Оценка качеств и профессиональный отбор менеджеров
Оценка качеств и профессиональный отбор менеджеров
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГУ ВПО ЧГ У ИМ. И.Н. УЛЬЯНОВА
Кафедра «Экономики предприятий»
Курсовая работа
по дисциплине «Менеджмент»
на тему: «Оценка качеств и профессиональный отбор менеджеров»
Выполнил: студент 2 курса
ЭК-61-04
Демьянов А. И.
Проверила:
Оливанова Т.Н.
Чебоксары - 2005
План
Введение. 3
1.
Менеджер. 4
1.1
Понятие менеджмента. 4
1.2
Менеджер и требования, предъявляемые к нему. 6
1.3
Личностные требования к менеджерам. 7
1.4
Классические мотивы.. 16
1.5
Профильный мотив. 17
1.6
Проблема безопасности при отборе кадров. 19
1.7
Проверка рекомендаций. 23
2.
Топ-менеджеры на современном рынке. 27
2.1
Дефицит квалифицированных руководителей. 28
2.2
Москва и регионы: миграция руководителей. 28
2.3
Тенденции в области оплаты труда руководителей. 30
2.4
Бонусы.. 30
2.5
Материальная мотивация. 32
2.6
Сколько стоит современный руководитель?. 33
3.
Подбор менеджера. 34
3.1
Десять правил. 34
3.2
Методы подбора кандидатов на вакантные должности. 39
3.3
Как выбрать рекрутинговое агентство. 42
3.4
Оценка резюме специалистами по подбору персонала. 47
Заключение. 53
Список
литератутры.. 55
Приложение................................................................................................... 56
Введение
С развитием рыночной
экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”,
быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие
термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”,
“директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу,
термин “управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” – это
воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему
(объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние.
В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.
Целю этой работы является:
раскрытие основных функций менеджера, оценка его профессиональным и личных качеств,
профессиональный отбор менеджеров.
1. Менеджер
1.1
Понятие менеджмента
Прежде чем говорить о
менеджере и его профессиональном отборе, надо ввести понятие “менеджмента”.
Этот термин произошел от американского management – управление. Менеджмент
–
это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на
достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в
рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального
использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций
и методов экономического механизма менеджмента.
Это понятие более узкое и
применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне
фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали
применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.
Если немного раскрыть
определение “менеджмента”, то мы увидим, что в него входит:
изучение рынка (спроса,
потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;
производство продукции с
минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;
управление персоналом,
следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и
разработка программ для достижения поставленной цели.
В некотором смысле основная
функция менеджмента – это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах
эту роль выполняет сам директор, а в крупных – менеджер (организатор, управляющий,
руководитель). С одной стороны, в связи с многоуровневой системой управления
директор не может довести свои решения сам и контролировать их выполнение на
более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных
задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие
проблемы зачастую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим
человеком на фирме. Хочу привести тому один пример:
В 1981г. компания
“Крайслер” пригласила на должность высшего управляющего известного
профессионала-менеджера Ли Яккоку. Суть сделки состояла в том, что “Крайслер” в
1980г. понес убытки в размере 1,1 млрд. долл., оказавшись на гране банкротства.
Ли Яккока в то время занимал 1-ое место в списке наиболее преуспевающих бизнесменов.
Переговоры не ладились, т. к. Ли Яккока никак не соглашался на переход в
“Крайслер” несмотря на фантастическую зарплату, предложенную ему. Разногласия
состояли в правах его управления на “Крайслере”. Пока эти права не были
гарантированы, Ли Яккока слышать не хотел о переходе. В конце концов на
“Крайслере” согласились с тем, что лучше дать неограниченные права человеку,
знающему, как вывести компанию из кризиса, чем потерять престиж, а затем и
компанию. И что же? За три года после упадка “Крайслер” достиг наивысшего
уровня производства и качества автомобилей за всю историю своего существования,
а с 1985г. от года к году стал отвоевывать дополнительную долю американского и
мирового рынка.
