скачать рефераты

МЕНЮ


Назначение, цели и методы менеджмента

p> 2.4.4. Деловые и ролевые игры, имитационные упражнения

Задание 37. Деловые игры: определите их достоинства, недостатки и область применения. Ваш опыт участия в них полезен всем.

Деловая игра — это учебное упражнение, в ходе которого студенты разбиваются на группы, представляющие воображаемые организации, действующие в определенных ситуациях. Обычно деловые игры носят соревновательный характер, и в них происходит спрессовывание реального времени (месяцы, годы, необходимые на какие-либо действия в реальной жизни, превращаются в часы), так, чтобы результаты принятых решений были видны. Сам процесс игры и анализ ее результатов предоставляют студентам возможность активного обучения в самых различных областях (маркетинге, финансовом менеджменте, теории организаций и т.д.) в зависимости от содержания конкретной игры, а также способствуют развитию навыков групповой работы.

Деловые игры характеризуются:
. учебными целями,
. определенными правилами,
. соревновательным характером,
. активным участием и взаимодействием играющих,
. итоговым подсчетом очков (по разным критериям в зависимости от содержания конкретной игры),
. результатом — определением победивших и проигравших,
. анализам результатов и обсуждением извлеченных уроков.

Эффективное проведение деловой игры требует знания целого ряда моментов и процедур. Перед тем, как проводить игру, Вам следует ответить на следующие вопросы:
. Насколько выбранное для проведения игры время уместно с точки зрения общей программы? ______________________________________________
. Хорошо ли Вы ознакомились с целями игры, материалами, процедурой и т.д., для того чтобы провести ее уверенно и соответствующим образом? _
_______________________________________________________________
. Располагаете ли вы достаточным временем для проведения игры, особенно для заключительного анализа и обсуждения извлеченных уроков?
________________________________________________________
. Имеются ли все необходимые для проведения игры ресурсы: материалы игры в нужном количестве, соответствующем образом подготовленное помещение, плакаты, фломастеры и т.д.? ____________________________
. Подготовили ли Вы соответствующее введение в игру, которое создаст у студентов необходимый настрой и объяснит им цели и правила игры, но при этом не будет перегружено излишней информацией?
. По какому принципу Вы будете делить студентов на подгруппы?
. Ясно ли определены временные рамки различны этапов игры?
. Проинструктированы ли должным образом наблюдатели и участники, выполняющие другие роли?
. Какое вмешательство потребуется от Вас в ходе игры (при этом следует помнить, что это не Ваша игра, а студентов)?
. Подготовились ли Вы к заключительному обсуждению? Продумали ли Вы, как будет проходить анализ результатов игры, какие уроки из нее можно извлечь и каково применение этих уроков к реальной жизни?

Задание 38. Имитационные упражнения: в чем их отличие от деловых игр?.

Имитационные упражнения — это структурированные учебные упражнения, имеющие своей целью воспроизведение определенных рабочих ситуаций посредством специально созданных условий. Они направлены на получение участникам опыта, сравнимого с реальной жизнью. Имитационные упражнения могут включать в себя работу с техникой или оборудованием, используемыми в реальной практике, ролевые игры, работу с реальной деловой документацией, работу на специально разработанных учебных тренажерах и т.д. Здесь попытайтесь имитировать сдачу экзамена по ключевым словам раздела 1 данной дисциплины, демонстрируя ответы разного качества. Как и в случае деловых игр, эффективное проведение имитационных упражнений требует:
. ясного объяснения целей, правил, ролей процедур и временных рамок _
_______________________________________________________________,
. отслеживания Вами процесса выполнения упражнений без неоправданного (при отсутствии реальной необходимости) вмешательства в него
____________________________________________,
. оказания помощи участникам в случае необходимости _______________,
. соответствующего количества времени на проведение ________________,
. анализа результатов и обсуждения взаимосвязи этого упражнения с другими элементами и аспектами учебной программы ________________.

Задание 39. Ролевые игры: в чем их отличие от деловых игр?

Ролевые игры могут использоваться самостоятельно, а также быть составной частью как деловых игр, так и имитационных упражнений. Это учебное упражнение, в ходе которого имитируется ситуация из реальной жизни и студенты действуют в ней, играя роли ее участников.

Как и в случае с предыдущими методами, эффективное проведение ролевых игр возможно в том случае, если:
. группа и отдельные участники соответствующим образом проинструктированы,
. имеет место конструктивная обратная связь (возможно, с помощью наблюдателей),
. отведено время для извлечения уроков и обсуждения связи игры с остальной учебной программой и реальной практикой.

