скачать рефераты

МЕНЮ


Опыт молодёжного предпринимательства в научно-технической сфере

В последнее время Фонд особое внимание уделяет ориентации компаний на развитие интеграционных процессов между малыми инновационными предприятиями и большой наукой, и с этой целью отдает предпочтение таким проектам, реализация которых приводит к новым разработкам в университетах, академических и отраслевых институтах.

В рамках программы «Интеграция академической науки и высшей школы» Фонд начал финансировать те проекты, в которые третьим равноправным партнером вошли малые инновационные предприятия.

Начаты и успешно развиваются интеграционные программы с РАН и РАМН, в результате которых институты государственных академий получают на крайне выгодных для себя условиях выпускаемые малыми инновационными предприятиями новейшие научные и диагностические приборы, многие из которых не уступают мировому уровню

С 2004 года в соответствии с решением наблюдательного совета Фонд начал реализацию новой программы «СТАРТ» — по финансированию инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития, так называемое «посевное» финансирование. Основная цель программы — содействие ученым, инженерно-техническим работникам, студентам, стремящимся разработать и освоить производство нового товара (изделия, технологий) или услуги на основе результатов своих научных исследований.

При этом предполагается, что для реализации этой задачи 6удет образована наукоемкая компания, или новые товары и услуги создадут новую нишу высокотехнологичного производства существующего малого предприятия.

Одна из характерных особенностей малых инновационных пред­приятий при университетах и академических институтах — это небольшое число работников на постоянной основе по сравнению с числом привлекаемых по трудовым контрактам студентов, аспирантов.

 

2.3 Организация и развитие системы научно-исследовательской работы студентов

 

Основной целью организации и развития системы научно-исследовательской работы студентов (далее НИРС) является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего обучения и пополнения педагогических и научных кадров вузов, других учреждений и организаций страны на основе новейших достижений научно-технического прогресса, экономической мысли и культурного развития.

Основными задачами организации и развития системы НИРС являются:

Øобеспечение интеграции учебных занятий и научно-исследовательской работы студентов;

Øосуществление органичного единства обучения и подготовки студентов к творческому, научному и педагогическому труду;

Øсоздание условий для раскрытия и реализации личностных творческих способностей студенческой молодежи;

Øрасширение массовости и повышение результативности участия студентов в научной деятельности;

Øотбор талантливой молодежи, проявившей способности и стремление к научной и педагогической деятельности;

Øформирование и развитие у студентов качеств научно-педагогических и научных работников;

Øформирование и развитие у будущих специалистов: умения вести научно обоснованную профессиональную работу на предприятиях любых организационно-правовых форм; приложения полученных знаний и умений при изменяющихся требованиях к своей деятельности; освоения методологии и практики планирования, выбора оптимальных решений в условиях рыночных отношений; готовности и способности к повышению квалификации и переподготовке;

Øподготовка руководителей высокой квалификации - специалистов, имеющих навыки проектно-конструкторской работы, умеющих грамотно разработать и реализовать конкретные научно-практические мероприятия на производстве, обладающих навыками самоуправления;

Øповышение массовости и эффективности НИРС  путем привлечения студентов к исследованиям по наиболее приоритетным направлениям науки, связанным с современными потребностями общества и государства;

Øпоиск и реализация источников финансирования, в том числе за счет средств, получаемых из внебюджетных источников и инновационной деятельности вузов, совершенствование форм и методов привлечения их к НИРС;

Øразвитие научных межвузовских связей как внутри страны, так и со странами ближнего и дальнего зарубежья.

В качестве основных направлений организации НИРС можно сформулировать следующее:

·        повышение качества учебного процесса за счет совместного участия студентов и преподавателей в выполнении различных НИР;

·        участие студентов в проведении прикладных, методических, поисковых и фундаментальных научных исследованиях;

·        подержание и развитие научных школ вузов в русле преемственности поколений;

·        предоставление студентам возможности в процессе учебы испытать свои силы на различных направлениях современной науки;

·        привлечение студентов к рационализаторской работе и изобретательскому творчеству;

·        расширение участия студентов в НИР, осуществляемой сверх учебных планов;

·        повышение результативности научно-технических мероприятий НИРС;

·        содействие образованию и деятельности предпринимательских научно-творческих объединений студентов различных организационно-правовых форм;

·        активизация участия преподавательского состава и научных работников вузов в организации и руководстве НИРС.

