скачать рефераты

МЕНЮ


Оптимизация управленческой деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе

Оптимизация управленческой деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Детско-юношеская спортивная школа "Самбо и Дзюдо"









Проект

Оптимизация управленческой деятельности заместителя директора

по учебно-воспитательной работе





Составитель:

Должность:

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе




Качканар

2008


Оглавление


Введение

Глава 1

1.1 Анализ современного состояния вопроса оптимизации управленческой деятельности

1.2 Исследование и анализ документационного обеспечения системы управления

1.3 Требования, предъявляемые к информации

1.4 Уровни управленческой информации

Глава 2. Проектная часть

Заключение

Литература

Приложение 1

Приложение 2



Введение


Произошедшие в стране перемены в социально-экономической жизни, курс на демократические формы организации управления привели к существенному повышению роли всего управленческого персонала организации. В новых условиях роль управленческого персонала, его компетентность, умение ориентироваться в сложных управленческих задачах и принимать быстрое и эффективное решение - неотъемлемая часть эффективной организации. Этим объясняется активный интерес к проблеме эффективной организации деятельности управленческого персонала, оптимизации этого процесса. Исследования различных авторов (В.В. Авдеев, Т.Ю. Базаров, А.А. Деркач, ЮМ. Жуков, В.И. Корниенко, Р.Л. Кричевский, В.Н. Маркин, Ю.В. Синягин, А.В. Филиппов, К.М. Ушаков, Р.Х. Шакуров, В.М. Шепель и др.) показывают, что значительную роль в этом процессе играют как личностно-профессиональные особенности руководителя, так и организационно-технологические факторы.

Актуальность проблемы усиливают и существующие в современной системе управления противоречия между:

> требованиями к организации эффективной деятельности управленческого персонала учреждения дополнительного образования и отсутствием научных рекомендаций по ее осуществлению, обоснованных психологических условий ее эффективности;

> повышенным запросом к профессиональной подготовке управленческого персонала учреждения, в силу его специфической предназначенности, и отсутствием технологии такой подготовки, учитывающей условия деятельности управленческого персонала и его специфические особенности;

> необходимостью своевременной оптимизации деятельности управленческого персонала в зависимости от изменения социальной среды, трансформации стратегических и тактических целей учреждения дополнительного образования - и отсутствием психолого-акмеологической технологии такой оптимизации, включающей диагностический, рефлексивный, развивающий и моделирующий компоненты.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость и малая разработанность в современной науке определили выбор темы данной работы.

Цель работы - выявить пути оптимизации деятельности управленческого персонала (а именно, заместителя директора по учебно-воспитательной работе) учреждения дополнительного образования.

Задачи:

1. Провести анализ современного состояния разработанности выделенной проблемы, наметить наиболее эффективные пути ее решения.

2. Выявить и проанализировать психологические особенности деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в системе дополнительного образования.

3. Определить пути оптимизации деятельности управленческого персонала учреждения дополнительного учреждения, направленной на повышение ее эффективности.

Объект исследования: деятельность заместителя директора по учебно-воспитательной работе учреждения дополнительного образования.

Предмет исследования: оптимизация деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе учреждения дополнительного образования.

Итог работы формулируется через гипотезу: "если разработать комплекс мер по адаптации организационной структуры к основным целям и задачам учреждения, то это позволит оптимизировать управленческую деятельность заместителя директора по учебно-воспитательной работе".


Глава 1

 

1.1 Анализ современного состояния вопроса оптимизации управленческой деятельности


Использование педагогических возможностей системы дополнительного образования детей зависит от эффективности управленческой деятельности. Смысл ее состоит в создании необходимых условий для достижения желаемых педагогических и социальных результатов.

Оптимизация деятельности управленческого персонала предполагает наличие особых мер (методов и приемов работы) по адаптации организационной структуры к основным целям и задачам учреждения дополнительного образования; по формированию корпоративной культуры организации с учетом ее специфики; по поиску эффективных стратегий внутриорганизационного взаимодействия.

Выявлены и обоснованы психологические особенности деятельности управленческого персонала учреждения системы дополнительного образования, на формирование которых влияют: специфика целей и задач организации, характер содержания деятельности, внутриорганизационные отношения, организационно-управленческие позиции, ролевые характеристики, организационные воздействия, латентные связи.

Они же проектируют алгоритм продуктивного решения организационных (организация совместной деятельности; правильное распределение общей работы между персоналом; обеспечение точного выполнения каждым работником их обязанностей; согласованных, слаженных действий) и управленческих задач (реализация управленческих решений, планирование и контроль деятельности, осуществление нововведений, мотивирование сотрудников), обеспечивающих адаптированность учреждения к условиям внешней среды, достижение стратегических целей и удовлетворенность управленческого персонала своей деятельностью.