Этот пример показывает
насколько важна профессия менеджера, и что может сделать профессионал в этом
деле. Но чтобы достичь высокого уровня в управлении надо четко знать свои
функции и что под ними подразумевается. Об этом, т.е. о функциях менеджера и
пойдет речь в этом реферате.
1.2 Менеджер и требования,
предъявляемые к нему
Термин “менеджер” имеет довольно
широкое распространение и употребляется применительно к:
организатору конкретных
видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
руководителю предприятия в
целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
руководителю по отношению
к подчиненным;
администратору любого
уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и
др.
К менеджеру любого уровня
предъявляются высокие требования. Можно выделить несколько ролей, в которых
выступает менеджер:
Менеджер-дипломат.
Среди навыков и умений
менеджера – способность ведения переговоров выступает как значимое свойство.
Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего времени на установление
контактов.
Менеджер-инноватор.
Производительность труда
гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать
старое оборудование.
Менеджер-управляющий.
От него в частности
требуется:
наличие общих знаний в области
управления предприятием;
компетентность в вопросе
технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма
по виду и характеру своей деятельности;
владение не только
навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией
на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в
наиболее выгодных сферах применения;
принятие обоснованных и
компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками
и распределение участия каждого в их исполнении.
Так как принятие
управленческого решения – это сложный процесс, я бы хотел рассмотреть его
поподробней.
1.3 Личностные требования
к менеджерам1
Личность менеджера можно
разделить на 3 составляющих:
Биографические
характеристики (возраст, социально-экономический статус, образование).
Способности (Общие
способности – интеллект, специфические способности – знание, компетентность,
умение).
Черты личности
(Доминантность, уверенность в себе, креативность, стремление к достижению цели,
ответственность, общительность, коммуникабельность).
Кроме руководителя может
быть еще и лидер – человек, обладающий авторитетом, который выдвигается из
среды окружающих его людей.
Стиль руководства –
совокупность наиболее характерных способов, приемов, правил, применяемых
руководителем в процессе выполнения управленческих функций, а также психологических
особенностей взаимодействия руководителя со своими подчиненными. Пример можно
проиллюстрировать на управленческой решетке.
На сегодняшний день полный
перечень необходимых и достаточных качеств менеджера очень обширен. К хорошо
изученным специальным знаниям, деловым и нравственно-этическим качествам
следует добавить специфические личностные качества, характеризующие
организаторские способности.
Организаторские
способности определяются психофизиологическими свойствами личности и чертами
характера. Всего насчитывается около двух тысяч терминов, которыми в научной,
художественной литературе и в обычной речи описывают человека и его свойства,
его поведение.
Выделим из них наиболее
характерные свойства менеджера и отсеем второстепенные, опираясь на представления
о сущности и содержании труда предпринимателя (менеджера), в котором на
передний план выходит межличностное общение. Свойства личности, которые
обеспечивают адекватное общение и эффективную регуляцию совместной
деятельности, относятся к профессиональным качествам менеджера.
В группировку качеств,
относящихся к "организаторским способностям", включаются:
адаптационная мобильность, стрессоустойчивость, контактность, доминантность,
социально-адекватный тип общения. Эти качества, следуя методологии изучения
личности в психологии, можно назвать частными организаторскими способностями.
Все они имеют сложную
структуру, перекрываются друг другом и некоторыми другими качествами личности,
которые также необходимы талантливому менеджеру. Опишем их смысловое содержание.
(Приложение 1)
Адаптационная мобильность
— группировка качеств, составленная из "внутренних"
психофизиологических свойств личности и "внешних"
социально-психологических качеств, связанных с поведением человека в структуре
межличностных и организационно-управленческих отношений в коллективе. К ним
относятся: склонность к творческим формам деятельности, стремление учить
других; стремление к непрерывным качественным изменениям в организации и
содержании собственной деятельности в условиях, средствах и методах труда;
стремление к непрерывному пополнению и углублению знаний; способность
противостоять дестабилизирующему влиянию негативного поведения; стремление к
обоснованному риску; низкие психологические барьеры на пути к нововведениям;
стремление к расширению круга своих полномочий ("деловой
экспансионизм"), инициативность, нетерпимость ко всему косному,
консервативному, предприимчивость и т. д.
