Опыт молодёжного предпринимательства в научно-технической сфере
В последнее время Фонд особое внимание
уделяет ориентации компаний на развитие интеграционных процессов между малыми
инновационными предприятиями и большой наукой, и с этой целью отдает
предпочтение таким проектам, реализация которых приводит к новым разработкам в
университетах, академических и отраслевых институтах.
В рамках программы «Интеграция
академической науки и высшей школы» Фонд начал финансировать те проекты, в
которые третьим равноправным партнером вошли малые инновационные предприятия.
Начаты и успешно развиваются
интеграционные программы с РАН и РАМН, в результате которых институты
государственных академий получают на крайне выгодных для себя условиях выпускаемые
малыми инновационными предприятиями новейшие научные и диагностические приборы,
многие из которых не уступают мировому уровню
С 2004 года в
соответствии с решением наблюдательного совета Фонд начал реализацию новой
программы «СТАРТ» — по финансированию инновационных проектов, находящихся на
начальной стадии развития, так называемое «посевное» финансирование. Основная
цель программы — содействие ученым, инженерно-техническим работникам,
студентам, стремящимся разработать и освоить производство нового товара
(изделия, технологий) или услуги на основе результатов своих научных
исследований.
При этом
предполагается, что для реализации этой задачи 6удет образована наукоемкая
компания, или новые товары и услуги создадут новую нишу высокотехнологичного производства
существующего малого предприятия.
Одна из характерных
особенностей малых инновационных предприятий при университетах и академических
институтах — это небольшое число работников на постоянной основе по сравнению с
числом привлекаемых по трудовым контрактам студентов, аспирантов.
2.3 Организация
и развитие системы научно-исследовательской работы студентов
Основной целью организации и развития системы
научно-исследовательской работы студентов (далее НИРС) является повышение
уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и
выявление талантливой молодежи для последующего обучения и пополнения
педагогических и научных кадров вузов, других учреждений и организаций страны
на основе новейших достижений научно-технического прогресса, экономической
мысли и культурного развития.
Основными задачами организации и развития системы НИРС являются:
Øобеспечение интеграции учебных занятий и
научно-исследовательской работы студентов;
Øосуществление органичного единства обучения и
подготовки студентов к творческому, научному и педагогическому труду;
Øсоздание условий для раскрытия и реализации личностных
творческих способностей студенческой молодежи;
Øрасширение массовости и повышение результативности
участия студентов в научной деятельности;
Øотбор талантливой молодежи, проявившей способности и
стремление к научной и педагогической деятельности;
Øформирование и развитие у студентов качеств
научно-педагогических и научных работников;
Øформирование и развитие у будущих специалистов: умения
вести научно обоснованную профессиональную работу на предприятиях любых
организационно-правовых форм; приложения полученных знаний и умений при
изменяющихся требованиях к своей деятельности; освоения методологии и практики
планирования, выбора оптимальных решений в условиях рыночных отношений;
готовности и способности к повышению квалификации и переподготовке;
Øподготовка руководителей высокой квалификации -
специалистов, имеющих навыки проектно-конструкторской работы, умеющих грамотно
разработать и реализовать конкретные научно-практические мероприятия на
производстве, обладающих навыками самоуправления;
Øповышение массовости и эффективности НИРС путем
привлечения студентов к исследованиям по наиболее приоритетным направлениям
науки, связанным с современными потребностями общества и государства;
Øпоиск и реализация источников финансирования, в том
числе за счет средств, получаемых из внебюджетных источников и инновационной
деятельности вузов, совершенствование форм и методов привлечения их к НИРС;
Øразвитие научных межвузовских связей как внутри
страны, так и со странами ближнего и дальнего зарубежья.
