скачать рефераты

МЕНЮ


Назначение, цели и методы менеджмента

p> Творчески-генеративный уровень компетентности в очном режиме дистанционного образования обеспечивается при условиях активного изучения современного арсенала ценностей мировой культуры (содержательный аспект дисциплины). Эти ценности в основном отражены в указанных конспектах студентов в кратко-схематическом, сравнительно-проблемном, табличном и т.п. изложении.

Тем не менее, преподаватель примерно одно треть аудиторного времени дисциплины (не более 20 минут за одно выступление с обязательным диалогом - обратной связью с обучаемыми) посвящает общению со студентами в форме лекции-дискуссии, основанной на взаимном обмене знаниями и опытом в области темы дисциплины. Цель такой лекции заключается не столько в передаче информации, сколько в том, чтобы:
. вовлечь обучаемых в размышления и дискуссию по теме, указав ее теоретическое и практическое место и значение в дисциплине, желаемые результаты изучения (что они должны знать и уметь?);
. показать, (обращаясь к опорному конспекту) основные проблемы и логику их решения, разъясняя главные элементы и часто встречающиеся затруднения применения теории на практике, основные схемы;
. познакомить с терминологией темы дисциплины в объеме используемых ключевых слов и положений, названий теорий, времени первых публикаций их авторов.

При наличии индивидуальных опорных конспектов-рабочих тетрадей в соответствующих местах рисунков, схем, таблиц и прочих пропусках текста студенты кратко записывают результаты размышлений, групповых дискуссии, пояснений преподавателя, отмечают возможность и особенности применения теории в практике места учебы или работы обучаемого. Начало лекции, и ее краткие итоги обучаемый фиксирует на свободном поле личного опорного конспекта-тетради.

Для отражения логики дополнительной аргументации лектора, его разъяснений достаточно записывать лишь цитаты, ключевые слова, примеры, фамилии теоретиков и годы первых публикаций по изученной теме. Здесь же на полях тетради студент отмечает свои вопросы, комментарии, появившиеся во время лекции. В итоге устраняются обычные недостатки многих лекций: пассивность восприятия (знания от лектора переносятся в стандартный конспект студента, минуя его сознание); необходимость перезаписывания больших объемов информации, имеющейся в учебниках без их осмысления; небольшие возможности для дискуссии из-за чрезмерного количества студентов и недостатка времени.

Рассматриваемый подход соответствует деятельностным недирективным методам образования (развития) знаний, умений и навыков взрослых людей.
Поэтому в нем применяются методы не традиционной педагогики (в переводе с греческого языка - детовождения), а антропогогики (человековождения) и аутогогики (самовоспитания), или андрогогии (Роджер - 1969 г., Нолес - 1972 г., Гоуд и Хансон - 1981, 1982 гг.). В главе 1 настоящего пособия рассматриваются деятельностная методика применения такого интегрирующего подхода.

Возможность достижения высшего из указанных уровней иерархии изучения дисциплины в очном и заочном режимах дистанционного образования возрастает при реализации ряда принципиальных условий обучения и учения взрослых людей. Они повышают результативность и эффективность образовательного процесса.

1) Предоставление каждому специальных пособий (опорных конспектов- рабочих тетрадей по каждой дисциплине специальности, учебной программы календарного графика на весь период обучения и учения; междисциплинарных пособий, объединяющих логически или проектно связанные дисциплины специальности с аналогичной структурой). Особая структура пособий позволяет организовать процесс немедленного применения теории к решению практических задач (учебных или реальных) обучаемых в ходе аудиторной работы.

2) Обучаемым дается возможность увязать собственные цели и задачи с тематикой дисциплины. На это направлены достаточно реалистичные описания конкретных ситуаций и примеры, приводимые преподавателем-консультантом и опытными студентами. Наибольшие преимущества в этом имеют те, кто изучают дисциплину заочно, очно-заочно (дистанционно). Они могут выполнять задания применительно к проблемам своего рабочего места (организации). В итоге глубокая проработка пособия обычно воплощается в серию результатов: очно- проработанные задания - внеаудиторная контрольная или курсовая работа - дипломный проект - реальный проект.

3) Использование положительных норм поведения обучаемых в группе
(обратная связь с преподавателем, взаимообмен информацией и опытом, взаимная поддержка, экспериментирование в группе как модели структурного подразделения организации).

4) Включение в образовательный процесс не только интеллекта, способностей, имеющейся компетенции участников, но эмоций. Речь идет о создании неформальной, восхваляюще-ненаказуемой атмосферы занятий.
Контролируется личный прогресс обучаемых (не рекомендуется сравнивать успехи одного участника группы с другим).