Основными наиболее действенными организационными формами НИРС являются:

-                      учебно-исследовательская работа по учебным планам;

-                      включение элементов НИР в учебные занятия;

-                      дипломные работы с исследовательскими разделами или целиком научно-исследовательского характера;

-                      индивидуальные научно-исследовательские работы студентов, т.е. участие студентов в разработке определенной проблемы под руководством конкретного научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава;

-                      выполнение НИР на практиках;

-                      подготовка научного реферата на заданную тему;

-                      студенческие научные кружки, студенческие строительные отряды, студенческие научно-технологические отряды, студенческие конструкторские бюро;

-                      проведение студентами грамотного патентного поиска;

-                      получение студентами патентов и авторских свидетельств;

-                      студенческие научные группы по проблемам, лаборатории и иные творческие объединения;

-                      привлечение студентов к выполнению научно-исследовательских проектов, финансируемых из различных источников (госбюджет, договоры, гранты);

-                      участие студентов в студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня, стимулирующие развитие как системы НИРС, так и творчество каждого студента. К ним относятся: научные семинары, конференции, симпозиумы, смотры/конкурсы научных и учебно-исследовательских работ студентов, олимпиады по дисциплинам и специальностям;

-                      организация специальных факультетов, курсов, программ, проведение занятий с группами наиболее способных и мотивированных к науке студентов.

3. Научно-исследовательская деятельность и научно-техническое творчество студентов и молодых учёных ведущих Белгородских вузов


3.1 Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова


В концепции развития университета предусмотрена интенсификация научно-исследовательской деятельности студентов, интеграция образования, науки и производства. Именно поэтому, в качестве организационных мероприятий создана комиссия научно-технического совета по организации научной работы студентов, разработано Положение о научно-исследовательской работе студентов, активно работает система поощрения студентов, удостоенных наград на конкурсах.

Кроме того, 1 марта 2002 года приказом ректора № 4/62 от 21.03.2002 года был создан Отдел организации научно-исследовательской работы студентов (начальник отдела – выпускница университета, аспирант Фоменко Юлия Владимировна).  Основная цель деятельности отдела — это активизация и развитие студенческой научно-исследовательской работы; создание благоприятных условий, способствующих эффективному образовательному процессу, профессиональному становлению студентов.

В БГТУ им. В.Г. Шухова в настоящее время существуют как традиционные формы участия студентов в научно-исследовательской работе (участие в выполнении научно-исследовательских работ бюджетной и хоздоговорной тематик; участие в научных конференциях, конкурсах и олимпиадах; выполнение научных исследований в рамках курсового и дипломного проектирования и при прохождении производственных практик; участие в работе студенческих научных кружков, дискуссионных клубов и круглых столов; реферативная работа), так и совершенно новые направления. К числу последних можно отнести: участие студенческих проектов в конкурсах грантов, студенческие научно-технологические отряды, получение студентами патентов и авторских свидетельств.

В марте 2004 года в университете создано Студенческое Научное Общество (СНО), которое в настоящее время активно работает

Основной целью СНО является создание и развитие благоприятных условий для формирования востребованных специалистов путем интенсификации научно-исследовательской деятельности студентов, участия их в фундаментальных и прикладных исследованиях, проводимых в вузе; обеспечение возможности для каждого студента реализовать свое право на творческое развитие личности в соответствии с его способностями и потребностями.

Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

Ø    формирование конкурентоспособности российского студента, в частности студента БГТУ им. В.Г. Шухова; возможности гибкой социальной и профессиональной мобильности студентов в динамично развивающемся экономическом пространстве;

Ø    помощь студентам в самостоятельном научном поиске и организационное обеспечение их научной работы;

Ø    своевременного информирования студентов о запланированных научных конференциях, конкурсах, выставках и т.д. и о возможности участия в них;

Ø    привлечение студентов к участию во внутривузовских, областных, региональных, всероссийских и международных студенческих мероприятиях, а также в организации и проведении подобных мероприятий в университете;

Ø    содействие в использовании результатов студенческих исследований в учебном процессе;

Ø    привлечение студентов к инновационной деятельности, развитие умения доводить научно-исследовательскую работу до уровня ее реализации;

Ø    обучение студентов принципам организации производства и подготовки научно-технологической документации;

Ø    установление и развитие сотрудничества со СНО других высших учебных заведений с целью совместной научной деятельности и обмена опытом; 

Ø    содействие студентам в повышении уровня научной подготовки и качества приобретаемых знаний.

Основные показатели научно-исследовательской деятельности студентов университета за 2005 год показаны в приложении.

Накопленный в течение многих лет в университете положительный опыт творческого сотрудничества различных кафедр при решении ряда наукоемких задач свидетельствует о перспективности развития данного направления.

Поэтому интеграция творческого потенциала ученых различных кафедр: материаловедов, технологов, механиков, физиков, экологов, строителей и др. не по волевому принципу, а по принципу осознанной необходимости и взаимодополняющим научным интересам на долгую перспективу будет определять успех научно-технического творчества в университете.

Создаваемый на инициативной основе Учебно-научно-производственный комплекс «РЕЦИКЛ», разрабатываемые и постоянно поддерживаемые ректоратом научно-технические направления могут являться примером подобного сотрудничества.

Достаточно сказать, что учеными и аспирантами следующих кафедр: технологических комплексов, машин и механизмов; строительного материаловедения, изделий и конструкций; теплогазоснабжения и вентиляции; городского строительства и хозяйства; физики; промышленной экологии; автомобильных дорог и аэродромов и др. успешно решаются комплексные задачи производства высокоэффективных теплоизоляционных материалов и изделий; механоактивации вяжущих и компонентов для получения композиционных смесей различного технологического назначения; создания энергосберегающих технологий и технических средств для утилизации техногенных материалов различных производств и др.

