скачать рефераты

МЕНЮ


Опыт молодёжного предпринимательства в научно-технической сфере

Опыт молодёжного предпринимательства в научно-технической сфере

Содержание

Введение........................................................................................................... 3

1. Государственная поддержка талантливой научной молодёжи и развитие кадрового потенциала российской науки......................................................................... 6

2. Мобилизация творческого, инновационного потенциала молодёжи Белгородской области........................................................................................................... 15

2.1 Создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодёжи........................................................................................................ 15

2.2 Поддержка и развитие молодежного предпринимательства в научно-технической, инновационной и производственной сферах................................................ 20

2.3 Организация и развитие системы научно-исследовательской работы студентов 24

3. Научно-исследовательская деятельность и научно-техническое творчество студентов и молодых учёных ведущих Белгородских вузов............................................ 27

3.1 Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова        27

3.2 Белгородский государственный университет.......................................... 32

3.3 Белгородский университет потребительской кооперации...................... 38

Заключение..................................................................................................... 41

Библиографический список литературы....................................................... 44

Введение


В условиях стремительного роста науки и техники на мировые процессы, глобализации экономики перед Россией остро встала проблема воспроизводства и усиления её научного потенциала. На современном этапе в качестве одной из приоритетных задач государства признана поддержка и развитие российской науки.

Возрождение отечественного производства на базе современных прогрессивных научно-технических достижений и технологий, создание эффективной системы стимулирования развития отечественного научно-технического потенциала и создание условий для активной инновационной деятельности – вот та основа, которая позволит России занять достойное место в мировом сообществе. Экономический подъем и позитивные изменения в структуре экономики страны в первую очередь связаны с широкомасштабным использованием достижений научно-технического прогресса.

Сегодня Россия находится на важном этапе своего экономического, политического и социального развития. Основным участником этого процесса должна стать и, по сути, уже становится российская молодежь. Именно она является наиболее активной составляющей гражданского общества: молодые лучше приспособлены к внедрению инновационных проектов и технологий в различных сферах, они являются сосредоточением принципиально новых знаний и идей, они мобильны и полны сил для строительства своей жизни.

В основной массе молодежи преобладают настроения и действия, свидетельствующие о ее нацеленности на жизнь и работу в условиях общества с рыночной экономикой. В целом молодое поколение лучше адаптируется к нынешним условиям и глубже входит в современную экономическую систему, чем старшее поколение.

По самооценке, молодое поколение считает себя главным фактором устойчивости развития России и в большинстве своем – движущей силой коренных преобразований в обществе. Российская молодежь – главный заказчик достойного будущего, главный стратегический ресурс нашей страны.

Реализация экономических и социальных преобразований в России нуждается в хорошо образованных, творчески мыслящих специалистах, которые могут активно воздействовать на уровень производственного и общественного развития государства, условия жизнедеятельности его граждан. Поэтому молодые талантливые учёные особенно востребованы в динамично развивающихся отраслях.

Практически единственным источником кадров для научно-исследовательской работы являются вузы. Научно-исследовательская работа студентов служит формированию их как творческих личностей, способных обоснованно и эффективно решать возникающие теоретические и прикладные проблемы.

Актуальность темы исследования состоит в том, что в связи с необходимостью перехода страны на инновационный путь развития и использование научных достижений в реальном секторе экономики и с целью активизации научной, научно-технической и инновационной деятельности в вузах и научных организациях системы образования Российской Федерации необходима разработка государственной политики развития науки и механизмов ее реализации.

С учетом тенденции создания мирового образовательного пространства важное значение приобретает интеграция науки, образования и инновационной деятельности как один из решающих факторов развития экономики и общества в целом. Основным условием выхода на мировой рынок является не только выпуск качественной продукции, но и возможность предоставления услуг, являющихся результатами интеллектуальной деятельности. Гарантировать достойное место в мировом сообществе может лишь высокое качество образования.

Опыт последних десятилетий убедительно доказывает, что политических и экономических успехов добиваются именно те государства, которые уделяют повышенное внимание молодежи; что устойчивое развитие демонстрируют именно те общества, которые пересмотрели систему традиционных взглядов на новые поколения, на систему взаимоотношений между поколениями и на их значение для политического и социально-экономического развития.

Очевидно, что стратегические преимущества будут у тех государств и обществ, которые научатся эффективно использовать человеческий потенциал и в первую очередь тот инновационный потенциал развития, носителем которого является молодежь.

Проблемным сегментом в вопросах совершенствования образовательных процессов является научное обеспечение молодежной политики и поддержка молодых ученых. На сегодняшний день целевая поддержка данного направления осуществляется на недостаточном уровне. Предпринимаемые меры по развитию научной сферы молодежной политики имеют разрозненный характер и не приводят к каким-либо значительным результатам.

Основная цель научной работы состоит в исследовании возможностей белгородской молодёжи в осуществлении предпринимательства в научно-технической сфере.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть меры государственной поддержки молодёжного предпринимательства в научно – технической сфере;

2. Отразить значение и задачи молодёжного предпринимательства в научно – технической сфере и инновационной деятельности в Белгородской области;

3. Привести примеры практического участия студентов и молодых учёных ведущих Белгородских вузов в научно-исследовательской деятельности.

