скачать рефераты

МЕНЮ


Назначение, цели и методы менеджмента

p> В случае 1: Вы получаете возможность оценить ожидание групп по поводу процесса обучения. __________________________________________

В случае 2: Вы получите обратную связь от группы по ведению занятий или же интересные идеи и предложения. _______________________

В случае 3 и 4: Вы предоставляете участникам возможность сотрудничества за пределами работы в группе.__________________________

Задание 25. Стенгазета группы

Цель: Обеспечить постоянную возможность анонимно выражать свои мысли и эмоции. Иметь "термометр" чувств в Вашей группе. Дать возможность анонимно общаться с другими участниками, если возникает такое желание.
Материалы: Большой лист бумаги (плакат или ватман), прикрепленный к стене, фломастеры, ручки, карандаши.
Время: 1 ... 2 минуты, чтобы объяснить участникам группы.
Метод: Лист бумаги прикрепляется в месте, где проходят занятия групп.

Всем членам группы ясно объясняется, что они могут писать или рисовать на этом листе все, что они захотят в любое время.
Комментарий: Хорошее средство, чтобы "выпустить пар" и выразить чувства и идеи. Это хорошая помощь ведущему группы для оценки происходящего в группе, в силу анонимности участников.

Но бывают случаи, когда упражнения не достигают своей цели: например, участником группы, где использовалась стенгазета был профессиональный карикатурист. Его забавные и язвительные карикатуры были столь хороши, что другие участники группы боялись нарисовать или написать что-нибудь еще рядом с его блестящими рисунками. В этом случае стенгазета стала просто выставкой одного человека.

Задание 26. Ожидания участников обучения

Цель: Помочь участникам обучения выразить их ожидания, опасения и предложения относительно предстоящей работы, сделать их предметом обсуждения с коллегами и тьютором. По сути это объединение заданий 7 и 8.
Материалы: Листы бумаги (16*12 см или больше), цветные фломастеры, карандаши, кнопки или липучка.
Время: от 20 до 40 минут.
Метод: Разделите участников на группы по 5 ... 10 человек. Выдайте каждой группе по три листа бумаги. Предложите группам обсудить:

. ожидания (что бы они хотели получить от предстоящего события)

. опасения (чего не хотели бы получить)

. предложения (идеи и ресурсы, которые предлагаются участникам)
Результаты работы группы должны быть зафиксированы на бумаге (каждая тема на своем листе). Предложите представителям от каждой группы представить всем участникам результаты работы. Обсудите, ответьте на вопросы участников.
Комментарии: Это упражнение может быть использовано на первом тьюториале или на заключительных занятиях. Вы можете извлечь ценную информацию о том, с чем пришли участники группы на занятия к зачету или экзамену. Это упражнение целесообразно провести сразу после знакомства участников.

2.3.3. Процесс функционирования и изменений группы

Большинство упражнений, приведенных в этом разделе, могут быть полезны для изучения различных аспектов групповой работы — принятие решений, формирование групповой культуры, стадии жизни группы, групповые роли и структура. В зависимости от Ваших потребностей Вы можете изменить процедуры упражнений, определить свои задачи для наблюдателей, темы для обратной связи (рефлексии).

Задание 27. "Аквариум" — техника внешнего наблюдения

Цель: Дать возможность наблюдать в группе от 10 до 24 человек процессы, происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.
Время: Не меньше 30 минут. В итого выясняются созидательные и разрушительные поведенческие характеристики участников групп.
Метод: Участники разбиваются на две равные группы (группа А и группа В)

1. Группа А садится в центре, образуя внутренний круг. Перед членами группы
А поставлена задача, которую они должны обсудить и решить в группе при условии ограниченного времени. Задачи выбираются из тем дисциплины либо ставятся обучаемыми.
2. Группа В образует внешний круг вокруг группы А и наблюдает за ходом дискуссии в первой группе. Члены внутренней группы А не знают инструкций, которые даются группе В.
3. Инструкции, даваемые группе В могут быть различными в зависимости о ситуации.

Например, они могут быть следующими: а) отслеживать роли, сложившиеся в группе А во время дискуссии

(инициаторы, информаторы, разъяснители, контролеры, подводящие итоги и т.п.); б) отслеживать стадии, которые проходит группа в своей динамике; в) отслеживать механизм принятия решения и т.д.; г) инструкции могут быть одинаковыми для всех членов группы В, или же разными.

