скачать рефераты

МЕНЮ


Научно-методическая служба в системе управления библиотекой

p> Именно методические отделы, используя зарубежный опыт, начинают перестраивать свою работу в соответствии с новой концепцией управления — маркетингом, именно методисты первые освоили и внедрили в практику библиотек новые методы хозяйствования. Инновационную же деятельность специалисты расценивают как одну из функций органов управления. В этом русле протекает перестройка работы научно-методических центров с целью создания действенного механизма управления сетью, а не совершенствование управленческих аспектов методической деятельности. Начинать нужно с правового обеспечения методической работы библиотек, с делегирования методическому центру управленческих полномочий. Целесообразно строить структуру управления, опираясь на основные положения теории менеджмента
(т.е. методическая деятельность — это управление на основе теории менеджмента).

Методическая работа приобретает сейчас узловое значение, потому что ее сущность — обеспечение адекватного реагирования библиотеки на глобальные изменения социальной системы. Миссия современной методической работы выражена в формуле "управление изменениями".

Значительно расширили рамки представлений о возможностях методической работы инновационный подход, обоснованный в 80-е годы А. Ванеевым, С.
Басовым, В. Фирсовым. В рамках этого подхода изучаются особенности инновационного процесса, заложенные в нем изначально глубоко противоречивые явления, порождаемые различием с функциональными библиотечными процессами.
Управление изменениями означает развитие библиотеки, перевод ее из существующего состояния в желаемое. 3 стадии: подготовка к изменениям; переход; закрепление.

Содержанием методической работы на современном этапе должно быть управление изменениями, которое является прогрессивным развитием руководства инновационным процессом.

Специфика методической работы заключается в изначально некоммерческой ориентации, нацеленности на обеспечение максимально эффективного выполнения библиотекой как нерыночной структурой базовых институциональных социальных
(информационных, образовательных, культурно - досуговых) функций при рациональном использовании ограниченных ресурсов в условиях мобильно меняющейся рыночной конъюнктуры. Среди его ключевых задач — согласование внешней и внутренней среды для адаптации библиотеки и оптимального достижения ожидаемых результатов функционирования. Однако очевидно, что руководителям подразделений и методистам библиотек важно применять профильный комплекс методической работы в соответствии с юридическими ограничителями, т.е. уметь соотносить конкретную научно-методическую деятельность с существующим "правовым коридором". Это касается юридического обоснования всех аспектов методической работы: от целевых рыночных исследований и маркетинговых коммуникаций до продуктовой политики библиотеки и ценообразования итоговых результатов библиотечной работы.

Трансформация роли научно-методической службы в современном библиотечном процессе

Завершающийся XX век можно по праву назвать веком становления и развития отечественной библиотечной сети, а научно-методическое обеспечение ее катализатором. И, казалось бы, пришло время, когда научно-методическая служба, освобожденная от оков идеологии, независимо от политических взглядов ее представителей обязана обратиться к совершенствованию внутренней технологической, организационно-методической, интеллектуально- духовной жизни библиотек. Важно, чтобы и теоретики и практики перестали сводить счеты, выяснять, кто прав, кто виноват и сконцентрировали творческие усилия на исследовании и методическом обеспечении нормального функционирования библиотек в условиях рынка. Забота о библиотеках, здравый, деловой подход к прогнозированию условий и принципов их развития и составят философию современного отечественного библиотековедения.

Определение роли научно-методической службы в реальном библиотечном процессе, к оценке ее фактического состояния и прогнозируемого будущего, выражается в том, что вся совокупность, вся система потенциальных возможностей научно-методической деятельности отождествляются лишь с минимальным числом ее форм, лежащих на поверхности: аналитической, педагогической, инновационной, плановой. Множество других форм объявляются административно-командными, устаревшими и на этой основе отвергаются.
Упускается из виду, что нет главных и второстепенных форм методического труда, как нет устаревших и современных. Только в комплексе они эффективны.
Многие специалисты недооценивают роль научно-методической мыслив управлении библиотечным делом и библиотеками, в достижении конечных результатов, например, в росте количественных показателей (число читателей, книговыдач, посещений), в преодолении негативных явлений (читательская задолженность).