5) Перераспределение ролей преподавателя. На первичный план выходит подготовка учебно-методических материалов специального типа и организация особого процесса обучения и учения (выполняющий это может быть назван академическим тьютором). Когда он ограничивается функциями планирования, организации, консультаций в процессе освоения материалов, овладения умениями и навыками, применимо определение тьютор. При добавлении к функциям обеих типов тьюторов консультирования на четвертом уровне иерархии изучения дисциплины можно вести речь об учебно-управленческом консультанте.

6) Сознательное участие в процессе обучения и учения как этапе жизни или профессиональной карьеры. Мотивация использованием результатов учебы в жизни или в работе, продвижением по службе обеспечивает максимальную вовлеченность в образовательный процесс.

Задание 3. Самостоятельно изучив представленные материалы, проведя дискуссию в учебной группе, представьте доклад по матрице сравнения (табл. 1):

Таблица 1
|Сравниваемые методы | | |Выводы и |
|образования |Суть методов |Аргументы |рекомендации|
| | |за |Против | |
|1. | | | | |
|Адаптивно-репродукти| | | | |
|вный | | | | |
|2. | | | | |
|Творчески-генеративн| | | | |
|ый | | | | |
|3. Педагогика | | | | |
|4. Андрагогия | | | | |

1.4. Опорный конспект-рабочая тетрадь в очном и дистанционном образовании

Оглавление опорного конспекта-рабочей тетради и его содержательная структура соответствует основным требованиям отечественных государственных и зарубежных стандартов по дисциплине. Поэтому первоначально проработанный конспект (в режиме очного и дистанционного консультирования и общения в учебной группе) составляет основу курсовой работы или реального проекта.
Отдельные темы оглавления могут использоваться для написания контрольных работ либо рефератов.

Требования самонаполненности среды изучения дисциплины соблюдается минимумом содержательных отсылок к рекомендуемой литературе. Указываются лишь авторство приводимых положений теории и год первой публикации. Это отражает историю развития дисциплины. Как указывалось выше, объем теории, заданий на ее применение и опыта, необходимый для аудиторной работы, содержится в опорных конспектах-рабочих тетрадях, дополняемых преподавателем в процессе интерактивного общения с группой.

Самооценка и оценка прогресса изучения дисциплины обеспечивается рядом способов:
. в период очного использования пособия - по выступлениям обучаемых перед преподавателем и учебной группой по результатам выполненного задания по теме дисциплины (мини-доклады);
. в очном, заочном либо дистанционном режимах - по результатам выполнения диагностических и контрольных тестов, имеющихся по каждой теме дисциплины;
. практических ситуаций (case study), методика применения которых излагается в первой части настоящего пособия. Этим иллюстрируются основные проблемы дисциплины. Работающим и особенно неработающим в данное время в каких-либо организациях студентам такие ситуации предоставляют возможность применить теоретические концепции к реальным условиям;
. в режиме самостоятельной работы студент использует ключевые слова каждой темы (он их должен знать и понимать по истечении срока обучения, проявляя остаточный уровень знаний). После основного текста дисциплины приводится список вопросов для повторения и подготовки к экзамену

(зачету);
. в форме письменных или вербально-дистанционных комментариев преподавателя по представленной обучаемым домашней контрольной

(курсовой) работе. Эта обратная связь (по тексту, на полях работы, либо на определенном месте рецензии) - отличительная черта заочного и дистанционного обучения.

Возможность синхронного (одновременного) обучения и самообучения в удаленном от базового ВУЗа "классе" - главное отличие дистанционного образования от традиционного заочного. Это обеспечивается средствами компьютерных информационных технологий либо представлением каждому студенту специального учебно-методического обеспечения, примерно на две трети заменяющего преподавателя по объему учебной нагрузки. Обычное заочное образование осуществляется с рассогласованием времени очно-установочного обучения и самостоятельной работы студентов. То есть в период практического применения теории они часто удалены от ВУЗа (асинхронный процесс).
Действительно, традиционные пособия, учебники углубленно могут прорабатываться студентом только внеаудиторно.

Предлагаемое пособие пригодно для всех видов образовательных систем.
В заочном режиме обучения преподаватель должен особое внимание обратить на рецензирование письменных заданий (контрольных или курсовых работ, рефератов). Его задачей служит не только предоставление обратной связи, но и поощрение, советы студентам по превращению опорного конспекта-рабочей тетради (частично проработанного в период очного обучения) в одну из форм домашней работы.