Например: 1 — каждый член группы В наблюдает поведение конкретного участника А; 2 — часть группы В наблюдает групповые роли, а часть — стадии группового процесса.
4. После завершения дискуссии происходит оценка работы группы А:

. сначала члены группы В оценивают результаты работы группы А в соответствии с заданными инструкциями _________________________

. затем члены группы А дают свою оценку работы их группы_________

. если же каждый участник группы В получил задание наблюдать за поведением конкретного человека группы А, то они объединяются в пару и обсуждают результаты наблюдения вдвоем__________________
8. Если остается время, то после завершения упражнения группы могут поменяться местами.
Комментарии: Техника внешнего наблюдения — это основная техника для изучения работы группы. Она дает очень полезную возможность сравнения объективных наблюдений участников дискуссии с мнением внешних наблюдателей.
Если задача на дискуссии поставлена так, что группа вовлекается в нее, то члены внутренней группы обычно быстро перестают обращать внимание на внешнее наблюдение. Оптимальное время на саму дискуссию — 10 минут, так как режим ограниченного времени очень существенен в таком упражнении.

Задание 28. «Путешествие на воздушном шаре»

Цель: Та же, что и в упражнении «Аквариум».
Время: около 30 минут.
Метод: Это модификация упражнения «Аквариум»:
Каждый член внутреннего круга А выбирает себе профессию из общего списка: учитель, военнослужащий, инженер, врач и т.д.
Всем участникам группы А предлагается представить, что они оказались на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море.
Конфликт: Чтобы этого не произошло, кто-то должен выпрыгнуть из корзины.
Группа А должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя из критерия наименьшей полезности, если шар приземлится на необитаемом острове.
Задача группы В — наблюдать за ходом дискуссии.

Инструкции по наблюдению и оценке см. упражнение «Аквариум».
Комментарии: Это упражнение более игровое и захватывающее, чем

«Аквариум». Оно легко может быть использовано для групп с более молодыми участниками, или в открытой, легкой на подъем группе.

Задача 29. Ситуация «Потерпевшие кораблекрушение»
(интуитивно—практический подход) к анализу case-study.

Цель: Изучить процесс принятия решений в группе (что проявляется более?: победить любой ценой; устраниться от решения; главное — общение; сотрудничество; компромисс).
Время: около 1 часа.
Методические этапы (соответствуют частично столбцам табл. 2):
Раздайте список предметов каждому участнику (табл. 2).
Попросите каждого из них в течение 5 ... 10 минут проранжировать указанные предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1 у самого важного для Вас предмета, цифру 2 — у второго по значению и т.д.).

На этом этапе упражнения дискуссии между участниками запрещены.
Разбейте участников на группы примерно по 6 человек. Одного человека из каждой группы попросите в большей степени быть наблюдателем, чем участником группы (или же Вы можете назначить внешних наблюдателей).
Раздайте каждой группе один лист со списком предметов. Затем в течении 20 минут члены группы должны составить общее для группы ранжирование предметов по степени их важности (так же как они это делали по отдельности).
Теперь оцените результаты дискуссии в каждой группе: а) спросите сначала мнение наблюдателей о ходе дискуссии и о том, как принималось групповое решение ___________________________

___________________________________________________________; б) затем спросите мнение участников группы____________________

___________________________________________________________; в) зачитайте «правильный» список ответов, предложенный экспертами NASA (организации США по спасению при авариях);
Предложите сравнить «правильный» ответ и результат группы: для каждого предмета списка вычислите разность между номером, который присвоила ему группа и номером, присвоенным этому предмету экспертами. Сложите абсолютные значения этих разностей для всех предметов. Если сумма больше 30, то группа
«утонула». г) сравните результаты группового и индивидуального решения. Явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решениями отдельных людей?

Если для этого есть достаточное количество людей, то можно разбиваться на группы, различные по размеру и структуре. Например, можно образовать группу с ярко выраженным авторитарным лидером и группу с лидером, прислушивающимся к мнению других участников группы. Если Вам удастся создать две такие различные группы, то Вы можете: (1) сравнить их результаты между собой; (2) учитывая мнение наблюдателей и участников группы обсудить, как влияет стиль лидерства на процесс принятия групповых решений.