Слишком безапелляционным представляется утверждение специалистов, которые считают, что в основе методических "взаимосвязей должны лежать экономические взаимоотношения". Не приведет ли чрезмерная коммерциализация научно-методической службы к ее однобокости, элитарности, а может быть, и к отмиранию. Очевидно. Подавляющее число методических услуг, даже в условиях рынка, должны оставаться бесплатными или льготными для части библиотек и библиотекарей. Странно выглядят платные методические услуги внутри одного библиотечного коллектива, поскольку у них общая смета бюджетных расходов.
Тем не менее такая практика уже пустила корни.

Есть немало руководителей и методистов библиотек, понимающих, что методическую службу надо не разрушать, а постепенно совершенствовать, разборчиво внедряя в нее новшества. Новое не обязательно создавать на развалинах старого, можно построить и рядом.

Сейчас наблюдается размывание научно-методической деятельности, немало примеров поспешного и хаотичного внедрения новых форм труда под флагом "курса на инновации", ослабления и реорганизации научно- методического отдела (НМО), создания параллельных организационно- методических структур. Зарождается новый облик научно-методической службы.
С этим явлением надо считаться, учитывать во всех сферах научно- методической деятельности, развивая не свойственные прежде направления работы — прогнозирование, менеджмент, маркетинг, паблик рилейшнз, социологические исследования, а также осваивая непривычный ассортимент научно-методических услуг (продажу методических пособий, консультаций, стажировок, курсов, лекций, рекламы).

Таким образом, острие управленческой функции научно-методического самообеспечения направлено на ее оптимальную распространенность, а также на внедрение новых форм и методов административного труда: социологических, маркетинговых и т.д. Однако, изменяя традиционную технологию труда, живо воспринимая очередные ноу-хау, не следует под них ломать и коверкать структуру, в обязательном порядке создавать новые структурные подразделения, т.к. завтра мода на них пройдет и придется возвращаться к прежним нормам.

Сегодня перечень таких форм не закрыт. Не все они приживутся, какие- то будут отринуты практикой, родятся неизвестные. Словом, жизнь распорядится по-своему и важно выбрать самые прогрессивные, вдумчиво подходить к их оценке, определяя место в арсенале средств научно- методической службы.

Глава III. Деятельность научно-методической службы Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки

1. Научно-организационные аспекты работы

В научно-организационной деятельности Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки Россельхозакадемии (ЦНСХБ, г. Москва) продолжается период обновления, основанного на учете прошедших в обществе перемен, переосмыслении прошлого опыта и выявлении передового.

В методической работе принимает участие большинство структурных подразделений библиотеки, но основная нагрузка лежит на научно- организационном отделе. За последние годы функции отдела претерпели существенные изменения. Сменились приоритеты методической деятельности, формы работы. Прежде всего, произошел переход от методического руководства к методической помощи. Основное назначение отдела - проведение целевых мониторингов и конъюнктурных маркетинговых исследований для выработки концептуальных направлений функционирования и развития библиотеки как научно - информационного и образовательного учреждения. В рамках отдела со статусом специализированного читального зала функционирует научно- методический кабинет, комплектующийся фондом отечественных и зарубежных документов по проблемам библиотековедения, информатики, книговедения, библиографоведения, а также менеджмента, маркетинга, экономики; систематически организует разноаспектные книжные выставки. Главными направлениями деятельности двух базовых секторов отдела - сектора научно- исследовательской и научно-методической работы и сектора маркетинговых исследований - являются: научно-аналитическая деятельность; научно-организационная работа; подготовка интеллектуальной продукции по профилю отдела, в частности: методических писем; рекомендаций; научно-методических пособий; проблемно- ориентированных баз данных; научных статей для профессиональной периодической печати; инновационно - консультационная и методическая деятельность в помощь библиотекам учреждений и организаций агропромышленного комплекса Российской
Федерации (АПК РФ); маркетинговые исследования; осуществление рекламной политики; контакты с партнерами и координация договорных отношений в условиях конкурентной среды; связь с общественностью, работа по привлечению ресурсной помощи и т.п.

В числе сотрудников отдела работают методисты с тридцатилетним библиотечным стажем, экономист, доктора и кандидаты педагогических наук
[см. Приложение 2];

ЦНСХБ, будучи методическим и координационным центром, а также центром научно-технического сотрудничества научных сельскохозяйственных библиотек, оказывает научно-методическую помощь библиотекам 62 вузов, 285 ссузов, 240 научно-исследовательских учреждений, 78 академий, институтов, школ повышения квалификации, 40 опытных станций АПК РФ.

В постперестроечный период общий объем методической работы несколько сократился, что обусловлено реорганизацией или ликвидацией части библиотек сети, а также финансовыми трудностями, повлекшими за собой сложности с изданием и распространением методических документов, командировками в сетевые библиотеки вузов, ссузов, НИИ, опытных станций.

