо расширились, а само понятие обросло огромным количеством различных направлений и функций. Специфика методической деятельности давно растворилась в традиционно приписываемых ей организационной, информационной, исследовательской, педагогической функциях.

Единая направленность деятельности новых маркетинговых и методических служб на освоение прогрессивных форм и методов библиотечной работы послужила основой для реорганизации в библиотеках методических отделов в отделы маркетинга. Начались сложности. Перед новыми структурами осталась прежняя "видимая" цель некоммерческого маркетинга: максимально полное удовлетворение читательских запросов; и в то же время истинная "подцель", состояла в обеспечении библиотеки дополнительными источниками финансирования. Преобразование методических отделов страдает существенными недостатками: изменения коснулись только организации коммерческой деятельности и рекламы, а те важные функции, которые раньше выполняли методисты остались без внимания.

Методическая работа приобретает сейчас узловое значение, потому что ее сущность — обеспечение адекватного реагирования библиотеки на глобальные изменения социальной системы. Миссия современной методической работы выражена в формуле "управление изменениями".

Значительно расширили рамки представлений о возможностях методической работы инновационный подход, обоснованный в 80-е годы А. Ванеевым, С.
Басовым, В. Фирсовым [№16, №7, №56]. В рамках этого подхода изучаются особенности инновационного процесса, заложенные в нем изначально глубоко противоречивые явления, порождаемые различием с функциональными библиотечными процессами. Управление изменениями означает развитие библиотеки, перевод ее из существующего состояния в желаемое. 3 стадии: подготовка к изменениям; переход; закрепление.

Содержанием методической работы на современном этапе должно стать управление изменениями, которое является прогрессивным развитием руководства инновационным процессом.

Сформулировав сущность методической работы, можно было бы четко разграничить обязанности методистов и ведущих специалистов других отделов методического центра, многие направления деятельности которых традиционно относятся к методической, и более того — распределить обязанности и полномочия по управлению библиотечной сетью между административными органами и методическими центрами. Отталкиваться надо от практики методических центров. При этом под содержанием методической работы следует понимать совокупность форм (составление методических материалов, посещение библиотек, описание передового опыта и др.).

Именно методические отделы, используя зарубежный опыт, начали перестраивать свою работу в соответствии с новой концепцией управления — маркетингом, именно методисты первые освоили и внедрили в практику библиотек новые методы хозяйствования. Инновационную же деятельность специалисты расценивают как одну из функций органов управления. В этом русле должна протекать перестройка работы научно-методических центров с целью создания действенного механизма управления сетью, а не совершенствование управленческих аспектов методической деятельности.
Начинать нужно с правового обеспечения методической работы библиотек, с делегирования методическому центру управленческих полномочий. Целесообразно строить структуру управления, опираясь на основные положения теории менеджмента (т.е. методическая деятельность — это управление на основе теории менеджмента).

3. Методологические и правовые основы научно-методической деятельности в условиях библиотеки

Научно-методическая служба ориентирована на потребности и запросы определенных групп пользователей, исходит из возможностей конкретного библиотечно-информационного учреждения, учитывает главные конъюнктурообразующие факторы.

Сегодня коренным образом изменилась концепция организации научно- методической деятельности библиотек. На смену централизованным вертикальным связям пришел региональный и местный суверинитет. В условиях изолированности от федеральных центров местные библиотеки вынуждены перейти на режим научно-методического самообеспечения.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.