Научно-методическая служба в системе управления библиотекой
p> Вот так ускоренное развитие индустрии телекоммуникаций и
информационных технологий позволяют расширить перечень традиционных
направлений научно-организационной работы. 2.2 Повышение профессиональной квалификации кадров Отечественные библиотековеды считают, что научно-методической службе
еще предстоит утверждать престиж профессиональной учебы в системе повышения
квалификации и переподготовки. Такая задача будет решена тем скорее, чем
точнее эта система будет сориентирована на типичные запросы библиотек, на
актуальную тематику, а главное на компетентную методическую помощь
слушателям. Реализуя принципы всеобщности, непрерывности, дифференциации
обучения, нельзя игнорировать опыт прошлых лет, недооценивать формы, виды и
методы обучения, которые сложились: курсы, практикумы, дни повышения
квалификации и т.д. Обновление и расширение форм и методов обучения идет
путем заимствования из других сфер общественной жизни и создания более
активных и интенсивных способов переподготовки библиотекарей («круглые
столы», «презентации», «деловые игры»). Центральная научная
сельскохозяйственная библиотека Россельхозакадеми, будучи методическим и
координационным центром, а также центром научно-технического сотрудничества
научных сельскохозяйственных библиотек, оказывает научно-методическую
помощь библиотекам 62 вузов, 285 ссузов, 240 научно-исследовательских
институтов, 78 академий, институтов, школ повышения квалификации, 40
опытных станций агропромышленного комплекса Российской Федерации (АПК РФ). Методическая помощь заключается в повышении квалификации специалистов
путем проведения научно-практических конференций, семинаров, консультаций,
стажировок, обеспечения инструктивно-методическими изданиями и оказания
практической помощи коллегам непосредственно на местах. Для усиления эффективности методической помощи осуществляется анализ
тематики проведенных мероприятий и подготовленных материалов по всем видам
деятельности, а также дней повышения квалификации, проводимых ежеквартально
и организуемых для Объединения работников библиотек Москвы и Московской
области по обслуживанию АПК РФ. Анализ данных позволяет более рационально
осуществлять методическую помощь с учетом реальных потребностей сетевых
библиотек. На качество проводимых мероприятий благотворно влияет то, что
методисты, а также специалисты всех структурных подразделений ЦНСХБ
принимают активное участие в научно-прикладных исследованиях по
совершенствованию библиотечно-информационного обслуживания, разработке
внутрибиблиотечной технологической документации, нормировании процессов
библиотечной деятельности. Система повышения квалификации, в частности День повышения
квалификации как одно из направлений, решает учебную задачу. Заинтересовать
специалистов - практиков с большим библиотечным стажем непросто. Необходимы
комплексные программы, учитывающие конкретные запросы. Плохо, если
программа перегружена мелкими темами, либо в ней преобладают
технологические и организационные вопросы. Подготовка программы для
повышения квалификации - лишь начальная стадия работы. Самое важное - ее
реализация. Программу следует заранее рассылать приглашенным на учебу (в
данном случае на помощь приходят технические средства связи: факс,
электронная почта, повышающие оперативность доставки информации). Тогда
слушатель приезжает на день квалификации проинформированным, имеет
возможность подготовиться, просмотреть литературу, запастись нужными
документами, статистическими данными, чтобы активно участвовать в анализе
проблемы. Эффективность дней повышения квалификации возрастает, если
учитывается мнение библиотекарей о содержании программ, характере,
организации и качестве занятий. Сектором маркетинговых исследований научно-
организационного отдела была разработана анкета, представляющая собой карту
обратной связи, которую раздают приглашенным при регистрации. Такие анкеты
- своеобразное коллективное рецензирование, оно дает методистам богатый
материал для обобщений. Методисты ЦНСХБ не ограничиваются одними лекциями и докладами на Дне
повышения квалификации, а включают в программу активные формы обучения:
разбор конкретных библиотечных ситуаций силами слушателей (например,
правомерность страхования библиотечного фонда, договорная политика
библиотеки); показ и анализ на месте практического опыта (разработка новых
тематических рубрик для индексирования документов, организация и
актуализация информации на Web-странице и т.д.); «круглый стол»
(презентация журнала «Библиография» проходил в рамках дня повышения
квалификации). Для опытных библиотекарей гораздо эффективнее не лекция, а
живая дискуссия, совместный поиск оптимальных технологических,
управленческих решений. С помощью активных форм занятий методистам легче
определить, насколько глубоко каждым слушателем усвоен материал, каковы
индивидуальные знания, навыки. Так, прослушав ряд сообщений на дне
повышения квалификации «Глобальная сеть Интернет и ее использование в
информационно-библиотечной деятельности» об информационных ресурсах ЦНСХБ,
об актуальности ведения Web - страницы в Интернет, о необходимости
использования современных информационных технологий в библиотечной работе,
библиотекари смогли на практике в Интернет - классе убедиться в этом сами.