Ролевые игры должны:
. иметь непосредственное отношение к программе курса и быть легко доступными для понимания, письменные инструкции к ним должны быть составлены достаточно четко,
. быть ориентированы на отработку конкретных учебных моментов, а не касаться в общем виде сразу многих областей _______________________,
. проводиться без всяких театральных реквизитов и другой бутафории, отвлекающих внимание от учебных целей,
. быть достаточно гибкими, чтобы имелась возможность провести анализ происходящего или дискуссию там, где Вы сочтете это уместным, например, если участники игры «увязли в исполнении» своих ролей.

Упражнение. Проведите ролевую игру по результатам задания 3 (табл.1) "Тьютор - обучаемый" три использовании методов педагогики и андрагогии.

Некоторые студенты могут быть весьма обеспокоены перспективой участия в ролевой игре перед группой. Вы можете попытаться уменьшить их беспокойство посредством:
. проведения ролевой игры не в начале программы, а тогда, когда участники получше узнают друг друга и будут чувствовать себя в группе достаточно комфортно,
. привлечения только добровольцев или сначала только добровольцев, в том случае, если предполагается в конечном итоге участие всех,
. предварительного инструктирования в доброжелательной и мягкой манере, что поможет предотвратить возникновение беспокойства и уменьшит ощущение угрозы,
. проигрывания первого раунда игры Вами и одним или несколькими добровольцами,
. предоставления первым добровольцам позитивной обратной связи в мягкой и доброжелательной манере,
. подчеркивания пользы от участия в игре,
. использования игр, в которых вероятность получения участниками позитивного опыта высока,
. отбора на исполнение ролей (или первоначальное исполнение) студентов, которым, как Вы знаете, присуща застенчивость или особое беспокойство,
. заранее продуманного отбора «хороших» исполнителей ролей для начала процесса и демонстрации ролевой игры.

2.4.5. Анализ учебных (деловых) ситуации (case studies)

Задание 40. Изучите методом «снежного кома» нижеприводимые материалы.

Учебные ситуации представляют группе возможность совершенствовать навыки решения проблем и принятия решений. Это одно из наиболее проверенных средств достижения активного участия студентов в групповой работе. Они также помогают осознать, что редко реальные проблемы имеют единственно правильные или неправильные решения и что действия часто приходится предпринимать в условиях недостаточной информации, которая как в учебных ситуация, так и в реальной жизни никогда не бывает полной.

Работа над учебными ситуациями помогает совершенствовать навыки и получить опыт в следующих областях:
. выявление, отбор и решение проблем,
. работа с информацией (осмысление значения деталей, описанных в ситуации),
. анализ и синтез информации и аргументов,
. работа с предположениями и заключениями,
. оценка альтернатив,
. принятие решений,
. слушание и понимание других людей, навыки групповой работы,
. рассмотрение проблем, связанных с осуществлением принятых решений,
. предоставление результатов групповой работы,
. соотнесение теорий и концепций с учебной ситуацией и с реальной жизнью.

При использовании учебных ситуаций преподавателю необходимо осуществить следующие действия:
. предварительно ознакомьтесь с материалом учебной ситуации;
. представьте учебную ситуацию студентам, особенно отметив, что она иллюстрирует проблемы, с которыми многие из студентов сталкиваются в реальной практике;
. подчеркните, что работа над ситуацией носит аналитический характер.
Отметьте, что цель не состоит в обязательном достижении решения и что группа может и не найти решения описанных проблем или идеального выхода из ситуации;
. подчеркните важность понимания и учета многогранности и многофакторности описанной ситуации (так же как и в реальной жизни). Обратите внимание на отдельные факторы, влияющие на ситуацию и взаимосвязи между ними;
. убедитесь в том, что группа понимает смысл того, что предстоит сделать в ходе работы над учебной ситуацией.

Спросите себя (для принятия решения о применении метода):
. Чему бы Вы хотели, чтоб студенты научились в ходе работы над учебной ситуацией?
. Как эта цель соотносится с материалами курса и другими учебными целями отдельного занятия и со всей программой в целом?
. Следует ли Вам раздать студентам все материалы сразу или же выдавать их студентам небольшими порциями по ходу работы в соответствии с развитием сюжета ситуации?
. Какие вопросы Вы будете задавать группе, для того, чтобы способствовать размышлениям, пониманию, прояснению и проникновению в суть проблем? Как
Вы будете сопоставлять и отмечать вклады различных участников в работу и подталкивать группу к соответствующим решениям?