1. Государственная поддержка талантливой научной молодёжи и развитие кадрового потенциала российской науки


Во всем мире происходит переосмысление роли научных исследований в развитии современного общества. В настоящее время важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность отдельного государства, является эффективное использование имеющихся интеллектуальных ресурсов. В этой связи особое значение имеет подготовка молодых ученых как стратегического ресурса каждой страны.

Создание условий для самореализации молодых граждан предполагает выявление и реализацию интеллектуального и творческого потенциала молодежи. Проводимая в этом направлении государственная молодежная политика ориентируется на поддержку и развитие талантливой молодежи.

Молодые ученые России должны принимать более активное участие в построении будущего нашей страны, необходимо широкое привлечение молодых, патриотически-настроенных ученых к решению социальных и экономических задач, стоящих перед Россией.

Выступая на годичном собрании Российской академии наук в мае 2000 г., Президент России В.В. Путин особо отметил необходимость государственной поддержки молодых талантливых ученых, определил задачи по разработке соответствующей национальной программы, финансированию научных школ, развитию системы молодежных научных конкурсов.

Правительством РФ подготовлен проект Концепции государственной поддержки талантливой научной молодежи и развития кадрового потенциала российской науки на период до 2010–2015 гг. в качестве основы для разработки указанной программы.

Основные положения проекта. Отсутствие государственной политики в научно-технической сфере, недостаточная последовательность государственной научно-технической политики крайне осложнили условия труда и социальное положение ученых. В течение 90-х годов резко (более чем в два раза) сократилась их численность, из-за “утечки умов” ухудшились качественные характеристики научных кадров. «Утечка умов» наносит не только в перспективе, но и в текущий момент экономический ущерб государству, затратившему значительные средства на обучение специалистов.

В современной России нарушена закономерная связь между обществом, наукой и властью. Главной целью сегодня является приведение экономики страны в соответствие с интеллектуальным потенциалом нашего общества. Необходима государственная поддержка фундаментальной науки, причем меры поддержки должны носить системный характер.

В связи с социально-экономическими преобразованиями, произошедшими в стране, интеллектуальный потенциал ученых оказался не востребован. В то же время существует ряд проблем, которые необходимо решить, прежде чем начать реализацию определенных программ. Среди них следует отметить:

-        Недостаточность и неоткрытость финансирования науки;

-        Отсутствие механизма капитализации знаний;

-        Стремительное старение ученых.

До настоящего времени нет концепции государственного развития науки, в том числе, нет четкой программы финансирования научных программ. Высшие школы должны научить молодых ученых реализовывать свои научные разработки на практике, владеть современным научным менеджментом. Необходимо также сделать все возможное на государственном уровне, чтобы молодые ученые оставались в науке.

В связи с этим в области кадрового потенциала науки и высоких технологий перед российским государством и обществом в течение ближайших 10-15 лет возникает неотложная необходимость решения двух основных задач:

а) совершенствования возрастной структуры научных кадров путем снижения оттока из научной сферы, привлечения и закрепления в науке необходимого количества молодых талантливых ученых и специалистов, а также путем высвобождения и подготовки соответствующих рабочих мест;

б) улучшения общих условий труда, профессионально-квалификационной структуры и эффективной занятости научного персонала, способного обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности российской науки и техники, экономики и социальной сферы.

Успешное решение этих задач требует комплексного подхода – сочетания целевых (адресных) методов поиска, отбора и вовлечения в научную деятельность молодых талантливых ученых и специалистов с общими методами поддержки научно-технической сферы.

Решение неотложной проблемы укрепления научных кадров и активизации привлечения молодых специалистов в науку должно проводиться на основе государственного подхода и на базе следующих принципов:

- первостепенности задачи обновления, развития и поддержки кадрового потенциала науки в государственной научно-технической политике;

- дифференцированности работы по обновлению научных кадров с учетом прогрессивных тенденций и особенностей развития отраслевой, региональной и секторной структуры научного потенциала, первоочередном привлечении талантливой молодежи в приоритетные для государства и общества отрасли науки и технологии;

- селективности работы по поиску, отбору, подготовке и закреплению в науке молодых талантливых специалистов и ученых, обладающих призванием и способностями к научным исследованиям;

- гармонизации отношений между учеными разных возрастов и квалификации, обеспечения преемственности поколений, недопустимости искусственного создания приоритетности молодых кадров только по причине их молодого возраста;

- оценки сравнительной эффективности достижения необходимого уровня кадрового потенциала за счет привлечения молодых специалистов или за счет лучшей мотивации и организации труда действующих исследователей, или за счет возвращения в науку ушедших из нее (уехавших за рубеж) специалистов; необходимо оптимальным образом сочетать данные направления повышения качества кадрового потенциала науки;