Кроме того, они пожелали пройти групповое обучение работе в сети Интернет.
Два с половиной месяца Интернет - группа ЦНСХБ функционировала вне графика,
обучая работников библиотек АПК РФ. Весьма существенная проблема - рациональный подбор лекторов.
Некоторые коллеги ориентируются главным образом на штатных сотрудников.
Методисты ЦНСХБ следуют этому примеру, привлекая квалифицированных
библиотекарей - практиков других структурных подразделений, когда
необходимо провести занятие по узкоспециальным вопросам библиотечной
работы. Нередко научно-организационный отдел проводит тематические дни
повышения квалификации - тематические семинары по конкретным вопросам
библиотечной работы. Квалифицированные специалисты ЦНСХБ дают консультации
и своевременно информируют о новых законодательных актах; регламентирующих
документах вышестоящих организаций, касающихся деятельности библиотек; о
проблемах, возникающих перед библиотеками (индексирование документов;
льготное комплектование фонда; учет и переоценка фонда; поиск
дополнительных источников финансирования и т.д.) и путях их решения; об
изменениях в зарплате библиотечных работников и др. Однако, являясь базовой
библиотекой для Московского университета культуры и искусств (МГУКИ),
учебным филиалом кафедры библиотековедения, ЦНСХБ нередко приглашает
опытных преподавателей вуза. Кроме того, в библиотеке работают доктора и
кандидаты педагогических наук, которые способны обеспечить достойный
уровень профессионального обучения. Сотрудники научно-организационного отдела участвуют в мероприятиях по
повышению квалификации не только работников библиотек системы АПК РФ, но и
других ведомств (например, Высших библиотечных курсах РГБ, Московский
областной государственный научной библиотеки им. Н.К. Крупской), читают
лекции в Институте повышения квалификации информационных работников
(ИПКИР); Российской Академии переподготовки работников искусства, культуры
и туризма (АПРИКТ) по темам "Управление библиотекой в условиях
экономического кризиса", "Библиотека и благотворительность", "Финансово-
хозяйственная деятельность библиотеки" и др. Методисты работают в тесном контакте со всеми специалистами ЦНСХБ, во
главе с директором выезжая на Дни информации ЦНСХБ в сетевые научно-
исследовательские учреждения (НИУ). Приезжая на День информации в НИУ,
методист общается с сотрудниками библиотеки , консультирует, оказывает
методическую помощь на месте; сотрудник отдела обслуживания организовывает
выставку поступлений текущих документов (отечественных и иностранных) по
направлениям деятельности учреждения; Web - мастер рассказывает об
информационных продуктах и партнерах ЦНСХБ, демонстрируя Web - страницу и
т.д. Результаты дня информации находят отражение на Web-странице ЦНСХБ в
разделе «Новости и события», а также на фотостенде. Дни информации ЦНСХБ
представляют интерес как для работников библиотек, так и для ученых,
преподавателей, специалистов сельскохозяйственных вузов, ссузов, НИИ,
опытных станций. Методисты ЦНСХБ организуют и такой вид повышения квалификации
библиотекарей, как стажировка. Она позволяет вести индивидуальное и
групповое обучение в центральной библиотеке, углубить и обновить знания и
навыки специалистов библиотек сети. Сотрудники подведомственных библиотек
проходят стажировку преимущественно в функциональных отделах ЦНСХБ (отделах
автоматизации, каталогизации, систематизации), но непременно под
наблюдением методистов, которые решают организационные вопросы, участвуют в
составлении программ, дают консультации. Так, в течение 1999 г. прошли
обучение коллеги из библиотек Тверской государственной сельскохозяйственной
академии (СХА), Костромской СХА, Бурятской СХА, Яхромского
сельскохозяйственного колледжа Московской области и др. В непрерывном повышении квалификации значительную роль играют научно-
практические конференции, которые являются школой профессионального
общения. Совместно с МГУКИ ЦНСХБ ежегодно проводит международную научную
конференцию по различным аспектам библиотечного дела («Библиотечное дело на
пороге XXI века»-1998 г., «Библиотечное дело и проблемы информатизации
общества»-1999 г.). Отечественные библиотековеды отмечают, что в укреплении и
преобразовании системы повышения квалификации методистам принадлежит
главная роль. Поэтому так важно специалистам научно-организационного отдела
заниматься самообразованием, углублять и актуализировать знания,
приобретать навыки работы на компьютере, в Интернет, восполнять пробелы,
заниматься научной деятельностью, публиковать статьи в профессиональной
печати, учиться в целевой аспирантуре, на курсах, выступать на
конференциях, делать доклады, читать лекции и т.д. В деятельности ЦНСХБ, в работе методистов проявляется образовательная
функция, что способствует практическому сближению библиотеки с
образовательной сферой. Это еще раз подтверждает, что тенденция развития
образовательной системы, характерная для периода конца 1980-1990-х гг., в
полной мере отражается на работе центральной библиотеки, направленности
содержания ее деятельности и организационных преобразований. 2.3 Подготовка научно-практических пособий 1.Планирование, анализ и контроль в работе сельскохозяйственной
библиотеки в условиях рынка: Метод.