В общем случае преподаватель-консультант должен оценить следующие параметры работы: соответствия формы представления работы (доклад, отчет, реферат, пояснительная записка и т.д.) требованиям ключевых слов задания и делопроизводства (это важно для соблюдения конкретных указаний учебного плана и для менеджерских документов); наличие на титульном листе персонального идентификатора студента, темы работы, ее структуры (оглавление или развернутый план, введение с целями и задачами, заголовки глав, пунктов и подпунктов по тексту, заключение с выводами и рекомендациями, приложения, список используемой литературы с правильным его оформлением); использование схем и прочих графических средств представления информации для лаконичности изложения (при ограничении объема работы требованиями задания). При этом копирование схем, рисунков не добавляет баллов к оценке.
Дополнительно оценивается их привязка к конкретной ситуации (студент поясняет применимость элементов теоретической схемы к практике его деятельности). Наиболее высоко можно оценить модификацию схем (добавление или уменьшение факторов-элементов), и особенно, применение известных теоретических схем для решения новых задач дисциплины; достаточность, ясность и логичность представления положений теории (со ссылками на авторов или литературные источники), необходимых для решения проблем конкретной ситуации (поставленных задач) с определением и пониманием ключевых слов; сравнительный анализ теории и практики (методов) решения задач (определение достоинств и недостатков или выгод и затрат по вариантам) и выбор целесообразного (эффективного) подхода; правильность понимания студентом ключевых слов задания (сравнить - сопоставить достоинства и недостатки, выгоды и затраты; противопоставить - привести аргументы за и против в анализе проблемы ситуации; определить - использовать схемы, рисунки при пояснении ключевых положений примерами из практики; описать - уточнить содержание или описать своими словами положения теории; оценить - высказать мнение об уровне качества, полезности чего-либо, вставая в оппозицию, выявляя противоположность признаков; интерпретировать - растолковать, сделать очевидным, объяснив причины чего- либо); соответствие рекомендаций заключения результатам применения теории в основной части работы.

Оценивая указанные параметры работы, проверяющему следует в комментариях отметить следующее:

- сильные стороны работы ("полезный пример", "четкое описание ситуации", "отличное применение теории" и т.п.);

- конструктивную критику и рекомендации, направленные на установление дистанционного диалога со студентом ("это интересно, но как связано с теорией темы __________________ дисциплины?", "задание предполагает, что Вы должны сравнить ___________, а Вы лишь описали теорию", "если, по Вашему мнению, я недопонял Вас, пожалуйста, сообщите мне об этом в следующей работе либо отдельно");

- объяснение поставленной оценки по критериям указанных выше параметров (фразы типа "вздор!", "старайтесь быть более внимательным", подчеркивания красными чернилами, галочки, знаки вопросов и т.п. неприемлемы в дистанционном диалоге и без пояснений мало что значат для студента).

Задание 4. Персонифицируйте Ваше понимание материалов раздела, разъяснив его ключевые слова в применении к конкретной ситуации жизни и работы. Представьте как доклады разные формы домашней работы, а ее структуру по теме "Теория и компетентность менеджера в самообучающейся организации".
Оцените доклады вышеуказанными способами.

Ключевые выводы

Для достижения целей раздела обучающиеся могли использовать следующие возможности теории и практики:
. исследование функции менеджера в самообучающихся организациях; предложенные технологии обучения и самообразования показаны на примере дисциплины "менеджмент", содержание которой иллюстрируется структурно- логической схемой;
. уровень компетентности менеджера предложено повышать методами андрагогии, позволяющими достичь всех четырех уровней иерархии изучения дисциплины; этому способствуют активные способы недирективно- деятельностного очного обучения и самообучения с помощью особо структурированных опорных конспектов-рабочих тетрадей;
. методика организации инновационно-творческого процесса образования новых знаний, умений и навыков менеджера рассматривается на этапах интерактивного общения тьютора и обучаемых и самостоятельной работы с конспектом; анализируются особенности дистанционного общения через особый режим проверки домашних работ.

2.эффективное управление образовательным процессом

Назначение раздела

Содержательно-методический потенциал пособия необходимо использовать результативно и эффективно. Поэтому тьютор и обучаемые должны овладеть методами обучения и учения деятельностного типа. Для этого представляется теория и практика необходимых инструментов управления образовательным процессом в группе.

