скачать рефераты

МЕНЮ


Общая концепция стратегического планирования

Анализ финансового состояния может принести пользу фирме, выявить уже имеющиеся потенциальные внутренние слабости организации по сравнению с ее конкурентами.

Весьма важным для длительного выживания фирмы является непрерывный анализ управления операциями. В ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями следует обратить внимание на следующие вопросы:

1. Может ли фирма продавать товары или услуги по более низкой цене, чем ее конкуренты? Если нет, то почему?

2. Какой доступ фирма имеет к новым материалам? На скольких поставщиков она завязана?

3. Какое оборудование на фирме?

4. Рассчитаны ли закупки на снижение величины материальных запасов и времени реализации заказа? Существуют ли адекватные механизмы контроля над входящими материалами и выходящими изделиями?

5. Подвержена ли продукция фирмы сезонным колебаниям спроса? Если так, то как можно исправить существующую ситуацию?

6. Может ли фирма обслуживать те рынки, которые не могут обслужить ее конкуренты?

7. Обладает ли фирма эффективной и результативной системой контроля качества? Насколько эффективно спланирован и спроецирован процесс производства?

Истоки большинства проблем в организации кроются в человеческих ресурсах. Здесь необходимо учитывать: тип сотрудников, компетентность и подготовка руководства, систему вознаграждений, преемственность руководящих должностей, подготовку и повышение квалификации сотрудников, потери ведущих специалистов и их причины, качество изделий и работу сотрудников.

Культура фирмы (атмосфера или климат в организации) используется для привлечения работников отдельных типов и для стимулирования определенных типов поведения. Имидж корпорации создается с помощью сотрудников, клиентов и общественного мнения. Культура и образ фирмы подкрепляются или ослабевают под действием репутации компании.

Приведя внутренние силы и слабости в соответствие с внешними угрозами и возможностями, руководство готово к выбору соответствующей стратегической альтернативы.

Следующей проблемой, с которой сталкивается руководство, будет определение того, обладает ли предприятие внутренними силами. Процесс, при помощи которого осуществляется диагноз внутренних проблем, называется управленческим обследованием.

Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон предприятия, предназначенную для выявления ее сильных и слабых сторон [15, с. 270-275].


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Общая характеристика предприятия

База Автотранспорта и Механизации № 964 является практически единственным государственным предприятием по ремонту автомобильной техники, различной грузоподъемности.

ДГУП БАМ № 964 - Дочернее Государственное Унитарное предприятие Управления дорожного строительства № 4 Дорожно-строительного управления Федеральной службы Специального строительства при Правительстве Российской Федерации. Создано в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 27 августа 2000 года № 1117, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2000 года № 005, приказом начальника Спец строя России.

Предприятие входит в состав Дорожно-строительного управления Федеральной службы специального строительства при Правительстве Российской Федерации и относится к дорожно-строительным воинским формированиям.

Предприятие осуществляет свою деятельность на основе Устава, которым определены цели, задачи, основные положения организации предприятия, ее деятельности, управления, формирования и распределения доходов, принципы оплаты труда и другие вопросы.

Для осуществления хозяйственной деятельности База Автотранспорта и Механизации № 964 наделена уставным фондом в 256 тысяч рублей. Передано в ведение основных и оборотных средств на сумму 7 621 тысяч рублей от Государственного Унитарного предприятия УДС № 4 [6,7].

База Автотранспорта и Механизации № 964 создана для наиболее полного удовлетворения потребительского спроса за счет производства высококачественной продукции, работ и оказания услуг с целью получения максимальной прибыли.

В соответствии с учредительными документами База Автотранспорта и Механизации № 964 создана для ведения следующих видов деятельности:

- выполнение капитального и иных видов ремонта автомобилей и их агрегатов семейства КрАЗ, МАЗ, КамАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, ВАЗ и др., на основе использования высококачественного оборудования, классных специалистов;

- разработка, производство и реализация запасных частей для грузовых автомобилей отечественного производства;

- разработка и изготовление различных видов изделий, товаров народного потребления и технологий;

- организация и проведение фирменного торгово-сервисного обслуживания изготавливаемой продукции, услуг;

- осуществление снабженческо-сбытовых операций;

- осуществление мероприятий по аренде, лизингу, купле-продаже недвижимости, основных средств;

- другие виды деятельности, не запрещенные федеральным законом.