пособие/ Сост. Тартаковская Г.И.; ЦНСХБ РАСХН.-М., 1993.-15 с. Цель и задача пособия- помочь сельскохозяйственным библиотекам
перестроить свою деятельность на базе методологии маркетинга в условиях
перехода на новые рыночные отношения, используя зарубежный опыт в
планировании. 2.Библиотека - фермеру: Метод. пособие/ Сост.: Аббакумова Н.П.,
Боровских И.В., Каразанова Л.Н.; Ред. Быстрова Г.К.; ЦНСХБ РАСХН.-М.,1994.-
56с. Методическое пособие поможет в решении вопросов информационного
обслуживания фермеров. Методическое пособие адресовано всем работникам
библиотек, обслуживающих фермера. А также может быть использовано фермерами
и теми, кто хочет заняться фермерским хозяйством. 3.Клюев В.К., Тартаковская Г.И. Современные формы хозяйственной
деятельности: Метод. пособие/ЦНСХБ РАСХН.- М., 1994.-33с. Цель методического пособия - дать общую характеристику экономико-
правовой базы, вариантов самофинансирования, возможных форм и методов
хозяйственно-экономической деятельности библиотеки как специфического
некоммерческого учреждения. 4.Клюев В.К., Тартаковская Г.И. Комплексная система экономической
защиты библиотечного фонда: Метод. пособие/ЦНСХБ РАСХН.-М.,1995.-36с. В методическом пособии рассмотрены правовые основы экономических
взаимоотношений библиотеки с пользователями при защите фондовых материалов,
показываются возможные варианты экономических санкций к читателям абонентам
в случае нарушения ими правил пользования библиотекой и сохранности ее
фонда. 5.Доватор Е.В. Реклама информационной продукции и услуг: Информ.-
метод. пособие / Ред. Садовская Л.К.; ЦНСХБ РАСХН.-М., 1997.-20с. Цель пособия - дать общую характеристику способам и средствам рекламы,
которые могут применяться на практике во всех типах библиотек. 6.Клюев В.К., Аббакумова Н.П. Ценообразование и ценовой маркетинг в
библиотеке: Науч.-метод. пособие / ЦНСХБ РАСХН.- М.,1997.-86с. В издании освещаются общетеоретические и эмпирические вопросы
ценообразования итоговых продуктов деятельности библиотеки. Раскрываются
методологические принципы маркетингового подхода при определении ценовой
политики на библиотечно-информационную продукцию / услуги, выделяются виды
цен, рассматриваются основные варианты ценового планирования в библиотеке,
характеризуются наиболее эффективные методы расчета (калькуляции) цен. На
основе аналитического обобщения опыта ценообразования и практики ценового
маркетинга ЦНСХБ Россельхозакадемии показываются возможные конкретные
направления реализации ценовой стратегии и тактики в условиях современной
отечественной библиотеки. В приложении помещены материалы, иллюстрирующие оптимальный алгоритм
ценообразования на библиотечно-информационную продукцию/услуги, варианты
правового оформления данного аспекта экономической деятельности в рамках
внутренней нормативной документации библиотеки. Пособие ориентированно на специалистов организационно-управленческих,
экономических и маркетинговых служб библиотек, может использоваться в
системе подготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных
кадров. 7.Современные подходы к комплектованию фонда библиотек учебных
заведений: Метод. пособие/ Сост. Пикулина Ю.В., Тартаковская Г.И.; Ред.