Нетрудно убедиться, что
перечисленные качества, названные адаптационной мобильностью, приобретают в
нынешних условиях переходного периода наибольшее значение. Менеджеры, не
отличающиеся высокой адаптационной мобильностью, сознательно или несознательно
начинают противиться новым рыночным отношениям.
Контактность — способность
к установлению социальных контактов. В эту группировку входят такие
социально-психологические качества, как коммуникабельность, общительность,
экстравертность (т.е. обращенность во вне, "открытый" характер,
непереносимость одиночества), интерес к людям и стремление больше знать о них и
о состоянии их дел, высокий уровень притязаний в сфере межличностных отношений,
честолюбивое стремление к возвышению самооценки, способность располагать людей
к себе, социальная контролируемость (способность видеть себя со стороны,
глазами другого человека), умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазами
собеседника, способность выслушивать, понимать и убеждать людей и пр.
Стрессоустойчивость — это
такое качество личности, которое объединяет интеллектуальную, волевую и
эмоциональную устойчивость к внешним воздействиям.
От менеджера часто ждут
немедленных решений в остром споре на деловых совещаниях, когда работать
приходится в условиях дефицита времени и недостатка информации, на фоне личных
и производственных конфликтов, быть все время на глазах других людей. Борьба
мнений и самолюбии обязательно сопровождает каждое действительно
демократическое обсуждение проблем, принятие коллективных решений, и сохранять
в этих условиях самообладание и трезвость мышления могут немногие. Стрессоустойчивость
— это качество, которое можно улучшить тренировкой, привычкой к повседневному
напряженному творческому труду. Однако если нет ни соответствующих задатков, ни
подходящих условий, ни времени для формирования такого качества, издерганный
руководитель приносит ущерб себе, подчиненным и бизнесу.
Доминантность — в
общепринятой интерпретации это властность, честолюбие, стремление к личной
независимости, к лидерству в любых обстоятельствах и любой ценой, готовность к
бескомпромиссной борьбе за свои права, пренебрежение социальными условиями,
расходящимися со здравым смыслом законодательными установлениями, игнорирование
авторитетов, стремление к самоуправлению, высокая самооценка, завышенный
уровень притязаний, смелость, сильная воля.
Социально-адекватный тип
общения. Как сказано выше, по тому, как люди общаются между собой, их можно
разделить на три категории: агрессивный, слабовольный и социально-адекватный.
Между типами общения и стилями руководства существует прямая зависимость.
Слабовольному типу общения соответствует либерально-отстраняющийся,
агрессивному — автократический, социально-адекватному — демократический стиль
руководства. Следовательно, наблюдая за поведением человека в его повседневных
контактах с другими людьми, можно оценить присущий ему
Помимо описанных качеств
можно выделить:
гражданственность,
требовательность к себе и другим, высокий уровень общей и управленческой
культуры, твердый характер, самоконтроль и адекватная самооценка, мощный
интеллект, сильная воля и др.
В популярных публикациях,
где много интересного сказано о профессиональных и личных характеристиках
людей, крайне скупо говорится об уме и особенностях мышления менеджеров,
предпринимателей, в том числе финансистов и банкиров.
''Ни один ум не бывает
тождественен другому, и никогда одни и те же причины не вызывают в разных ума
одинаковых следствий''. Ж. Санд.
Ум — это многомерное
явление; словами "сознание", "интеллект",
"мышление", "ум" обозначают качественно разнородные
психические процессы. Результаты наших собственных психодиагностических
обследований, когда сравнивались уровни интеллектуального развития
руководителей высшего и среднего звена аппарата управления финансовых
организаций, говорят о том, что так называемый коэффициент интеллектуальности
первых руководителей оказался на 10—20 единиц ниже, чем у менеджеров и ведущих
специалистов.