Переход к рыночным отношениям требует новых подходов к проблемам формирования материальных потоков. Так База Автотранспорта и Механизации № 964 для того, чтобы расширить объем оказываемых услуг, взяла в аренду у ГУ УДС №4 автомобильную технику различных марок и разной грузоподъемностью. Теперь предприятие оказывает услуги с использованием строительных машин, механизмов, автотранспорта и др. оборудования. Всего в распоряжении предприятия находится 39 единицы автомобильной техники, из них: бортовых автомобилей - 9 единиц (марки МАЗ, КамАЗ), автомобилей с грузовым полу прицепом - 4 единицы (марки КамАЗ-54112), автосамосвалы - 3 единицы (марки МАЗ-5551, КамАЗ-5511), автокраны - 2 единицы (марки КС-3577, КС-4572), гидрокран - 1 единица (марки МКС-5531), автопогрузчик - 2 единицы (марки АП-40-81), трактор- 2 единицы (марки ДТ-75, Т-150).

Имеющиеся возможности производства у предприятия позволяют изготавливать практически любые изделия из дерева и металла. На сегодняшний день База Автотранспорта и Механизации № 964 изготавливает следующие изделия: из дерева: столы, табуреты, двери, штакетник, оконные рамы; из металла: ворота гаражные, оградки, гробнички, двери металлические.

Управление Базы Автотранспорта и Механизации № 964, как и на любом предприятия, состоит из нескольких уровней. На предприятии используется классическая иерархическая структура управления, которая позволяет добиться специального разделения труда руководителей различного уровня и делегирования полномочий.

Высшим органом управления является Спец строй Российской Федерации, который назначает директора предприятия. Директор в свою очередь назначает своих заместителей. Два раза в год вышестоящая организация проводит плановые проверки, после которых проводится собрание высшего звена, для того чтобы заслушать отчет о проведенной работе, о хозяйственной деятельности предприятия и его финансовом состоянии. На собраниях вырабатываются программные решения в части стратегического и тактического развития предприятия.

Правление предприятия кроме директора состоит также из его заместителей по функциональным вопросам (т.е. руководителей структурных подразделений):

Директор по производству - отвечает за выполнение плана по производству, руководит цехами основного и вспомогательного производства: цех сборки; цех комплектации.

Директор по маркетингу - осуществляет руководство в части работы по составлению, исполнению планов по закупке и продаже, составлению прогнозов, развития рынков; по анализу положения предприятия на рынке, существующих сбытовых сетей; по выявлению и анализу существующих и потенциальных конкурентов и потребителей; по формированию финансовых, производственных и сбытовых задач различным отделам для улучшения положения предприятия на рынке. Ему подчинены: отдел сбыта и отдел закупок.

Главный бухгалтер - руководит бухгалтерией предприятия и отвечает за своевременное предоставление финансовых отчетов вышестоящему руководству предприятия и в налоговую инспекцию, а также отвечает за качество и оперативность бухгалтерского учета.

Директор по экономике, социальным вопросам - руководит работой в части анализа финансово-экономического состояния предприятия, разработке учетной и налоговой политики, управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью, вместе с директором по маркетингу утверждает целесообразность сделок по купле и продаже товаров, услуг, определяет основные направления социальной политики предприятия, руководит: планово-экономический отделом, отделом кадров, отделом организации труда.

Технический директор - совместно с инженером по подготовке производства осуществляет руководство следующими отделами: отделом главного механика, отделом главного энергетика, отделом технического контроля, транспортный цехом.

Таким образом, на Базе Автотранспорта и Механизации № 964 реализована и работает классическая организационная структура, построенная по принципу иерархии. И естественно, что в деловой практике предприятия невозможно обойтись только линейными связями, очень часто возникают «горизонтальные» отношения между различными службами предприятия, которые позволяют более оперативно решать большинство производственных задач.

Численность работающих на предприятии составляет 80 человек, из них руководителей и специалистов 25 человек.

В настоящее время, после истечении года с момента государственной регистрации Базы Автотранспорта и Механизации № 964, можно сделать вывод о хорошей динамике движения к тем стратегическим целям, которые были записаны в учредительных документах. Самым главным достижением предприятия и его руководства является то, что оно на свой страх и риск, без поддержки государства, помимо основной деятельности для получения большего дохода занялось такими видами деятельности как: предоставление транспортных услуг, производство изделий из дерева, производство изделий из металла.

Еще одним достижением предприятия является ее выход на новые рынки, так База Автотранспорта и Механизации № 964 открыла свое обособленное подразделение в городе Калуга.