Комментарий: это упражнение дает возможность количественно оценить эффективность группового решения. В большинстве случаев результаты группового решения лучше, чем результаты решения отдельных людей. Но следует помнить, что полученная оценка эффективности работы группы достаточно условна, поскольку упражнение позволяет оценить эффективность работы группы при решении жестко заданной задачи и при условии, что ответ экспертов NASA — единственно правильный. При принятии управленческих решений достаточно редко встречаются ситуации, когда рамки поставленной задачи не могут быть раздвинуты, не говоря уже о том, что в менеджменте нет единственно правильных решений.

Описание ситуации

Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно Вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли.

Ниже (табл. 2) дан список 15 предметов, которые остались целыми и не поврежденными после пожара. В дополнение к этим предметам Вы располагаете прочным надувным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать Вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот.

Таблица 2
|Этапы |Разность по модулю номеров и приоритеты |
|2 |4 |5 |2-5в|Предметы |4-5в|
| | | | |1. Секстант | |
| | | | |2. Зеркало для бритья | |
| | | | |3. Канистра с 25 литрами воды | |
| | | | |4. Противомоскитная сетка | |
| | | | |5. Одна коробка с армейским рационом | |
| | | | |6. Карты Тихого океана | |
| | | | |7. Надувная плавательная подушка | |
| | | | |8. Канистра с 10 литрами нефтегазовой | |
| | | | |смеси | |
| | | | |9. Маленький транзисторный приемник | |
| | | | |10. Репеллент, отпугивающий акул | |
| | | | |11. 2 квадратных метра непрозрачной пленки| |
| | | | |12. 1 литр Пуэрто-риканского рома | |
| | | | |крепостью 80% | |
| | | | |13. 450 метров нейлонового каната | |
| | | | |14. Две коробки шоколада | |
| | | | |15. Рыболовная снасть | |
|Итого |? |Критерий [pic] |? |

Ответы экспертов NASA для ситуации

«Потерпевшие кораблекрушение»

Согласно экспертам, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей.
Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: даже если маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода.
Следовательно, самым важным являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторым по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.

1. Зеркало для бритья
Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

2. Канистра нефтегазовой смеси
Важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотой и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание.

3. Канистра с водой
Необходима для утоления жажды.

4. Коробка с армейским рационом
Обеспечивает основную пищу.

5. Непрозрачная пленка
Используется доля сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.

6. Коробки шоколада
Резервный запас пищи.

7. Рыболовная снасть
Оценивается ниже, чем шоколад, потому, что в данной ситуации «синица в руке лучше журавля в небе». Нет уверенности, что Вы поймаете рыбу.

8. Нейлоновый канат
Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.

9. Плавательная подушка
Спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.

10. Репеллент, отпугивающий акул
Назначение очевидно.

11. Ром крепостью 80%
Содержит 80% алкоголя — достаточно для использования в качестве антисептика при любых травмах; в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.

12. Радиоприемник
Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

13. Карты Тихого океана
Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для Вас важнее знать, не где Вы находитесь, а где спасатели.

14. Противомоскитная сетка
В тихом океане нет москитов.

15. Секстант
Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

4. Деятельностные методы работы в группе

2.4.1. Начало проработки стандартных проблем

Задание 30. Снежный ком (или пирамида).

Это техника, поощряющая всех членов группы принимать активное участие в работе и вносить в нее свой вклад. Участникам предлагается поработать над какой-либо темой или задачей, проходя последовательно четыре стадии:
Стадия 1: Индивидуальная работа. Участникам предлагается отвести некоторое время на индивидуальное продумывание и фиксирование вопросов/проблем, которые они хотели бы рассмотреть в связи с предложенной темой
______________________________________________.
Стадия 2: В парах. Участники делятся друг с другом своими индивидуальными наработками, сделанными на предыдущей стадии.
Стадия 3: В четверках. Участники обмениваются своими наработками, сделанными на предыдущих стадиях, и формируют единый групповой список.
Стадия 4: В большой группе. Каждая четверка представляет результаты своей работы.

