Назначение, цели и методы менеджмента
p> Творчески-генеративный уровень компетентности в очном режиме
дистанционного образования обеспечивается при условиях активного изучения
современного арсенала ценностей мировой культуры (содержательный аспект
дисциплины). Эти ценности в основном отражены в указанных конспектах
студентов в кратко-схематическом, сравнительно-проблемном, табличном и т.п.
изложении. Тем не менее, преподаватель примерно одно треть аудиторного времени
дисциплины (не более 20 минут за одно выступление с обязательным диалогом -
обратной связью с обучаемыми) посвящает общению со студентами в форме
лекции-дискуссии, основанной на взаимном обмене знаниями и опытом в области
темы дисциплины. Цель такой лекции заключается не столько в передаче
информации, сколько в том, чтобы: . вовлечь обучаемых в размышления и дискуссию по теме, указав ее теоретическое и практическое место и значение в дисциплине, желаемые результаты изучения (что они должны знать и уметь?); . показать, (обращаясь к опорному конспекту) основные проблемы и логику их решения, разъясняя главные элементы и часто встречающиеся затруднения применения теории на практике, основные схемы; . познакомить с терминологией темы дисциплины в объеме используемых ключевых слов и положений, названий теорий, времени первых публикаций их авторов. При наличии индивидуальных опорных конспектов-рабочих тетрадей в
соответствующих местах рисунков, схем, таблиц и прочих пропусках текста
студенты кратко записывают результаты размышлений, групповых дискуссии,
пояснений преподавателя, отмечают возможность и особенности применения
теории в практике места учебы или работы обучаемого. Начало лекции, и ее
краткие итоги обучаемый фиксирует на свободном поле личного опорного
конспекта-тетради. Для отражения логики дополнительной аргументации лектора, его
разъяснений достаточно записывать лишь цитаты, ключевые слова, примеры,
фамилии теоретиков и годы первых публикаций по изученной теме. Здесь же на
полях тетради студент отмечает свои вопросы, комментарии, появившиеся во
время лекции. В итоге устраняются обычные недостатки многих лекций:
пассивность восприятия (знания от лектора переносятся в стандартный
конспект студента, минуя его сознание); необходимость перезаписывания
больших объемов информации, имеющейся в учебниках без их осмысления;
небольшие возможности для дискуссии из-за чрезмерного количества студентов
и недостатка времени. Рассматриваемый подход соответствует деятельностным недирективным
методам образования (развития) знаний, умений и навыков взрослых людей.
Поэтому в нем применяются методы не традиционной педагогики (в переводе с
греческого языка - детовождения), а антропогогики (человековождения) и
аутогогики (самовоспитания), или андрогогии (Роджер - 1969 г., Нолес - 1972
г., Гоуд и Хансон - 1981, 1982 гг.). В главе 1 настоящего пособия
рассматриваются деятельностная методика применения такого интегрирующего
подхода. Возможность достижения высшего из указанных уровней иерархии изучения
дисциплины в очном и заочном режимах дистанционного образования возрастает
при реализации ряда принципиальных условий обучения и учения взрослых
людей. Они повышают результативность и эффективность образовательного
процесса. 1) Предоставление каждому специальных пособий (опорных конспектов-
рабочих тетрадей по каждой дисциплине специальности, учебной программы
календарного графика на весь период обучения и учения; междисциплинарных
пособий, объединяющих логически или проектно связанные дисциплины
специальности с аналогичной структурой). Особая структура пособий
позволяет организовать процесс немедленного применения теории к решению
практических задач (учебных или реальных) обучаемых в ходе аудиторной
работы. 2) Обучаемым дается возможность увязать собственные цели и задачи с
тематикой дисциплины. На это направлены достаточно реалистичные описания
конкретных ситуаций и примеры, приводимые преподавателем-консультантом и
опытными студентами. Наибольшие преимущества в этом имеют те, кто изучают
дисциплину заочно, очно-заочно (дистанционно). Они могут выполнять задания
применительно к проблемам своего рабочего места (организации). В итоге
глубокая проработка пособия обычно воплощается в серию результатов: очно-
проработанные задания - внеаудиторная контрольная или курсовая работа -
дипломный проект - реальный проект. 3) Использование положительных норм поведения обучаемых в группе
(обратная связь с преподавателем, взаимообмен информацией и опытом,
взаимная поддержка, экспериментирование в группе как модели структурного
подразделения организации). 4) Включение в образовательный процесс не только интеллекта,
способностей, имеющейся компетенции участников, но эмоций. Речь идет о
создании неформальной, восхваляюще-ненаказуемой атмосферы занятий.