Аббакумова Н.П.; ЦНСХБ РАСХН.-М.,1997.-20 с. Цель данного методического пособия - помочь библиотекам
сориентироваться в современном книжном рынке, внести элементы менеджмента в
процесс комплектования, перейти на более прогрессивные компьютерные
технологии. Пособие позволяет по-новому взглянуть на те изменения, которые
произошли в работе комплектатора в последнее время, и выработать
собственные стратегические приоритеты и тактические доминанты политики
комплектования. 8.Суворова В.М. Методические рекомендации по организации и ведению
международного документообмена (МДО)/ ЦНСХБ РАСХН.-М.,1997.-16с. Данные методические рекомендации определяют понятие международного
документообмена, дают характеристику главной функции МДО - информационное
обслуживание специалистов вне жесткой зависимости от финансовой
необеспеченности большинства библиотек, а также от политической и
экономической конъюнктуры. Методические рекомендации включают такие
приложения, как образцы типовых писем, положение о фонде МДО ЦНСХБ и т.д. 9.Аналитический обзор деятельности библиотек сельскохозяйственных
вузов за 1994 - 1996 гг. / Сост. Тартаковская Г.И.; Ред. Суворова В.М.;
ЦНСХБ РАСХН. - М., 1999. - 74 с. 10.Положение о договорной библиотечно-информационной деятельности
ЦНСХБ Россельхозакадемии / Сост. Суворова В.М., Паршинцева Т.А.; ЦНСХБ
Россельхозакадемии. - М., 1999. - 8 с. 11.Клюев В.К., Суворова В.М. Система благотворительного ресурсного
обеспечения деятельности библиотеки: научно - методическое пособие. - М.,
2000. Цена - 0.6 у. е. В издании освещаются следующие вопросы: понятие и основные
направления благотворительной деятельности; библиотека как объект
благотворительности; возможные формы благотворительной поддержки
библиотечно-информационной деятельности: прямые и косвенные пожертвования,
патронаж, дары, публичные акции, волонтерство (безвозмездный труд), гранты
и пр., благотворительность (филантропия) и некоммерческое партнерство
(спонсорство). Варианты взаимоотношений библиотеки со спонсорами. Заключение На основе вышеизложенного хотелось бы сделать следующие выводы: 1. Наблюдается переход научно-методической службы библиотеки на новый уровень: от централизованного методического руководства библиотечными процессами к методической помощи и методическому консультированию. 2. Появляются перспективные формы методической помощи: дистанционное консультирование, повышение профессиональной подготовки кадров, чему способствуют телекоммуникационные технологии. 3. Дается терминологический анализ понятий, где термин "методическое руководство" теряет свою актуальность на современном этапе и более функциональными становятся понятия "методическая помощь" и "методическое консультирование". 4. Представлен функциональный анализ методической деятельности как формы управления библиотечным процессом, где ясно просматривается переход от командно-административного стиля к стилю советов. 5. Автоматизация в сфере библиотечных процессов, в частности методической деятельности, а также телекоммуникационные средства связи, позволяют установить перспективную обратную связь, а также предоставить научно-практические пособия в виде полнотекстовой информации в Интернет, что значительно расширяет перечень традиционных направлений научно-методической работы. 6. Наряду с бюджетным финансированием, в работу методической службы внедряются элементы маркетинга. 7. Сейчас методисту требуются качественно новые знания информационных технологий, компьютера, телекоммуникационных средств связи, экономических и правовых основ, наряду с традиционными. Последовательная реализация целей и задач исследования позволила
решить ряд актуальных теоретических и практических проблем научно-
методической службы. Полученные в дипломе результаты могут быть
использованы, на мой взгляд, для дальнейшей работы, направленной на
изучение и развитие новых теоретических и методических аспектов темы, что,
в конечном итоге, послужит успешности методического обслуживания в новых
социально-экономических условиях. Список литературы: 1. Авраева Ю.Б. Глазами директора и методиста // Актуальные вопросы библиотечной работы: Теория и практика. - М., 1990. - с. 105-113.