В качестве основных направлений организации НИРС можно сформулировать следующее:
·
повышение качества
учебного процесса за счет совместного участия студентов и преподавателей в
выполнении различных НИР;
·
участие студентов в
проведении прикладных, методических, поисковых и фундаментальных научных
исследованиях;
·
подержание и развитие
научных школ вузов в русле преемственности поколений;
·
предоставление студентам
возможности в процессе учебы испытать свои силы на различных направлениях
современной науки;
·
привлечение студентов к
рационализаторской работе и изобретательскому творчеству;
·
расширение участия
студентов в НИР, осуществляемой сверх учебных планов;
·
повышение результативности
научно-технических мероприятий НИРС;
·
содействие образованию и
деятельности предпринимательских научно-творческих объединений студентов
различных организационно-правовых форм;
·
активизация участия
преподавательского состава и научных работников вузов в организации и
руководстве НИРС.
Основными наиболее действенными организационными формами НИРС являются:
-
учебно-исследовательская
работа по учебным планам;
-
включение элементов НИР в
учебные занятия;
-
дипломные работы с
исследовательскими разделами или целиком научно-исследовательского характера;
-
индивидуальные
научно-исследовательские работы студентов, т.е. участие студентов в разработке
определенной проблемы под руководством конкретного научного руководителя из
числа профессорско-преподавательского состава;
-
выполнение НИР на
практиках;
-
подготовка научного
реферата на заданную тему;
-
студенческие научные
кружки, студенческие строительные отряды, студенческие научно-технологические
отряды, студенческие конструкторские бюро;
-
проведение студентами
грамотного патентного поиска;
-
получение студентами
патентов и авторских свидетельств;
-
студенческие научные
группы по проблемам, лаборатории и иные творческие объединения;
-
привлечение студентов к
выполнению научно-исследовательских проектов, финансируемых из различных
источников (госбюджет, договоры, гранты);
-
участие студентов в
студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях
различного уровня, стимулирующие развитие как системы НИРС, так и творчество
каждого студента. К ним относятся: научные семинары, конференции, симпозиумы,
смотры/конкурсы научных и учебно-исследовательских работ студентов, олимпиады
по дисциплинам и специальностям;
-
организация специальных
факультетов, курсов, программ, проведение занятий с группами наиболее способных
и мотивированных к науке студентов.
3.
Научно-исследовательская деятельность и научно-техническое творчество студентов
и молодых учёных ведущих Белгородских вузов
В концепции развития университета предусмотрена интенсификация
научно-исследовательской деятельности студентов, интеграция образования, науки
и производства. Именно поэтому, в качестве организационных мероприятий создана
комиссия научно-технического совета по организации научной работы студентов,
разработано Положение о научно-исследовательской работе студентов, активно
работает система поощрения студентов, удостоенных наград на конкурсах.
Кроме того, 1 марта 2002 года приказом ректора № 4/62 от 21.03.2002 года
был создан Отдел организации научно-исследовательской работы студентов
(начальник отдела – выпускница университета, аспирант Фоменко Юлия Владимировна).
Основная цель деятельности отдела — это активизация и развитие студенческой
научно-исследовательской работы; создание благоприятных условий, способствующих
эффективному образовательному процессу, профессиональному становлению
студентов.
В БГТУ им. В.Г. Шухова в настоящее время существуют как традиционные
формы участия студентов в научно-исследовательской работе (участие в выполнении
научно-исследовательских работ бюджетной и хоздоговорной тематик; участие в
научных конференциях, конкурсах и олимпиадах; выполнение научных исследований в
рамках курсового и дипломного проектирования и при прохождении производственных
практик; участие в работе студенческих научных кружков, дискуссионных клубов и
круглых столов; реферативная работа), так и совершенно новые направления. К
числу последних можно отнести: участие студенческих проектов в конкурсах
грантов, студенческие научно-технологические отряды, получение студентами
патентов и авторских свидетельств.