- комплексности подхода к решению указанной задачи на основе согласованного использования политических, экономических, организационных, социально-кадровых и образовательных форм и методов, а также органического сочетания целевых (адресных) и общих (улучшающих общую ситуацию в науке) методов привлечения молодых специалистов в научную сферу. [17]

Государственная поддержка талантливой научной молодежи оказывается государственными органами РФ и осуществляется посредством:

1) установления премий, стипендий, предоставления государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов для талантливой молодежи;

2) содействия в создании творческих мастерских, школ и объединений выдающих деятелей науки;

 3) создания и развития центров по выявлению особо одаренной и талантливой молодежи;

4) организации и проведения конкурсов, олимпиад, симпозиумов, конференций и семинаров с целью выявления и распространения творческих достижений молодежи, организации международных молодежных обменов;

5) обеспечения доступа на конкурсной основе одаренной и талантливой молодежи к программам обучения, переподготовки и стажировки в образовательных и научно-исследовательских организациях зарубежных стран;

6) создания условий молодым ученым для проведения научной работы, содействия практическому внедрению разработок молодых ученых, а также сохранения и развития интеллектуальных кадровых ресурсов из числа молодежи;

7) поощрения физических и юридических лиц, оказывающих поддержку талантливой молодежи.

Кроме того, несмотря на то, что в России до сих пор нет закона «Об основах государственной молодёжной политики в Российской Федерации»[1], наше государство принимает на себя обязательства в международных договорах  урегулировать следующие основные направления законодательного обеспечения молодежной политики на общем рынке труда:

·        в сфере законодательства о предпринимательской деятельности:

- создание законодательных условий для предпринимательской деятельности молодежи в производственной, научно-технической, инновационной сферах.

·        в сфере образования:

- предоставление образовательных кредитов и установление на конкурсной основе стипендий и грантов для талантливой молодежи. [1]

«Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации» констатирует, что первоочередной задачей в этом направлении является повышение социального статуса научных работников, обеспечение реального равенства их прав и возможностей с профессорско-преподавательским составом, подготовка талантливых студентов к преподавательской и научной деятельности.

Необходимы изменения в системе организации, руководстве и развитии научной деятельности учащейся молодежи, студентов и молодых ученых, финансировании этой деятельности из госбюджета. Требуется создание на правительственном уровне межведомственной комиссии, координирующей научно-исследовательскую работу с молодежью.

Министерство образования и науки РФ в этих целях планирует:

- развить систему научных олимпиад, конкурсов на лучшую научную работу студентов и учащейся молодежи, научных молодежных школ и конференций;

- разработать организационно-финансовый механизм поддержки научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и молодых ученых;

- вне зависимости от вида научных работ необходимо предусмотреть поддержку НИР молодых исследователей, патентно-правовой и лицензионной работы как составной части научно-исследовательской деятельности;

- совершенствование послевузовского профессионального образования в соответствии с приоритетными направлениями науки и техники, расширение образовательных функций аспирантуры, улучшение планирования и формирования контингента аспирантов и докторантов, опережающее развитие послевузовского профессионального образования в высших учебных заведениях и научных организациях, имеющих авторитетные научные и научно-педаго- гические школы;

- обеспечить академическую мобильность студентов, аспирантов, докторантов, разработать систему поддержки и поощрения одаренной молодежи;

-  усилить работу по финансовому обеспечению мероприятий, направленных на поддержку талантов, способствовать организации акций по выявлению талантов, а также содействовать их непрерывному дальнейшему развитию;

- совершенствовать организацию учебно- и научно-исследовательской работы молодежи в системе: школа → вуз → аспирантура → докторантура. [3]

Успехи проводимой в стране социально-экономической реформы во многом будут определяться разрешением кризисных ситуаций в экономике, направленностью государственной научно-технической политики на развитие научно-технического потенциала, системы подготовки кадров, обновление производственных мощностей промышленных предприятий и сельского хозяйства на основе прогрессивных техники, технологий и методов управления.

Принятые Федеральные законы "О науке и научно-технической политике", "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" создали начальную правовую основу для научно-технического прогресса. И эти планы уже начали исполняться.

В феврале 2005 года в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова состоялся круглый стол «Молодежные научные организации – прошлое, настоящее и будущее», в работе которого приняли участие руководители молодежных научных организаций (Советов молодых ученых, Научных студенческих обществ и др.) крупнейших вузов более чем из 40 различных регионов России.

На круглом столе была отмечена необходимость создания единого информационного пространства для научной молодежи из различных регионов России, следствием чего и стало создание портала www.rosmu.ru - Российское содружество молодых ученых. Данный портал ориентирован на представителей научной молодежи России, к числу которых можно отнести как молодых преподавателей и сотрудников вузов, научно-исследовательских институтов и научных центров России, так и аспирантов, студентов, которые уже делают самостоятельные шаги в науке или проявляют к этому интерес.

Следующим этапом формирования объединения интеллектуального потенциала территории можно считать проходивший 1–2 июля 2005 года в Московском авиационном институте (г. Москва) Слет молодых ученых России. На слете присутствовали представители 129 ведущих вузов и НИИ из 64 регионов страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.