В ходе работы внимательно наблюдайте за процессами, происходящими в группе. При необходимости вмешивайтесь в работу группы, с тем, чтобы сделать процесс обучения более эффективным и продуктивным. Время от времени подводите итоги работы над ситуацией, а в конце обязательно предоставьте участникам обратную связь по их работе и остановитесь на уроках, которые можно из нее извлечь.

Каковы ограничения использования учебных ситуаций?

Основное ограничение связано с тем, что они могут восприниматься студентами как отвлечение от жизни и несколько академичные, поскольку предполагают анализ и обсуждение чужой ситуации или проблемы. Из этого следует, что для извлечения максимальной пользы из такого метода групповой работы, Вам необходимо подбирать материал, способный вызвать наибольший интерес у Ваших студентов, и организовать работу над ним так, чтобы обеспечить их активное участие (например, с помощью таких методов , как мозговой штурм, дискуссии в малых группах, ролевые игры и т.д.).

Памятка студенту

(Источник: B 560 The Manager’s Good Study Guide)

Для наглядного представления в системе следует использовать аналитическую таблицу (табл. 4)

Таблица 4
|Уровень |Суть |Источник |Теории |План |
|иерархии |ситуации |(причины) |решения |действий |
|управления |(проблемы) |проблемы |проблемы | |
|Внешняя среда | | | | |
|(организация) | | | | |
|Отдел (группа | | | | |
|или | | | | |
|межгрупповые | | | | |
|отношения) | | | | |
|Индивидуальный| | | | |
|Технико-технол| | | | |
|огический | | | | |

Case study состоит из нескольких этапов. На первом этапе изучается ситуация (среда, окружение) и определяется (идентифицируется, описывается) проблема. На втором этапе осуществляется анализ и оценка проблемы, затем вырабатываются рекомендации по решению проблемы и, наконец, процесс завершается презентацией.

Определение проблемы

Определение проблемы является решающей стадией, как и при решении любой задачи. Ясно, что если проблема неверно определена, то и полученное решение в лучшем случае будет решением другой проблемы. В то же время, все становится на свои места, если проблема правильно поставлена, то есть определена и описана.

Часто именно определение проблемы оказывается наиболее трудным для студентов. Это связано с целым рядом причин.

Во-первых, в реальной ситуации действует много участников. У каждого из них есть свое видение ситуации, свое представление проблемы. Поэтому, прежде всего, необходимо выявить обладателя (обладателей) проблемы, то есть осознать, чью проблему необходимо решать. Затем понять, как эта проблема выглядит с точки зрения ее обладателя и других вовлеченных лиц, в чем она заключается для них. При этом необходимо помнить, что и у студентов (на практике -группы аналитиков, консультантов) также имеется свое видение, представление, наконец свои предрассудки и стереотипы, свой груз прошлого опыта, которые могу «отягощать» их восприятие.

Во-вторых, необходимо выделить релевантные (соответствующие) факторы действующие в проблемной ситуации, то есть те факторы, которые имеют существенное значение.

В-третьих, нужно убедиться в том, что на самом деле выявлена проблема, а не ее симптом или поверхностное расхожее представление о проблеме. Очень часто люди сознательно или бессознательно имеют дело не с самой проблемой, а ее проявлениями. Например, в США программы борьбы с наркотиками концентрируются в большей степени на продавцах, транспортеров наркотиков в странах, в которых они производятся. Хотя, казалось бы, более подходящей является концентрация внимания, в первую очередь, на тех кто создает спрос на наркотики именно в США и на условиях, порождающих потребность принимать наркотики.

Наконец, среди причин, вызывающих проблему, необходимо выделить человеческий фактор. Считается, что 80 % времени руководители расходуют на управление людьми и только 20% времени отводится на решение организационных задач (технологических, производственных отношений, стратегических, стимулирования, организации труда и пр.). Однако, можно утверждать и противоположное: что 80% проблем относятся к структурным, а только 20% - к человеческим (индивидуальным различиям личности, организационной этике и т.п.). В общем, люди в организациях существуют не сами по себе, и их поведение определяется структурными организационными отношениями, которые могут порождать конфликты.

Например, в одной автомобильной компании был постоянный конфликт между сборочным и штамповочным отделениями. Казалось, их управляющие не могут прийти к согласию ни по какому поводу. При детальном обследовании консультанты нашли, что система премирования порождала конфликтные отношения, так как оба отделения премировались за счет снижения отходов.