Доказательно представлено, что детерминантами эффективности деятельности управленческого персонала учреждения выступают особенности организационной структуры; личностно-профессиональные особенности и уровень профессионализма представителей управленческого корпуса; корпоративная культура организации, отвечающая ее миссии, целям, задачам и формирующая соподчиненность организационных и личностных ценностей руководителей; характер и стиль внутриорганизационного взаимодействия.

Показано, что особенности корпоративной культуры учреждения проявляются:

в деформации представлений об основном предназначении организации и ее миссии;

в отсутствии общего видения на стратегические цели;

в "веерности" мнений о путях развития организации и оптимизации ее управленческой структуры и личностно-профессиональных особенностях управленческого персонала, что ведет к изменению соотношения формальной и неформальной структур организации в сторону повышения роли неформальной структуры.

Организационная структура при этом становится частью общего жизненного пространства, являясь достаточно замкнутой системой, что также существенно влияет на людей, в ней работающих. Вместе с тем эти особенности, ограничивая в определенной мере выбор претендентов, обеспечивают более качественный отбор не только по профессиональным, но и по личностным качествам.

Выявлено, что к личностно-профессиональным особенностям управленческого персонала учреждений дополнительного образования относятся: типичность профессионального становления и карьерного роста руководителей в данном коллективе; деятельность в замкнутом коммуникативном, социальном, профессиональном и территориальном пространстве организации; стирание границ между профессиональной и личностной сферами жизнедеятельности.

Определено, что эффективность деятельности управленческого персонала может повышаться при условии своевременного специально организованного процесса оптимизации такой деятельности, направленного на сбалансированность организационной структуры, отработку конструктивных стратегий внутриорганизационного взаимодействия, формирование адекватной ценностям, целям и задачам организации корпоративной культуры, повышение профессиональной управленческой компетентности руководителей.


1.2 Исследование и анализ документационного обеспечения системы управления


Осуществление функций управления во многом зависит от внедрения строго продуманной системы внутришкольной информации и отчетности, единых форм учебно-педагогической документации. Только на основе ритмично действующей прямой и обратной связи, достоверной информации руководитель может ставить конкретные задачи, принимать правильные решения, обеспечить их практическую реализацию. Функциями управления являются: "прогнозирование, программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, анализ, корригирование, стимулирование…"[1].

Одна из наиболее характерных особенностей управленческой информации в современных условиях - резкое возрастание ее объемов. Но было бы неверно сводить возрастание объемов информационных потоков к объективным причинам. Есть ряд субъективных причин: помимо отчетов одна и та же информация используется для создания различных видов документации. Это свидетельствует о многократном тиражировании одних и тех же исходных данных в разных формах (документах), что никоим образом не способствует качественному управлению, т.к. не несет в себе никакой новой информации, а лишь занимает время управленца на бумаготворчество.

"Информационный анализ позволил выявить объемы информации, потребляемые органами управления образования: 48,6% Управление образования, 0,96% Министерства образования Свердловской области. Полученные данные свидетельствуют о том, что чем выше уровень управления образования, тем меньше информации об учреждении имеет орган управления образования и тем слабее его представление о реальных процессах и проблемах в ОУ. Данный вывод подтверждается анализом качественного состава информации, потребляемой органами управления образования.

Полученные данные свидетельствуют о неравномерности формирования информационной структуры органов управления образования по документации получаемой из учреждения дополнительного образования.

Наиболее равномерно в отношении учреждении дополнительного образования сформирована информационная структура Министерства образования Свердловской области. Министерство образования основное внимание уделяет программно-методическому (25,7%) и нормативно-правовому (20,8%) обеспечению образовательного процесса.

По сравнению с городскими и районными органами управления образованием Министерство образования собирает больше информации о детях и материально-техническом обеспечении образовательного учреждения.

В информационной структуре районного управления образования главным приоритетом являются формальные данные о педагогах (57,2%) и программно-методическое обеспечение образовательного процесса (19,6%), практически не уделяется внимания детям (1,5%) и материально-техническому обеспечению (1,4%), последнее свидетельствует о том, что образовательное учреждение функционирует в режиме "выживания".

В информационной структуре городского управления образования преобладает формальная информация о педагогах (70,5%), об организационно-содержательном (9,4) и нормативно-правовом (7%) обеспечении образовательного процесса.

При сравнении выраженных в символах объемов информации, запрашиваемых органами управления образования разных уровней, становится очевидным, что город собирает информации о педагогах больше, чем район, область уделяет внимания нормативно-правовому и программно-методическому обеспечению больше, чем район и город, объемы информации, запрашиваемые областью об образовательном процессе, детях и материально-техническом обеспечении больше, чем районом и городом.