2. Авраева Ю., Егорова Г. Имидж методиста // Библиотека. - 1994. -№ 9. - С. 94.
3. Аналитический обзор деятельности библиотек сельскохозяйственных вузов за 1994 - 1996 гг. / Сост. Тартаковская Г.И.; Ред. Суворова В.М.; ЦНСХБ РАСХН. - М., 1999. - 74 с.
4. Багаева Р., Латыпова О. Что под силу НМО // Библиотека. - 1996. - № 6. - С. 16.
5. Базикало А.А. Роль методического объединения в управлении библиотеками вузов Приморского края // НТБ. - 1996. - № 5. - С.28-32.
6. Балкова О. О том, что мы нужны, свидетельствует жизнь // Библиотека. - 1997. - № 3. - С. 35-39.
7. Басов С.А. Проблемы и перспективы перестройки методической работы // НТБ СССР. - 1998. - № 2. - С. 3-8.
8. Бачалдин Б.Н. Научно-методические службы: состояние и перспективы // НТБ. - 1994. - № 10.- С. 22-44.
9. Бачалдин Б. Не растерять профессионализм // Библиотека. - 1996. - № 1. - С. 41-43.
10. Бачалдин Б.Н., Инькова Л.М. Менеджмент в научно-методической работе: В помощь библиотекарю / РГБ. - М., 1993. - 255 с.
11. Библиотека для России: новые тенденции и традиционные ценности. «Круглый стол» в Российской государственной библиотеке // Библиотековедение. - 1999. - № 2. - С. 28-47.
12. Библиотека и закон: Документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день: Справочник. - в.1. -М.: Либерея, 1996. - С. 318- 320.
13. Библиотека и закон: Документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день: Справочник. - в. 3. - М.: Либерея, 1997. - С. 338- 418.
14. Боева Л. Наш принцип - востребованность // Библиотека. - 1998. - № 1. - С. 58-59.
15. Ванеев А.Н. Система методического руководства библиотечным делом: Учебное пособие. - Л., 1982. - 78 с.
16. Ванеев А.Н. Вопросы совершенствования организационно-методической деятельности // НТБ СССР. - 1985. - № 1. - с. 8-14.
17. Виноградова Г. Но жив талант, бессмертен гений. - Библиотека. - 1998. - № 2. - с. 35-38.
18. Горчаков В.В. Инфосфера - новая среда образования // НТБ. - 1999. - № 4. - С. 60-66.
19. Гриханов Ю.А. Содействие и рекомендация - единственно возможный стиль работы // Библиотека. - 1996. - № 6. - С. 13-14.
20. Долгополова И. Субъективные заметки о профессиональных приемах работы // Библиотека. - 1997. - № 8. - С. 43-45.
21. Зиганшин Г. Наша практика находится в движении. - Библиотека. - 1998. - № 2. - с. 68-70.
22. Зыкова Г., Аметова Л. Не указывать, а помогать - требование времени // Библиотека. - 1999. - № 5. - С. 48-51.
23. Иванова Е.В. Методическая работа в вузовских библиотеках города Москвы. - М., 1979. - с. 19-30.
24. Инструкция по организации работы научной сельскохозяйственной библиотеки. - М.: ЦНСХБ, 1986. - 192 с.
25. Информационно-библиотечное обеспечение фундаментальных научных исследований / БЕН РАН. - М., 1996. - 195 с.
26. Клюев В.К. Правовое обоснование маркетинговой деятельности библиотеки // Девятая международная научная конференция по проблемам книговедения: Тезисы докладов. - М.: Наука, 2000. - 327 с.
27. Комиссарова Л.Д. Традиционные и инновационные аспекты планирования: размышления методиста // Библиотековедение. - 1998. - № 4. - С. 35-39.
28. Кормишина Г.М. О сущности и роли методической деятельности // Библиотековедение. - 1998. - № 1. - С. 71-76.
29. Краткий отчет о научно-исследовательской и научно-производственной деятельности ЦНСХБ в 1999 году. - М.: ЦНСХБ, 2000.
30. Методические рекомендации по разработке положения об отделах (секторе) и должностных инструкций сотрудникам библиотеки. - М., 1980.
31. Минаева О.И. Старое и новое в методической работе областной библиотеки // Библиотековедение. - 1998. - № 5. - С. 34-38.
32. Нефедченко М.И., Шитикова А.С. Научно-методическая деятельность сельскохозяйственных библиотек // Сов. Библиотековедение. - 1983. - № 3. - с. 79-90.