К чему побуждала система премирования директоров заводов? Директор штамповочного производства оказывался заинтересованным поставлять сборочному производству предельно минимальные партии деталей. Директор сборочного производства был заинтересован в получении деталей только высшего качества, чтобы уменьшить свои потери. В конечном итоге, сборочное производство видело в штамповочном производстве своего главного врага в проблеме уменьшения потерь металла. По рекомендации консультантов компания изменила систему поощрения. Премироваться стали оба производства совместно за снижение общих потерь в обоих производствах. Через месяц оба руководителя работали вместе как старые друзья. Через пять лет компания изменила и эту систему премирования, так как старая система не поощряла роста качества продукции.

Определяя человеческие факторы в ситуации, нужно прежде всего идентифицировать мотивацию каждого действующего лица, которая, как в вышеприведенном примере, может вытекать из чисто организационно-структурных отношений.

Анализ и оценка

Переходя к собственному анализу ситуации, мы не должны упускать из виду, что наше деление на стадии в общем-то условно. Уже на первом этапе мы занимаемся и анализом. В свою очередь анализ помогает углубить и развить видение проблемы, почувствовать ее во всей полноте. Консультант ведет себя как следователь: исследует место преступления (проблему, ситуацию), ищет мотивы, улики и доказательства (анализ), выдвигает обвинения
(рекомендации), выступает в суде (презентация).

Анализ можно разделить на три основные стадии:
. обоснование проблемы __________________________________________
_______________________________________________________________;
. выделение основных причин, породивших проблему, и возможных последствий
____________________________________________________;
. определение толерантности (терпимости) к изменениям ______________
_______________________________________________________________.

Обоснование проблемы заключается в подтверждении определения проблемы фактическими данными, то есть оценке проблемы по возможности в количественных категориях. Данные и факты должны служить обоснованием для постановки проблемы.

Решение проблемы заключается в разработке выбранной стратегии осуществления изменения определенных отношений в организации и принятии совокупности управленческих решений для ее реализации. Поскольку речь идет, как правило, о проблемах не имеющих точного решения, то и целесообразность предложений и рекомендаций может оспариваться. Поэтому необходимо определить толерантность к предлагаемым изменениям со стороны различных участников рассматриваемой ситуации и предусмотреть меры для преодоления или предотвращения возможного сопротивления изменениям.

Здесь важно, чтобы аналитики научились ставить себя на место вовлеченных в ситуацию лиц, выделять мотивы их поведения, смотреть на ситуацию с их точки зрения.

На всех этапах важно выбрать адекватную теорию, объясняющую ситуацию.
Здесь мы не рассматриваем конкретные методы анализа, которые могут быть использованы. Выбор адекватной методики также являются составной частью кейс-анализа. Важно использовать формализованные методы и фиксировать результаты в письменной и графической форме.

Рекомендации

Разработка рекомендаций является критической в методике, так как именно на этом этапе осуществляется связь между теорией и практикой.

На этой стадии необходимо:
1. Определить, какие теоретические концепции можно применить _______
_______________________________________________________________;
2. Определить, какие рекомендации можно сделать исходя из этих теорий, включая и отбор альтернативных предложений ______________________
_______________________________________________________________;
3. Обосновать выбранные рекомендации, используя теорию _____________
_______________________________________________________________;
4. Рассмотреть и показать возможную стратегию реализации предложений
_______________________________________________________________.

Как правило, очень редко встречаются ситуации, в которых возможно лишь одно единственное решение, чаще это целая совокупность мер или целый ряд различающихся рекомендаций. Необходимо уметь обосновать эти рекомендации с точки зрения разных действующих в ситуации и принимающих решения лиц. Это помогает понять почему разные люди придерживаются разных точек зрения и принимают разные решения. Но нужно иметь в виду, что могут встретиться и кейсы имеющие единственное или оптимальное (среди возможных) решение.

Презентация

При подготовке устной или письменной презентации необходимо исходить из определенных общих принципов, обеспечивающих лучшее восприятие слушателями или читателями.

Во-первых, необходимо использовать краткий, деловой стиль общения. Во- вторых, использовать порядок изложения, обратный порядку анализа, то есть начать с рекомендаций. Это связано с тем, что именно рекомендации являются целью кейс-анализа. С другой стороны, как показывает практика, это помогает студенту не завязнуть в деталях и подробностях, правильно распределить время выступления (объем текста) и не потерять суть задания. Саму ситуацию не следует пересказывать, как не следует пересказывать и содержание примененных концепций. Не следует также описывать сам процесс анализа, конечно, если case study специально не посвящен изучению аналитической методики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.