Если коротко обозначить перспективы развития предприятия, то необходимо отметить следующее: в тактическом плане задачей предприятия является эффективное использование всех имеющихся ресурсов для получения чистой прибыли, которая является источником воплощения стратегических планов руководства.

Главной частью стратегических планов предприятия является:

- совершенствование технологической базы производства и увеличение качества и количества выпускаемой продукции;

- расширение сети розничной торговли выпускаемой продукции.


2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Как было сказано выше, Базе Автотранспорта и Механизации № 964 не только удалось выжить в условиях кризисного состояния российской экономики, но и добиться положительных результатов.

В настоящее время предприятие имеет мощности и технологии, позволяющие быть крупным и единственным государственным (в Нижневолжском регионе) поставщиком продукции для грузовых автомобилей отечественного производства и всевозможных услуг по их ремонту и обслуживанию, с численностью до 80 человек.

База Автотранспорта и Механизации № 964 располагается на территории бывшей Центральной Базы Ремонта и Хранения технического имущества, которая была расформирована в начале 1999 года. В собственности предприятия находится - административное здание, цеха, склады для хранения готовой продукции, сборно- ремонтные мастерские.

В технологическом плане предприятие располагает замкнутым технологическим циклом от выполнения проектных работ и заготовительного производства до выпуска готовой продукции.

В целом объем производства за второе полугодие 2006 года составил 90% от объема производства первого полугодия 2006 года, то есть повысился почти в 2,5 раза.

Анализ номенклатуры продукции и услуг Базы Автотранспорта и Механизации № 964 за 2006 год показывает, что большую часть общего объема производства занимало ремонт двигателя СМД-18 (14 единиц), двигателя ЯМЗ-236 (15 единиц), двигателя А-01 (11 единиц), а так же оказание транспортных услуг, предоставленных на сумму 178 тысяч рублей.

Число и состав поставщиков сырья со времени образования предприятия коренным образом не изменилось. К ним относятся: ОАО «Агротехсервис» г. Ярославль, ОАО «Калугаметалторг» г.Калуга, ОАО «Стройкомплект ДС» г.Москва, ООО «Нарил» г.Набережные Челны, ООО «Союзспецметал» г.Москва, ООО «Камаззапчасть» г.Рязань.

Основным поставщиком предприятия является ОАО «Агротехсервис» - до 80% поставляемого сырья.

Основными заказчиками конкретно по ремонту и обслуживанию автомобильной техники являются близлежащие колхозы, совхозы, крестьянские хозяйства и др., то есть все организации в собственности которых имеется техника различных марок и разной грузоподъемностью. К ним относятся: СПК «Родина», СПК «Ленинский Путь», ООО «Инвид-Агро» г.Москва, СПК «Хоперский пионер», СПК «Вихлянцевское», АОЗТ «Купавское».

Самым крупным заказчиком является Московская фирма «Инвид-Агро». Ее заказы составляют до 60% от общего объема заказов.

Хозяйственные связи Базы Автотранспорта и Механизации № 964 с потребителями и поставщиками строятся на основе заключения договоров купли-продажи и договоров поставки. За год работы наработан круг постоянных покупателей и поставщиков; приобретен имидж честного партнера.

Анализ выпущенной и реализованной продукции за 2006 г. [6,7].

Реализация продукции и услуг за второе полугодие 2006 года:

Общий объем реализации продукции и услуг во 2-ом полугодии составил 1 759 918 рублей, что на 90 % больше чем в 1-ом полугодии. Из них: за наличный расчет – 648 331 рублей, за безналичный расчет (по перечислению) - 1 038 039 рублей, что составляет 73 % от общей реализации первого полугодия, по взаимозачетам и бартеру на сумму 73 548 рублей, или 8 % от общего объема продаж (Приложение 2).

Во втором полугодии произошло заметное увеличение объема продаж по перечислению с 333 229 рублей до 1 038 039 рублей, то есть на 211 % . Этот рост произошел за счет установления связей с крупными заказчиками, снижения себестоимости продукции.

Анализ реализации продукции по ассортименту [6,7].

За первое полугодие 2006 года наибольший объем реализации приходится на следующие виды продукции:

ремонт двигателей (ЯМЗ-240, СМД-18, А-01) - 29 единиц, из них:

- по бартеру - 2 единицы на сумму 21 731 рублей;

- по перечислению - 6 единиц на сумму 91 332 рублей;

по наличному расчету - 21 единиц на сумму 434 354 рублей.