Контролируется личный прогресс обучаемых (не рекомендуется сравнивать
успехи одного участника группы с другим). 5) Перераспределение ролей преподавателя. На первичный план выходит
подготовка учебно-методических материалов специального типа и организация
особого процесса обучения и учения (выполняющий это может быть назван
академическим тьютором). Когда он ограничивается функциями планирования,
организации, консультаций в процессе освоения материалов, овладения
умениями и навыками, применимо определение тьютор. При добавлении к
функциям обеих типов тьюторов консультирования на четвертом уровне иерархии
изучения дисциплины можно вести речь об учебно-управленческом консультанте. 6) Сознательное участие в процессе обучения и учения как этапе жизни
или профессиональной карьеры. Мотивация использованием результатов учебы в
жизни или в работе, продвижением по службе обеспечивает максимальную
вовлеченность в образовательный процесс. Задание 3. Самостоятельно изучив представленные
материалы, проведя дискуссию в учебной группе, представьте
доклад по матрице сравнения (табл. 1): Таблица 1
|Сравниваемые методы | | |Выводы и |
|образования |Суть методов |Аргументы |рекомендации|
| | |за |Против | |
|1. | | | | |
|Адаптивно-репродукти| | | | |
|вный | | | | |
|2. | | | | |
|Творчески-генеративн| | | | |
|ый | | | | |
|3. Педагогика | | | | |
|4. Андрагогия | | | | | 1.4. Опорный конспект-рабочая тетрадь в очном и дистанционном образовании Оглавление опорного конспекта-рабочей тетради и его содержательная
структура соответствует основным требованиям отечественных государственных
и зарубежных стандартов по дисциплине. Поэтому первоначально проработанный
конспект (в режиме очного и дистанционного консультирования и общения в
учебной группе) составляет основу курсовой работы или реального проекта.
Отдельные темы оглавления могут использоваться для написания контрольных
работ либо рефератов. Требования самонаполненности среды изучения дисциплины соблюдается
минимумом содержательных отсылок к рекомендуемой литературе. Указываются
лишь авторство приводимых положений теории и год первой публикации. Это
отражает историю развития дисциплины. Как указывалось выше, объем теории,
заданий на ее применение и опыта, необходимый для аудиторной работы,
содержится в опорных конспектах-рабочих тетрадях, дополняемых
преподавателем в процессе интерактивного общения с группой. Самооценка и оценка прогресса изучения дисциплины обеспечивается
рядом способов: . в период очного использования пособия - по выступлениям обучаемых перед преподавателем и учебной группой по результатам выполненного задания по теме дисциплины (мини-доклады); . в очном, заочном либо дистанционном режимах - по результатам выполнения диагностических и контрольных тестов, имеющихся по каждой теме дисциплины; . практических ситуаций (case study), методика применения которых излагается в первой части настоящего пособия. Этим иллюстрируются основные проблемы дисциплины. Работающим и особенно неработающим в данное время в каких-либо организациях студентам такие ситуации предоставляют возможность применить теоретические концепции к реальным условиям; . в режиме самостоятельной работы студент использует ключевые слова каждой темы (он их должен знать и понимать по истечении срока обучения, проявляя остаточный уровень знаний). После основного текста дисциплины приводится список вопросов для повторения и подготовки к экзамену (зачету); . в форме письменных или вербально-дистанционных комментариев преподавателя по представленной обучаемым домашней контрольной (курсовой) работе. Эта обратная связь (по тексту, на полях работы, либо на определенном месте рецензии) - отличительная черта заочного и дистанционного обучения. Возможность синхронного (одновременного) обучения и самообучения в
удаленном от базового ВУЗа "классе" - главное отличие дистанционного
образования от традиционного заочного. Это обеспечивается средствами
компьютерных информационных технологий либо представлением каждому студенту
специального учебно-методического обеспечения, примерно на две трети
заменяющего преподавателя по объему учебной нагрузки. Обычное заочное
образование осуществляется с рассогласованием времени очно-установочного
обучения и самостоятельной работы студентов. То есть в период практического
применения теории они часто удалены от ВУЗа (асинхронный процесс).
Действительно, традиционные пособия, учебники углубленно могут
прорабатываться студентом только внеаудиторно. Предлагаемое пособие пригодно для всех видов образовательных систем.