Методическая работа рассматривается в ЦНСХБ как фундамент для всякого рода инноваций. Новые условия, в которых работают методисты НОО ЦНСХБ
Россельхозакадемии, существенно повлияли на функционирование методического кабинета (МК).

Методический кабинет со специализированным читальным залом является полноправным структурным подразделением НОО. У МК положение определенное: его фонд должен комплектоваться документами по отечественному библиотековедению и библиографоведению, книговедению и библиотечному делу за рубежом; профессиональными периодическими изданиями; материалами в развитие учебных библиотечных программ; методическими научно-практическими пособиями и рекомендациями по организации работы библиотек и т.д. для того, чтобы помогать исследователям — научным сотрудникам своей библиотеки, рядовым пользователям, библиотекам сети. МК — это библиотека в миниатюре, которой присущи все библиотечные процессы. Феномен "информационного взрыва" коснулся и МК: расширяется профиль комплектования фонда, происходит автоматизация библиотечных процессов, появляются возможности видоизменить информационное обслуживание пользователя. Спрос рождает предложение. После изучения запросов пользователей, фонд МК пополнился такими разделами как библиотечный менеджмент и библиомаркетинг, грантоведение, библиометрия, библиотечно-информационное обслуживание, библиотерапия, библиотечное дело и проблемы информатизации общества, аналитико-синтетическая обработка документов и корпоративная каталогизация, проблемы безопасности библиотек, электронная доставка документов, электронная библиотека и LIBNET и т.д.

Стремительное развитие электронной издательской деятельности и рост количества электронных публикаций, современные электронные технологии, развитие вычислительной техники повлияли на библиотечное сообщество: библиотеки постепенно превращаются в информационные центры. Аналогичные тенденции, правда в меньших масштабах, имеют место и в МК. В методическом кабинете пользователю предоставляется возможность познакомиться с Web- страницей ЦНСХБ, войти в электронный каталог библиотеки, заглянуть к соседям — в кабинет библиотековедения РГБ, пообщаться по электронной почте с методистами ГПНТБ. Короче говоря, библиотека, в нашем случае — МК, имеющая выход в Интернет, способна предоставить многое.

Новая информационная ситуация требует от МК и новых форм подачи информации. Ориентация на максимальное удовлетворение запросов пользователей вынуждает методиста МК создавать проблемные базы данных (БД); консультировать, используя нормативно-правовые БД; разбираться в специфике поиска разнообразной информации в Интернет; работать с автоматизированными переводческими программами; наконец, осуществлять дистанционное консультирование. Таким образом, есть реальная возможность для МК перейти на качественно новый уровень методической помощи, позволяющий принципиально по-новому взглянуть на все основные составляющие своей работы и в том, что касается формирования фонда, и в том, что касается обслуживания пользователей в самом широком смысле.

2. Перспективные формы методической помощи

Во все времена научно-организационный отдел - это то место, куда обращаются коллеги за поддержкой и рекомендациями. Главное - помочь каждой библиотеке и ее библиотекарям найти свое место в едином библиотечном пространстве, вооружить профессиональными знаниями, защитить, научить, проконсультировать.

Такая форма научно-методического труда как консультирование, считается дополнительным средством к другой, имеющей характер основной формы методической (семинар, конференция, командировка и т.д.) службы. Однако при кажущейся второстепенности консультации играют большую роль в популяризации инноваций, укреплении профессиональных знаний, приобретении навыков, передового опыта. В настоящее время консультирование, в частности дистанционное как разновидность, выходит на первый план в тех случаях, когда необходимо оказать оперативную и квалифицированную помощь из центра.
По мере углубления и усложнения функций библиотек, обновления и обогащения опыта информационного обслуживания формируется широкая проблематика консультационной работы. Она видоизменяется, подчиняясь задачам своего времени. Сегодня методистам приходится решать множество правовых проблем, разъяснять, как выиграть грант, найти дополнительные источники финансирования, где осуществить льготное комплектование, как организовать маркетинговую службу в библиотеке и т.д.