Цели раздела

В итоге овладения предоставляемыми методами Вы должны будете:
. знать содержание общих и конкретных функций управления образовательным процессом в группе (целеполагание, планирование, организацию, мотивацию и контроль действий участников); определять ключевые слова и термины;
. понимать потребности обучаемых, способы их удовлетворения деятельностным образом и ключевые слова (термины), приводя примеры;
. уметь согласовывать цели обучаемых и дисциплины, создавать в группе процесс неформального активно-целевого общения, выбирать соответствующие методы функционирования и развития группы.

Ключевые слова и термины раздела

Плановые инструменты, групповая структура, потребности в обучении, case study, структурированный опыт, мозговой штурм, дискуссия, деловая и ролевая игры, имитационные упражнения.

Гипертекст раздела (рис. 3)

Рис. 3 Гипертекст ГтМ2 по управлению обучением и самообразованием

Кроме теоретико-содержательного аспекта дисциплины, пособие направлено на развитие умений управлять собой по рациональной системе использования личного времени. Это следует делать с учетом изменения работоспособности по времени суток и ранжирования важности дел в последовательности: обязан любой ценой — должен сделать — мог бы сделать.
Процесс работы (проведения занятия, самообразования и т.п.) должен проходить в контуре управления (рис.4). При этом с помощью обратной связи могут меняться способы либо цели работы, образовательного процесса, повышения квалификации.

Задание 5. Ранжируйте ваши ежедневные дела.
Представьте (после обсуждения) доклад от учебной группы (по возможности с согласованным мнением), конкретизировав ключевые понятия (рис.4).

Основным способом обучения в дистанционных, заочных и очно- деятельностных формах образования является изучение книг, предлагаемых методических материалов. Теория и практика андрагогии (образования взрослых) показала, что наибольшая эффективность обучения достигается при увязывании предлагаемых идей с опытом обучаемого в процессе решения стоящих перед ним реальных (в крайнем случае, учебных) проблем.

При этом преподаватель должен играть роль тьютора-наставника, или
"играющего тренера", организуя и консультируя процесс самообразования и практического применения теории менеджмента. Поэтому недопустимы и малоэффективны продолжительные лекции информационного типа. Следует лишь поставить в них и решить следующие задачи: вовлечь обучаемых в суть проблем и теорий, ориентируясь на их опыт, учитывая отклики на тему; показать главные направления решения проблем; познакомить с терминологией по теме.
Для менеджера роль наставника велика при подготовке резерва на выдвижение и других формах развития персонала.

Недирективное обучение предполагает активное обсуждение книг
(методических материалов), заменяющих в дистанционном обучении лекции. С первого занятия тьютор должен дать рекомендации по технике работы с методическими материалами. Для обеспечения эффективности образовательного процесса он должен при проведении тьюториалов (лекций, совмещенных с практическим занятием) учитывать положения, андрагогии.

2.1. Цели и задачи преподавателя-консультанта и обучаемых

Тьютору рекомендуется осуществлять следующее:
. давать студентам возможность высказывать их собственные пожелания, ставить цели (проблемы или задачи), связанные с планируемым занятием деятельностно-интерактивного типа (далее - тьюториалом) __________;
. рассматривать вызывающие затруднения у студентов темы дисциплины, типовые ошибки _______________________________________________;
. связывать цели и программу тьюториала с практическим опытом и реальными проблемами студентов (проводится их опрос с выбором общих проблем подгрупп учебных групп) __________________________;
. активно вовлекать всех студентов в работу группы, используя данные материалы, деловые и ролевые игры, учитывая этапы развития группы
(выберите) _____________________________________________________;
. использовать разнообразные упражнения, задания и формы представления материала (выберите) _______________________________;

. отводить время на предоставление студентам обратной связи по различным элементам тьюториалов (практических занятий) ___________;
. отводить время на обратную связь по итогам тьюториала, используя итоговые доклады и т.п.;
. предоставлять обратную связь по результатам предыдущего занятия, подчеркивая индивидуальный прогресс обучаемых;
. рассматривать любые проблемы/опасения студентов, связанные с написанием следующего задания/проведением тьюториала;
. рассматривать как можно больше практических примеров, иллюстрирующих материалы курса (приводимых как тьютором, так и студентами);
. использовать соответствующие визуальные средства представления информации
(видеофильмы, реклама для презентаций докладов и т.п.);
. опираться на опыт группы, создавая "поддерживающий" климат группы;
. делать обзор программы следующего тьюториала, суммируя потребности обучаемых, уточняя их цели, учитывая личностные и групповые успехи;
. давать студентам возможность вносить свои предложения по поводу программы следующего тьюториала.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.