В заочном режиме обучения преподаватель должен особое внимание обратить на
рецензирование письменных заданий (контрольных или курсовых работ,
рефератов). Его задачей служит не только предоставление обратной связи, но
и поощрение, советы студентам по превращению опорного конспекта-рабочей
тетради (частично проработанного в период очного обучения) в одну из форм
домашней работы. В общем случае преподаватель-консультант должен оценить следующие
параметры работы:
соответствия формы представления работы (доклад, отчет, реферат,
пояснительная записка и т.д.) требованиям ключевых слов задания и
делопроизводства (это важно для соблюдения конкретных указаний учебного
плана и для менеджерских документов);
наличие на титульном листе персонального идентификатора студента, темы
работы, ее структуры (оглавление или развернутый план, введение с целями и
задачами, заголовки глав, пунктов и подпунктов по тексту, заключение с
выводами и рекомендациями, приложения, список используемой литературы с
правильным его оформлением);
использование схем и прочих графических средств представления информации
для лаконичности изложения (при ограничении объема работы требованиями
задания). При этом копирование схем, рисунков не добавляет баллов к оценке.
Дополнительно оценивается их привязка к конкретной ситуации (студент
поясняет применимость элементов теоретической схемы к практике его
деятельности). Наиболее высоко можно оценить модификацию схем (добавление
или уменьшение факторов-элементов), и особенно, применение известных
теоретических схем для решения новых задач дисциплины;
достаточность, ясность и логичность представления положений теории (со
ссылками на авторов или литературные источники), необходимых для решения
проблем конкретной ситуации (поставленных задач) с определением и
пониманием ключевых слов;
сравнительный анализ теории и практики (методов) решения задач (определение
достоинств и недостатков или выгод и затрат по вариантам) и выбор
целесообразного (эффективного) подхода;
правильность понимания студентом ключевых слов задания (сравнить -
сопоставить достоинства и недостатки, выгоды и затраты; противопоставить -
привести аргументы за и против в анализе проблемы ситуации; определить -
использовать схемы, рисунки при пояснении ключевых положений примерами из
практики; описать - уточнить содержание или описать своими словами
положения теории; оценить - высказать мнение об уровне качества, полезности
чего-либо, вставая в оппозицию, выявляя противоположность признаков;
интерпретировать - растолковать, сделать очевидным, объяснив причины чего-
либо);
соответствие рекомендаций заключения результатам применения теории в
основной части работы. Оценивая указанные параметры работы, проверяющему следует в
комментариях отметить следующее: - сильные стороны работы ("полезный пример", "четкое описание
ситуации", "отличное применение теории" и т.п.); - конструктивную критику и рекомендации, направленные на установление
дистанционного диалога со студентом ("это интересно, но как связано с
теорией темы __________________ дисциплины?", "задание предполагает, что Вы
должны сравнить ___________, а Вы лишь описали теорию", "если, по Вашему
мнению, я недопонял Вас, пожалуйста, сообщите мне об этом в следующей
работе либо отдельно"); - объяснение поставленной оценки по критериям указанных выше
параметров (фразы типа "вздор!", "старайтесь быть более внимательным",
подчеркивания красными чернилами, галочки, знаки вопросов и т.п.
неприемлемы в дистанционном диалоге и без пояснений мало что значат для
студента). Задание 4. Персонифицируйте Ваше понимание материалов
раздела, разъяснив его ключевые слова в применении к
конкретной ситуации жизни и работы. Представьте как доклады
разные формы домашней работы, а ее структуру по теме "Теория
и компетентность менеджера в самообучающейся организации".
Оцените доклады вышеуказанными способами. Ключевые выводы Для достижения целей раздела обучающиеся могли использовать следующие
возможности теории и практики: . исследование функции менеджера в самообучающихся организациях; предложенные технологии обучения и самообразования показаны на примере дисциплины "менеджмент", содержание которой иллюстрируется структурно- логической схемой; . уровень компетентности менеджера предложено повышать методами андрагогии, позволяющими достичь всех четырех уровней иерархии изучения дисциплины; этому способствуют активные способы недирективно- деятельностного очного обучения и самообучения с помощью особо структурированных опорных конспектов-рабочих тетрадей; . методика организации инновационно-творческого процесса образования новых знаний, умений и навыков менеджера рассматривается на этапах интерактивного общения тьютора и обучаемых и самостоятельной работы с конспектом; анализируются особенности дистанционного общения через особый режим проверки домашних работ. 2.эффективное управление образовательным процессом Назначение раздела Содержательно-методический потенциал пособия необходимо использовать
результативно и эффективно. Поэтому тьютор и обучаемые должны овладеть
методами обучения и учения деятельностного типа. Для этого представляется
теория и практика необходимых инструментов управления образовательным
процессом в группе. Цели раздела В итоге овладения предоставляемыми методами Вы должны будете: . знать содержание общих и конкретных функций управления образовательным процессом в группе (целеполагание, планирование, организацию, мотивацию и контроль действий участников); определять ключевые слова и термины; . понимать потребности обучаемых, способы их удовлетворения деятельностным образом и ключевые слова (термины), приводя примеры; . уметь согласовывать цели обучаемых и дисциплины, создавать в группе процесс неформального активно-целевого общения, выбирать соответствующие методы функционирования и развития группы. Ключевые слова и термины раздела Плановые инструменты, групповая структура, потребности в обучении,
case study, структурированный опыт, мозговой штурм, дискуссия, деловая и
ролевая игры, имитационные упражнения. Гипертекст раздела (рис. 3) Рис. 3 Гипертекст ГтМ2 по управлению обучением и самообразованием Кроме теоретико-содержательного аспекта дисциплины, пособие
направлено на развитие умений управлять собой по рациональной системе
использования личного времени. Это следует делать с учетом изменения
работоспособности по времени суток и ранжирования важности дел в
последовательности: обязан любой ценой — должен сделать — мог бы сделать.