Эти данные характеризуют приоритеты органов управления образования при формировании образовательной политики, а их несовпадение на разных уровнях проявляется в несогласованности действий на практике, в напряженности отношений между органами управления образования"[2].

По результатам исследований объем полезной информации в общем объеме информации составляет не более 50%, именно на ее основании и осуществляется управление учреждением. Следовательно, необходимо стремиться к ее увеличению, что приведет к повышению качества управления.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы. Одним из путей оптимизации управленческой деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе является организация эффективного документооборота в учреждении. Для этого необходимо:

Определение информационных потоков, стандартов на создание, оформление, передачу и хранение управленческой информации.

Определение требований к регламентирующим документам: виды, данные, исполнители, формат представления.

 

1.3 Требования, предъявляемые к информации


Рассматривая документацию, необходимо определить требования к управленческой информации, на основании этих требований определить какую первичную информацию (данные) будем собирать, чтобы получить, в конечном итоге, необходимую нам информацию о системе.

Требования:

полнота - о всех элементах системы и их связях, возможность составления установленных форм отчетности и заполнения предписанных аналитических материалов, возможность составления стратегических прогнозов развития Центра;

точность - соответствие способов, технологий получения и содержания информации;

своевременность - установление сроков сбора, обработки и представления информации;

достоверность - фиксируемые данные соответствуют действительности, возможность получения информации, соответствующей реальному состоянию дел;

проверяемость - возможность проверить достоверность информации либо в процессе ее получения, либо по документам;

одноразовый ввод информации;

открытость - доступность информации для всех субъектов образовательного процесса;

достаточность - отсутствие избыточной информации;

необходимость - использование в управлении образовательной системой;

валидность - обоснованность и адекватность исследовательских инструментов (методик получения информации ее содержанию).

На основании собранной информации проводится анализ внешней и внутренней среды учреждения дополнительного образования. Анализируются в динамике развития следующие аспекты деятельности:

соответствие хода учебно-воспитательного процесса учебным планам, приказам, инструкциям и т.д.;

выявление успехов, достигнутых педагогами, с целью их трансляции в коллективе;

выявление недостатков с целью их ликвидации и предупреждения;

изучение психологического климата во взрослом и детских коллективах;

удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса.

Важным условием эффективности управленческой деятельности является соблюдение организационных стандартов. Организационные стандарты, ставшие привычными регуляторами деятельности обеспечивают преемственность в управленческих структурах. Они позволяют более экономно использовать рабочее время, расширяют возможности для творческой деятельности, для применения технологии целевого управления системой.


1.4 Уровни управленческой информации


В практике управления можно использовать три уровня управленческой информации:

административно-управленческий уровень (директор и его заместители);

уровень коллективно-коллегиального управления (педагогический и методический советы, методические объединения);

уровень ученического самоуправления.

Каждому из этих уровней соответствует свой, вполне определенный набор необходимой управленческой информации на основе принципа оптимальной достаточности. При разноуровневой организации потоков управленческой информации одна и та же информация может быть внутренней по отношению к одному уровню и внешней по отношению к другому.

Вариант организации основных потоков управленческой информации.

Уровень

Внешняя регламентирующая информация

Внутренняя регламентирующая информация

Координатор

Административно-управленческий

Законы и нормативные акты, приказы и распоряжения управления образования, предписания инспектирующих органов

Устав, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, положения, решения педагогического совета, результаты внутришкольного контроля

Директор

Коллективно-коллегиальный

Законодательные и нормативные акты

Устав, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, положения, решения педагогического совета, методических объединений

Уполномоченный представитель

трудового коллектива

Ученическое самоуправление

Локальные акты, решения педагогического совета, администрации

Решения конференции обучающихся, собраний обучающихся

Уполномоченный представитель

ученического

коллектива,

заместитель

директора


Функциональная классификация видов управленческой информации.

Вид управленческой

информации

Управляющая подсистема

Управляемая подсистема

Оперативная (ежедневная, ежемесячная, по

итогам проверок,

полугодия)

Выявление наметившихся отклонений в управлении (невыход отдельных работников, нарушение дисциплины, должностных инструкций, аварийные ситуации, распоряжения УО, результаты контроля)

Своевременная реакция на управленческие решения (изменения в расписании, приказы, распоряжения, решения родительских собраний, результаты деятельности обучающихся)

Стратегическая

(тематическая и итоговая)

Анализ результатов учебного года, итоговой аттестации, реализация учебных программ, директивные документы

Анализ результатов учебно-воспитательной работы за год, результаты аттестации кадров, решения педагогического и методического советов

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.