2.1. Дистанционное консультирование

В зависимости от назначения, формы подачи, конкретного адресата, консультации подразделяются на индивидуальные, групповые, коллективные, а также устные, письменные. Подобная классификация условна, признаки одной разновидности могут сливаться с признаками другой. Так дистанционное консультирование может быть индивидуальным и групповым. При подготовке ответа методист вправе пользоваться (и должен) обстоятельной помощью специалистов всех структурных подразделений библиотеки, использовать необходимые источники поиска информации, что несомненно улучшит качество консультации. В то же время в основе дистанционного консультирования лежит оперативность предоставления информации и возможность осуществления сиюминутной обратной связи. Система обратной связи - это процесс обмена информацией. Как только потоки информации приостанавливаются, возникает нескоординированная деятельность методиста и обращающегося за помощью библиотекаря. Поэтому необходимо своевременно создать стройную систему регулирования обмена информацией. При решении этой задачи следует учитывать не только формальные, но и неформальные коммуникационные отношения. Если возникает необходимость в групповом консультировании - информировании однородной группы специалистов, то, используя технические средства связи
(электронную почту, факс, Интернет и т.д.), дистанционное консультирование можно осуществить в считаные минуты. В научный обиход уже вошли такие термины как «методическое управление», «управление нововведениями»,
«управленческое консультирование». Дистанционное консультирование должно занять свое законное место как в теории, так и в практике библиотечного дела.

Однако при любых информационных технологиях для методистов на первом месте все-таки остается личное общение. Конференции, семинары, встречи, устные консультации остаются в арсенале наиболее эффективных способов человеческого общения, несмотря на наличие телефона, телефакса и прочих технических средств связи. Информационное общество не может заменить традиционные формы человеческих коммуникаций. Но возможности дистанционного консультирования - реальный способ сиюминутного необходимого общения и помощи библиотекарю, ученому, находящемуся за тысячи километров от ЦНСХБ.

Вопрос состоит в том, каким образом библиотечная сеть может приспособиться к неизбежным инновациям. Информацию в электронной форме невозможно использовать без соответствующих технических средств, которыми необходимо оснащать библиотеки наряду с решением сугубо библиотечных задач.

Существуют и психологические преграды (незнакомое, непривычное часто вызывает негативную реакцию), а также более очевидные: недостаточное владение иностранным языком , неумение работать на компьютере и т.д. Таким образом, к дистанционному консультированию необходимо подготовиться. Многие ученые считают что главная из предстоящих перемен - резкое повышение требований к уровню знаний методиста и, следовательно, необходимо обратить особое внимание на его обучение и повышение квалификации. Важно, чтобы профессиональные знания библиотечного работника покоились на культурном фундаменте: методист должен не просто реагировать на возникающие в обществе культурные потребности, но и предупреждать их.

Будучи «навигатором в море информации», консультантом для пользователей, методист должен быть грамотным специалистом в сфере использования ЭВМ и сетей. Современные информационные технологии - не самоцель, а орудие методиста, которое позволяет ему выполнять свою работу лучше, эффективнее.

ЦНСХБ как научно-методический центр оказалась на перекрестке глобальных процессов. Новые информационные технологии распахивают двери библиотек в гигантское информационное пространство, насыщают их новыми носителями информации, привлекают новые категории пользователей, порождают качественно новые услуги.

В библиотеке методист является координатором как внутрибиблиотечной научно-методической и научно-исследовательской работы (так как каждое структурное подразделение наряду с основными выполняет методическую функцию), так и методической помощи сети библиотек сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений (НИУ) АПК РФ. Так, сектор маркетинговых исследований научно-организационного отдела разработал типовое письмо для сети НИУ АПК РФ, предлагая разместить бесплатно на Web-странице ЦНСХБ информацию об учреждении. Предполагается, что блок информации по каждому учреждению будет включать в себя адресно-справочные сведения; информацию о завершенных научных разработках и опытно-конструкторских работах в целях дальнейшей их реализации; о технологиях, разрабатываемых институтом; о сельскохозяйственной продукции; об информационных ресурсах и продуктах, а также хронику жизнедеятельности института. Цель данного вида работы - привлечь внимание потенциальных инвесторов к сети сельскохозяйственных учреждений, а опосредованно и к их библиотекам, научно-методическим центром которых является ЦНСХБ, комплектующая «серую литературу», издаваемую НИУ.
Таким образом, выход через Интернет к единым информационным ресурсам потенциально откроет широкий спектр новых возможностей для плодотворного обмена научно-технической информацией и иных форм сотрудничества. Интернет позволит сформировать базу данных, в которой каждый участник займет свою нишу. При организации локальных массивов на Web-странице ЦНСХБ эти данные станут доступными всему профессиональному сообществу.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.