Тут есть над чем
задуматься. Довольно просто было бы объяснить наблюдаемое различие в
интеллектуальном развитии тем признаваемым многими фактом, что при управлении
людьми волевые качества играют несравненно более важную роль, чем качества ума.
Но так ли это?
Особенность интеллекта
делового человека в том и состоит, что ему приходится принимать решения и
действовать в условиях дефицита времени и информации. Реальные
финансово-хозяйственные ситуации не укладываются в жесткие алгоритмы схемы:
каждая конкретная ситуация всегда уникальна, непредсказуема и неопределенна.
Человек, занятый
организаторской работой, должен решать стоящие перед ним задачи без опоры на
непосредственное восприятие предмета совместной деятельности, не имея
возможности напрямую манипулировать им. Объекты его умственной деятельности —
это преимущественно взаимоотношения людей. Жесткие временные условия, действие
фактов неопределенности, высокая ответственность – в таких сложных условиях
приходится принимать правильные решения.
Процесс принятия решений
включает в себя следующие функциональные этапы: познавательные процедуры, анализ,
обобщение и структуризация исходной информации, провоз, оценка альтернатив и
выбор окончательного варианта с последующей затем выработкой поведения и
анализом возможных последствий. В сущности, те же самые этапы или функции
присутствуют в любом мыслительном процессе.
Какие именно из
перечисленных этапов процесса принятия решений наиболее соответствуют
умственным процессам менеджеров? Обычно им приписывают такое свойство ума, как
аналитичность. Распространена и более общая характеристика — практичность ума,
противоположность теоретическому уму ученого.
Вариантов решения всегда
существенно меньше, чем разнообразия исходной информации, превышающего возможности
осмысленного выбора. И в этом заключается одна из основных особенностей
экономического мышления: большая сложность материала, подлежащего анализу, и
простота, ясность, ограниченность результатов — планов, комбинаций и действий,
к которым стремится человек, принимающий решения.
Превращение сложного в
простое с выделением наиболее существенного — это квинтэссенция
интеллектуальной деятельности талантливого финансового менеджера. Сведение
сложного к простому — это общая закономерность мышления всякого руководителя
при управлении совместной деятельностью людей.
Собственно, в способности
интуитивно отсечь все лишнее и построить абстрактную модель, а затем выделить
несколько по возможности удовлетворительных вариантов и, сопоставляя их, найти
хорошее или даже оптимальное решение — в этом и заключается природа
практического мышления.
''Важнейшая задача
цивилизации – научить человека мыслить''. Т. Эдисон.
Менеджеров можно разделить
по типам экономического мышления. Тип мышления существенно определяет стиль и
методы руководства.
К специфическим типам
экономического мышления (экономического образа мышления. — П. Хейни) относятся:
— инновационный тип
мышления: по П. Дракеру, это ориентация на "созидательное разрушение"
с центральной идеей — не приспосабливаться к неизбежным изменениям, а учиться
их использовать. Если сущностью любого управленческого решения является
неопределенность, то действия в условиях неопределенности предполагают
систематизированную инновационную деятельность, основанную на кибернетическом
методе проб и ошибок. При этом изменения воспринимаются как нормальное явление,
а не помеха в работе, как благоприятные возможности для непрерывного роста и
обновления. Особое значение в условиях, когда изменения становятся главным
фактором экономической деятельности, приобретает такое качество личности, как
адаптационная мобильность, т. е. способность жить и работать в атмосфере
перемен, чувство нового, стремление учиться и учить других, интеллектуальная,
волевая и эмоциональная стрессоустойчивость при внезапных изменениях
обстановки; умение отказаться от хорошего во имя лучшего. Инновационный тип
мышления и адаптационная мобильность — это характерные черты менеджера-новатора
в противоположность консерватору;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|