В марте 2004 года в университете создано Студенческое Научное Общество
(СНО), которое в настоящее время активно работает
Основной целью СНО является создание и развитие благоприятных условий для
формирования востребованных специалистов путем интенсификации
научно-исследовательской деятельности студентов, участия их в фундаментальных и
прикладных исследованиях, проводимых в вузе; обеспечение возможности для
каждого студента реализовать свое право на творческое развитие личности в
соответствии с его способностями и потребностями.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
Ø
формирование
конкурентоспособности российского студента, в частности студента БГТУ им. В.Г.
Шухова; возможности гибкой социальной и профессиональной мобильности студентов
в динамично развивающемся экономическом пространстве;
Ø
помощь студентам в
самостоятельном научном поиске и организационное обеспечение их научной работы;
Ø
своевременного информирования
студентов о запланированных научных конференциях, конкурсах, выставках и т.д. и
о возможности участия в них;
Ø
привлечение студентов к
участию во внутривузовских, областных, региональных, всероссийских и
международных студенческих мероприятиях, а также в организации и проведении
подобных мероприятий в университете;
Ø
содействие в использовании
результатов студенческих исследований в учебном процессе;
Ø
привлечение студентов к
инновационной деятельности, развитие умения доводить научно-исследовательскую
работу до уровня ее реализации;
Ø
обучение студентов
принципам организации производства и подготовки научно-технологической
документации;
Ø
установление и развитие
сотрудничества со СНО других высших учебных заведений с целью совместной
научной деятельности и обмена опытом;
Ø
содействие студентам в
повышении уровня научной подготовки и качества приобретаемых знаний.
Основные показатели научно-исследовательской
деятельности студентов университета за 2005 год показаны в приложении.
Накопленный в течение многих лет в университете
положительный опыт творческого сотрудничества различных кафедр при решении ряда
наукоемких задач свидетельствует о перспективности развития данного
направления.
Поэтому интеграция творческого потенциала ученых различных кафедр:
материаловедов, технологов, механиков, физиков, экологов, строителей и др. не
по волевому принципу, а по принципу осознанной необходимости и
взаимодополняющим научным интересам на долгую перспективу будет определять
успех научно-технического творчества в университете.
Создаваемый на инициативной основе Учебно-научно-производственный
комплекс «РЕЦИКЛ», разрабатываемые и постоянно поддерживаемые ректоратом
научно-технические направления могут являться примером подобного
сотрудничества.
Достаточно сказать, что учеными и аспирантами следующих кафедр:
технологических комплексов, машин и механизмов; строительного материаловедения,
изделий и конструкций; теплогазоснабжения и вентиляции; городского
строительства и хозяйства; физики; промышленной экологии; автомобильных дорог и
аэродромов и др. успешно решаются комплексные задачи производства
высокоэффективных теплоизоляционных материалов и изделий; механоактивации
вяжущих и компонентов для получения композиционных смесей различного
технологического назначения; создания энергосберегающих технологий и технических
средств для утилизации техногенных материалов различных производств и др.
Концентрация усилий ученых и специалистов различных кафедр служит базовой
основой для развития перспективных направлений деятельности в университете:
гармоничного сочетания учебно-научно-производственной деятельности (организации
ознакомительных, производственных и преддипломных практик; лабораторных занятий
с использованием действующего оборудования, выполнения реальных дипломных
проектов и научных работ и др.), освоения наукоемких технологий и
научно-технических проектов, организации профориентационной деятельности среди
молодежи, создания бизнес-инкубатора для подготовки и переподготовки
специалистов и др.
Важным направлением развития УНПК является создание при кафедрах
университета малых предприятий (развитой формы научно-технического
предпринимательства в вузах западных стран), обеспечивающих жизнеспособность и
«плавучесть» большого корабля – вуза в жестких условиях конкуренции на
образовательном пространстве.
Функционирование фонда содействия развитию малых форм предприятий в
научно-технической сфере, обеспечивающего (на конкурсной основе) создание таких
структур как УНПК «РЕЦИКЛ», также свидетельствует о государственной политике
развития научно-технического предпринимательства, в т.ч. для единения науки и
производства.