33. О библиотечном деле: Федеральный закон от 29 дек. 1994 г. № 78-ФЗ // Рос. газ. - 1995 - 17 янв.
34. Организационные документы библиотеки: Структура. Положения об отделах. Должностные инструкции. - М.: ВГБИЛ, 1980. - 254 с.
35. Организация работы научно-технической библиотеки: Методические рекомендации / ГПНТБ СССР. - М., 1989. - С.71-72
36. Положение об отделе библиотечного маркетинга и инновационно- методической работы // Библиотека и закон: Документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день: Справочник. - в. 1. - М.: Либерея, 1996. - С. 318-320.
37. Положение о системе методического руководства научными (техническими) библиотеками агропромышленного комплекса страны. - М., 1989.
38. Проблемы научно-методической работы: Труды. Т. 17. / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. - М., 1981. - 208 с.
39. Проблемы научно-методической работы в академических библиотеках. - М., 1984. - 121 с.
40. Садофьева Т.Л. Методические центры. Система повышения квалификации библиотекарей // Сов. Библиотековедение. - 1987. - № 4. - с. 17-23.
41. Сводный план научно-исследовательской и научно-методической работы библиотек сети ЦНСХБ ВАСХНИЛ на 1991 год / ЦНСХБ ВААСХНИЛ. - М., 1990. - 20 с.
42. Сизов Б.И., Ошарина С.С. Деятельность ГПНТБ СССР как общесоюзного методического центра // НТБ СССР. - 1983. - № 9. - с. 19-22.
43. Справочник библиотекаря / ГБЛ. - М.: Книга, 1985. - С. 137-152.
44. Столяров Ю.Н. Возродить профессионализм // Библиотека. - 1997. - № 1. - С. 67-68.
45. Суворова В.М. Методические рекомендации по организации и ведению международного документообмена (МДО)/ ЦНСХБ РАСХН.-М.,1997.-16с.
46. Суворова В.М. Методический кабинет — в ногу со временем // Девятая международная научная конференция по проблемам книговедения: Тезисы докладов. - М.: Наука, 2000. - 327 с.
47. Суворова В.М. Дистанционное консультирование — оперативная помощь методиста // Библиотека. - № 2. - 2000. - с. 16 - 18.
48. Суворова В.М. Повышение квалификации - вид методической работы, проверенный временем // Библиотечное дело - 2000: проблемы формирования открытого информационного общества: Тез. докл. междунар. науч. Конф. (Москва 25-26 апр. 2000 г.). - М., 2000. - ч. 1. - с. 233 - 236.
49. Суслова И.М. Методическая работа в поисках будущего // Библиотека. - 1998. -№ 1. - С. 36-38.
50. Суслова И.М. Профессионализация методической библиотечной деятельности // НТБ. - 1995. - № 5. - С. 3-13.
51. Суслова И.М. Совершенствование методического руководства библиотеками: Лекция для студентов библиотечного факультета по курсу «Организация и управление библиотечным делом» / МГИК. - М., 1988. - 24 с.
52. Типовые должностные инструкции для библиотек сельскохозяйственных вузов. - М.: ЦНСХБ, 1990.
53. Устиновский В. Найти свой островок или снова о методистах // Библиотека. - № 5. - 1998. - С. 74-75.
54. Фенелонов Е.А. Методическая работа в системе управления библиотечным делом // Сов. Библиотековедение. - 1981. - № 6. - С. 3-13.
55. Фенелонов Е.А. Управление общедоступными библиотеками в современной России: пособие в помощь самообразованию библиотечных работников / РГБ. - М., 1997. - 175 с.
56. Фирсов В. В сфере интересов - новации практиков // Библиотека. - № 5. - 1998. -С. 36-38.
57. Фрумин И.М. Библиотечное дело. Организация и управление. - М.: Книга, 1980. - С. 211-244.
58. Цирюльникова Н.Н. Методическая помощь библиотекам промышленного комплекса // НТБ. - 1998. - № 4. - С. 14-19.
59. Чубарьян О.С. Общее библиотековедение. - М.: Книга, 1976. - С. 247-258.
60. Чубарьян О.С. Опыт методического руководства библиотеками СССР. - М., 1979. - с. 234-254.
61. Эффективность методической деятельности библиотек / Сб. научных трудов. - Л., 1985. - 192 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|