текущий ремонт автомобильной техники , из нее:

- по бартеру - на сумму 10 100 рублей;

- по перечислению - на сумму 159 201 рублей;

по наличному расчету – на сумму 67 456 рублей.

Как видно из выше изложенного, наибольший объем реализации продукции приходится на ремонт двигателя СМД-18(12 шт.); большим спросом пользуется ремонт двигателей А-01 (3 шт.) и ЯМЗ-240 (3 шт.). Причем основная доля реализации приходится по наличному расчету.

За второе полугодие 2006 года наибольший объем реализации приходится на следующие виды продукции:

ремонт двигателей –59 единиц, из них:

по бартеру – 4 единицы на сумму 49 106 рублей;

по перечислению – 48 единиц на сумму 783 928 рублей;

по наличному расчету- 7 единиц на сумму 290 778 рублей.

текущий ремонт автомобильной техники, из нее:

- по бартеру – на сумму 50 724 рублей;

по перечислению – на сумму 114 911 рублей;

по наличному расчету – на сумму 273 953 рублей.

Во втором полугодии основная доля реализации приходится по перечислению.

Анализ реализации продукции и услуг по перечислению [6,7].

Наибольший объем продукции по перечислению за второе полугодие 2006 года приходится на следующие изделия:

ремонт двигателя А-01 (11 шт.)

ремонт двигателя ЯМЗ-236 (15 шт.)

ремонт двигателя СМД-18 (14 шт.).

Для того, чтобы организовать рынок сбыта для конвейерной продукции в больших объемах, необходимо привести в соответствии цены для розничных торговцев и оптовиков. Оптовая цена должна включать в себя все затраты на изготовление товара до момента его сдачи на склад и отличаться от розничной цены как минимум на 20 – 25 %. В то же время как розничная цена должна включать в себя так же затраты на доставку, оплату коммунальных услуг, заработную плату, рекламу. Следовательно, она не может быть уравнена с оптовой ценой и должна быть значительно выше.

 Для значительного увеличения объема реализации в другие регионы (по перечислению) необходимо постоянное наличие на складе минимального ассортимента конвейерной продукции.

2.3 Организация маркетинга на Базе Автотранспорта и Механизации № 964

Внедрение рыночных отношений в хозяйственную практику повлекло за собой необходимость постоянно отслеживать вкусы и желания потребителей, расширять товарный ассортимент и увеличивать уровень его конкурентоспособности, заниматься сбытом продукции. Для осуществления этих процессов на данном предприятии была создана служба маркетинга. В самом начале деятельности предприятия маркетинговой деятельностью занимались по мере необходимости, но по истечении определенного промежутка времени руководство пришло к единому мнению о создании на предприятии отдела маркетинга.

Отдел маркетинга является структурным подразделением и подчиняется непосредственно директору по маркетингу.

Задачи отдела маркетинга:

Исследование потребительских свойств продукции, исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, коньюктуры рынка, изучение спроса на продукцию предприятия, разработка прогнозов потребности в выпускаемой продукции.

Своевременная подготовка и заключение договоров на поставку готовой продукции в срок и по номенклатуре в соответствии с договорами и заказами, контроль за поставкой продукции структурными подразделениями.

Организация рекламы и стимулирование сбыта продукции, разработка совместно с финансовой службой ценовой политики предприятия.

Структура и штат отдела утверждает директор предприятия с учетом объема и особенностей производства.

В состав маркетинга входит 4 человека.

Функции отдела маркетинга:

1. Исследование потребительских свойств производимой продукции и сбор информации об удовлетворенности ими покупателей.

2. Анализ конкурентоспособности продукции предприятия, сопоставление ее потребительских свойств, цены, издержек производства с аналогичными показателями конкурирующей продукции .

3. Организация обратной связи с потребителями: изучение мнения потребителей и их предложений по улучшению выпускаемой продукции, разработка по результатам изучения мнения потребителей и анализа рекламаций предложений по повышению качества продукции и ее технического уровня.

4. Анализ состояния реализации продукции предприятия, выявление продукции не имеющей достаточного сбыта, определение причин этого.

5. Формирование новых потребностей с целью расширения рынка.

6. Участие с экономическим отделом в определении себестоимости новых изделий и разработка мероприятий по снижению себестоимости продукции.

7. Подготовка предложений и рекомендаций к плану производства по номенклатуре и качеству, исходя из результатов спроса на конкретные виды продукции.

8. Подготовка и заключение договоров с покупателями с учетом нормативных актов на поставку продукции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.