В относительно короткий срок в университете создана научно-техническая и
материальная база, обеспечивающая первые положительные результаты. По
результатам Всероссийского конкурса студенческих научных работ, разработки
студентов (нынешних аспирантов), Е.В. Синицы, С.П. Нечаева, Е.В. Скибина (г.
Новосибирск) в 2005 году удостоены золотых медалей. Во Всероссийском конкурсе
дипломных проектов дипломант Е.В. Уральская завоевала I место.
На Всероссийской выставке «Научно-техническое творчество молодежи – 2005»
(г. Москва) комплексный проект аспиранта С.П. Нечаева и студента гр. МОК-47
Е.В. Скибина «Малотоннажный технологический комплекс для производства
композиционных смесей» удостоен призового места и дипломов победителей.
НТТМ-2005 – это демонстрация интеллектуальных возможностей современной
молодежи России, итог смотров и выставок научного и технического творчества
аспирантов, студентов, школьников. Основная цель форума – содействие развитию
творческой активности, а также создание условий для организации
научно-технического творчества детей и молодежи.
В четвертый раз Белгородчину на этом научном форуме
представляли аспиранты и студенты БГТУ им. В.Г. Шухова. Александр Тарасов,
Марина Ворсина, Сергей Клюев, Сергей Нечаев, Евгений Скибин, Ирина Савенкова –
этих ребят по праву можно назвать будущим российской науки. Все они вернулись в
Белгород с дипломами «За новаторский подход в создании проекта и демонстрации его
на выставке». Кроме этого, аспирант А. Тарасов (вчерашний выпускник факультета
механического оборудования стройиндустрии) за проект «Завод по производству
пенобетонных изделий» был удостоен медали Всероссийского выставочного центра
«За успехи в научно-техническом творчестве». А Ирина Савенкова социологическим
исследованием «Система обслуживания населения региона по принципу «Одно окно»
доказала, что и в стенах технического вуза есть возможность плодотворно
заниматься гуманитарными науками.
В конкурсе инновационных проектов «ИННОВ-2005» заявленный проект
аспирантов и студентов Н.В. Солопова, С.П. Нечаева, Е.В. Скибина и др. (г.
Новочеркасск) занял I место.
По результатам творческого сотрудничества различных кафедр учеными вуза
поданы три работы на конкурс грантов.
Только в 2005 году по результатам проведенных исследований творческим
коллективом различных кафедр (ТКММ, СМиК, ТГВ, ГСХ, физики, ПЭ, АДА и др.) в
межвузовских научных сборниках и центральных журналах опубликовано 18 научных
статей, подано 8 заявок на изобретения.
Для организации учебного процесса на базе УНПК «РЕЦИКЛ» подготовлено 4
учебных пособия и электронный учебник.
Интеллектуальная собственность университета, реализованная в
опытно-промышленных образцах оборудования, защищена более чем 15 патентами. В
научной работе УНПК «РЕЦИКЛ» активно участвуют десятки студентов, 12 аспирантов
и соискателей различных кафедр. Реализацию своих творческих возможностей
осуществляют 5 докторантов и соискателей.
Потенциал такой формы деятельности далеко не исчерпан. Это создание
гибких малотоннажных комплексов для выпуска наукоемкой продукции, организация
деятельности СПКБ по заказам малых предприятий, реализация отдельных программ в
системе непрерывного профессионального образования (довузовская профориентационная
работа, дистанционные образовательные технологии, повышение квалификации и
переподготовка специалистов и др.), подготовка специалистов по новым наукоемким
технологиям для различных сфер научно-технического предпринимательства,
развития малого и среднего бизнеса и др.
В настоящее время проводятся опытно-промышленные испытания
технологических блоков УНПК и разработанных агрегатов, получены опытные образцы
строительных материалов и изделий. Намечены области дальнейшего расширения
взаимодействия с другими кафедрами: электроэнергетики, неорганической химии,
физической и коллоидной химии и др. [18]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|