Процесс работы (проведения занятия, самообразования и т.п.) должен
проходить в контуре управления (рис.4). При этом с помощью обратной связи
могут меняться способы либо цели работы, образовательного процесса,
повышения квалификации. Задание 5. Ранжируйте ваши ежедневные дела.
Представьте (после обсуждения) доклад от учебной группы (по
возможности с согласованным мнением), конкретизировав
ключевые понятия (рис.4). Основным способом обучения в дистанционных, заочных и очно-
деятельностных формах образования является изучение книг, предлагаемых
методических материалов. Теория и практика андрагогии (образования
взрослых) показала, что наибольшая эффективность обучения достигается при
увязывании предлагаемых идей с опытом обучаемого в процессе решения стоящих
перед ним реальных (в крайнем случае, учебных) проблем. При этом преподаватель должен играть роль тьютора-наставника, или
"играющего тренера", организуя и консультируя процесс самообразования и
практического применения теории менеджмента. Поэтому недопустимы и
малоэффективны продолжительные лекции информационного типа. Следует лишь
поставить в них и решить следующие задачи: вовлечь обучаемых в суть проблем
и теорий, ориентируясь на их опыт, учитывая отклики на тему; показать
главные направления решения проблем; познакомить с терминологией по теме.
Для менеджера роль наставника велика при подготовке резерва на выдвижение и
других формах развития персонала. Недирективное обучение предполагает активное обсуждение книг
(методических материалов), заменяющих в дистанционном обучении лекции. С
первого занятия тьютор должен дать рекомендации по технике работы с
методическими материалами. Для обеспечения эффективности образовательного
процесса он должен при проведении тьюториалов (лекций, совмещенных с
практическим занятием) учитывать положения, андрагогии. 2.1. Цели и задачи преподавателя-консультанта и обучаемых Тьютору рекомендуется осуществлять следующее:
. давать студентам возможность высказывать их собственные пожелания, ставить цели (проблемы или задачи), связанные с планируемым занятием деятельностно-интерактивного типа (далее - тьюториалом) __________;
. рассматривать вызывающие затруднения у студентов темы дисциплины, типовые ошибки _______________________________________________;
. связывать цели и программу тьюториала с практическим опытом и реальными проблемами студентов (проводится их опрос с выбором общих проблем подгрупп учебных групп) __________________________;
. активно вовлекать всех студентов в работу группы, используя данные материалы, деловые и ролевые игры, учитывая этапы развития группы (выберите) _____________________________________________________;
. использовать разнообразные упражнения, задания и формы представления материала (выберите) _______________________________; . отводить время на предоставление студентам обратной связи по различным элементам тьюториалов (практических занятий) ___________;
. отводить время на обратную связь по итогам тьюториала, используя итоговые доклады и т.п.;
. предоставлять обратную связь по результатам предыдущего занятия, подчеркивая индивидуальный прогресс обучаемых;
. рассматривать любые проблемы/опасения студентов, связанные с написанием следующего задания/проведением тьюториала;
. рассматривать как можно больше практических примеров, иллюстрирующих материалы курса (приводимых как тьютором, так и студентами);
. использовать соответствующие визуальные средства представления информации (видеофильмы, реклама для презентаций докладов и т.п.);
. опираться на опыт группы, создавая "поддерживающий" климат группы;
. делать обзор программы следующего тьюториала, суммируя потребности обучаемых, уточняя их цели, учитывая личностные и групповые успехи;
. давать студентам возможность вносить свои предложения по поводу программы следующего тьюториала.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|