Концентрация усилий ученых и специалистов различных кафедр служит базовой основой для развития перспективных направлений деятельности в университете: гармоничного сочетания учебно-научно-производственной деятельности (организации ознакомительных, производственных и преддипломных практик; лабораторных занятий с использованием действующего оборудования, выполнения реальных дипломных проектов и научных работ и др.), освоения наукоемких технологий и научно-технических проектов, организации профориентационной деятельности среди молодежи, создания бизнес-инкубатора для подготовки и переподготовки специалистов и др.

Важным направлением развития УНПК является создание при кафедрах университета малых предприятий (развитой формы научно-технического предпринимательства в вузах западных стран), обеспечивающих жизнеспособность и «плавучесть» большого корабля – вуза в жестких условиях конкуренции на образовательном пространстве.

Функционирование фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, обеспечивающего (на конкурсной основе) создание таких структур как УНПК «РЕЦИКЛ», также свидетельствует о государственной политике развития научно-технического предпринимательства, в т.ч. для единения науки и производства.

В относительно короткий срок в университете создана научно-техническая и материальная база, обеспечивающая первые положительные результаты. По результатам Всероссийского конкурса студенческих научных работ, разработки студентов (нынешних аспирантов), Е.В. Синицы, С.П. Нечаева, Е.В. Скибина (г. Новосибирск) в 2005 году удостоены золотых медалей. Во Всероссийском конкурсе дипломных проектов дипломант Е.В. Уральская завоевала I место.

На Всероссийской выставке «Научно-техническое творчество молодежи – 2005» (г. Москва) комплексный проект аспиранта С.П. Нечаева и студента гр. МОК-47 Е.В. Скибина «Малотоннажный технологический комплекс для производства композиционных смесей» удостоен призового места и дипломов победителей.

НТТМ-2005 – это демонстрация интеллектуальных возможностей современной молодежи России, итог смотров и выставок научного и технического творчества аспирантов, студентов, школьников. Основная цель форума – содействие развитию творческой активности, а также создание условий для организации научно-технического творчества детей и молодежи.

В четвертый раз Белгородчину на этом научном форуме представляли аспиранты и студенты БГТУ им. В.Г. Шухова. Александр Тарасов, Марина Ворсина, Сергей Клюев, Сергей Нечаев, Евгений Скибин, Ирина Савенкова – этих ребят по праву можно назвать будущим российской науки. Все они вернулись в Белгород с дипломами «За новаторский подход в создании проекта и демонстрации его на выставке». Кроме этого, аспирант А. Тарасов (вчерашний выпускник факультета механического оборудования стройиндустрии) за проект «Завод по производству пенобетонных изделий» был удостоен медали Всероссийского выставочного центра «За успехи в научно-техническом творчестве». А Ирина Савенкова социологическим исследованием «Система обслуживания населения региона по принципу «Одно окно» доказала, что и в стенах технического вуза есть возможность плодотворно заниматься гуманитарными науками.

В конкурсе инновационных проектов «ИННОВ-2005» заявленный проект аспирантов и студентов Н.В. Солопова, С.П. Нечаева, Е.В. Скибина и др. (г. Новочеркасск) занял I место.

По результатам творческого сотрудничества различных кафедр учеными вуза поданы три работы на конкурс грантов.

Только в 2005 году по результатам проведенных исследований творческим коллективом различных кафедр (ТКММ, СМиК, ТГВ, ГСХ, физики, ПЭ, АДА и др.) в межвузовских научных сборниках и центральных журналах опубликовано 18 научных статей, подано 8 заявок на изобретения.

Для организации учебного процесса на базе УНПК «РЕЦИКЛ» подготовлено 4 учебных пособия и электронный учебник.

Интеллектуальная собственность университета, реализованная в опытно-промышленных образцах оборудования, защищена более чем 15 патентами. В научной работе УНПК «РЕЦИКЛ» активно участвуют десятки студентов, 12 аспирантов и соискателей различных кафедр. Реализацию своих творческих возможностей осуществляют 5 докторантов и соискателей.

Потенциал такой формы деятельности далеко не исчерпан. Это создание гибких малотоннажных комплексов для выпуска наукоемкой продукции, организация деятельности СПКБ по заказам малых предприятий, реализация отдельных программ в системе непрерывного профессионального образования (довузовская профориентационная работа, дистанционные образовательные технологии, повышение квалификации и переподготовка специалистов и др.), подготовка специалистов по новым наукоемким технологиям для различных сфер научно-технического предпринимательства, развития малого и среднего бизнеса и др.

В настоящее время проводятся опытно-промышленные испытания технологических блоков УНПК и разработанных агрегатов, получены опытные образцы строительных материалов и изделий. Намечены области дальнейшего расширения взаимодействия с другими кафедрами: электроэнергетики, неорганической химии, физической и коллоидной химии и др. [18]

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.