Эта техника может быть использована для работы с самыми разнообразными темами и задачами. К ее достоинствам можно отнести гибкость, так как при необходимости некоторые стадии могут быть опущены, например, можно опустить индивидуальную стадию и работу в четверках и перейти от пар сразу к большой группе. Если же используется полный вариант этой техники, то имеет смысл каждой из четверок дать особое задание (например, конкретный аспект обсуждаемой темы), а не просто требовать от всех групп одного и того же ответа. И конечно же, в случае использования полного варианта техники желательно предлагать для рассмотрения более сложную и многогранную задачу/вопрос, чем в случае редуцированного варианта.

К первой стадии — индивидуальной работе — следует подходить с осторожностью. Во многих случаях, действительно имеет смысл предоставить участникам возможность индивидуальных размышлений перед обменом мнениями с коллегами. Однако если задача имеет «правильный» ответ, то предпочтительней начинать сразу с работы в парах. Это означает, что те студенты, которые не сумели решить задачу или получили «неправильный» ответ, не будут
«выставлены на показ» перед своими коллегами.

Обсуждение в парах также хороший способ вовлечения всех участников в активную работу, поскольку большинство людей достаточно свободно беседует с одним человеком, хотя и может чувствовать себя несколько стесненно при обмене мнениями в большой группе. При обсуждении в большой группе полезно предложить каждой подгруппе по очереди назвать по одному пункту из своего списка, до тех пор, пока все пункты не будут исчерпаны. В качестве альтернативы устному представлению итогов работы подгруппы могут изложить свои идеи на плакатах и продемонстрировать их всей группе.

Задание 31. «Жужжащие» группы

Эта техника заключается в разбиении большой группы на несколько малых для работы над определенными проблемами или вопросами. Обсуждение в этих малых группах создают в аудитории звук, напоминающий жужжание роя пчел, отсюда и название этой техники. Когда шум прекратится, Вы можете считать, что группы готовы обсуждать результаты своей работы. При использовании этой техники обычно предполагаются следующие шаги:
1. Решите, на сколько малых групп Вы собираетесь разбить Вашу основную группу.
2. Решите, какую проблему/вопрос будет рассматривать каждая группа и как долго она будет этим заниматься _______________________________
_______________________________________________________________.
3. Разбейте участников на группы и распределите между ними проблемы, которыми они будут заниматься___________________________________
_______________________________________________________________.
4. Четко объясните, сколько времени отводится на работу каждой группе и какие именно результаты своей работы и в какой форме каждая группа должна сообщить остальным.
5. С наступлением оговоренного времени происходит представление результатов работы всех малых групп.

Эта техника особенно полезна в тех случаях, когда Вы хотите вовлечь
Ваших студентов в активную работу. Ее применение может быть особенно актуально на ранних стадиях изучения курса, когда Ваши студенты могут быть еще не готовы к открытому выражению себя перед большой группой. «Жужжащие» группы позволяют участникам поделиться своими мыслями и идеями с узким кругом коллег, которые могут поддержать и тем самым придать их мнению больший вес, что представляется более безопасным, чем индивидуальное выступление перед всей группой. Результаты работы представляются от лица всей малой группы, но отдельные ее члены имеют возможность, если пожелают, дополнить или высказать свое особое мнение.

Эта техника также помогает студентам лучше запомнить обсуждаемое на тьюториале. Известно, что идеи, возникающие в ходе обсуждения и обмена мнениями в небольшой группе, как правило запоминаются лучше, чем просто воспринятые в режиме пассивного слушания.

Техника «жужжащих» групп лучше всего работает, когда:
. предлагаемые к обсуждению или рассмотрению темы/задачи достаточно просты, например, перечислить достоинства/недостатки чего-либо, перечислить основные методы и т.д.;
. на групповые обсуждения отводится немного времени, скажем, от десяти до пятнадцати минут (это время стоит увеличить, если группе предлагается предварительно ознакомиться с какими-либо материалами);
. группы просят в письменном виде зафиксировать результаты своей работы на плакатах для представления их в большой группе.;
. отводится время для особых мнений участников и обсуждения тех моментов, которые не были в нужной мере затронуты в ходе работы групп;
. вы сами подготовили свой собственный вариант или перечень ответов и можете добавить то, что было упущено группами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.